Ближний Восток
Re: Турция
американские солдаты прибыли в Сирию
26 Ноября 2015, 15:31
Полсотни солдат и офицеров армии США прибыли в сирийский город Эйн-Аль-Араб на границе с Турцией, сообщает телеканал "Аль-Маядин".
"Прибыли около 50 солдат и офицеров-американцев в Эйн-Аль-Араб для поддержки курдов в борьбе с ИГ", — сообщает "Аль-Маядин" со ссылкой на собственного корреспондента.
По данным телеканала, американские военнослужащие пересекли сирийскую границу через КПП "Байнар" на границе с Турцией, часть солдат уже добралась до города Камышли.
В конце октября президент США Барак Обама дал свое согласие на отправку американских военнослужащих сил спецназначения в Сирию для поддержки курдских сил самообороны в борьбе с террористической группировкой "Исламское государство".
26 Ноября 2015, 15:31
Полсотни солдат и офицеров армии США прибыли в сирийский город Эйн-Аль-Араб на границе с Турцией, сообщает телеканал "Аль-Маядин".
"Прибыли около 50 солдат и офицеров-американцев в Эйн-Аль-Араб для поддержки курдов в борьбе с ИГ", — сообщает "Аль-Маядин" со ссылкой на собственного корреспондента.
По данным телеканала, американские военнослужащие пересекли сирийскую границу через КПП "Байнар" на границе с Турцией, часть солдат уже добралась до города Камышли.
В конце октября президент США Барак Обама дал свое согласие на отправку американских военнослужащих сил спецназначения в Сирию для поддержки курдских сил самообороны в борьбе с террористической группировкой "Исламское государство".
Re: Турция
Эрдоган: "Мы продолжим сбивать нарушителей наших границ"
26 Ноября 2015, 15:27
Президент Турции Тайип Эрдоган заявил, что в случае нарушения воздушных границ страны будет такой же ответ, как при инциденте со сбитым российским бомбардировщиком Су-24.
"Если сегодня точно такое же нарушение наших воздушных границ случится, мы в состоянии дать такой же ответ", — сказал он на заседании глав сельских администраций в Анкаре в четверг.
26 Ноября 2015, 15:27
Президент Турции Тайип Эрдоган заявил, что в случае нарушения воздушных границ страны будет такой же ответ, как при инциденте со сбитым российским бомбардировщиком Су-24.
"Если сегодня точно такое же нарушение наших воздушных границ случится, мы в состоянии дать такой же ответ", — сказал он на заседании глав сельских администраций в Анкаре в четверг.
Re: Турция
Это шо делается то?
Re: Турция
Какая актуальная картинка, даже и не скажешь, что ей больше полувека. "И восходит солнце, и заходит солнце..."Vadim писал(а):Словацкая карикатура. Карикатура называется “Odhalená agresia”. Была опубликована в популярном словацком сатирическом журнале "Roháč" в 1958 году.
Меняю чувство юмора на повод для смеха. :D
Re: Турция
ИМХО, кто-то в звёздно-полосатой пижаме бросил Турцию на амбразуру, чтобы и России помешать и себя, если что не подставить. А уж рычагов для давления на Эрдогана у них более чем. Но... после такого заявления Анкары, совсем неудивительно, если какой-нибудь турецкий самолёт вдруг пересечёт чужое воздушное пространство за 4 км. до границы и будет сбит.Galtenok писал(а):Это шо делается то?
Меняю чувство юмора на повод для смеха. :D
Re: Турция
Эрдоган назвал агрессией возможное применение С-400 против Турции
Президент Турции Реджем Тайип Эрдоган заявил, что сочтет агрессией ситуацию, при которой турецкий военный самолет, который нарушит воздушное пространство Сирии, будет сбит с помощью российского зенитного комплекса С-400. Об этом он сообщил в интервью телекомпании CNN.
Эрдоган сообщил, что такая ситуация возможна и она вынудит Турцию принять дальнейшие меры, которые, не будут обсуждаться. Он отметил, что это будет агрессия по отношению к турецкому праву на суверенитет и для государства естественно отстаивать это право.
