Ретроспектива

Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Ретроспектива

Сообщение Radugnyi »

Сюда, что ли?

«Во всем виноват Чубайс»: Правда и народные мифы про путь «всероссийского аллергена»

Подзабытый в последние годы герой лихих 90-х Анатолий Чубайс вновь на слуху. Благодаря внезапной отставке из «Роснано» и новому назначению

Одни с придыханием вспоминают былые заслуги «выдающегося либерального реформатора, ярчайшего политика 90-х, отца российской приватизации и всего русского капитализма». Дескать, он собственными руками создал у нас частную собственность и забил последний гвоздь в крышку гроба коммунизма.

Другие же, и их большинство, по-прежнему считают Чубайса «зловещей фигурой нашей новейшей истории, исчадием ада, виновником всех бед, обрушившихся на страну, вором, грабителем и разорителем всея Руси». Мол, не зря сам Ельцин отлил в металле: «Во всем виноват Чубайс!»
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Vadim
Хранитель
Сообщения: 22323
Зарегистрирован: 01 май 2015, 12:41
Репутация: 11074

Re: Ретроспектива

Сообщение Vadim »

Шарль Азнавур написал свою "Вечную любовь" за двое суток, после того как ему дали почитать сценарий и посмотреть рабочие фрагменты к фильму Тегеран 43 - так был впечатлён Белохвостиковой.
7852282_900.jpg
Изображение
Vadim
Хранитель
Сообщения: 22323
Зарегистрирован: 01 май 2015, 12:41
Репутация: 11074

Re: Ретроспектива

Сообщение Vadim »

Равреба:

Рождественская сказка о Мейерхольде.
Вот фото несчастного Мастера в Бутырках. Пока его там жестко прессовали, жену зарезали с особым цинизмом, а на ее похоронах приказали детям очистить квартиру. Мастера приговорили к расстрелу, а очевидцы много лет спустя показали, что его на самом деле утопили в бочке с говном, переломав кости. Многие верят.
ПРАВДА, ВАМ ЖАЛКО МЕЙЕРХОЛЬДА?
А меня страшно интересует другое.
ЗА ЧТО ЕГО?
Было лето 1939. Ежовщина закончилась. Тов. Ежов уже сидит в Сухановской тюрьме. Уже амнистии, реабилитанс и вот это вот всё. Но тут берут дедушку Мейерхольда, режут его жену, а самого топят в говне. Нелогично как-то. Во время чисток, если брали публичную личность, следовал процесс. Где показательный процесс? Где покаяние подсудимого Мейерхольда? А где Зинаида Райх на скамье подсудимых? Где другие подсудимые? Юрий Олеша, Илья Эренбург, Борис Пастернак? Если начать копать лезут нестыковочки. Эренбурга, Пастернака и Олешу никто не трогал, они прекрасно переехали из времен культа личности в эпоху оттепели и массового реабилитанса. Ответ прост: никакого показательного процесса над артистами-троцкистами не планировалось. Это бред. Сталин вообще никогда не опускался до того, чтобы допустить участие балаганных клоунов, всех этих мейерхольдов к своим великим пьесам.
ЖИДКОЕ ГУАНО НЕДОСТОЙНО ВЫСОКОЙ ДРАМЫ.
Мейерхольд был жидким гуано, который через пять дней после расстрела своего друга Тухачевского клеймит его, как троцкисто-фашиста. А за пять дней до своего ареста на конференции кается в формализме за себя и своих коллег, которых клеймит поименно. Мейерхольд писал очень много доносов на коллег. Не знали? В 1936 году ученика Мейерхольда, 28-летнего Леонида Варпаховского арестовывают за троцкизм и сажают на 20 лет. Через 20 лет ему показывают дело, а в деле
ДОНОС МЕЙЕРХОЛЬДА.
Еще Мейерхольд доносил на Эренбурга, коллегу-режиссера Таирова и на других коллег. Не волнуйтесь, коллеги тоже писали на него доносы. Театр Мейерхольда закрыли. Не так. У Мастера отобрали театр. А это что, такой вид репрессий? У Мейерхольда был театр, его имени, где он был диктатором. Общался с подчиненными сквозь зубы, а вызывая в кабинет никогда не приглашал сесть. В 20-е он, одеваясь красным комиссаром, со звездой на лбу приходил на репетиции с товарищем маузером, который клал на режиссерский пульт, чтобы все видели. В 30-е, после гастролей на западе, он резко сменил масть и стал канать под буржуя. В годы пятилеток, когда народ жрал говно и даже партийцы ходили в сталинских гимнастерках и сапогах, Мейерхольд ежедневно менял заграничные костюмы, английские галстухи, итальянские шляпы, дорогие лайковые перчатки. Пролетарский режиссер красных театров. В ТИМе, когда он приходил на репетиции, раздавалась команда помрежа: "Встать! Мастер идет!”.
К постановкам подходил с размахом. Его спектакли жрали чудовищные бюджеты, которые я не уверен, что окупались. Только один "Маскарад" стоил 300 000 золотых рублей. Театр закрыли по простой причине. Он был убыточным.
А МАСТЕРУ ДАЛИ ПЕРВУЮ КАТЕГОРИЮ.
За что - тайна, покрытая мраком. Но еще непонятнее реабилитация Мейерхольда. Пересмотр дела поручают 29-летнему старшему лейтенанту, следователю Военной прокуратуры Борису Ряжскому. Он начинает собирать показания у друзей и коллег. А те ведут себя странно. Актер Охлопков отказался говорить о Мейерхольде. У режиссера Ромма случился гипертонический криз. Шостаковичу стало плохо и его вынесли из прокуратуры. Дальше еще страньше. Молодой следователь Ряжский, в обход всей прокуратуры и начальства самолично передает дело Мейерхольда аж в Верховный суд СССР. Который Мейерхольда реабилитирует, несмотря на то, что никаких оснований для этого нет. Реабилитировали на основании показаний коллег о том, что покойный при жизни был отличный парень. Ок, следователь Ряжский, как докопавшийся до истины, заслуживал поощрения от начальства, продвижения по служебной лестнице.
НО РЯЖСКОГО УВОЛЬНЯЮТ.
Ряжского переводят служить на Север. Его карьера была уничтожена, вернуться в Москву он смог через много лет преподавателем Истории КПСС в Патриса Лумумбы. И вот снова: за что же взяли Мейерхольда? Дело засекречено до сих пор. Его показывали только одному человеку. Дочери от первой жены, Марии Велентей. Все дело в том, что Мейерхольд играл роль куда большую, чем та, которую хотят нам навязать. Его жена, Зинаида Райх работала на ГПУ-НКВД. Могла писать очень странные письма Сталину, а Сталин этот бред (почитайте) не выкидывал в помойку, но внимательно читал и делал пометки.
Мейерхольд очень хотел остаться на западе. Но рядом был конвоир ОГПУ в обличье бесплодной жены, которая не дала ему это сделать. Смерть Мастера похожа на ликвидацию крысы.
А жену убрали, как вышедшего из-под контроля агента.
ВОТ И СКАЗОЧКЕ КОНЕЦ.(с)
Изображение
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Ретроспектива

Сообщение Radugnyi »

Полностью не нашла. Путин такой молодой здесь, сам на себя не похож.

