Я
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 31199
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14266
- Откуда: СССР
Я
О том как формируется личность, из чего состоит, как закаляется и деформируется, что влияет на развитие и деградацию.
Своими словами, без "умных книжек", личный опыт и собственные представления.
В этой теме допускаются переходы на личности в формате парламентских выражений).
Своими словами, без "умных книжек", личный опыт и собственные представления.
В этой теме допускаются переходы на личности в формате парламентских выражений).
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 31199
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14266
- Откуда: СССР
Re: Я
ИЛЛЮЗИИ
Беря ответственность за себя и за свою жизнь в свои руки (а происходит этот процесс постепенно, часто болезненно, сопровождаясь утратами и моментами одиночества и длится всю жизнь), постепенно осознаешь, сколько иллюзорных чувств мешают нам жить и дышать свободно, быть зрелой личностью, стоять уверенно во взрослой позиции.
Хочу прибегнуть здесь к описанию и разбору некоторых из них. К чему это всё? Мне этот процесс сильно поспособствовал в построении конструктивных, зрелых отношений с моим супругом. Позволил полнее ощутить ответственность за себя, за моделирование ситуаций вокруг себя. И весьма облегчил жизнь вообще.
Осознание наличия этих чувств-иллюзий позволило более ясно ощутить отношения партнёрства, взаимоуважения. Признания права другого человека на свободу выбора, принятие решений, самовыражения.
Для меня лично ещё был, значим и важен момент понимания механизмов манипуляции и зависимого поведения. И понимание это пришло через осознание существования этих чувств-иллюзий.
Базируются эти рассуждения на принятии зрелой личностной позиции:
Чувствовать себя равным по отношению к другим людям.
То есть, я беру ответственность за себя, свои поступки, действия, поведение. Я уважаю и принимаю, безусловно, право других людей нести ответственность за себя, принимать решения, действовать, так как они считают нужным, важным, значимым.
ЖАЛОСТЬ – отсутствие уважения по отношению к другому человеку. Жалость предполагает какую-либо ущербность человека, которого жалеют по отношению к человеку, который жалеет. Следовательно, отсутствие равноправных отношений.
Альтернатива – сочувствие, сопереживание.
«Я понимаю тебя и разделяю твою боль»
ВИНА – порождает отношения унижения – превосходства. «Ты виноват – ты хуже меня, я – прав и в этом я превосхожу тебя».
«Я виноват» - вынужденная ситуация защиты – «Я оправдываюсь» - ищу причину для сохранения целостности восприятия своего «Я», сохранения личности, самооценки – как следствие возникает чувство униженности.
Обвинение человека – попытка самоутвердиться за чужой счёт.
Чувствовать себя виноватым, значит чувствовать себя ущербным по отношению к другим людям.
Альтернатива – право на ошибку.
Каждый человек имеет право на ошибку. Ошибка – это опыт. Каждый имеет право на свой собственный опыт. Опыт – ошибка – попытка адаптации – вырабатывание адаптивного поведения к конкретной ситуации.
ОБМАН.
Развитие ситуации в разрез (иначе) сформированному образу. Введение в заблуждение. Иначе истолкованные факты.
Здесь имеется в виду не сознательное искажение информации в рамках межличностного взаимодействия. А скорее самообман. Ситуация, когда: «Да я тебе честно говорю». А в ответ: «Да ты врёшь, быть такого не может». Ситуация основанная на разнице пережитого опыта, на различиях содержимого «рюкзачков» взаимодействующих. То есть, раз у меня такого не было, то и у тебя быть не может. Утрированная субъективность в отношении слов говорящего и, как следствие, вывод: обман.
Имеет место сильная личностная идентификация (привязанность) к ситуации, к предмету, мешает абстрагироваться от событий, мешает извлекать пользу, удовольствие для себя. Как следствие конфликт, обиды, раздражение.
Итог: ущерб для гомеостаза индивида.
ПРОБЛЕМЫ.
Это скорее мой субъективный личностный опыт и особенности восприятия смысла данного понятия. Ассоциация такая, что проблема – это нечто тягостное, малопривлекательное, требующее длительного приложения усилий для преодоления. Иногда сопровождает человека всю жизнь.