Ранее Эрдоган заявил, что Турция не планирует извиняться за сбитый турецким истребителем F16 российский бомбардировщик Су-24. Он отметил, что в этом случае, должны извиняться те, кто нарушил воздушное пространство. Эрдоган подчеркнул также, что уничтожение Су-24 было «автоматической реакцией» ВВС Турции на на нарушение воздушных границ страны,сообщило турецкое издание Today's Zaman.
В свою очередь, президент России Владимир Путин выразил сожаление, что российская сторона слышит «невнятные объяснения, изъявления о том, что даже извиняться не за что».
4 ноября турецкий истребитель F-16 сбил ракетой типа «воздух-воздух» российский фронтовой бомбардировщик Су-24. Минобороны Турции заявило, что самолет нарушил воздушное пространство страны и получил за 5 минут 10 предупреждений, прежде чем был сбит. Минобороны России подчеркнуло, что F-16 сбил Су-24 на территории Сирии, когда он уже был на обратном пути на авиабазу «Хмеймим».
Владимир Путин назвал случившееся «ударом в спину» со стороны пособников террористов и пообещал, что это не останется без ответа.
Президент Турции Реджем Тайип Эрдоган заявил, что сочтет агрессией ситуацию, при которой турецкий военный самолет, который нарушит воздушное пространство Сирии, будет сбит с помощью российского зенитного комплекса С-400. Об этом он сообщил в интервью телекомпании CNN.
Эрдоган сообщил, что такая ситуация возможна и она вынудит Турцию принять дальнейшие меры, которые, не будут обсуждаться. Он отметил, что это будет агрессия по отношению к турецкому праву на суверенитет и для государства естественно отстаивать это право.
Ранее Эрдоган заявил, что Турция не планирует извиняться за сбитый турецким истребителем F16 российский бомбардировщик Су-24. Он отметил, что в этом случае, должны извиняться те, кто нарушил воздушное пространство. Эрдоган подчеркнул также, что уничтожение Су-24 было «автоматической реакцией» ВВС Турции на на нарушение воздушных границ страны,сообщило турецкое издание Today's Zaman.
В свою очередь, президент России Владимир Путин выразил сожаление, что российская сторона слышит «невнятные объяснения, изъявления о том, что даже извиняться не за что».
4 ноября турецкий истребитель F-16 сбил ракетой типа «воздух-воздух» российский фронтовой бомбардировщик Су-24. Минобороны Турции заявило, что самолет нарушил воздушное пространство страны и получил за 5 минут 10 предупреждений, прежде чем был сбит. Минобороны России подчеркнуло, что F-16 сбил Су-24 на территории Сирии, когда он уже был на обратном пути на авиабазу «Хмеймим».
Владимир Путин назвал случившееся «ударом в спину» со стороны пособников террористов и пообещал, что это не останется без ответа.
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 32693
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14986
- Откуда: СССР
Re: Турция
Расстраивает меня сильно риторика Эрдогана. Худший вариант - хохлы с турками будут отжимать Крым обратно.
Я бы грекам какую самолёто- сбивающую машинку подогрела бы, они жалуются, что турецкие самолёты постоянно вторгаются в их небо и никого ничего не смущает...
Я бы грекам какую самолёто- сбивающую машинку подогрела бы, они жалуются, что турецкие самолёты постоянно вторгаются в их небо и никого ничего не смущает...
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Турция
Да, похоже, Эрдоган закусил удила, раз двойные стадарты его ни капли не смущают.
Меняю чувство юмора на повод для смеха. :D
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 32693
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14986
- Откуда: СССР
Re: Турция
Тут ещё такой момент есть - российские самолёты можно сбить. Всё.
Только что читала статью, что есть в наших истребках такая начинка, которая позволяет отследить и перенаправить, выпущенную бомбу на цель - фантом. Чего не сработало? Блеф?
Офигеть теперь сколько пропаганды надо насыпать, чтобы увести от этих мыслей народ...
Только что читала статью, что есть в наших истребках такая начинка, которая позволяет отследить и перенаправить, выпущенную бомбу на цель - фантом. Чего не сработало? Блеф?
Офигеть теперь сколько пропаганды надо насыпать, чтобы увести от этих мыслей народ...
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Турция
Вот что наши на туретчине вычитали.
