
Я
Re: Я
Вот!Radugnyi писал(а): Считаешь это нравственно так поступать? Я к тебе как к знающему человеку обратилась, для меня все эти вопросы важные, мне понять хочется, разобраться в теме. А ты все мои вопросы тупо игноришь. То есть, для тебя важно, чтобы тебя игнорили окружающие?

- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 32707
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14996
- Откуда: СССР
Re: Я
Так вот, к вопросам нравственности и морали. Чаще всего эти понятия употребляются как синонимы. У меня есть собственные представления по поводу разграничения этих понятий. В процессе социокультурного развития человечество сформировало целую систему идеалов, представлений о том, каким должен быть человек. Думаю, начало надо искать в отношениях человека с неизвестным, непознанным, с теми явлениями и вещами, которые обожествлялись, подразумевая наличие чего-то в жизни намного большего, значимого и могущественного, чем сам человек. Идеалы находят своё отражение в абсолютных ценностях, значимых и важных для каждого человека (личностный интерес) - справедливость, правда, свобода, любовь, достоинство, честь, уважение, вера, отвага, дружба и т.д. Это и есть нравственные категории, которыми руководствуется человеческое общество в оценке тех или иных действий, поступков, ситуаций и обстоятельств. Отсюда и качественные характеристики человека (социально поощряемые) - справедливый, честный, дружелюбный, надёжный и т.д.
Но природа человека амбивалентна и по факту один и тот же человек проявляет себя в разных обстоятельствах и ситуациях по разному. И в соответствие с заданными ориентирами и в разрез с ними. Человек может поступать и думать злобно, завидовать, врать, проявлять враждебность и т.д. И вот этот уровень оценки действий и мыслей по отношению к кому-то, чему-то и есть уровень морали, в ней содержатся и отрицательные и положительные характеристики человеческих проявлений. Нравственность - высший закон, идеал, ориентир, а мораль - фактический результат по итогам поступков, действий, поведения в целом. Если так понятно.
Но природа человека амбивалентна и по факту один и тот же человек проявляет себя в разных обстоятельствах и ситуациях по разному. И в соответствие с заданными ориентирами и в разрез с ними. Человек может поступать и думать злобно, завидовать, врать, проявлять враждебность и т.д. И вот этот уровень оценки действий и мыслей по отношению к кому-то, чему-то и есть уровень морали, в ней содержатся и отрицательные и положительные характеристики человеческих проявлений. Нравственность - высший закон, идеал, ориентир, а мораль - фактический результат по итогам поступков, действий, поведения в целом. Если так понятно.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Я
Radugnyi писал(а): Считаешь это нравственно так поступать? Я к тебе как к знающему человеку обратилась, для меня все эти вопросы важные, мне понять хочется, разобраться в теме. ...
смотрю, разобралась в теме.Radugnyi писал(а):Так вот, к вопросам нравственности и морали..... Нравственность - высший закон, идеал, ориентир, а мораль - фактический результат по итогам поступков, действий, поведения в целом. Если так понятно.
быстро ты.
даже без моих ответов на твои важные вопросы.
я так и подозревал, что мои ответы тебе нафиг не нужны...
Re: Я
Андрей Тернов
Что такое “нравственность”? Люди часто нагружают слова и их контекстный смысл дополнительными параметрами, которые, как людям видится – идентифицирует понятие слова. Но, как говорится – посмотрите на само слово и оно само подскажет, о чём оно говорит.
Нрав-ственность, нрав-ственное – состоит из слов – нравом створённое, то есть нечто созданное личными характеристиками субъекта.
Какова же нравственность у русских людей? Попробуем рассмотреть.
Нравственность неразрывно связана с духовностью – проявлением духа (внутреннего состояния мира) человека и общества в целом.
“Нравственный, противоположный телесному, плотскому: духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного. Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но составляющий общее с ним духовное начало: к умственному относится истина и ложь; к нравственному добро и зло” (В.И. Даль)”.
