Я

Аватара пользователя
Aivery
Хранитель
Сообщения: 13978
Зарегистрирован: 02 май 2015, 07:35
Репутация: 3210

Re: Я

Сообщение Aivery »

Radugnyi писал(а): Психотерапия, разработанная Берном на основе трансактного анализа, призвана освободить человека от скриптов, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения. Конечной целью трансактного анализа является достижение гармонической, сбалансированной личности через гармонические взаимоотношения между всеми зго - состояниями.
О!
Берн тоже был малахольным )))
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 32708
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 14997
Откуда: СССР

Re: Я

Сообщение Radugnyi »

Сюда наверное -

ОБ ЭМПАТИИ ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ

РАЗДЕЛИТЬ ПЕРЕЖИВАНИЕ, НЕ ПЫТАЯСЬ ЗАМЕЩАТЬ ЕГО ДЕЙСТВИЕМ

Однажды мы с детьми ходили в театр. Мне удалось купить места только на задних рядах, и сцена была видна так себе, что, конечно, влияло на удовольствие от спектакля. В перерыве мой сын сказал: «Эх, жаль, что мы не сидим в первом ряду». Почувствовав укол вины, я принялась объяснять ему, что купила билеты, какие смогла. Прервав мои оправдания, сын заметил: «Мам, я всего лишь выразил сожаление. Я не хотел, чтобы ты что-то изменила».

В этот момент я почувствовала, что действительно не смогла просто принять переживание, присоединиться к нему и отпустить. Это такой навык, а точнее способ жить, которому я только учусь.

КОГДА НОВЫЕ КЛИЕНТЫ ПРИХОДЯТ КО МНЕ НА ТЕРАПИЮ, ОНИ ВООБЩЕ НЕ ПОНИМАЮТ, ЧТО ТАКОЕ «ПРОЖИТЬ».

«Да, я поняла, что я в созависимых отношениях. Я чувствую себя ребенком рядом со “взрослым” мужчиной, который “должен” позаботиться обо мне и взять меня на ручки. Но что мне со всем этим делать?»
Я начинаю объяснять, что весь этот комплекс реакций и ожиданий формировался постепенно, с детства, в ответ на какие-то жизненные обстоятельства в семье. И нужно прожить то, что не было прожито раньше. Тогда способ выстраивать отношения изменится. Клиент с недоумением смотрит на меня: я говорю то, что не укладывается в его картину мира. Потом еще полгода-год клиент меня периодически спрашивает: «А что делать-то?» Пока сам не почувствует, что благодаря проживанию на сессиях своих прошедших драм, воспоминаниям о моментах боли, растерянности, страха, отчаяния у него в душе постепенно становится меньше напряжения.

Одна женщина рассказала мне, что ей трудно пожаловаться мужу. Даже просто сказать: «Я устала». Он немедленно принимает жалобу на свой счет. Что это он что-то не сделал, отчего она страдает. Он злится, оправдывается, нападает. Она ему говорит: «Если мне нужна помощь, я попрошу помощи. Если я разозлюсь, я и об этом сообщу. Сейчас я прошу просто разделить мое состояние».

Это совершенно новый опыт в нашей реальности – разделять чувства, не пытаясь замещать переживание действием. То, что мы называем эмпатией, сопереживанием, сочувствием, наполняет отношения, делая их более проникновенными и близкими.
– Мама, я устала от школы, – сообщает мне дочка.

Я удерживаюсь от вопроса «Что же мы будем делать?» и говорю нечто иное: «Ты хочешь, чтобы я тебе посочувствовала или чтобы искала решение?»

Выслушав жалобы дочки на скучные уроки, на шум в классе, на непоследовательность учителя, я замечаю, что ей становится легче. Я обнимаю ее, и она расслабляется. Позже мы с удовольствием строим планы на выходные.

ВЕРОНИКА ХЛЕБОВА

Источник: https://www.psyh.ru/rubric/9/articles/3174/?
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 32708
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 14997
Откуда: СССР

Re: Я

Сообщение Radugnyi »

Где -то в середине 80х отрывки из этой книги печатали в журнале "Студенческий меридиан" , с неё началось моё осознанное увлечение психологией. Димыч, думаю, тебе понравится. Кстати, авторы украинцы. Сейчас меня несколько смущают формулировки, но в целом смысл близок.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 32708
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 14997
Откуда: СССР

Re: Я

Сообщение Radugnyi »

Немного о любви к себе

Карл Юнг сформулировал понятие архетипов – определенных врожденных общих представлений, которые понятны каждому. В настоящей заметке решила остановиться на архетипах «Тени» и «Персоны».