Некуда сейчас Эрдогану отступать. Место под ним шатается, нефтяной бизнес несёт убытки. А извиняться он, как и США, не будет.По данным турецких и сирийских СМИ, человек, который обеспечивает экспорт нефти с контролируемых ИГИЛ территорий, не кто иной, как родной сын турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана. Зовут его Билал.
Известно, что Билал Эрдоган владеет сразу несколькими судоходными компаниями. Появилась информация, что он подписал контракт для транспортировки "игиловской" нефти на азиатские рынки. У судоходных компаний Билала Эрдогана в портах Бейрута и Джейхана есть особые причалы, куда танкерами доставляется контрабандная нефть.
Вице-президент Республиканской народной партии Турции Гюрсель Текин в недавнем интервью турецким СМИ сообщил: президент Эрдоган не видит в деятельности своего сына правовых нарушений. "Но по факту Билал Эрдоган по уши увяз в террористической деятельности". Текин добавил, что судоходная компания Билала BMZ Ltd. является семейным бизнесом, а акциями BMZ владеют близкие родственники главы турецкого государства.
http://www.rg.ru/2015/11/26/bilal.html?ref=rt.com
Меняю чувство юмора на повод для смеха. :D
Re: Турция
Речь про современные истребители и перспективные средства РЭБ, не факт что это всё реализовано и испытано. Я ни разу не видел информацию о подобном из достоверных источников.Radugnyi писал(а):Тут ещё такой момент есть - российские самолёты можно сбить. Всё.
Только что читала статью, что есть в наших истребках такая начинка, которая позволяет отследить и перенаправить, выпущенную бомбу на цель - фантом. Чего не сработало? Блеф?
Офигеть теперь сколько пропаганды надо насыпать, чтобы увести от этих мыслей народ...
И речь идёт о ракетах, а бомбу ты никак не перенаправишь, разве что поразишь боевую часть или вызовешь дистанционно досрочный взрыв.
Что касается большинства ура-патриотической прессы, то там сплошное шапкозакидательство и помпа. Касается и всяких помпезных роликов из военного обозрения.
Re: Турция
По меркам военно-воздушных сил Турции российская группировка ВКС в Сирии - ничтожна, и её можно раздавить как клопа. Невзирая на С-400, крейсер и т.п. - будут также оказывать радиоэлектронную поддержку американцы. Но это уже открытая горячая война с НАТО.Radugnyi писал(а):Тут ещё такой момент есть - российские самолёты можно сбить. Всё.
Возможно именно на это и была рассчитана провокация со сбитием российского бомбардировщика.
Re: Турция
Это означает масштабную войну с применением ядерного оружия.Radugnyi писал(а):Расстраивает меня сильно риторика Эрдогана. Худший вариант - хохлы с турками будут отжимать Крым обратно...
Re: Турция
Не бомбу, а ракету.Radugnyi писал(а): Только что читала статью, что есть в наших истребках такая начинка, которая позволяет отследить и перенаправить, выпущенную бомбу на цель - фантом. Чего не сработало? Блеф?
Тепловая ловушка, прошлый век.
Что-то невнятное писали. Не ожидали, поэтому не отстреляли. Находились в полном благодушии.
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 32693
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14986
- Откуда: СССР
Re: Турция
Отож... Или проснулись утром - ан нет уже Турции и хрен его знает кто портянку на пульт управления ядерной боеголовкой кинул - и весь мир в тихом ахуе неделю...John Root писал(а): Это означает масштабную войну с применением ядерного оружия.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 32693
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14986
- Откуда: СССР
Re: Турция
Хоть прошлый, хоть позапрошлый, чего не сработало? Какого хрена расслабились? Мутная история...John Root писал(а): Не бомбу, а ракету.
Тепловая ловушка, прошлый век.
Что-то невнятное писали. Не ожидали, поэтому не отстреляли. Находились в полном благодушии.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Турция
06:48 am - СУ-24 – полная реконструкция событийRadugnyi писал(а): Хоть прошлый, хоть позапрошлый, чего не сработало? Какого хрена расслабились? Мутная история...
Самолет ВВС США Boeing E-3 Sentry AWACS взлетел 24 ноября с авиабазы Превеза в Греции. Второй Е-3А ВВС Саудовской Аравии взлетел с авиабазы Riyadh. Оба самолета выполняли одну общую задачу — определение точного местоположения самолетов ВКС России. Они же и выбрали «жертву».