"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Vadim
Хранитель
Сообщения: 22323
Зарегистрирован: 01 май 2015, 12:41
Репутация: 11074

Re: Ретроспектива

Сообщение Vadim »

Он тогда хуже выглядел, имхо.
Изображение
Vadim
Хранитель
Сообщения: 22323
Зарегистрирован: 01 май 2015, 12:41
Репутация: 11074

Re: Ретроспектива

Сообщение Vadim »

Изображение
Аватара пользователя
Matryona
Собеседник
Сообщения: 6254
Зарегистрирован: 01 май 2015, 15:36
Репутация: 3816

Re: Ретроспектива

Сообщение Matryona »

Vadim писал(а):
Еще Тула. Тула город, который только Болотников захватывал за всю его историю.
Верните каждому своё, пусть все идут своим путём, приобретя утраты. (С)
Vadim
Хранитель
Сообщения: 22323
Зарегистрирован: 01 май 2015, 12:41
Репутация: 11074

Re: Ретроспектива

Сообщение Vadim »

Изображение
Vadim
Хранитель
Сообщения: 22323
Зарегистрирован: 01 май 2015, 12:41
Репутация: 11074

Re: Ретроспектива

Сообщение Vadim »

Изображение
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Ретроспектива

Сообщение Radugnyi »

Всегда было интересно кто "мордоделы" Путина, очень грамотно ему имидж сделали буквально за пару месяцев. Вот. (но это не точно)))

"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Ретроспектива

Сообщение Radugnyi »

Наткнулась на группу в ВК. Нравится как пишут).

ПЕРСИДСКИЙ ПОХОД СТАЛИНА

Неизвестная 4-дневная война

В 1941 году Иран формально соблюдал нейтралитет, но недвусмысленно симпатизировал наци. На ключевых постах находилось немало подданных рейха. А иранская улица под чутким руководством немцев, контролировавших сферу образования, самозабвенно зиговала во главе с наследником престола и ждала, когда парни в фельдграу перевалят через Нил и Кавказ.

В то же время через Иран можно было проложить отличный маршрут для поставок по ленд-лизу в СССР. Но его нужно было защитить от немецких диверсантов, местных любителей позиговать и просто разбойников. Англичан также заботила безопасность объектов Англо-персидской нефтяной компании.

Москва и Лондон направили шаху ноты с требованием выслать всех немцев. Ноты шах отклонил, в Тегеране начались «стихийные» пронемецкие беспорядки. Стало ясно, что по-хорошему не получится.

Иранская армия состояла из 9 дивизий с древними танками и архаичными самолётами. Её основными задачами были жандармские: расстрелы врагов режима и развешивание обнаглевших феодалов. 6 дивизий шахское командование развернуло против британского Ирака, прикрыв нефтепромыслы, 3 ― на советской границе.

16 развёрнутых против Ирана советских дивизий на Кавказе и в Средней Азии имели тысячу Т-26 и множество бронеавтомобилей. Они были моторизованы и имели горное оснащение. Есть мнение, что эта группировка создавалась на случай едва не начавшейся войны с англо-французской коалицией, уже готовившей в 1940 году самолёты для бомбёжек Баку, ― но история рассудила иначе. Британцы готовились наступать из Ирака силами двух индийских дивизий и бригады, английских танковой и кавалерийской бригад.

25 августа советские и британские войска перешли границы Ирана, бомбардировщики нанесли массированные удары по военным объектам. Шах потребовал объяснений. Послы невозмутимо ответили, что надо было выслать нацистов вовремя и поменьше зиговать. Пехлеви кинулся к США ― но Рузвельт лишь философически выразил надежду, что Москва и Лондон не отпилят от Ирана что-нибудь геополитически вкусное.

Первым делом британцы пустили на дно два шлюпа, по недоразумению считавшихся иранским флотом. Королевская морская пехота и парашютисты обрушились на побережье Персидского залива, чтобы в целости и сохранности захватить нефтеперерабатывающий завод в Абадане и нефтепромыслы Хузестана. Но иранские войска при помощи восставших местных жителей сумели на время отбить город, заодно вырезав сотрудников завода из числа англичан и индийцев. К концу 26 августа британцы вынудили персов отступить на север к Ахвазу, столице провинции. Там начались позиционные бои, продлившиеся до 29 августа.

Севернее индийцы при поддержке британской танковой бригады двинулись от Багдада на нефтепромыслы Курдистана, методично сбивая с перевалов пехоту двух иранских дивизий. Перемирие застало эту группировку в 3 километрах от Керманшаха. Обе британские колонны прошли немногим больше 100 километров, по пути взяв под контроль всю нефтянку Ирана.

Советские войска на севере двигались стальной лавиной, как в довоенных пропагандистских фильмах. Командующий одной из иранских дивизий так впечатлился этим зрелищем, что с воплями «мы все умрём!» удрал, реквизировав машины снабжения для вывоза своих ваз и ковров. За сутки с небольшим РККА разгромила две иранские дивизии, заняла весь Южный Азербайджан и продолжила наступление.

Каспийская флотилия тем временем высаживала десанты в прибрежных городах. Но в крупнейшем иранском порту Пехлеви подошедшие к берегу корабли с десантом попали под сильный огонь пушек и зениток, а фарватер оказался перегорожен затопленными судами. Высадить десант так и не удалось. Только 28 августа после ударов с воздуха Пехлеви был взят механизированными частями с суши. В тот же день пал Мешхед ― крупнейший город Ирана у границ Туркменской ССР. Организованное сопротивление иранских войск на севере прекратилось. Советские армии неостановимо шли на Тегеран.

В столице началась паника, усиленная бомбардировками и наводнившими город дезертирами, рассказывавшими ужасы о страшных русских коммунистах. Генералы начали тайные переговоры о сдаче страны англичанам. Командующего вооружёнными силами за эдакую дипломатию шах лично избил тростью, оборвал погоны и чуть не расстрелял. 29 августа Пехлеви приказал своим войскам прекратить сопротивление. Танки РККА остановились в 125 километрах от Тегерана.

Москва и Лондон потребовали уже не изгнания всех немцев, а выдачу их своим органам безопасности. Шах отказался. 16 сентября советские войска двинулись на Тегеран и на следующий день взяли столицу.

Страну поделили на две зоны оккупации. Шаха арестовали англичане и отправили в Южную Африку, где он почему-то умер спустя три года. Новым шахом назначили наследника престола, Мохаммеда Резу Пехлеви, строго запретив ему зиговать и слушать фюрера. Через Иран потёк непрекращающийся поток грузов. Попытка Отто Скорцени устроить саботаж в «иранском коридоре» закончилась тем, что местные племена забрали у заброшенных диверсантов СС всё золото, а самих эсесовцев отдали англичанам. В итоге через Иран в СССР без особых помех прошло от четверти до трети всех грузов, поставленных СССР по ленд-лизу.

Ценой операции, по официальным данным, стали 40 погибших советских солдат, 22 британца и индийца и более тысячи иранцев.

источник: #warhead@catx2
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Ретроспектива

Сообщение Radugnyi »

Необыкновенный фашизм. Что не так в мире Арканара?

Прочитал интересную книгу Майкла Манна “Фашисты”. В ней он говорит много о чём, но более всего интересны ему вопросы “откуда есть пошёл” фашизм, какие признаки у разных фашизмов общие и кто становился или хотя бы поддерживал фашистов.