Мне ближе такая позиция: «Проблем нет, есть временные трудности, требующие решения».
Если это проблема, то это что-то извне. Если же это трудность, то я сам её создал и сам же её преодолею. Получу в итоге новый опыт, удовольствие от напряжения и повышение самооценки от успешного разрешения трудности.
Трудность – это задача, требующая решения.
1. Признать существование задачи.
2. Объективно оценить условия поставленной задачи (сколько плюсов, столько же и минусов).
3. Анализ возможных решений.
4. Выбрать один наиболее приемлемый вариант решения задачи.
5. Разработать пошаговый алгоритм решения.
6. Выполнить его.
7. Объективно оценить полученный результат.
Итак, проблем нет, есть задачи, требующие решения, появляющиеся по мере готовности индивида к их решению.
СТРАДАНИЯ – суть иллюзия. Мазохистическое заблуждение. Это нечто, что происходит само по себе, приходит извне, с ним ничего поделать нельзя – только терпеть. Его надо принять и ждать, когда оно само собой кончится. Ситуация тиран – жертва. Жертва страдает. Тиран несёт ответственность.
Альтернатива – ПЕРЕЖИВАНИЕ определённого жизненного периода, ситуации, каких-либо событий. Это переживание может быть болезненным, дискомфортным, сопровождаться внутренним напряжением, душевной «тошнотой», уходом в вакуум. Но оно конечно и на это состояние человек может влиять. ПЕРЕживание – это ПРЕодоление той или иной жизненной трудности, внутреннее изменение, поворотная точка в жизни. После ПЕРЕживания обязательно приходит сила, лёгкость, спокойствие. Уверенность в том, что так надо.
Переживание как процесс можно ускорить, укоротить, обыграть в новую ситуацию с выгодой для себя, для своего внутреннего мира. Ответственность за процесс протекания переживания лежит на человеке, который находится в этом состоянии. Он сам волен изменить этот процесс, таким образом, как ему надо. И нести ответственность за это.
СТРАХ – потеря контроля над ситуацией, над своими чувствами, мыслями, действиями. Возникает в ситуации реальной или воображаемой угрозы безопасности жизни. Чем чревато? Возможна ситуация манипуляции с использованием страха человека. Человек на какое-то время теряет власть и контроль над собственной жизнью. Действует инстинктивно, без разума. Возможна утрата уверенности в себе, понижение самооценки, стыд.
Альтернатива – опасение. Любой человек имеет право опасаться тех или иных событий, слов и т.д. Опасение есть следствие состояния тревожности. Тревожность порождает отсутствие информации по какому-либо вопросу. Страх же спонтанен и, как правило, безоснователен. Опасение можно просчитать, получить дополнительную информацию и с учётом возможных вариантов развития событий, принять решение. Страх лишает возможности рассуждать. Опасения дают возможность действовать в условиях безопасности для жизнедеятельности человека. Страх часто приводит к малоутешительным последствиям, часто к новым страхам. Опасение позволяет делать выбор, с учётом собственного опыта. Проще говоря, человек решает вступать ему в ситуацию или нет, если «да», то какую стратегию поведения выбрать, дабы выйти из неё с минимальными потерями.
Пример. Допустим, мне необходимо установить антенну на крыше 9ти этажного дома. На улице сильный ветер. Я испытываю определённые опасения: меня может сдуть. Я принимаю решение: либо пойти в другой день, либо принять дополнительные меры безопасности, либо делегировать полномочия специалисту и т.д.
Итак, страха нет, есть обоснованные опасения, основанные на имеющейся информации. Опасения преодолимы, несут явную выгоду при обеспечении безопасности жизнеобеспечения.
Выше мы рассмотрели несколько чувств – иллюзий, как я их условно называю, мешающих в полной мере ощущать себя зрелой личностью.
Хочу сразу оговориться, что каждый человек вправе воспринимать эту позицию, так как он считает нужным. Я всего лишь делюсь своим опытом проживания трудных жизненных ситуаций. Опытом, который позволил мне идти по жизни легко и уверенно, достигать поставленных целей, бороться со своими установками, быть успешной в деятельности, менять своё поведение и нести ответственность за себя.