Американский Е-3А должен был определять режим работы РЛС управления оружием самолета Су-24М2, проверять, находится ли она в состоянии поиска или уже выполнила захват и сопровождает цель, вырабатывая данные для стрельбы. Известно, что AWACS может управлять действиями авиации в бою и передавать БРЭО и ПНК самолетов информацию для ведения боевых действий.
То есть определить, насколько беззащитен наш самолет. Как известно, Су-24М2 возвращался с задания, и его ПНК работал в режиме «навигация» совместно с ГЛОНАСС, он шел на базу и не готовился к активным действиям. Е-3 все время передавали подробную информацию о Су-24М2 паре патрульных турецких F-16CJ. Этот самолет специально выпускается для Турции. Его особенностью является наличие компьютера, управляющего новым радаром AN/APG-68 и выполняющего роль второго пилота-штурмана.
Но этой информации явно недостаточно для выхода на высокоскоростную цель.
Точность выхода истребителей F-16CJ дополнительно обеспечивали наземные комплексы ПВО Patriot США, размещенные в Турции, а точнее их многофункциональные РЛС AN/MPQ-53. ЗРК Patriot может работать с Е-3 и спутниками радиоэлектронной разведки MENTOR, не исключено, что в спутниковой группировке участвовал еще КА «Геосат».
Траектория полета F-16CJ говорит о высокоточном выходе на цель по методу триангуляции: пара Е-3А плюс РЛС ЗРК Patriot плюс геостационарные спутники РЭР MENTOR и, возможно, КА «Геосат».
При этом Е-3 давали указания, где наш самолет в воздухе, определяли его эшелон, скорость, состояние управления оружием, РЛС ЗРК Patriot совместно со спутником радиоэлектронной разведки MENTOR обеспечивал телеметрию движения Су-24М2 относительно поверхности — то есть выдал точный прогнозируемый сектор появления нашего самолета относительно гористой местности.
Получается, что турецкие истребители абсолютно точно знали, где ждать наш самолет в засаде. Пара F-16CJ вышла в район пуска и с расстояния 4−6 километров, практически в упор (!) пустила ракету «воздух-воздух» AIM-9X Sidewinder в заднюю полусферу российского бомбардировщика. При этом БРЛС AN/APG-68 запустившего ракету истребителя работала в режиме «подсветка цели»: включилась в момент пуска и отключилась после того, как ракета уверенно захватила и поразила цель.
Шансы избежать поражения у экипажа Су-24М2 были равны нулю.
Против ракеты AIM-9X с новой матричной инфракрасной головкой самонаведения, формирующей изображение цели в ИК-диапазоне и нечувствительной к тепловым ловушкам, у Су-24М2 нет систем противодействия. Его средства противодействия: БКО «Карпаты», со станцией предупреждения о радиолокационном облучении СПО-15С, теплопеленгатором ЛО-82 для обнаружения пусков ракет, станция постановки активных помех СПС-161, устройство выброса дипольных отражателей и ложных тепловых целей АПП-50 — не могут противостоять новой ракете AIM-9X.
Если бы было сопровождение истребителей, трагедию смогла бы предотвратить пара Су-30СМ, имеющих на вооружение БКО «Хибины-У». Но никто не ждал удара в спину от союзника, тем более предупрежденного о деталях операции нашим партнером, которым принадлежат «Патриоты» и «Аваксы», а также спутники, возможно, задействованные в операции.
Нет у Турции собственных возможностей для подобной кропотливой и очень точной работы. И не забывайте про второй E-3, приписанный к ВВС КСА. Весь сценарий достаточно скоротечен, счет шел на секунды.
Но турки все же допустили ошибку, из-за которой провокация не совсем удалась. F-16CJ вышли на поражение с опозданием в 2 минуты, когда Су-24М2 уже покинул участок спорной 68-километровой территории на севере Сирии (на ее пролет ему потребовалось 1,5 минуты максимум). Команду «на поражение» F-16CJ не отменили, поэтому пуск ракет был произведен чуть дальше расчетной точки. Это подтверждает и то, что съемка падения Су-24М2 планировалась как с территории Сирии, так и с территории Турции, однако «сирийские» кадры более подробны. Похоже, что это спасло и нашего штурмана. Он смог уйти в «зеленку» и дождаться там поискового отряда.
http://vlad-dolohov.livejournal.com/1748043.html
Re: Сирия.