Сразу оговорюсь. Судя по тем нескольким книжкам на буржуинском языке, что читал, любимая специальная Олимпиада отечественных псевдоинтеллектуалов “в Германии был нацизм, фашизм только в Италии” до Запада не добралась. Там вполне спокойно называют фашистами и наци, и другие движения схожего типа. И Манн не исключение.
Другое дело, что у него картина получается не очень привычная. И тут самое время обратиться к вопросу, зачем я приплетаю Стругацких.
Критиковать чистое фэнтези в стиле “а на самом деле всё было не так” занятие глупое. Однако АБС, пусть и в совсем чуждом псевдосредневековом антураже, изобразили как раз то, о чём тогда писали в серьёзных книгах. Фашизм есть мелкобуржуазное движение. Всякие там лавочники-мясники-колбасники оторвались от трудов праведных, взяли тесак побольше и, собравшись вместе, пошли громить “ж...добольшевиков”. Вечером собрались в пивной, поправили здоровье после мордобоя и пошли к своим Гретхен. День прожит не зря. Так вот, судя по данным Манна, так это не работало. Ни в Германии ни в Италии ни в Румынии ни в Арканаре (хотя нет, про Арканар Манн почему-то не пишет).

Социальная база у разных движений была довольно разная. Но всё-таки, как правило, в той или иной мере поддержка эта шла от всех слоёв общества, как фашисты, собственно, и уверяли. Но, опять же, как правило, фашисты с трудом появлялись там, где уже укрепились социалисты и коммунисты - в рабочих гетто. Если социалистов и компартии толком не было, то фашисты получали поддержку и у рабочих, как в Румынии. При том именно там доходило до абсурда, когда на выборах компартия предлагала голосовать сторонникам за фашистов, потому что, де, это самая пролетарская партия. И это было правдой. Всё это при совершенно животном антисоветизме Легиона и том факте, что в руководстве компартии почти все таки да.
Но мы отвлеклись. Если не рабочие, то кто? Пресловутые лавочники? Снова нет. Вообще, предприниматели, хоть мелкие, хоть крупные, представлены в движениях этого типа слабее, чем в других партиях. Крестьяне? Тоже не сказать, что было их много относительно доли крестьян в стране. Ну а кто же поддерживал?

Фашистов, как уже говорилось, поддерживали разные люди из всех слоёв. Но непропорционально большая поддержка была из слоёв, связанных с государством, и... студентов со школьниками. Т.е. НСДАП была не партией мелких лавочников. Впрочем, не она одна. Скорее уж мелких чиновников. И очень важно - молодых людей. Чем моложе люди - тем больше поддержки фашистов. Видимо, дело тут в том, что ультранационалистические настроения нарастали постепенно. В той же Германии университеты были не “левыми”, как после войны, а “правыми” исторически. Т.е. как начал берлинский школьный учитель втирать про величие германской нации в 19 веке, так и не останавливался до 9 мая 1945 года. И в универе обработка вчерашнего школоло продолжалась. Художественное изложение этого см. у Ремарка “На западном фронте без перемен”. Ну, а попав на фронт, вчерашний школьник или студент мог почувствовать фронтовое братство, где не важно, рабочий ты или сын аристократа. Правда, как уже говорилось, среди рабочих пронацистские настроения не так были распространены, так что, видимо, “не важно” происхождение было для аристократа с буржуа, а не для рабочего. Так или иначе, многих захватывала идея “классового мира” с неким компромиссом внутри нации.

А послевоенное поколение не видело кошмара Первой мировой, не видело, как скоординированное между родами войск наступление союзников аннигилирует немецкую оборону. Убедить их, что немецкий солдат был непобедим на поле боя, а войну проиграли из-за удара в спину ж...дов и большевиков, было куда проще, чем окопника.
В других странах было все немного иначе, но похоже. Фашизм был делом молодых и поддерживался ветеранами Первой Мировой.

Почему фашисты имели наибольшую поддержку связанных с государством, в частности, чиновников, а зачастую и армейцев? Да потому, что фашисты говорили то, что они хотели слышать. Сильное государство? Конечно! Прекращение классовой войны? Точно! Сильная армия? Всенепременно! А что же тут могло не понравится предпринимателям? Да вот этот самый классовый мир и “третий путь”. Как уже говорилось, в фашисты шли разные люди, и у многих были претензии, как минимум, к части капиталистов. Так что тезисы о необходимости борьбы с “плутократией” частенько оказывались в программах фашистов. И вот это изрядно пугало. Особенно беспокоили беспокойные парамилитаристы. Т.е. партийные вооружённые соревнования. И пугали не погромами евреев и коммунистов. Пугало то, что среди них рабочих было довольно много, например, в СА порядка половины. И настроения были соответствующие. Это Гитлер мог легко плюнуть на “социалистические” пункты партийной программы. Рядовой штурмовик был часто рабочим, и хоть нищебродом он редко был (что в фашисты шли маргиналы оказывается ещё одним мифом), к капиталистам у него было много вопросов. Вторая половина же штурмовиков в большой мере состояла из студентов. Мордобой - дело молодых.

Так что же у нас получается? В серых штурмовиках должны были ходить замордованные молотобойцы, которые в книжке испугано и безучастно наблюдают за процессом. Ну, а чутко руководить всем процессом должны... да-да, все эти Будахи и Цурэны.
Ну а что же чёрные? А вот очень по-разному. У нацистов религия для многих была по барабану. Были, впрочем, совсем уж упоротые немецкие христиане с “гениальной” идеей отменить Ветхий завет, но не сказать, что в НСДАП большую роль играла религия как таковая. Но были и румынские фашисты. Эти ребята вовсю ходили в церковь, освящали там свои знамёна и всячески подчёркивали свою религиозность. Да и называлась у них организация “Легион Михаила Архангела”, что как бы намекает...В Испании, как уже говорилось,всё было по-иному, но там водораздел “правые-левые” вообще проходил по отношению к религии. Так что бесполезно описывать все случаи фашистских движений. Тут нет системы. Кроме одного. Не находится случая, когда религиозные деятели в политике резко противостояли бы своим фашистским режимам. Они могли скрежетать зубами, когда фашисты уж слишком многое забирали себе, вмешиваясь в дела религиозных организаций. Отдельные пасторы могли загреметь в концлагерь, как киношный Шлаг и реальный Нимёллер. Но мы не найдём примеров в книге Манна, чтобы религиозная организация сказала “нет” фашизму. Да и помимо неё я такого не припомню.

Что же получается? Аркадий и Борис Стругацкие старались придерживаться современных им идей о природе фашизма, описывая события в фантастическом Арканаре. Но получается, что реальная картина была чуть ли не противоположной. Не лавочники были основой штурмовых отрядов, а, скорее, рабочие и студенты. Чиновники, которые в книге оказываются жертвами дона Рэбы, горячо бы его поддержали. Не говоря уже о грамотеях. Даже интересно, как Антон отреагировал бы, увидев ТАКОЙ Арканар.
#Баринов@catx2
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: РетроспективаSkip to content Журналисты России и Беларуси обо всём на свете МЕНЮ ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ Вадим Гигин:

Сообщение Radugnyi »

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ

Вадим Гигин: «Ост» — это план геноцида нашего народа

ДАТА: 18.06.2021

Генеральный план «Ост», целью которого было в том числе порабощение и уничтожение народов СССР, красноречиво свидетельствует об истинных намерениях нацистов. Насколько он дотошно претворялся в жизнь в Беларуси, говорят цифры: во время войны погибло свыше 2,2 млн человек, сожжено и разрушено 209 из 270 городов и райцентров, более 9 тыс. сел и деревень, нанесен непоправимый урон народному хозяйству. Беседуем с деканом факультета философии и социальных наук БГУ кандидатом исторических наук, доцентом Вадимом Гигиным о том, какое будущее хотели уготовить гитлеровцы нашим землям.