Здесь речь скорее о том, как мы для себя определяем те или иные чувства. Если мы стоим в позиции зрелой личности, то всегда есть выбор, есть возможность что-то менять. Если же мы признаём возможность вмешательства извне в нашу жизнь, то нам остаётся роль стороннего наблюдателя. А наша жизнь в это время бредёт сама по себе как корова, отбившаяся от стада. И в какие-то моменты жизни этот выбор тоже имеет право на существование. Решайте сами.
Беря ответственность за себя и за свою жизнь в свои руки (а происходит этот процесс постепенно, часто болезненно, сопровождаясь утратами и моментами одиночества и длится всю жизнь), постепенно осознаешь, сколько иллюзорных чувств мешают нам жить и дышать свободно, быть зрелой личностью, стоять уверенно во взрослой позиции.
Хочу прибегнуть здесь к описанию и разбору некоторых из них. К чему это всё? Мне этот процесс сильно поспособствовал в построении конструктивных, зрелых отношений с моим супругом. Позволил полнее ощутить ответственность за себя, за моделирование ситуаций вокруг себя. И весьма облегчил жизнь вообще.
Осознание наличия этих чувств-иллюзий позволило более ясно ощутить отношения партнёрства, взаимоуважения. Признания права другого человека на свободу выбора, принятие решений, самовыражения.
Для меня лично ещё был, значим и важен момент понимания механизмов манипуляции и зависимого поведения. И понимание это пришло через осознание существования этих чувств-иллюзий.
Базируются эти рассуждения на принятии зрелой личностной позиции:
Чувствовать себя равным по отношению к другим людям.
То есть, я беру ответственность за себя, свои поступки, действия, поведение. Я уважаю и принимаю, безусловно, право других людей нести ответственность за себя, принимать решения, действовать, так как они считают нужным, важным, значимым.
ЖАЛОСТЬ – отсутствие уважения по отношению к другому человеку. Жалость предполагает какую-либо ущербность человека, которого жалеют по отношению к человеку, который жалеет. Следовательно, отсутствие равноправных отношений.
Альтернатива – сочувствие, сопереживание.
«Я понимаю тебя и разделяю твою боль»
ВИНА – порождает отношения унижения – превосходства. «Ты виноват – ты хуже меня, я – прав и в этом я превосхожу тебя».
«Я виноват» - вынужденная ситуация защиты – «Я оправдываюсь» - ищу причину для сохранения целостности восприятия своего «Я», сохранения личности, самооценки – как следствие возникает чувство униженности.
Обвинение человека – попытка самоутвердиться за чужой счёт.
Чувствовать себя виноватым, значит чувствовать себя ущербным по отношению к другим людям.
Альтернатива – право на ошибку.
Каждый человек имеет право на ошибку. Ошибка – это опыт. Каждый имеет право на свой собственный опыт. Опыт – ошибка – попытка адаптации – вырабатывание адаптивного поведения к конкретной ситуации.
ОБМАН.
Развитие ситуации в разрез (иначе) сформированному образу. Введение в заблуждение. Иначе истолкованные факты.
Здесь имеется в виду не сознательное искажение информации в рамках межличностного взаимодействия. А скорее самообман. Ситуация, когда: «Да я тебе честно говорю». А в ответ: «Да ты врёшь, быть такого не может». Ситуация основанная на разнице пережитого опыта, на различиях содержимого «рюкзачков» взаимодействующих. То есть, раз у меня такого не было, то и у тебя быть не может. Утрированная субъективность в отношении слов говорящего и, как следствие, вывод: обман.
Имеет место сильная личностная идентификация (привязанность) к ситуации, к предмету, мешает абстрагироваться от событий, мешает извлекать пользу, удовольствие для себя. Как следствие конфликт, обиды, раздражение.
Итог: ущерб для гомеостаза индивида.
ПРОБЛЕМЫ.
Это скорее мой субъективный личностный опыт и особенности восприятия смысла данного понятия. Ассоциация такая, что проблема – это нечто тягостное, малопривлекательное, требующее длительного приложения усилий для преодоления. Иногда сопровождает человека всю жизнь.