Пилота Су-24 спас иранский генерал, который является кошмаром ИГИЛ
Сообщается, что выживший пилот российского бомбардировщика «Су-24» нарушившего воздушное пространство Турции, был спасен группой под руководством генерала Гасема Сулеймани, являющейся иностранной ветвью Корпуса стражей исламской революции.
Как передает Oxu.Az со ссылкой на Haberler.com, об этом сообщило иранское информагентство.
По утверждению агенства, операция по спасению российского пилота в области, где находились туркменские бойцы, оказалась неудачной.
Вторая операция по спасению российского пилота группой Сулеймани, который сражается на стороне Башара Асада, состоящей из бойцов «Хезболла» и сириских командиров, оказалась успешной.
http://faktxeber.com/ru/News_h440000.html
Сообщается, что выживший пилот российского бомбардировщика «Су-24» нарушившего воздушное пространство Турции, был спасен группой под руководством генерала Гасема Сулеймани, являющейся иностранной ветвью Корпуса стражей исламской революции.
Как передает Oxu.Az со ссылкой на Haberler.com, об этом сообщило иранское информагентство.
По утверждению агенства, операция по спасению российского пилота в области, где находились туркменские бойцы, оказалась неудачной.
Вторая операция по спасению российского пилота группой Сулеймани, который сражается на стороне Башара Асада, состоящей из бойцов «Хезболла» и сириских командиров, оказалась успешной.
http://faktxeber.com/ru/News_h440000.html
Re: Сирия.
Вообще же, ситуация складывается не очень оптимистичная для России. Понятно, что Смердоган действовал имея крышу.
....
....
— Это только тактическое обеспечение финала. Сама операция началась гораздо раньше. На протяжении всего периода действия российских ВКС — разведка стран НАТО не сидела сложа руки. За действиями нашей авиации велся постоянный мониторинг средствами космической, воздушной и наземной разведок. В самом нападении было задействовано несколько комплексов разведки и целеуказания — как минимум 3, а также два F-16 с новейшими ракетами AIM-9X.
— Как все происходило?
— Самолет ВВС США Boeing E-3 Sentry AWACS взлетел 24 ноября с авиабазы Превеза в Греции. Второй Е-3А ВВС Саудовской Аравии взлетел с авиабазы Riyadh. Оба самолета выполняли одну общую задачу — определение точного местоположения самолетов ВКС России. Они же и выбрали «жертву».
Американский Е-3А должен был определять режим работы РЛС управления оружием самолета Су-24М2, проверять, находится ли она в состоянии поиска или уже выполнила захват и сопровождает цель, вырабатывая данные для стрельбы. Известно, что AWACS может управлять действиями авиации в бою и передавать БРЭО и ПНК самолетов информацию для ведения боевых действий.
— То есть определить, насколько беззащитен наш самолет?
Получается, что да. Как известно, Су-24М2 возвращался с задания, и его ПНК работал в режиме «навигация» совместно с ГЛОНАСС, он шел на базу и не готовился к активным действиям. Е-3 все время передавали подробную информацию о Су-24М2 паре патрульных турецких F-16CJ. Этот самолет специально выпускается для Турции. Его особенностью является наличие компьютера, управляющего новым радаром AN/APG-68 и выполняющего роль второго пилота-штурмана.
— Но этой информации явно недостаточно для выхода на высокоскоростную цель. Использовалось еще что-то?
— Действительно, точность выхода истребителей F-16CJ дополнительно обеспечивали наземные комплексы ПВО Patriot США, размещенные в Турции, а точнее их многофункциональные РЛС AN/MPQ-53. ЗРК Patriot может работать с Е-3 и спутниками радиоэлектронной разведки MENTOR, не исключено, что в спутниковой группировке участвовал еще КА «Геосат».
Траектория полета F-16CJ говорит о высокоточном выходе на цель по методу триангуляции: пара Е-3А плюс РЛС ЗРК Patriot плюс геостационарные спутники РЭР MENTOR и, возможно, КА «Геосат».