Таким образом нравственное может быть как добром, так и злом! То есть положительная или отрицательная нравственность относительно жизнетворчества как общества, так и человека. Положительная – та, которая помогает развиваться, отрицательная – вносит хаос и дисгармонию.
В русском христианстве «благодать» и «благочестие» осмысливаются как основные духовно-нравственные законы жизни русского человека. Благочестив не тот, кто проводит время только в молитвах и постах, а кто благочестив в жизни. «Слово о мытарствах» (XII век) относит к греховным, прежде всего, нравственные преступления человека: ложь, клевету, зависть, гнев, гордость, насилие, воровство, блуд, скупость и немилосердие.
Представляя общину как общество или общежитие, в котором царит абсолютный закон, родовая норма личности, в следствие сознательного и свободного подчинения ей всех индивидуумов, К.Д. Кавелин утверждает, что общинность составляет внутреннюю основу славянского племени.
Общинный быт воспитывал в русских славянах семейные добродетели: кроткие тихие нравы, доверчивость, необыкновенное добродушие и простосердечие. Таким образом, именно общинность способствовала развитию в русском человеке доброжелательности к другим людям, соборности (тяготение к единению с другими); коллективизма (стремление к совместной деятельности); гуманизма (отзывчивости на чужое горе и радость); жертвенности (готовности к самопожертвованию); общительности, миролюбия (соблюдения общиной моральной нормы); совестливости (стремление поступать по справедливости, нравственная ответственность за свое поведение перед окружающими); стыдливости (стремление избежать предосудительного поступка).
В духовной жизни общества во всем мире с наступлением XX века наметился заметный спад. Доминирующее положение в нем стали занимать экономические проблемы и связанные с ними политические и идеологические вопросы: усилия людей оказались в основном направленными на накопление материальных благ. Поклоняясь золотому тельцу, люди пренебрегли духовностью, перестали думать и заботиться о своем духовном обогащении, стали игнорировать нравственную сущность своих поступков.
Низкий уровень нравственности общества обычно отчетливо проявляется в критические моменты истории: во время революций, гражданских и межгосударственных войн, при нестабильности порядка в государстве. Достаточно вспомнить вопиющие нарушения моральных норм в гражданской войне 1918-1921 гг. в России, во второй мировой войне, в период мирного строительства социализма в СССР, в настоящее время, например, эпидемию террористических актов, от которых погибают ни в чем не повинные люди. Нравственная сторона, как правило, не принимается во внимание при решении государственных вопросов: при проведении социальных и экономических реформ, в промышленном производстве и сельском хозяйстве (что часто влечет отрицательные экологические последствия). При принятии многих решений на государственном уровне также зачастую не берется в расчет возможность их выполнения при имеющемся уровне нравственности населения. Неблагополучное положение во многих сферах жизни в нашей стране является прямым следствием всех этих просчетов.
Нарушение нравственных принципов людьми, входящими в государственные и местные органы власти, естественно не может не вести к снижению нравственности населения страны на индивидуальном уровне, в том числе у подрастающего поколения, что внушает особенно большое опасение. Дело дошло до того, что мошенничество и воровство стали почти нормой в жизни нашего общества. Они большей частью не только не преследуются по закону, но стали восприниматься в обществе как нечто само собой разумеющееся. Снова, как не вспомнить Ф.М. Достоевского: "... кажется, что на свете гораздо более воров, чем не воров и что нет даже такого самого честного человека, который бы хоть раз в жизни чего-нибудь не украл" (Ф.М. Достоевский "Идиот").
Итак, в чём же состояла и состоит нравственность русского народа?
Положительная нравственность для русского народа: человеколюбие, духовное самосовершенствование, добротолюбие, благочестие, сопричастность, сострадание, общинность, общительность, миролюбие, совестливость, жертвенность, стыдливости,
Отрицательная нравственность для русского народа: ложь, клевета, зависть, гнев, гордость, насилие, воровство, блуд, скупость, немилосердие, взяточничество.