Персона - это то, что нам нравится в себе, то, что мы охотно демонстрируем окружающим, развиваем, холим, лелеем. «Тени», напротив, живут под прикрытием и, как будто не существуют, в постоянном отрицании сознанием. Это тёмные стороны личности, те качества, которые мы запрещаем себе или стыдимся демонстрировать.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Aivery
Хранитель
Сообщения: 13978
Зарегистрирован: 02 май 2015, 07:35
Репутация: 3210

Re: Я

Сообщение Aivery »

Radugnyi писал(а): Сделать самостоятельно анализ персонажей своей психики вряд ли представляется возможным.... Но при использовании специальных психотерапетических упражнений со специалистом можно ...
отличная статья )
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 32708
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 14997
Откуда: СССР

Re: Я

Сообщение Radugnyi »

"Обратить к нравственному совершенству большинство рассуждения не способны, потому что большинству людей по природе свойственно подчиняться не чувству стыда, а страху, и воздерживаться от дурного не потому, что это позорно, но опасаясь мести. " Аристотель.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Aivery
Хранитель
Сообщения: 13978
Зарегистрирован: 02 май 2015, 07:35
Репутация: 3210

Re: Я

Сообщение Aivery »

кстати об Аристотеле:

Александр Македонский и саньясин
Индийская притча

Когда Александр собирался идти покорять Индию, его учитель Аристотель сказал ему: «Привези мне из Индии только один подарок. Привези мне саньясина — человека, который ради познания самого себя отрёкся от мирской жизни».
Проходя через многие земли, Александр везде спрашивал людей: «Я хочу увидеть того, кто познал самого себя. Мне не нужны искатели, мне нужен тот, кто уже познал». И каждый раз ему отвечали: «Там, у подножия гор, на берегу реки, есть старик, который познал самого себя».
Александр отдал приказ своему военачальнику с почестями привести к нему этого человека. Когда отряд прибыл в указанный район, военачальник отправился к местному старейшине, чтобы расспросить его о старике. Тот ответил:

— Да, здесь действительно есть саньясин, великий саньясин. Но вам вряд ли удастся убедить его следовать за вами.

Военачальник рассмеялся и сказал:

— Глупости. Если Александр Великий прикажет, то весь этот город последует за ним.

Придя к саньясину, солдаты увидели его стоящим обнажённым на берегу реки. Они сказали:

— Следуй за нами. Сам Александр Великий приглашает тебя быть его гостем. Тебе будут оказаны великие почести, ты будешь иметь всё, что пожелаешь. Александр возьмёт тебя с собой в Грецию.

В ответ на это саньясин спокойно сказал:

— Никакая сила в этом мире не заставит меня следовать за тобой. Если я нужен вашему Александру, пусть он придёт сюда ко мне сам.

Посланный Александром был поражён. Он ещё никогда не слышал такого повелительного тона. И он не решился применить силу. Вернувшись к Александру, он сказал:

— Этот человек высокомерно обошёлся со мной, и я боюсь, что с вами он поступит так же.

Александр гордо вскинул голову:

— Каждый, кто не окажет мне должного почтения, умрёт. Я иду!

Но когда он прибыл на место, его охватил трепет. Саньясин первый обратился к нему:

— Итак, ты — Александр Великий. Я думаю, что всякий, кто называет себя великим, не велик и не может быть таким.

— Я пришёл не спорить, — ответил Александр, — я пришёл пригласить тебя.

Старик улыбнулся:

— Я свободен как ветер! Нельзя пригласить ветер. Он дует сам по себе. Если я почувствую, что мне этого хочется, я приду в Грецию, но если я не хочу, никто не может заставить меня.

От таких слов Александр пришёл в ярость. Он выхватил меч и сказал:

— Старик, если ты не пойдёшь со мной, я убью тебя!

Саньясин ответил:

— Ты немного опоздал. Я уже сам убил себя.

Александр сжал меч и сказал:

— Сейчас твоя голова покатится с плеч!

Саньясин ответил:

— Ты можешь отрубить мою голову, но ты не можешь убить меня, потому что когда ты увидишь мою голову падающей на землю, я тоже увижу её падающей.