При этом Е-3 давали указания, где наш самолет в воздухе, определяли его эшелон, скорость, состояние управления оружием, РЛС ЗРК Patriot совместно со спутником радиоэлектронной разведки MENTOR обеспечивал телеметрию движения Су-24М2 относительно поверхности — то есть выдал точный прогнозируемый сектор появления нашего самолета относительно гористой местности.
— Получается, что турецкие истребители абсолютно точно знали, где ждать наш самолет в засаде?
— Конечно. Пара F-16CJ вышла в район пуска и с расстояния 4−6 километров, практически в упор (!) пустила ракету «воздух-воздух» AIM-9X Sidewinder в заднюю полусферу российского бомбардировщика. При этом БРЛС AN/APG-68 запустившего ракету истребителя работала в режиме «подсветка цели»: включилась в момент пуска и отключилась после того, как ракета уверенно захватила и поразила цель.
— Была ли у наших пилотов возможность спасти самолет?
— Нет. Шансы избежать поражения у экипажа Су-24М2 были равны нулю.
Против ракеты AIM-9X с новой матричной инфракрасной головкой самонаведения, формирующей изображение цели в ИК-диапазоне и нечувствительной к тепловым ловушкам, у Су-24М2 нет систем противодействия. Его средства противодействия: БКО «Карпаты», со станцией предупреждения о радиолокационном облучении СПО-15С, теплопеленгатором ЛО-82 для обнаружения пусков ракет, станция постановки активных помех СПС-161, устройство выброса дипольных отражателей и ложных тепловых целей АПП-50 — не могут противостоять новой ракете AIM-9X.
— А если бы было сопровождение истребителей?
— Теперь оно будет. Конечно, трагедию смогла бы предотвратить пара Су-30СМ, имеющих на вооружении БКО «Хибины-У». Но никто не ждал удара в спину от союзника, тем более предупрежденного о деталях операции нашим партнером.
— Вы имеете в виду «американских партнеров», тех самых, которым принадлежат «Патриоты» и «Аваксы», а также спутники, возможно, задействованные в операции?
— Да, с большой степенью вероятности. Нет у Турции собственных возможностей для подобной кропотливой и очень точной работы. И не забывайте про второй E-3, приписанный к ВВС КСА. Весь сценарий достаточно скоротечен, счет шел на секунды.
— Неужели все прошло так уж гладко?
— Турки все же допустили ошибку, из-за которой провокация не совсем удалась. F-16CJ вышли на поражение с опозданием в 2 минуты, когда Су-24М2 уже покинул участок спорной 68-километровой территории на севере Сирии (на ее пролет ему потребовалось 1,5 минуты максимум). Команду «на поражение» F-16CJ не отменили, поэтому пуск ракет был произведен чуть дальше расчетной точки. Это подтверждает и то, что съемка падения Су-24М2 планировалась как с территории Сирии, так и с территории Турции, однако «сирийские» кадры более подробны. Похоже, что это спасло и нашего штурмана. Он смог уйти в «зеленку» и дождаться там поискового отряда.
http://warfiles.ru/show-101284-amerikan ... navodil-tu...
....
....
— Это только тактическое обеспечение финала. Сама операция началась гораздо раньше. На протяжении всего периода действия российских ВКС — разведка стран НАТО не сидела сложа руки. За действиями нашей авиации велся постоянный мониторинг средствами космической, воздушной и наземной разведок. В самом нападении было задействовано несколько комплексов разведки и целеуказания — как минимум 3, а также два F-16 с новейшими ракетами AIM-9X.
— Как все происходило?
— Самолет ВВС США Boeing E-3 Sentry AWACS взлетел 24 ноября с авиабазы Превеза в Греции. Второй Е-3А ВВС Саудовской Аравии взлетел с авиабазы Riyadh. Оба самолета выполняли одну общую задачу — определение точного местоположения самолетов ВКС России. Они же и выбрали «жертву».
Американский Е-3А должен был определять режим работы РЛС управления оружием самолета Су-24М2, проверять, находится ли она в состоянии поиска или уже выполнила захват и сопровождает цель, вырабатывая данные для стрельбы. Известно, что AWACS может управлять действиями авиации в бою и передавать БРЭО и ПНК самолетов информацию для ведения боевых действий.
— То есть определить, насколько беззащитен наш самолет?