Что такое “нравственность”? Люди часто нагружают слова и их контекстный смысл дополнительными параметрами, которые, как людям видится – идентифицирует понятие слова. Но, как говорится – посмотрите на само слово и оно само подскажет, о чём оно говорит.
Нрав-ственность, нрав-ственное – состоит из слов – нравом створённое, то есть нечто созданное личными характеристиками субъекта.
Какова же нравственность у русских людей? Попробуем рассмотреть.
Нравственность неразрывно связана с духовностью – проявлением духа (внутреннего состояния мира) человека и общества в целом.
“Нравственный, противоположный телесному, плотскому: духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного. Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но составляющий общее с ним духовное начало: к умственному относится истина и ложь; к нравственному добро и зло” (В.И. Даль)”.
Таким образом нравственное может быть как добром, так и злом! То есть положительная или отрицательная нравственность относительно жизнетворчества как общества, так и человека. Положительная – та, которая помогает развиваться, отрицательная – вносит хаос и дисгармонию.
В русском христианстве «благодать» и «благочестие» осмысливаются как основные духовно-нравственные законы жизни русского человека. Благочестив не тот, кто проводит время только в молитвах и постах, а кто благочестив в жизни. «Слово о мытарствах» (XII век) относит к греховным, прежде всего, нравственные преступления человека: ложь, клевету, зависть, гнев, гордость, насилие, воровство, блуд, скупость и немилосердие.
Представляя общину как общество или общежитие, в котором царит абсолютный закон, родовая норма личности, в следствие сознательного и свободного подчинения ей всех индивидуумов, К.Д. Кавелин утверждает, что общинность составляет внутреннюю основу славянского племени.
Общинный быт воспитывал в русских славянах семейные добродетели: кроткие тихие нравы, доверчивость, необыкновенное добродушие и простосердечие. Таким образом, именно общинность способствовала развитию в русском человеке доброжелательности к другим людям, соборности (тяготение к единению с другими); коллективизма (стремление к совместной деятельности); гуманизма (отзывчивости на чужое горе и радость); жертвенности (готовности к самопожертвованию); общительности, миролюбия (соблюдения общиной моральной нормы); совестливости (стремление поступать по справедливости, нравственная ответственность за свое поведение перед окружающими); стыдливости (стремление избежать предосудительного поступка).
В духовной жизни общества во всем мире с наступлением XX века наметился заметный спад. Доминирующее положение в нем стали занимать экономические проблемы и связанные с ними политические и идеологические вопросы: усилия людей оказались в основном направленными на накопление материальных благ. Поклоняясь золотому тельцу, люди пренебрегли духовностью, перестали думать и заботиться о своем духовном обогащении, стали игнорировать нравственную сущность своих поступков.
Низкий уровень нравственности общества обычно отчетливо проявляется в критические моменты истории: во время революций, гражданских и межгосударственных войн, при нестабильности порядка в государстве. Достаточно вспомнить вопиющие нарушения моральных норм в гражданской войне 1918-1921 гг. в России, во второй мировой войне, в период мирного строительства социализма в СССР, в настоящее время, например, эпидемию террористических актов, от которых погибают ни в чем не повинные люди. Нравственная сторона, как правило, не принимается во внимание при решении государственных вопросов: при проведении социальных и экономических реформ, в промышленном производстве и сельском хозяйстве (что часто влечет отрицательные экологические последствия). При принятии многих решений на государственном уровне также зачастую не берется в расчет возможность их выполнения при имеющемся уровне нравственности населения. Неблагополучное положение во многих сферах жизни в нашей стране является прямым следствием всех этих просчетов.
Нарушение нравственных принципов людьми, входящими в государственные и местные органы власти, естественно не может не вести к снижению нравственности населения страны на индивидуальном уровне, в том числе у подрастающего поколения, что внушает особенно большое опасение. Дело дошло до того, что мошенничество и воровство стали почти нормой в жизни нашего общества. Они большей частью не только не преследуются по закону, но стали восприниматься в обществе как нечто само собой разумеющееся. Снова, как не вспомнить Ф.М. Достоевского: "... кажется, что на свете гораздо более воров, чем не воров и что нет даже такого самого честного человека, который бы хоть раз в жизни чего-нибудь не украл" (Ф.М. Достоевский "Идиот").