Александр так и не смог убить этого человека. В его дневнике сохранилась запись об этом. Этого человека звали Датдамеш.
Аватара пользователя
Aivery
Хранитель
Сообщения: 13978
Зарегистрирован: 02 май 2015, 07:35
Репутация: 3210

Re: Я

Сообщение Aivery »

Radugnyi писал(а):"Обратить к нравственному совершенству большинство рассуждения не способны, потому что большинству людей по природе свойственно подчиняться не чувству стыда, а страху, и воздерживаться от дурного не потому, что это позорно, но опасаясь мести. " Аристотель.
позволю себе не согласиться с Аристотелем )))
природа имеет лишь косвенное отношение к привычке реагировать и подчиняться страху.
данная привычка программируется социумом с самых первых дней жизни человека.
ибо управлять людьми проще всего именно через страх, особенно в корыстных целях.
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 32708
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 14997
Откуда: СССР

Re: Я

Сообщение Radugnyi »

Aivery писал(а): позволю себе не согласиться с Аристотелем )))
природа имеет лишь косвенное отношение к привычке реагировать и подчиняться страху.
данная привычка программируется социумом с самых первых дней жизни человека.
ибо управлять людьми проще всего именно через страх, особенно в корыстных целях.
Так он об этом и говорит, разве нет? Часто в человеке побеждает животное начало - страх, а уж потом кто угодно может использовать эту "победу" в своих целях. Если же человек руководствуется нравственными критериями в оценке своих поступков, то его сложно будет запугать наказанием. Так ведь?
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 32708
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 14997
Откуда: СССР

Re: Я

Сообщение Radugnyi »

Вот ещё, он же -

Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляют кораблем или конем, то есть направляет их туда, куда нужно и полезно.

И ещё -

Для того чтобы испытывать страх, человек должен испытывать некоторую надежду на спасение того, за что он тревожится; доказательством этому служит то, что страх заставляет людей размышлять, между тем как о безнадежном никто не размышляет.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Aivery
Хранитель
Сообщения: 13978
Зарегистрирован: 02 май 2015, 07:35
Репутация: 3210

Re: Я

Сообщение Aivery »

Radugnyi писал(а): Так он об этом и говорит, разве нет?
...большинству людей по природе свойственно подчиняться не чувству стыда, а страху, и воздерживаться от дурного не потому, что это позорно, но опасаясь мести.
он вообще интересно ставит вопрос )
либо стыд либо страх...
либо позор либо месть...
его мнение о большинстве скорей всего основывалось на европейцах.
оттого то и хотел он саньясина, что бы понять, а как же без стыда и страха )
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 32708
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 14997
Откуда: СССР

Re: Я

Сообщение Radugnyi »

Aivery писал(а): он вообще интересно ставит вопрос )
либо стыд либо страх...
либо позор либо месть...
его мнение о большинстве скорей всего основывалось на европейцах.
оттого то и хотел он саньясина, что бы понять, а как же без стыда и страха )
Греки они вообще интересные были, особенно с точки зрения нравственности))).

Ладно, если нет стыда, то что движет? Человек амбивалентен по природе своей, значит совершает и вредные и полезные действия. Как отличить одно от другого? Какая эмоция будет маркером, что совершил подлость, например?
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Aivery
Хранитель
Сообщения: 13978
Зарегистрирован: 02 май 2015, 07:35
Репутация: 3210

Re: Я

Сообщение Aivery »

Radugnyi писал(а): Ладно, если нет стыда, то что движет? Человек амбивалентен по природе своей, значит совершает и вредные и полезные действия. Как отличить одно от другого? Какая эмоция будет маркером, что совершил подлость, например?
совесть будет грызть.
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 32708
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 14997
Откуда: СССР

Re: Я

Сообщение Radugnyi »

Aivery писал(а): совесть будет грызть.
)) И как именно она грызть будет, что при этом человек будет испытывать?

Вот смотри, совесть это по сути совокупность идеальных установок, при чём локально идеальных то есть для каждого индивида это свой аутентичный набор представлений о ценностях, в своей собственной интерпретации. Совершил человек какой-то поступок, автоматом включился мониторинг на соответствие и обнаружился диссонанс. То есть нарушено внутреннее равновесие. Как этот диссонанс обнаруживает себя в сознании?
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Aivery
Хранитель
Сообщения: 13978
Зарегистрирован: 02 май 2015, 07:35
Репутация: 3210

Re: Я

Сообщение Aivery »

Radugnyi писал(а): Вот смотри, совесть это по сути совокупность идеальных установок, при чём локально идеальных то есть для каждого индивида это свой аутентичный набор представлений о ценностях, в своей собственной интерпретации. Совершил человек какой-то поступок, автоматом включился мониторинг на соответствие и обнаружился диссонанс. То есть нарушено внутреннее равновесие. Как этот диссонанс обнаруживает себя в сознании?
совесть более глубинное чувство и оно не зависит от набора ценностей локального индивидуума.
эгоизм, посредством личного набора ценностей, подменяет это глубинное чувство рефлексией.
если в личном наборе ценностей чужая жизнь не стоит и ломаного гроша, то убивая человек не будет поступать по совести.
как бы он себя в этом не убеждал.
но где-то там, глубоко, под всеми слоями самообмана, совесть его не чиста и мучается он от этого по всякому.