Получается, что да. Как известно, Су-24М2 возвращался с задания, и его ПНК работал в режиме «навигация» совместно с ГЛОНАСС, он шел на базу и не готовился к активным действиям. Е-3 все время передавали подробную информацию о Су-24М2 паре патрульных турецких F-16CJ. Этот самолет специально выпускается для Турции. Его особенностью является наличие компьютера, управляющего новым радаром AN/APG-68 и выполняющего роль второго пилота-штурмана.
— Но этой информации явно недостаточно для выхода на высокоскоростную цель. Использовалось еще что-то?
— Действительно, точность выхода истребителей F-16CJ дополнительно обеспечивали наземные комплексы ПВО Patriot США, размещенные в Турции, а точнее их многофункциональные РЛС AN/MPQ-53. ЗРК Patriot может работать с Е-3 и спутниками радиоэлектронной разведки MENTOR, не исключено, что в спутниковой группировке участвовал еще КА «Геосат».
Траектория полета F-16CJ говорит о высокоточном выходе на цель по методу триангуляции: пара Е-3А плюс РЛС ЗРК Patriot плюс геостационарные спутники РЭР MENTOR и, возможно, КА «Геосат».
При этом Е-3 давали указания, где наш самолет в воздухе, определяли его эшелон, скорость, состояние управления оружием, РЛС ЗРК Patriot совместно со спутником радиоэлектронной разведки MENTOR обеспечивал телеметрию движения Су-24М2 относительно поверхности — то есть выдал точный прогнозируемый сектор появления нашего самолета относительно гористой местности.
— Получается, что турецкие истребители абсолютно точно знали, где ждать наш самолет в засаде?
— Конечно. Пара F-16CJ вышла в район пуска и с расстояния 4−6 километров, практически в упор (!) пустила ракету «воздух-воздух» AIM-9X Sidewinder в заднюю полусферу российского бомбардировщика. При этом БРЛС AN/APG-68 запустившего ракету истребителя работала в режиме «подсветка цели»: включилась в момент пуска и отключилась после того, как ракета уверенно захватила и поразила цель.
— Была ли у наших пилотов возможность спасти самолет?
— Нет. Шансы избежать поражения у экипажа Су-24М2 были равны нулю.
Против ракеты AIM-9X с новой матричной инфракрасной головкой самонаведения, формирующей изображение цели в ИК-диапазоне и нечувствительной к тепловым ловушкам, у Су-24М2 нет систем противодействия. Его средства противодействия: БКО «Карпаты», со станцией предупреждения о радиолокационном облучении СПО-15С, теплопеленгатором ЛО-82 для обнаружения пусков ракет, станция постановки активных помех СПС-161, устройство выброса дипольных отражателей и ложных тепловых целей АПП-50 — не могут противостоять новой ракете AIM-9X.
— А если бы было сопровождение истребителей?
— Теперь оно будет. Конечно, трагедию смогла бы предотвратить пара Су-30СМ, имеющих на вооружении БКО «Хибины-У». Но никто не ждал удара в спину от союзника, тем более предупрежденного о деталях операции нашим партнером.
— Вы имеете в виду «американских партнеров», тех самых, которым принадлежат «Патриоты» и «Аваксы», а также спутники, возможно, задействованные в операции?
— Да, с большой степенью вероятности. Нет у Турции собственных возможностей для подобной кропотливой и очень точной работы. И не забывайте про второй E-3, приписанный к ВВС КСА. Весь сценарий достаточно скоротечен, счет шел на секунды.
— Неужели все прошло так уж гладко?
— Турки все же допустили ошибку, из-за которой провокация не совсем удалась. F-16CJ вышли на поражение с опозданием в 2 минуты, когда Су-24М2 уже покинул участок спорной 68-километровой территории на севере Сирии (на ее пролет ему потребовалось 1,5 минуты максимум). Команду «на поражение» F-16CJ не отменили, поэтому пуск ракет был произведен чуть дальше расчетной точки. Это подтверждает и то, что съемка падения Су-24М2 планировалась как с территории Сирии, так и с территории Турции, однако «сирийские» кадры более подробны. Похоже, что это спасло и нашего штурмана. Он смог уйти в «зеленку» и дождаться там поискового отряда.
http://warfiles.ru/show-101284-amerikan ... navodil-tu...