Итак, в чём же состояла и состоит нравственность русского народа?
Положительная нравственность для русского народа: человеколюбие, духовное самосовершенствование, добротолюбие, благочестие, сопричастность, сострадание, общинность, общительность, миролюбие, совестливость, жертвенность, стыдливости,
Отрицательная нравственность для русского народа: ложь, клевета, зависть, гнев, гордость, насилие, воровство, блуд, скупость, немилосердие, взяточничество.
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 32707
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14996
- Откуда: СССР
Re: Я
)) Обиделся снова мальчик? Интересны ответы и сейчас, только то, что ты сам думаешь, твои собственные рассуждения на тему, логические выводы и т.д. А книжки я и сама читать умею.Aivery писал(а): смотрю, разобралась в теме.
быстро ты.
даже без моих ответов на твои важные вопросы.
я так и подозревал, что мои ответы тебе нафиг не нужны...
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Я
тебе тоже хочется мне прищемить ? 0_оRadugnyi писал(а): )) Обиделся снова мальчик?
"я не люблю когда мне врут..."
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 32707
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14996
- Откуда: СССР
Re: Я
Да на куй оно мне? Ты и сам замечтательно себя в лужи сажаешь периодически, просто надо сидеть и наблюдать. Мне люди интересны у которых мысль работает сама, без всей этой стереотипно - шаблонной шелухи, вот там настоящее и интересное. Или можешь показать или нет. Всё.Aivery писал(а): тебе тоже хочется мне прищемить ? 0_о
"я не люблю когда мне врут..."
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Я
Вика, а в чем твой интерес наблюдать, как человек садиться в лужу и сообщать ему об этом ?Radugnyi писал(а): Да на куй оно мне? Ты и сам замечтательно себя в лужи сажаешь периодически, просто надо сидеть и наблюдать.
чувствуешь свое превосходство при этом ?
желание помочь человеку вылезти из лужи ?
какие твои мотивы ?
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 32707
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14996
- Откуда: СССР
Re: Я
Мне это неприятно. Потому что и самой знакомо это ощущение. Поэтому и акцентируюсь на том в человеке, что аутентично его и спрятано, чаще всего, от окружающих. Потенциал. Для этого и говорю - другой вариант, выход.Aivery писал(а):
Вика, а в чем твой интерес наблюдать, как человек садиться в лужу и сообщать ему об этом ?
чувствуешь свое превосходство при этом ?
желание помочь человеку вылезти из лужи ?
какие твои мотивы ?
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Я
Вика, а тебе нравятся саркастические и иронические комментарии окружающих, когда ты сидишь в луже ?Radugnyi писал(а): Мне это неприятно. Потому что и самой знакомо это ощущение.
Поэтому и акцентируюсь на том в человеке, что аутентично его и спрятано, чаще всего, от окружающих. Потенциал. Для этого и говорю - другой вариант, выход.
они помогают тебе найти выход ?
дают силы встать с лужи и идти дальше ?
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 32707
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14996
- Откуда: СССР
Re: Я
От настроения зависит. Могу и поржать, могу и поплавать в луже, сделав вид, что так и было задумано, а могу краснеть и рассказывать какие все вокруг долбоёбы. Но встать из лужи можно, только поставив целью - встать из лужи). И это только от меня зависит, с моей точки зрения глупо каждую лужу воспринимать как катастрофу.Aivery писал(а): Вика, а тебе нравится саркастические и иронические комментарии окружающих, когда ты сидишь в луже ?
они помогают тебе найти выход ?
дают силы встать с лужи и идти дальше ?
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Я
какое должно быть у тебя настроение, что бы ты начала язвить и иронизировать ?Radugnyi писал(а): От настроения зависит.
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 32707
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14996
- Откуда: СССР
Re: Я
Хулиганское.Aivery писал(а):какое должно быть у тебя настроение, что бы ты начала язвить и иронизировать ?
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Я
с моей точки зрения, издеваться над тем, кто оказался в луже, не просто глупо, но и безнравственно )Radugnyi писал(а):...с моей точки зрения глупо каждую лужу воспринимать как катастрофу.
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 32707
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14996
- Откуда: СССР
Re: Я
)) Я ж говорю - одни долбоёбы вокруг. А ты сидишь такой весь мокрый и слёзы на глаза наворачиваются и жалко так себя, а все вокруг такие злые, смешно им... Да пошли они все, буду кораблики пускать. Опа! И настроение у толпы поменялось. И твоё тоже. И уже все вместе ржёте, ведь и правда забавно же в лужи падать и прыгать и шлёпать по лужам?)Aivery писал(а): с моей точки зрения, издеваться над тем, кто оказался в луже, не просто глупо, но и безнравственно )
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Я
забавно наблюдать реакцию родителей, когда чадо творит подобное )Radugnyi писал(а):...ведь и правда забавно же в лужи падать и прыгать и шлёпать по лужам?).
вот человек облажался, а я стою такой и насмехаюсь.
и вдруг приходит осознание сути происходящего,
в сознание поступает моментальное огромный объем информации о ситуации:
что произошло, что чувствует человек, что чувствую я, что я делаю и как это отражается в человеке...
и когда я вижу себя со стороны насмехающегося и человека с гримасой боли на лице, мне становится очень неприятно, очень.
это я называю нравственностью.
это не страх наказания извне и не жажда одобрения...
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 32707
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14996
- Откуда: СССР
Re: Я
Нее, не насмехаться, тут другое. Аутентично выражать те чувства, которые возникают в ответ на ту или иную ситуацию - смешно - улыбаться, грустно - плакать и т.д. Без лицемерия и двуличия. Я и руку подам, чтоб из лужи вытянуть, но при этом буду ржать, если мне смешно. Понимаешь? Даже. если это будет выглядеть с чьей-то точки зрения мерзко. Быть верным самому себе - вот это нравственно. ИМХО.Aivery писал(а): забавно наблюдать реакцию родителей, когда чадо творит подобное )
вот человек облажался, а я стою такой и насмехаюсь.
и вдруг приходит осознание сути происходящего,
в сознание поступает моментальное огромный объем информации о ситуации:
что произошло, что чувствует человек, что чувствую я, что я делаю и как это отражается в человеке...
и когда я вижу себя со стороны насмехающегося и человека с гримасой боли на лице, мне становится очень неприятно, очень.
это я называю нравственностью.
это не страх наказания извне и не жажда одобрения...
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Я
быть верным себе и плевать на остальных - это далеко от нравственности.Radugnyi писал(а):Быть верным самому себе - вот это нравственно. ИМХО.
это эгоизм.
к тому же я не понимаю, как можно быть верным подсознательной эмоциональной реакции )))
Вика, улыбаться можно по-разному:
можно доброй и лучащейся улыбкой, а можно иронично и саркастично....можно вообще злорадно....
смех бывает как добрым, так и злым.
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 32707
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14996
- Откуда: СССР
Re: Я
Плевать на остальных - это из твоих представлений, где у меня так написано?
А с другой стороны, человек же сам себя в лужи сажает, с чего бы окружающим поощрять его лень и невежество? Вот поэтому и запад такой, там законодательно запрещено к уродам и извратам говорить правду в глаза. И где тут нравственность? Надо лицемерить и делать вид, что ты думаешь по другому и врать? Это в твоём понимании нравственно?
А с другой стороны, человек же сам себя в лужи сажает, с чего бы окружающим поощрять его лень и невежество? Вот поэтому и запад такой, там законодательно запрещено к уродам и извратам говорить правду в глаза. И где тут нравственность? Надо лицемерить и делать вид, что ты думаешь по другому и врать? Это в твоём понимании нравственно?
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер