В истории одного города увидел отражение истории страны.
Арциз - город где я жил и закончил школу. Первоисточник с фото здесь
http://topor.od.ua/artsiz-v-gorodok-sla ... perimenta/
Начнем знакомство с Арцизом мы с ворот города – вокзала. Только, с некоторых пор, вокзал уже давно не ворота города – вместо четырех-пяти поездов в день в сторону Одессы, Измаила и Бессарабской, приехать сюда можно лишь дважды в неделю. Летом – трижды. На вокзале – ни души, огромная привокзальная площадь, когда-то знававшая куда лучшие времена, тоже безлюдна. Только одинокая трусливая кошка сбежала от нацеленного на нее объектива. В отличие от пассажирских перевозок, грузовой трафик на железной дороге в Арцизе довольно значительный. Мощные теплововозы ежедневно водят до десятка и более товарняков на Измаил и обратно – к главным ныне портовым воротам украинской части Дуная. Железная дорога – однопутная, без электрификации. Рано или поздно ее ждет либо закрытие (и тогда окончательно загнется Измаильский порт), либо электрификация – с ростом перевозок и возрождением пассажирского сообщения. В нынешнем виде «железка» протянет десяток-другой лет – и придется выбирать один из вариантов, так как водить поезда будет нечем. Новых тепловозов украинские железные дороги не заказывают, а старые, еще советские, не вечны.
Сейчас истинные ворота Арциза – автостанция, совмещенная с рынком, магазинами и прочими торговыми благами цивилизации. Даже супермаркет есть и салон мобильной связи. Маршрутчики чувствуют себя хозяевами жизни – конкурентов у них нет. Если маршрутка переполнена – издевательски рекомендуют ехать поездом. Дважды в неделю, да.
Название Арциз на самом деле восходит к одному из боевых столкновений русской армии с наполеоновскими войсками у городка Арси-сюр-Об – города Арси (Arcis) на речке Об, притока Сены в Шампани.Немцы-переселенцы родом из Вюртемберга назвали свою колонию Йоханнесхорт – «крепость Иоанна». Переименовали колонию в 1819 г. по указу Александра I, повелевшего называть все немецкие и иные переселенченские колонии в честь побед в войне с Наполеоном.
К началу ХХ века Арциз стал весьма контрастным поселением. Добротные каменные дома колонистов на нескольких благоустроенных улицах сочетались с обычными глинобитными мазанками и даже землянками бедняков, утопавших в грязи незамощенных проездов. Никакого медицинского обслуживания не было, хотя местное земство в 1911 г. постановило построить больницу.
При румынах в Арцизе мало что изменилось. Разве что захирела крупная торговля – колонисты больше не имели выхода на огромный внутренний рынок своей бывшей страны, не приезжали больше за лошадьми французы и турки. У всех хватало своих проблем.
Ситуация изменилась летом 1940 года, когда Арциз, как и вся остальная Бессарабия, перешел под власть СССР, войдя в состав сначала Аккерманской, а затем Измаильской области. Для начала всех, кто побогаче – раскулачили, а затем отправили работать в колхозы и совхозы. А кто был против – тоже работали, но в местах гораздо более отдаленных.Немедленно начали строить новую железную дорогу на Измаил, а из заправочной станции для паровозов устроили полноценное локомотивное депо с ремонтными мастерскими и полным циклом обслуживания техники.Во время Великой Отечественной войны Арциз долгое время находился под румынской оккупацией. Особенностью было то, что те земли, которые с 1918 по 1940 г. были в составе Румынии, вновь вошли в административную систему румынского государства, в отличие от земель за Днестром – Транснистрии с ее особым оккупационным режимом.
После войны Арциз стал развиваться в статусе районного центра. В 1963 году стал городом. Старое производство сельхозмашин трансформировалось в литейно-механический завод. А для строительства военного городка, аэродрома и прочих надобностей построили завод железобетонных изделий. От одесского завода «Стройгидравлика» в Арцизе работал экспериментальный цех. Также были различные предприятия по переработке продуктов — молокозавод, комбикормовый завод и другие. Военный аэродром Арциза стал одним из крупнейших на юге Украины. Как и многие другие населенные пункты Бессарабии, Арциз во многом стал военным городом, точнее даже авиационным.
После развала СССР все это региональное великолепие практически в одночасье рухнуло. Из промышленности в Арцизе на серьезном уровне работают лишь элеватор да железная дорога. Вся остальная экономическая жизнь вертится вокруг базара, автоперевозок и распила бюджета.
От себя добавлю, что с декабря 2016 года таки запустили поезд Киев-Измаил, т.е. поезд ходит один раз в день, железная дорога живет.