Мне ближе такая позиция: «Проблем нет, есть временные трудности, требующие решения».
Если это проблема, то это что-то извне. Если же это трудность, то я сам её создал и сам же её преодолею. Получу в итоге новый опыт, удовольствие от напряжения и повышение самооценки от успешного разрешения трудности.
Трудность – это задача, требующая решения.
1. Признать существование задачи.
2. Объективно оценить условия поставленной задачи (сколько плюсов, столько же и минусов).
3. Анализ возможных решений.
4. Выбрать один наиболее приемлемый вариант решения задачи.
5. Разработать пошаговый алгоритм решения.
6. Выполнить его.
7. Объективно оценить полученный результат.
Итак, проблем нет, есть задачи, требующие решения, появляющиеся по мере готовности индивида к их решению.
СТРАДАНИЯ – суть иллюзия. Мазохистическое заблуждение. Это нечто, что происходит само по себе, приходит извне, с ним ничего поделать нельзя – только терпеть. Его надо принять и ждать, когда оно само собой кончится. Ситуация тиран – жертва. Жертва страдает. Тиран несёт ответственность.
Альтернатива – ПЕРЕЖИВАНИЕ определённого жизненного периода, ситуации, каких-либо событий. Это переживание может быть болезненным, дискомфортным, сопровождаться внутренним напряжением, душевной «тошнотой», уходом в вакуум. Но оно конечно и на это состояние человек может влиять. ПЕРЕживание – это ПРЕодоление той или иной жизненной трудности, внутреннее изменение, поворотная точка в жизни. После ПЕРЕживания обязательно приходит сила, лёгкость, спокойствие. Уверенность в том, что так надо.
Переживание как процесс можно ускорить, укоротить, обыграть в новую ситуацию с выгодой для себя, для своего внутреннего мира. Ответственность за процесс протекания переживания лежит на человеке, который находится в этом состоянии. Он сам волен изменить этот процесс, таким образом, как ему надо. И нести ответственность за это.
СТРАХ – потеря контроля над ситуацией, над своими чувствами, мыслями, действиями. Возникает в ситуации реальной или воображаемой угрозы безопасности жизни. Чем чревато? Возможна ситуация манипуляции с использованием страха человека. Человек на какое-то время теряет власть и контроль над собственной жизнью. Действует инстинктивно, без разума. Возможна утрата уверенности в себе, понижение самооценки, стыд.
Альтернатива – опасение. Любой человек имеет право опасаться тех или иных событий, слов и т.д. Опасение есть следствие состояния тревожности. Тревожность порождает отсутствие информации по какому-либо вопросу. Страх же спонтанен и, как правило, безоснователен. Опасение можно просчитать, получить дополнительную информацию и с учётом возможных вариантов развития событий, принять решение. Страх лишает возможности рассуждать. Опасения дают возможность действовать в условиях безопасности для жизнедеятельности человека. Страх часто приводит к малоутешительным последствиям, часто к новым страхам. Опасение позволяет делать выбор, с учётом собственного опыта. Проще говоря, человек решает вступать ему в ситуацию или нет, если «да», то какую стратегию поведения выбрать, дабы выйти из неё с минимальными потерями.
Пример. Допустим, мне необходимо установить антенну на крыше 9ти этажного дома. На улице сильный ветер. Я испытываю определённые опасения: меня может сдуть. Я принимаю решение: либо пойти в другой день, либо принять дополнительные меры безопасности, либо делегировать полномочия специалисту и т.д.
Итак, страха нет, есть обоснованные опасения, основанные на имеющейся информации. Опасения преодолимы, несут явную выгоду при обеспечении безопасности жизнеобеспечения.
Выше мы рассмотрели несколько чувств – иллюзий, как я их условно называю, мешающих в полной мере ощущать себя зрелой личностью.
Хочу сразу оговориться, что каждый человек вправе воспринимать эту позицию, так как он считает нужным. Я всего лишь делюсь своим опытом проживания трудных жизненных ситуаций. Опытом, который позволил мне идти по жизни легко и уверенно, достигать поставленных целей, бороться со своими установками, быть успешной в деятельности, менять своё поведение и нести ответственность за себя.