— Долгое время план «Ост» называли фальшивкой, придуманной на Нюрнбергском процессе. Выходит, немцам удалось неплохо «подчистить» документы?

— В самой Германии господствовало такое мнение. Хотя докладные записки, какие-то обрывочные сведения об «Осте» все же сохранились. На Нюрнбергском процессе этот генплан упоминался, но обнаружили его американцы только в 1947 году. Они увезли его за океан, никому не дав посмотреть, — так было выгоднее, поскольку обнародование этого документа еще больше укрепило бы позицию Советского Союза как страны-победительницы нацизма, защищавшейся от уничтожения.

Сразу после войны, когда генеральный план «Ост» обнаружили, на Западе запустили версию, которая известна у нас в изложении предателя Резуна-Суворова. На самом деле ее авторство принадлежит Риббентропу, и суть ее в том, что СССР собирался напасть на Германию, а та, развязав войну, просто опередила его. Но эта версия абсурдна, не подкреплена фактами и не разделяется большинством историков. Американцы только в 2009 году передали «Ост» в Федеральный архив Германии, где хранится и по сей день. Кстати, он опубликован.

— Правда, что план «Ост» имел несколько версий?

— Первоначально он разрабатывался еще до нападения на Польшу. А вот окончательная его версия появилась только в мае 1942 года, объем — сто страниц. Плюс финансовые приложения. Согласно плану, всю захваченную территорию должны были поделить на 4 рейхскомиссариата: Остланд (Прибалтика, Беларусь), Московия, Кавказ. Крым выделялся в отдельную колонию — Готенланд. Сюда должны были переселить 9 млн немцев, уберменшей (Übermensch). Их планировали доставлять туда в двухэтажных вагонах высшего класса, с парикмахерскими, ресторанами и туалетами.

Расовая пропаганда в Германии была страшнейшая. Там издали брошюру, в которой было написано, что недочеловеки (Untermenschen) хуже зверя. Германский кинематограф под руководством Геббельса по уровню не уступал Голливуду. Фильмы наподобие «Вечного жида» заставляли смотреть всех эсэсовцев и надзирателей. Они проверяли всю родословную аж до 1800 года! Когда немец с немкой вступали в брак, по нюрнбергским расовым законам 1935 года они должны были представить справку, что являются полноценными. Если половая связь была между немкой и славянином, их обоих отправляли в концлагерь.

— Какое будущее нацисты готовили для Беларуси?

— На нашей земле хотели построить города, где жило бы по 100-150 тыс. немецких господ и славянских рабов. Вокруг — обширные поместья. Предполагалось, что немецкому поселенцу выделят в среднем от 40 до 100 га земли, работать на ней будут рабы. Планом предусматривалось выселить 75% населения Беларуси, 10% (преимущественно интеллигенцию и тех, кто может оказать сопротивление) — уничтожить, 15% — онемечить.

— Куда собирались переселить наш народ?

— Хаусхофер поделил мир на большие регионы, которые Германия планировала контролировать. Предполагалось, что примерно по меридиану Омска немцы поделят территорию с Японией: до Урала — колонии Германии, а дальше, примерно 300 км на восток, разместят концлагеря смерти для нас, славян. Эстонцев, например, собирались отправить на берег Белого моря, а латышей и литовцев превратить в рабов…

— То есть утверждение, что Германия несла народам свободу и государственность, — миф?

— Безусловно. Любые попытки в 1941 году со стороны коллаборационистов провозгласить независимость или создавать какие-либо атрибуты власти жестко пресекались. И Бандеру отправили в концлагерь именно по этой причине. С первых дней войны было очевидно, что «Ост» — это план осознанного геноцида. На оккупированных территориях, где проживали более 70 млн, ставились чудовищные эксперименты. Проводили массовую стерилизацию людей — химическую, радиоактивную и хирургическую, дотошно проверяя, как все работает. В данном деле у нацистов уже был опыт: в 1940 году в Германии утвердили евгеническую программу «Т-4», в рамках которой предполагалось уничтожение неполноценных представителей высшей расы, уберменшей. К ним относили инвалидов, стариков, душевно и неизлечимо больных. Сторонники теории расовой гигиены варварскими способами уничтожили 275 тыс. своих же соотечественников, считая их биомусором.

— Ваше отношение к еще одному мифу — версии о том, что если бы не партизаны, то не было бы карательных операций?

— По международному законодательству и всем военным конвенциям, которые уже действовали в 1941 году, за карательные операции против мирных граждан отвечают не партизанские отряды, а те, кто их проводит. Но кому-то выгодно фальсифицировать правовые документы. Немцы пользовались наличием повстанческого движения для того, чтобы уничтожать местное население. В Беларуси было проведено 140 карательных операций, причем в разработке многих из них активно участвовали и латышские националисты. Население уничтожалось поголовно, детей увозили в концлагеря вроде Саласпилса. Кстати, население многих белорусских районов — Верхнедвинского, Россонского — так и не восстановилось до довоенного уровня.

Сохранились отчеты гитлеровцев по итогам операции «Котбус», которую они провели в Минской области. Убито 735 бандитов: 168 мужчин, 350 женщин и 248 детей. А у немцев «потери» — 1 заболевший и 1,1 тыс. израсходованных патронов. Очевидно, что людей просто расстреливали. «Зимнее волшебство», «Болотная лихорадка», «Дирлевангер», «Праздник урожая» — документы свидетельствуют, что гитлеровцы упорно и планомерно проводили массовые операции по уничтожению местного населения.

— В свете всего вышесказанного какова морально-этическая оценка коллаборационистов, которых некоторые считают чуть ли не жертвами обстоятельств?

— Коллаборационистам никаких оправданий не может быть. Они разве не видели, что делают с евреями? Та же Арсеньева, написавшая «Магутны Божа», не замечала в своем же городе, Минске, 100-тысячное гетто? Не поняла, что к 1942 году оно куда-то «исчезло»?

На оккупированных территориях шла грандиозная пропаганда по обесчеловечиванию евреев и славян. В ней участвовали офицеры вермахта и коллаборационисты, которые в своих газетах писали: не надо жалеть большевиков (и к ним относили всех, кто поддерживает партизан), печатали антисемитские анекдотики.

Мы должны помнить: каждую минуту в Беларуси убивали людей. Одних сжигали живьем в сараях, других отправляли в газовые камеры, третьих расстреливали на краю вырытого рва… В своем прагматизме нацисты дошли до полного абсурда, полагая, что даже уничтожение людей должно быть самоокупаемым. В районе Гданьска, например, располагался институт, изучавший вопросы получения из человека драгоценных металлов!

Все вышесказанное — вроде общеизвестные факты, но, к сожалению, многие о них забывают. Поэтому о масштабах беды, которую пережили белорусы, следует постоянно напоминать, особенно в преддверии 80-летия со дня начала Великой Отечественной войны. Почему эта война особая? Почему Великая и Отечественная? Потому что никогда прежде у нас не было такого врага — никакие монголо-татары, крестоносцы не ставили настолько чудовищных целей в отношении нашего народа.

Большое количество военных преступников, в том числе пособников фашистов, которые участвовали в этих кровавых расправах, ушли от наказания, в свое время спрятавшись от суда в разных странах. Сейчас перед мировым сообществом стоит важнейшая задача — дать правовую оценку их деяниям. И прежде всего для того, чтобы больше такой страшной трагедии не повторилось.