представь, что идеальный ответ на любую ситуацию не хранится локально.
идеальный ответ можно получить только в режиме он-лайн со всеобщей сетью.
где учитывается не только данный индивидуум, но и еще бесчисленное множество всяческих факторов.
а что бы выйти в сеть, необходимо выйти из "я"...
поэтому общество, которое живет по совести - это идеальное общество.
:-)
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 32708
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 14997
Откуда: СССР

Re: Я

Сообщение Radugnyi »

Это интерпретация, Дим)) Как раз очень индивидуальная причинно - следственная цепочка представлений о том, что...

А вопрос был - каково будет ощущение от "грызни совести"? Как отличить что это совесть, может это страх наказания терзает?
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Aivery
Хранитель
Сообщения: 13978
Зарегистрирован: 02 май 2015, 07:35
Репутация: 3210

Re: Я

Сообщение Aivery »

Radugnyi писал(а): А вопрос был - каково будет ощущение от "грызни совести"? Как отличить что это совесть, может это страх наказания терзает?
так это личное дело каждого научится отличать голос совести от страха наказания.
тут универсального критерия нету, кроме осознания.
глубоко внутри человек всегда знает, как следует поступать.
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 32708
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 14997
Откуда: СССР

Re: Я

Сообщение Radugnyi »

Aivery писал(а): так это личное дело каждого научится отличать голос совести от страха наказания.
тут универсального критерия нету, кроме осознания.
глубоко внутри человек всегда знает, как следует поступать.
Нет, не получается так. Дети Маугли противоречат твоей теории. Их вселенский разум по какой причине обделил таким важным мерилом как нравственность и совесть?) Люди же все одинаковые или нет?

И как тогда самому для себя определить где страх, а где совесть? Может совесть это и есть страх. А может у человека подмена понятий произошла в детстве и для него разницы нет - выдали лицензию на убийство, страха наказания нет и совесть молчит. Может же так быть?
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Aivery
Хранитель
Сообщения: 13978
Зарегистрирован: 02 май 2015, 07:35
Репутация: 3210

Re: Я

Сообщение Aivery »

Radugnyi писал(а): Их вселенский разум по какой причине обделил таким важным мерилом как нравственность и совесть?)
на чем основан такой вывод ?
Radugnyi писал(а): И как тогда самому для себя определить где страх, а где совесть? Может совесть это и есть страх. А может у человека подмена понятий произошла в детстве и для него разницы нет - выдали лицензию на убийство, страха наказания нет и совесть молчит. Может же так быть?
когда проживаются два различных чувства их вполне можно отличить друг от друга.
проблема в том, что бы добраться до чувств через завесу эмоциональных рефлексий.

совесть не может молчать )
совесть можно не слышать.
она тише, чем эмоции, гораздо тише.
Vadim
Хранитель
Сообщения: 24240
Зарегистрирован: 01 май 2015, 12:41
Репутация: 12055

Re: Я

Сообщение Vadim »

Aivery писал(а):совесть более глубинное чувство и оно не зависит от набора ценностей локального индивидуума.
эгоизм, посредством личного набора ценностей, подменяет это глубинное чувство рефлексией.
если в личном наборе ценностей чужая жизнь не стоит и ломаного гроша, то убивая человек не будет поступать по совести.
как бы он себя в этом не убеждал.
но где-то там, глубоко, под всеми слоями самообмана, совесть его не чиста и мучается он от этого по всякому.

представь, что идеальный ответ на любую ситуацию не хранится локально.
идеальный ответ можно получить только в режиме он-лайн со всеобщей сетью.
где учитывается не только данный индивидуум, но и еще бесчисленное множество всяческих факторов.
а что бы выйти в сеть, необходимо выйти из "я"...
поэтому общество, которое живет по совести - это идеальное общество.
:-)
Каша, Димыч. "Я", это и есть Эго, "совесть" тут выступает как Супер Эго, т.е. сверх-Я, надстройка, призванная подавлять низменные и социально неприемлемые желания, которые могут нанести вред индивиду в социальной среде. В такой системе координат ориентироваться проще.
В основе работы совести заложено чувство вины и стыда. Именно они доставляют внутренний дискомфорт при совершении социально неприемлемых действий в отношении другого человека или социума. И не только действий, но даже и мыслей.
А выйти из "Я" в принципе невозможно, да и нет в том необходимости.
Изображение
Ответить