Здесь речь скорее о том, как мы для себя определяем те или иные чувства. Если мы стоим в позиции зрелой личности, то всегда есть выбор, есть возможность что-то менять. Если же мы признаём возможность вмешательства извне в нашу жизнь, то нам остаётся роль стороннего наблюдателя. А наша жизнь в это время бредёт сама по себе как корова, отбившаяся от стада. И в какие-то моменты жизни этот выбор тоже имеет право на существование. Решайте сами.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Я
Про обман я так и не поняла кто кого обманул или не поверил и что с гомеостазом индивида тоже не понятно (
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 31199
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14266
- Откуда: СССР
Re: Я
Давно писала, уже и не помню, какая именно ситуация в мозгу крутилась). Сейчас бы сказала про самоограничение. Когда какая-то установка или навешанный ярлык мешают увидеть другие грани реальности, допустить мысль. Легче поверить в то, что это ложь, чем расширить границы привычного и воспользоваться новой возможностью.Margo писал(а):Про обман я так и не поняла кто кого обманул или не поверил и что с гомеостазом индивида тоже не понятно (
А с гомеостазом, целостность организма нарушается. Чем больше ограничителей, тем больше ресурсов тратится на их содержание. Ресурсы надо откуда-то брать, а у человека один источник - тело, оно и рушится, если энергии тратится больше, чем получает организм из вне.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Я
Правильно я поняла, что ты предпочитаешь верить в то что тебе говорят, вопреки опыту и замечанными тобой всяким не стыковкам, указывающим на неправдоподобность предлагаемого тебе?Radugnyi писал(а):Давно писала, уже и не помню, какая именно ситуация в мозгу крутилась). Сейчас бы сказала про самоограничение. Когда какая-то установка или навешанный ярлык мешают увидеть другие грани реальности, допустить мысль. Легче поверить в то, что это ложь, чем расширить границы привычного и воспользоваться новой возможностью.Margo писал(а):Про обман я так и не поняла кто кого обманул или не поверил и что с гомеостазом индивида тоже не понятно (
А с гомеостазом, целостность организма нарушается. Чем больше ограничителей, тем больше ресурсов тратится на их содержание. Ресурсы надо откуда-то брать, а у человека один источник - тело, оно и рушится, если энергии тратится больше, чем получает организм из вне.
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 31199
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14266
- Откуда: СССР
Re: Я
Нет, конечно. Я допускаю мысль, что это может быть ТАК, даже если и звучит фантастично и противоречит каким-то моим знаниям и ожиданиям и даже, если в это верится с трудом.Margo писал(а): Правильно я поняла, что ты предпочитаешь верить в то что тебе говорят, вопреки опыту и замечанными тобой всяким не стыковкам, указывающим на неправдоподобность предлагаемого тебе?
Если это для меня важно, то буду разбираться по ходу дальнейшего общения.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 31199
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14266
- Откуда: СССР
Re: Я
О системе координат. Периодические упоминания о сбитой системе координат, навели на мысль, что будет полезно собрать в одном месте рассуждения и какие-то знания о выверенной системе.
Если говорить в математических терминах, то это многовекторная система, каждый вектор это какое-то определённое базовое понятие, образ, к которому в течении жизни формируется отношение. Вся совокупность отношений и есть система.
Вряд ли возможно разделить всё многообразие жизненных проявлений на критерии или вектора, но практика показывает, что есть такие, без которых трудно обойтись и от настройки которых зависит и внутренняя гармония и внешнее благополучие. Например, доверие и уважение.
Условно, всё многообразие векторов можно разделить на духовные и материальные понятия. При чём, как показывает практика, от стабильности духовных (абстрактных) понятий зависит и внешнее (отражательное) равновесие в жизни человека.
От знания закономерностей по которым строится система зависят наши решения и выборы и количество ошибок и умение их исправлять. Когда понимаешь откуда что берётся, откуда и как "ноги растут", больше шансов управлять внешними ситуациями, нет страха потерять или совершить ошибку, потому как всегда знаешь на сколько шагов надо вернуться назад и в какую сторону повернуть, чтобы восстановить баланс.