Елена Еловик, газета «7 дней».
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Vadim
Хранитель
Сообщения: 22323
Зарегистрирован: 01 май 2015, 12:41
Репутация: 11074

Re: Ретроспектива

Сообщение Vadim »

Ещё 2014 год, понравилось

ФАШИЗМ НАСТУПИТ НЕИЗБЕЖНО И ВО ВСЁМ МИРЕ
Понедельник, 29 Сентября 2014 г. 13

Политика последних лет заключается в одном — в желании отсрочить приход фашизма.

Социалистический проект отменили, демократический провалился, никаких препятствий для наступления фашизма не осталось.

Фашизм пытались локализовать — объявляли его наступление то в Ираке, то в Ливии, то на Украине.

Дело не в том, какой из держав что именно на руку: все, так или иначе, делали вид, что существует точка, где появился фашизм, и там с ним надо бороться.

Но фашизм наступит везде.

Предотвратить его не смогут. Фашизм придет на плачах либерализма, по причине алчности и компрадорства, спровоцированный безответственным рынком.

Неверно думать, что либерализм — оппозиция фашизму. Либерализм — это ступень к фашизму, точно так же как демократия — ступень к олигархии, а олигархия — ступень к автократии. В тот момент, когда демократию поставили в зависимость от рынка, дальнейшее было предрешено.

Демократия живет взаимными обязательствами и ограничениями, то есть социальным договором.

Рынок живет без границ и только победами, не щадя никого. Когда возник гибрид «демократический глобальный рынок», принцип демократического общественного договора умер.

Появился класс олигархов, стоящих вне общества; неолиберализм превратился в колониализм (вспомните: в XIX веке либералы были антиколониалистами); население унизили и ограбили — объяснили грабеж демократическими принципами.

Отныне обман и грабеж связали с демократией, а отказаться от рынка как символа прогресса, доказать автономность от рынка демократия не смогла.

Превращение олигархата в автократию произошло закономерно — не раз описывалось в античной литературе: безудержным воровством народ подготовили к тиранической справедливости. Дальнейшее развивалось по известному в истории сценарию. Управлять массами отныне будет голос крови.

Собственно, национализм есть последняя скрепа разобщенного, раздавленного рынком народа.

Первый постулат фашизма — это национальная гордость.

Национальная идентичность — это то, что рынок оставляет народу, то, что либерализм и колониализм не в силах отобрать. И национализм просыпается повсеместно, ставя равенство между собой и справедливостью. Требуется заплатить по счетам всем интернациональным доктринам, которые одурачили страну.

Национализм — идеология, к которой прибегают, разочаровавшись в прочих. Сначала национальную идеологию именуют патриотизмом. Граница между итальянским карбонарием, восстающим против Наполеона, и чернорубашечником Муссолини крайне условна. Эту границу пересекают по много раз в день: всякий чернорубашечник видит себя карбонарием, а всякий карбонарий, создав империю, становится чернорубашечником.

Второй постулат фашизма — единение народа с государством.

Вслед за народной идеологией — национализмом — приходит понимание того, что народную идеологию следует защитить от внешнего врага. Отныне, не соглашаясь с политикой государства, ты будешь не согласен с народом, со всей нацией.

Отныне государство — не аппарат чиновников, следящих за законом, но лидер народного сознания. Те, кто выступит против чиновного решения, станут пятой колонной и врагами самого народа. Единение воли миллионов людей с волей правителя — естественно: нация противостоит миру, нация — это военный лагерь, следует жить и в мирное время как на войне.

Третий постулат фашизма — традиция.

Апеллировать будут только к былому величию. Фашизм — это всегда ретроспективная программа. Фашизм — это ретроимперия. Ничего нового фашизм не изобретает, пафос фашизма — в отмене прогресса. Так называемая консервативная революция готовилась в мире давно. Либерализм помогал ей всеми силами, растлевая население, нищетой и бесправием, готовя оправдание для консервативной революции.

Похоже, что сегодня консервативная революция победила повсеместно.

Четвертый постулат фашизма — неравенство.

Фашистские государства — это армии, неравенство им свойственно, но армейское неравенство фашизм получает уже готовым — от рынка. Само неравенство создал не фашизм. Неравенство уже было создано олигархией и рыночной демократией. То, демократическое неравенство декорировали гражданскими свободами: его якобы можно было преодолеть.

В реальности бабка из Жулебина имела право на жизнь не больше мухи, а гипотетические возможности сравняться с менеджером «Газпрома» в привилегиях равнялись нулю. Но говорилось, что от голоса бабки зависит будущее в том числе и «Газпрома». Демократическая пропаганда более не действует. Но демократическое неравенство не отменят. Это неравенство просто закрепят конституционно, сделают легитимным и государственно оправданным. Повсеместно в той или иной форме произойдет отмена Юрьева дня и остальных пусть бумажных, но привилегий.

Фашизм — это конституционное неравенство, воплощается в твердой имперской иерархии.

Пятый постулат фашизма — его тотальность.

Фашизм придет повсеместно; чистых стран не останется. Современная борьба российского государства с украинским национализмом или неолибералов с русским авторитаризмом на стороне авторитаризма американского не только нелепа, но и не соответствует задаче времени. Бороться следует с болезнью, а не с больным.

Впрочем, эпохе фашизма всегда свойственно обнаруживать болезнь в соседе. Ошибочно предполагать, будто консервативная революция победит в одной отдельно взятой стране.

Уже однажды так произошло: фашизм пришел обвально и повсеместно, на наших глазах этот массовый приход фашистской идеологии повторяется.

США, Франция, Венгрия, Греция, Украина — каждая из стран разрабатывает свой инвариант фашизма, точь-в-точь как это и было прежде.

Однородного фашизма в истории нет. Поскольку фашизм — это ретроидеология, он опирается на традиции и культурные мифы своей страны, использует национальные ресурсы. Германский фашизм не был похож на итальянский или испанский; нет буквального сходства и сегодня. Но модель — общая. Многовариантным фашизм будет и сегодня.

Шестой постулат фашизма — язычество.

Язычество не обязательно означает отмену отеческой религии; но это означает модификацию христианской религии, приспособление таковой под потребности почвенного сознания. Когда исчезают социальные идеологии — коммунистическая, демократическая, рыночная, — то их замещает идеология, так сказать, первичного характера. Требуется сохранить деление на чистых и нечистых, черно-белую картину мира.

Эту работу вместо устаревших идеологий выполняет языческая вера, возведенная в ранг научной дисциплины, — геополитика.

Вера фашистов ХХ века в геополитику воплотилась в изучении трудов Маккиндера и Хаусхофера; сегодняшние издания геополитики совершенно такого же качества.

Мир оказался в том самом пункте, где он был в тридцатые годы. Но надежд меньше.

Демократия дискредитирована рынком. Принципы либеральной демократии трудно противопоставить фашизму, потому что именно либеральная демократия сегодняшний фашизм и подготовила. Когда беглый олигарх собирает оппозицию автократии, это лишь усугубляет социальный парадокс.

Социализм уничтожен. Оппозиция фашизму, представленная Коммунистическим интернационалом, уже невозможна — не только потому, что Сталин уничтожил Коминтерн (Коминтерн собрался впоследствии собственными силами), но и потому, что принципы «человек человеку друг, товарищ и брат» и «пролетарии всех стран, соединяйтесь» уничтожены либерально-демократической идеологией. Противопоставить фашизму их нельзя.

Гуманистического искусства более нет. Образное, гуманистическое искусство было сознательно уничтожено западной цивилизацией в ходе либерально-рыночных реформ, его заменили гламурным авангардом.

Религия не занимает теперь в сознании современного европейского человека не только главного, но вообще никакого места. Борьба за права вытеснила всякие представления о долге, в том числе нравственном долге.

Фашизм прошлого века был побежден союзом демократии, социализма, гуманистического искусства и религии. Все компоненты этой победы были сознательно уничтожены.

Сегодня противопоставить фашизму нечего.

_____
Максим Кантор, писатель
Изображение
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Ретроспектива

Сообщение Radugnyi »

Как атомный адмирал США учил Конгресс читать советские учебники

Автор: Павел Леонов (@PaulKenig).

Добрый день, дамы и господа.

Темой моего выступления послужил желтушный кликбейтный заголовок, сыгравший, впрочем, свою роль.

Вы можете задаться резонным вопросом — ты же пишешь о Холодной войне, причём здесь Конгресс США и советские учебники? Тем более американский адмирал?

Дело в том, что с начала обострения отношений между СССР и США — США постоянно получали сюрпризы от СССР, которые неприятно их удивляли — это и подрыв первой атомной бомбы, и подводная лодка с баллистическими ракетами, которые были запущены в 1955 году. И часть этих сюрпризов оказалась по части американского атомного адмирала. Ну что же, никто не поведает о человеке лучше, чем он сам.
«Я никогда не думал, что я умный. Я просто думал, что люди, с кем я имею дело — тупые. Тупые. Включая вас.»
Из интервью с Риковером, 1984
Хайман Риковер — тот человек, которого по итогам его прижизненной деятельности можно назвать гением.
Хайм.png
Хаим Годалия Риковер, 27.01.1900-08.07.1986

Он родился в 1900 году на территории Российской Империи (недалеко от тех мест родился и Сергей Павлович Королев, кстати). Родители его в 1905 году после еврейских погромов переехали в Чикаго. В 1918 году, выпустившись из школы, устраивается в Western Union. Я не знаю, есть ли какая-то еврейская таблица опознавательных знаков, но он знакомится с конгрессменом Адольфом Сабатом, беженцем из Европы, к этому моменту конгрессменом палаты Представителей от Чикаго, Иллинойс. С его подачи – по его рекомендательному письму – Хайман Риковер поступает в Академию Военно-Морского флота США, Аннаполис.

Начинается его служба — он упорен, очень трудолюбив и учится новому. К 1930 году, продвигаясь по служебной лестнице, становится магистром наук Колумбийского университета (в 30 лет). Его военная карьера заслуживает отдельной лекции, отмечу лишь одно — Риковер постоянно овладевал новыми техническими знаниями, учился работать с людьми и контролировать их.

Он служит инженером-электромехаником, приобретает опыт службы на подводных лодках и на плавучих ремзаводах, и он постоянно учится чему-то новому. О его карьере можно прочитать отдельную лекцию (и книгу), частично я освещал эту тему в своих заметках.

Перейдем к середине 50-х годов ХХ века. Русские уже сбросили атомную бомбу, попали за Железный занавес, строят атомную подводную лодку (третью в мире), запускают искусственный спутник Земли. Адмирал Риковер спустил на воду первую атомную лодку «Наутилус», строит вторую «Сивульф» и заведует ещё и строительством гражданского реактора для США.

Стоп, подождите, Спутник!

После упомянутого удара по престижу США в 1957 году — запуска искусственного спутника Земли — в ответ на всё возрастающий шквал критики о том, что образование в США уступает таковому в Советском Союзе, Конгресс Соединенных Штатов Америки принимает Закон об образовании в целях/области национальной обороны (National Defense Education Act of 1958). Понятно, что американская система образования в 1950-х годах не справлялась с взрывным ростом населения послевоенной Америки, а отсутствие долгосрочного планирования приводило к постоянной критике, и это надо было как-то менять.

Американские школы в тот момент учили гораздо хуже, чем школы Западной Европы, не говоря уже о прямом сопернике в лице СССР. Американские учащиеся изучали фотографию, как правильно пользоваться телефоном, мелкий бытовой ремонт, как самостоятельно подстричься и этикет — все те вещи, которым они могли бы научиться ещё где-то! Школы подменили академическое образование легко осваиваемыми вещами, которые не требовали от студентов значительного напряжения ума. Роберт Энсон Хайнлайн в своем замечательном романе "Имею скафандр, готов путешествовать», который начал выходить в августе 1958 года, тоже не преминул поддержать своего коллегу по флоту, вложив в уста отца главного героя следующие слова: “Но это… — папа со злостью хлопнул по [школьной] программе. — Болтовня! Мушиная возня! Трудотерапия для слабоумных!“

Закон об образовании предусматривал невиданные до сей поры федеральные расходы (не силами штата, а силами государства) на школы. Колледжи и университеты получали деньги для расширения области исследований и улучшения своих учебно-исследовательских площадок. Федеральное правительство начало заключать договора на исследования разного характера с университетами. Студенты получили право заключать договора займов на продолжение учебы, в то время как многие штаты, получив федеральные гранты, начали закупать учебники, учебные материалы и тратить деньги на улучшение образования на всех его уровнях. Этот закон предусматривал траты в размере одного миллиарда долларов на протяжении четырех лет, что на тот момент было самым большим участием государства в образовании. На слушаниях по данным тратам, которые проводились 18 августа 1959 года под юрисдикцией Комитета по ассигнованиям палаты представителей конгресса США, был заслушан свидетель с докладом по состоянию русского (в оригинале RUSSIAN EDUCATION VIS-A-VIS AMERICAN EDUCATION) образования в сравнении с американским. Свидетель критически высказался касательно отставания американской программы обучения в сравнении с советским минимум с 1953 года, за четыре года до запуска «Спутника-1», высказал мнение о недостатке развития технического и научного потенциала у американцев. Этот свидетель не был участником какой-либо профессиональной ассоциации, имеющей отношения к образованию, или профессиональным педагогом. Он был гражданином своей страны, которого беспокоило текущее положение дел. Это был офицер флота США, вице-адмирал Хайман Риковер. Какое же право критиковать систему образования имел адмирал, не имевший никакого опыта в сфере образования?

Когда его спросил об этом Кларенс Кэннон, председатель указанного Комитета по ассигнованиям, чтобы узнать уровень его знаний в сфере образования, последовал ответ Риковера:

«Что до моей подготовленности: я закончил начальную школу, среднюю школу и Академию ВМС США; далее два года аспирантуры инженерного факультета и получение звания магистра наук в Колумбийском университете, и я потратил ещё год аспирантуры на ядерную физику и проектирование реакторов в Оак-Ридж. Я сыграл значимую роль в основании школы реакторных технологий в Оак-Ридж. Я также принимал участие в создании первого инженерного курса по атомной энергетике в Массачусетском Технологическом, и я в настоящий момент нахожусь в консультативном комитете университета Принстона, чтобы помочь им пересмотреть их учебный план в области машиностроения. Будет истиной, однако, что основываясь на моей подготовленности, я не могу читать даже курсы «естественных наук» в любом классе школьной системы округа Колумбия или ещё где-то в Соединенных штатах, по этой причине… С этой точки зрения и по суждениям Национальной ассоциации работников образования, я полностью не подготовлен выступать перед вашим Комитетом, сэр». Но он выступил невзирая на недоброжелателей, и его показания вызвали такой отклик и интерес публики, что число затребованных копий этих слушаний оказалось самым большим в истории Комитета!

Риковер, как мы видели, мало беспокоился о дипломатическом подходе к решению любых вопросов и, будучи одним из самых спорных персонажей американского флота, привнёс свой подход в обсуждение американской системы образования. Его яркие выступления сделали его любимцем новостей и популярной прессы, и он старался эффективно пользоваться этим инструментом в донесении своей точки зрения до публики. Пресса называла его “оголённым проводом от флота», «Перчёным Риком» или просто «Адмиралом», чаще всего обозначая яркую непримиримую позицию. Журнал «Тайм», описывая его манеру выступления, писал: «бесхитростный крёстный отец атомных подводных лодок разговаривает только на одном языке: простом английском, сдобренном острым перцем». Про Риковера в 1954 году написали, что «он верит, что кратчайшим расстоянием между двумя точками является прямая, даже если она разрезает шестерых Адмиралов». Как вы помните, Риковер умело маневрировал между гражданской и военной ипостасью своей деятельности, появляясь в гражданской одежде, когда от него ждали появления в форме, и наоборот. Он не выглядел стереотипным военным, скорее наоборот — «яйцеголовым в флотской форме».

Его характеризовали как человека, который «живет собственным умом, и у него необычно большой ум». Напомню, что будучи одновременно ответственным за атомную программу флота и гражданскую атомную программу, зачастую Риковер писал письма сам себе, исполняя свой долг так, как он его видел, ловко маневрируя между всякой бюрократией и занудством делопроизводства.

За его острую критику текущего положения со школьным образованием Риковер «часто игнорировался профессиональными педагогами, как любитель, сующий нос не в свое дело».

Риковер подбирал себе людей в штат — гражданских, военных, любого, кто разделял его манеру работы и был интеллектуально одарён в достаточной мере для профессиональной и эффективной работы под его началом. Именно в процессе этих собеседований в начале 1950-х годов он выяснил, что большая часть интервьюируемых специалистов технического характера просто использует себя как хранителей большого массива информации, не будучи способными использовать имеющиеся инженерные знания для решения новых проблем. Не хватало независимо мыслящих умов, способных в условиях быстро меняющегося мира дать решение возникающих проблем.

Тут стоит сказать пару слов о ВПК (атомный сектор и атомные подводные лодки), для которого Риковер и подбирал кадры. Дело в том, что многими ошибочно американский ВПК воспринимается как средство распила бюджета, в то время как советский ВПК воспринимается многими как общество высококультурных строителей коммунизма, нацеленных на интеллектуальную работу в сфере науки и техники. Если вы ознакомитесь с документами, то поймете, что эта картина далека от реальности. Фактически, когда речь заходит о моральном превосходстве одной стороны над другой, вы можете сразу понять, что речь идет об аргументах проигравших. Моральные аргументы — это немецкие мемуары после проигранной Второй Мировой.

Очень тяжело получить разные результаты, пытаясь достичь одной цели, замечу я вам и оставлю эту тему для дальнейшего рассказа.

Риковер замечал, что у всех соискателей "были отличные резюме, поэтому я решил посмотреть, как они поведут себя под давлением". Большинство этот отбор проиграло.

Этот печальный опыт привел Риковера к необходимости изучения и последующего улучшения американской системы образования. Он пришел к заключению, что американские школьники совершенно не подготовлены к жизни середины двадцатого века, совершенно не готовы идти вперед и решать новые возникающие проблемы, потому что американские школы — величайшее «культурное отставание» всех времен.

Поскольку обязанностью и долгом каждого гражданина является конструктивная критика государства, Риковер предложил реформировать образование, которое не обеспечивает общество необходимым. Поскольку очевидно, что критика не может исходить от профессионально преподающих людей, которые не заинтересованы в нарушении статуса-кво, необходимо собирать предложения по улучшению, обрабатывать их наилучшим образом и выносить на суд публики, пока не будет достигнуто общественное согласие о необходимых мерах улучшения образования. Именно поэтому необходима помощь свободной прессы, чтобы люди начали обсуждать идеи и двигаться к консенсусу, который поможет разрешить проблему.

Риковер начал писать речи, давать интервью и снова начал покорять публичное пространство — докладывал об американском образовании на одиннадцати слушаниях Конгресса.

В рамках текущего исследования стоит отметить, что Риковер не просто переживал как гражданин и патриот своей страны, он переживал как профессиональный военный. Период 50-х годов (и последующие периоды) были этапами освоения новой, экспериментальной техники, скачкового развития технологий, и служба в армии требовала людей соответствующего интеллектуального уровня, которые могли бы справиться самостоятельно с поставленными перед ними проблемами и, пользуясь имеющимися данными, решать новые задачи. Освоение атомного реактора, развитие технологий — всё это требовало новых, грамотных и подготовленных людей, а вот их, как оказалось, Америка предоставить не могла.

Хайман Риковер верил, что школа — просто инструмент общества, один из прочих, который предназначен для развития мозга. На протяжении десятилетия с 1955 по 1964 год его критические замечания определяли основной вектор развития учебной реформы, он написал три книги — «Образование и Свобода» (1959), «Шведские школы и наши: почему их лучше» (1962), и «Американское образование: национальный провал» (1963). Началом его критики послужила вера в то, что американские школы подводят тех людей, которым должны служить.

15 августа 1953 года, выступая в Рено, штат Невада, с речью перед Торговой Палатой города, он отметил, что США в предыдущие пять лет импортировали нефть, что зависимость от импорта нефти усиливалась расточительным отношением американцев, в частности бессмысленным и бесцельным использованием больших автомобилей, наиболее неэкономичных потребителей. Когда же цена на ресурсы возрастёт, потребуются значительные усилия для изменения образа жизни ведущих индустриальных держав, включая Соединенные Штаты. Решения этих социальных и технологических проблем, связанных со столь значимыми изменениями в жизни общества потребуют услуг и поддержки, которую можно будет найти только среди образованного населения.

Риковер верил, что значительное потребление энергетических ресурсов создает предпосылки для генерации значительной политической мощи. Он предсказывал, что неразвитые страны с большими запасами невозобновляемых ресурсов могут воспользоваться ими (продавать или удерживать) для достижения собственных экономических или политических целей. Жёсткие ограничения энергетических ресурсов, «крови» всех технологически развитых наций, могут привести к возникновению международной напряженности и разрушению традиционных союзов между странами.

Сейчас можно только удивиться столь точному предсказанию Нефтяного кризиса 1973 года (и последующих), который и привел к вышеописанным значимым изменениям в социально-экономической картине существования в Америке и остальных странах.

В своих выступлениях он акцентировал внимание на планах долгосрочного развития, ответственности перед грядущими поколениями и на том, что если сейчас не тратить денег на образовательную программу, то в будущем периоде некому будет приносить эти деньги в экономику. Настоящее обучение, с точки зрения Риковера, получается, во-первых, через накопление знаний прошлого, во-вторых, через развитие ума и тела тех молодых людей, чтобы они могли пользоваться этими знаниями для решения текущих проблем, в-третьих, чтобы вдохновлять способных и созидательных студентов расширять границы человеческого познания и пополнять таким образом суммарный багаж знаний человечества.

Под впечатлением от русских научных успехов переводились советские учебники по математике и научные тексты для использования американскими студентами, потому что взять другие учебники с таким подходом к материалу оказалось просто неоткуда. Многие из этих переведенных учебников использовались в американских колледжах, несмотря на то, что в Советском союзе они использовались четырнадцатилетними школьниками в десятилетних школах.


Ещё в апреле 1956 года, выступая на заседании подкомитета по Науке и Развитию перед членами Конгресса США, Риковер говорил, что Америка очень мало делает для технического и научного развития своей молодежи, что советы «создали чёткий стимул учиться хорошо в старших классах, который абсолютно отсутствует в Соединенных Штатах. Их цель — достижение научного и инженерного лидерства в мире».

В августе 1959 года Риковера в рамках его инициативы по улучшению системы образования в США пригласили на доклад по состоянию русского образования в Палате Представителей восемьдесят шестого Конгресса США. К этому моменту он вернулся из визита в Советский Союз и Польшу, где находился как член партии вице-президента (в тот момент) Ричарда Никсона. В докладе он всячески подчеркивал находящиеся в руках Советского союза преимущества в части образования, отмечая что советские школьники и студенты обладают более широким запасом знаний и умениями их применять, чем их американские товарищи.

В феврале 1963 года Риковер обсуждал с президентом Кеннеди вопрос образования, что показывает нам, что и по исходу десяти лет с начала этой деятельности, Риковер предпринимал значительные усилия, отмеченные президентом США.
Хайм2.png
Что же касается итогов его деятельности, то его стоит поблагодарить за то, что он обеспокоился вопросом образования, вынес его на обсуждение широкой публики и заставил всех реагировать на необходимость назревающих изменений. Его влияние заметно и в Конгрессе США, который стал рассматривать вопрос образования как вопрос национальной важности.

С исторической перспективы Риковер оказался частью американского феномена двадцатого века, когда талантливый и способный человек оказывал влияние на все, что считал нужным изменить. Впрочем, сам же Хайман Риковер в 1977 году на слушаниях Комитета по образованию и труду сказал: «Мой труд — Сизифов труд. Многие годы я пытался закатить камень на эту гору, и он всегда падал. Это одно из моих временных увлечений. Но еще не все потеряно, сэр, и я никогда не сдамся; если же вы думаете, что я верил, что вследствие моих усилий произойдет что-то значительное, должен вас разочаровать. […] Но, по крайней мере, я старался.»

Список источников:
1) Haran, William J., "Admiral Hyman G. Rickover, USN: A Decade of Educational Criticism, 1955-64" (1982). Dissertations. 2078. Прекрасная диссертация, читается как самостоятельное художественное выступление.

2) Report on Russia by Vice Admiral Hyman G. Rickover, USN: Hearings Before the House Committee on Appropriation, 86th Congress, Washington: U.S. Goverment Printing Office, 1959

3) American Education – A National Failure, 1963

4) Education and Freedom, 1959

5) “Now hear this, You People”, Time, 71, 28 апреля 1958 года

6) The World of the Uneducated, The Saturday Evening Post, 1959

7) Shortage of Scientific and Engineering Manpower, Washington 1956


Автор: Павел Леонов (@PaulKenig).

Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_316033
Пост с навигацией по Коту
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Ретроспектива

Сообщение Radugnyi »

Про Сталина написано много, прямо скажем, очень много. Ругают, хвалят, матерят, превозносят. Но сегодня рассмотрим один, казалось бы, очевидный момент - его место в советской идеологии. Да, мне таки есть, чем вас удивить.

Начнем издалека. Французский философ Клод Лефор сформулировал парадокс имени себя. Суть такова: между идеологией государства (вообще любого) и идеологической практикой (т.е., как идеология воплощается в реальности) всегда будет разрыв. Его никак не избежать. Чтобы государство могло убедить граждан в своей легитимности, нужно обращаться к некой “объективной” истине. Эту истину нельзя поставить под сомнение, она над идеологическим полем, и доказать ее верность или ложность невозможно.
Пример: условная демократия, условный коммунизм, условные европейские ценности, да что угодно. И парадокс этот является ахиллесовой пятой любой политической системы. В один момент идеология даст трещину, и именно в этом месте.

Но до некоторой поры этот парадокс скрыт фигурой Мастера. Это правящий субъект, который предстает обладателем некоего уникального знания о внешней “объективной” истине. Этот Мастер находится вне идеологического дискурса, и, благодаря своему уникальному положению, способен оценивать идеологию на предмет соответствия этой истине. То есть, условный Мастер сам решает, что истинно, а что нет, поскольку он является носителем единственно верного в рамках идеологии знания. Но если фигура Мастера пропадает (как правило, это смерть), разрыв начинает нарастать, что и приводит, в конечном итоге, к распаду идеологической системы.

И мы подходим к Сталину. Как мы знаем, в его руках была сосредоточена огромная власть, он лично редактировал идеологические тексты, да и художественные, что уж там. В многотомник “Истории Гражданской войны” Сталин внес около 700 исправлений. Причем эти исправления активно печатались в газетах, советский читатель должен был знать и понимать суть идеологии. По большому счету, именно для широкого круга читателей и предназначались эти исправления. Читая эти правки, редакторы местных газет также корректировали собственные тексты, обеспечивая монолитность идеологии. Простые читатели также корректировали свои взгляды на идеологию путем чтения сталинских правок.

На ранних этапах советской истории роль Мастера занимал авангард (наиболее прокачанные в плане политической подготовки члены партии). После авангард был заменен фигурой одного конкретного человека. Смерть Сталина привела к тому, что фигура Мастера исчезла, некому было задавать канон объективной истины, направлять к коммунизму. Хрущев не подходил на эту роль, поскольку не обладал и малой долей того авторитета. Чтобы не отойти от идеалов коммунизма, советские лидеры использовали лишь внешнюю форму идеологии, продолжали постулировать идеи Маркса, Энгельса и Ленина. Именно с 1953 года можно считать, что разрыв между идеей и практикой начал нарастать. Исчезла сама возможность стать Мастером, направлять идеологию извне. Попытки делать это изнутри привели к тому, что после 1953 года советская пресса использовала лишь внешние идеологические формы, не задумываясь над содержанием (почитайте советские газеты, они как под копирку). Что и привело к нарастанию разрыва между идеей и практикой. Это невидимое для советского общества изменение привело к весьма значительным последствиям.

В написании я базировался на книге Алексея Юрчака "Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение".

#Коженков@catx2
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Ретроспектива

Сообщение Radugnyi »

Как Сталин изучал русскую культуру, познакомился с коренной, глубинной жизнью русского человека. Почему на Западе политику СССР в 30х-40х называли "сталинский русоцентризм". Почему Хрущёв даже близко не смог приблизиться к успехам предыдущего периода, а наоборот, начал разрушать страну.

"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Ретроспектива

Сообщение Radugnyi »

Оказывается, этот дядька воронежский)). Ратует за русскость и за непрерывность истории. Лапту возродили и соревнования проводят).
У них целый цикл с Фурсовым про Сталина и репрессированных поэтов -писателей. Про Бабеля, Мандельштама, Платонова, Булгакова и т.д. Рассказывает честно, без прикрас, опираясь на рассекреченные источники, некоторые только в нулевых рассекретили. Мне нравится, что в его рассказах много бытовых подробностей, которые как раз и отражают эпоху и личностные особенности тогдашней сложившейся "элиты" околовластной. Очень интересно.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Ретроспектива

Сообщение Radugnyi »

"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Ретроспектива

Сообщение Radugnyi »

Похоже, что Путин взял на вооружение идеи Сталина для реализации в целях укрепления России.

Как у народа украли светлое будущее. Мегапроекты эпохи Сталина. Николай Сапелкин.

"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Ответить