Если же нет знаний или сама система перекошена, то большинство решений принимается спонтанно, интуитивно, то есть без знания ЧТО, КОГДА и в какой последовательности привело тебя к этому конкретному результату. А значит нет и возможности повторить успешный опыт. Остаётся только один способ из всего многообразия -метод проб и ошибок. Часто болезненных, порождающий страх потерь и приводящий в итоге к потерям в процентном соотношении к успехам. К размытым границам. К отражению на физическом уровне. Часто болезнь - это способ всей системы организма выровнять перекошенную систему координат самого человека или же большей системы - семья за счёт кого-то одного.
Если говорить в математических терминах, то это многовекторная система, каждый вектор это какое-то определённое базовое понятие, образ, к которому в течении жизни формируется отношение. Вся совокупность отношений и есть система.
Вряд ли возможно разделить всё многообразие жизненных проявлений на критерии или вектора, но практика показывает, что есть такие, без которых трудно обойтись и от настройки которых зависит и внутренняя гармония и внешнее благополучие. Например, доверие и уважение.
Условно, всё многообразие векторов можно разделить на духовные и материальные понятия. При чём, как показывает практика, от стабильности духовных (абстрактных) понятий зависит и внешнее (отражательное) равновесие в жизни человека.
От знания закономерностей по которым строится система зависят наши решения и выборы и количество ошибок и умение их исправлять. Когда понимаешь откуда что берётся, откуда и как "ноги растут", больше шансов управлять внешними ситуациями, нет страха потерять или совершить ошибку, потому как всегда знаешь на сколько шагов надо вернуться назад и в какую сторону повернуть, чтобы восстановить баланс.
Если же нет знаний или сама система перекошена, то большинство решений принимается спонтанно, интуитивно, то есть без знания ЧТО, КОГДА и в какой последовательности привело тебя к этому конкретному результату. А значит нет и возможности повторить успешный опыт. Остаётся только один способ из всего многообразия -метод проб и ошибок. Часто болезненных, порождающий страх потерь и приводящий в итоге к потерям в процентном соотношении к успехам. К размытым границам. К отражению на физическом уровне. Часто болезнь - это способ всей системы организма выровнять перекошенную систему координат самого человека или же большей системы - семья за счёт кого-то одного.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Я
эх, если бы....если бы....Radugnyi писал(а): Если же нет знаний или сама система перекошена, то большинство решений принимается спонтанно, интуитивно....
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 31199
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14266
- Откуда: СССР
Re: Я
В продолжение разговоров...
Можно ли вывести некую общую формулу по которой всенепременно можно вырастить зрелую, цельную личность? Думаю нет. Да и особой пользы в этом тоже нет. Но! Можно вывести некую вероятность последовательных событий при которых создаются оптимальные условия для раскрытия потенциала человека, для его максимальной реализации во всех сферах жизни, либо всеми гранями).
Можно ли вывести некую общую формулу по которой всенепременно можно вырастить зрелую, цельную личность? Думаю нет. Да и особой пользы в этом тоже нет. Но! Можно вывести некую вероятность последовательных событий при которых создаются оптимальные условия для раскрытия потенциала человека, для его максимальной реализации во всех сферах жизни, либо всеми гранями).
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Я
потенциал это всегда что то со знаком плюс? А может быть в личности заложен негативный потенциал или это всегда неудачные условия для раскрытия?Radugnyi писал(а):В продолжение разговоров...
Можно ли вывести некую общую формулу по которой всенепременно можно вырастить зрелую, цельную личность? Думаю нет. Да и особой пользы в этом тоже нет. Но! Можно вывести некую вероятность последовательных событий при которых создаются оптимальные условия для раскрытия потенциала человека, для его максимальной реализации во всех сферах жизни, либо всеми гранями).
Re: Я
осознанность.Radugnyi писал(а):В продолжение разговоров...
Можно ли вывести некую общую формулу по которой всенепременно можно вырастить зрелую, цельную личность?
чем тебе не формула ?
Re: Я
Что ты имеешь в виду под "вырастить" ? Речь о воспитании ребёнка?Radugnyi писал(а): Можно ли вывести некую общую формулу по которой всенепременно можно вырастить зрелую, цельную личность?
"Не поговорить с человеком, который достоин разговора, — значит потерять человека. А говорить с человеком, который разговора недостоин, — значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов". (Конфуций)
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 31199
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14266
- Откуда: СССР
Re: Я
Потенциал это генетически обусловленные задатки и возможности, развивая, которые можно вырастить гения, или, как минимум, мастера своего дела. Нет оценки. Набор качеств или характеристик. А уж в какую сферу будут данные способности направлены это уже от внешних обстоятельств зависит. Например, абсолютный музыкальный слух, позволяющий слышать как "звучит" лампочка накаливания, может сделать из человека гениального музыканта, композитора, настройщика и т.д., а может увековечить его имя как взломщика сейфов или кодовых замков. Хотя чаще, такая способность выливается в пьяное пение в караоке))). Это реальность...Margo писал(а): потенциал это всегда что то со знаком плюс? А может быть в личности заложен негативный потенциал или это всегда неудачные условия для раскрытия?
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 31199
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14266
- Откуда: СССР
Re: Я
А это тоже с моей точки зрения ограничитель. Сознание разве может вместить ВСЮ информацию, которая хранится в человеке? А раскрывая потенциал учишься пользоваться всей информацией целиком - осознанно, полусознательно и бессознательно вовсе, по наитию или интуитивно).Aivery писал(а): осознанность.
чем тебе не формула ?
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 31199
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14266
- Откуда: СССР
Re: Я
В том числе. Удачная стартовая позиция и изначально верно расставленные приоритеты намного облегчают взрослую жизнь человека.Driada писал(а):Что ты имеешь в виду под "вырастить" ? Речь о воспитании ребёнка?Radugnyi писал(а): Можно ли вывести некую общую формулу по которой всенепременно можно вырастить зрелую, цельную личность?
Но речь и о взрослых тоже. По большому счёту, возраст величина субъективная, есть примеры самораскрытия в возрасте "дожития", как у нас в стране говорят))). Здесь другие критерии более значимы.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Я
как ты раскроешь потенциал, если не осознаешь его ? )Radugnyi писал(а):А это тоже с моей точки зрения ограничитель. Сознание разве может вместить ВСЮ информацию, которая хранится в человеке? А раскрывая потенциал учишься пользоваться всей информацией целиком - осознанно, полусознательно и бессознательно вовсе, по наитию или интуитивно).Aivery писал(а): осознанность.
чем тебе не формула ?
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 31199
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14266
- Откуда: СССР
Re: Я
Буду получать удовольствие от самого делания, это будет стимулом узнать больше, научиться что-то делать лучше в выбранной сфере. Осознание может прийти и после и во время и вовсе мимо пройти. Это как настоящая щедрость, благодаришь того, с кем чем-то поделился. Понимаешь?Aivery писал(а): как ты раскроешь потенциал, если не осознаешь его ? )
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Я
для того, что бы раскрыть потенциал, надо его увидеть и осознать.Radugnyi писал(а):Буду получать удовольствие от самого делания, это будет стимулом узнать больше, научиться что-то делать лучше в выбранной сфере. Осознание может прийти и после и во время и вовсе мимо пройти. Это как настоящая щедрость, благодаришь того, с кем чем-то поделился. Понимаешь?Aivery писал(а): как ты раскроешь потенциал, если не осознаешь его ? )
иначе, откуда ты узнаешь о своем потенциале и что раскрывать ?
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 31199
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14266
- Откуда: СССР
Re: Я
Не обязательно. Есть такие механизмы как интерес, склонность, влечение, симпатия. Как ориентиры вполне сойдут, чтобы двигаться в нужном направлении. Плюс интуитивные выборы, плюс результаты деятельности.Aivery писал(а): для того, что бы раскрыть потенциал, надо его увидеть и осознать.
иначе, откуда ты узнаешь о своем потенциале и что раскрывать ?
Давай по другому. Может ли аутимик осознать свой потенциал? Возьмём пример из "Человека дождя". Всенепременно ли отсутствие осознания мешает раскрытию? )))
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер