Я
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 30875
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14027
- Откуда: СССР
Re: Я
Фальшивое Я
Когда условия развития ребенка не позволяют реализовать потребности роста Истинного Я, в психике ребенка появляется вспомогательная структура. Фальшивое Я отвечает на чрезмерные для личности запросы окружения, действуя реактивно, всегда в ответ на стимулы извне. Развитие истинного Я приостанавливается и ждет подходящих условий. Иногда проходят годы, прежде чем человек получает возможность (например, в кабинете психотерапевта) продолжить это увлекательное путешествие.
Со временем человек начинает проявлять поисковую активность. Именно в момент, когда получается удовлетворить запросы окружения, человек чувствует себя живым. У здоровых людей Фальшивое Я проявляется в принятии общественных правил, традиций, понимании внешних ожиданий. Но никогда стремление соответствовать этим внешним требованиям не оказывается ведущим мотивом.
«Радость – спрятаться и катастрофа – не быть найденным».
Винникотт, по мнению исследователя Адама Филипса, выделяет несколько уровней присутствия Фальшивого Я:
1. Когда оно полностью замещает Истинное Я, спрятанное так глубоко, что кажется отсутствующим напрочь.
2. Фальшивое Я защищает Истинное Я, которое осознается как потенциал и живет своей тайной жизнью.
3. Главная «забота» Фальшивого Я – поиск и поддержание условий, в которых будет возможно существование Истинного Я. Фальшивое Я защищает от непризнания Истинное Я.
4. Фальшивое Я представлено как обычное адаптивное поведение в виде «манер» и «воспитания». Простая вежливость, когда человек умеет разделить свою личную жизнь и общественную, не будучи «душой нараспашку», как раз сама по себе и предполагает наличие этой скрытой от большинства личной жизни.
У Истинного Я нет никаких градаций. Оно просто есть. Его особенности таковы:
1. Истинное Я – начало и причина способности человека от теории переходить к спонтанным догадкам и предположениям.
2. Только Истинное Я может быть творческим и переживаться как настоящее. Оно – источник подлинного в человеке.
3. Оно связано с телесным ощущением себя живым.
4. Оно стоит в начале всего, порождая активность, а не только пассивно реагируя на стимулы извне. Оно первично.
5. Истинное Я – двигатель и основа творчества.
Здесь надо добавить, что Винникотт никогда не сужал рамки творчества (creativity) только способностью создавать произведения искусства.
Способность к творческому проживанию каждого момента бытия он видел одним из основных критериев психического здоровья человека.
Скука же, наоборот, казалось ему проявлением болезни: «Если к вам подходит человек и разговаривает с вами, а вы, слушая его, чувствуете что он вам оочень скучен, тогда он болен, и ему необходимо лечение».
Когда условия развития ребенка не позволяют реализовать потребности роста Истинного Я, в психике ребенка появляется вспомогательная структура. Фальшивое Я отвечает на чрезмерные для личности запросы окружения, действуя реактивно, всегда в ответ на стимулы извне. Развитие истинного Я приостанавливается и ждет подходящих условий. Иногда проходят годы, прежде чем человек получает возможность (например, в кабинете психотерапевта) продолжить это увлекательное путешествие.
Со временем человек начинает проявлять поисковую активность. Именно в момент, когда получается удовлетворить запросы окружения, человек чувствует себя живым. У здоровых людей Фальшивое Я проявляется в принятии общественных правил, традиций, понимании внешних ожиданий. Но никогда стремление соответствовать этим внешним требованиям не оказывается ведущим мотивом.
«Радость – спрятаться и катастрофа – не быть найденным».
Винникотт, по мнению исследователя Адама Филипса, выделяет несколько уровней присутствия Фальшивого Я:
1. Когда оно полностью замещает Истинное Я, спрятанное так глубоко, что кажется отсутствующим напрочь.
2. Фальшивое Я защищает Истинное Я, которое осознается как потенциал и живет своей тайной жизнью.
3. Главная «забота» Фальшивого Я – поиск и поддержание условий, в которых будет возможно существование Истинного Я. Фальшивое Я защищает от непризнания Истинное Я.
4. Фальшивое Я представлено как обычное адаптивное поведение в виде «манер» и «воспитания». Простая вежливость, когда человек умеет разделить свою личную жизнь и общественную, не будучи «душой нараспашку», как раз сама по себе и предполагает наличие этой скрытой от большинства личной жизни.
У Истинного Я нет никаких градаций. Оно просто есть. Его особенности таковы:
1. Истинное Я – начало и причина способности человека от теории переходить к спонтанным догадкам и предположениям.
2. Только Истинное Я может быть творческим и переживаться как настоящее. Оно – источник подлинного в человеке.
3. Оно связано с телесным ощущением себя живым.
4. Оно стоит в начале всего, порождая активность, а не только пассивно реагируя на стимулы извне. Оно первично.
5. Истинное Я – двигатель и основа творчества.
Здесь надо добавить, что Винникотт никогда не сужал рамки творчества (creativity) только способностью создавать произведения искусства.
Способность к творческому проживанию каждого момента бытия он видел одним из основных критериев психического здоровья человека.
Скука же, наоборот, казалось ему проявлением болезни: «Если к вам подходит человек и разговаривает с вами, а вы, слушая его, чувствуете что он вам оочень скучен, тогда он болен, и ему необходимо лечение».
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 30875
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14027
- Откуда: СССР
Re: Я
Человек говорит вам: «Я не знаю, чего хочу!» и сокрушается. При этом, он же не лежит на диване пластом, он и погулять любит, и потусить, музыку послушать, в игры поиграть, киношки и сторисы смотреть, фоткаться и постить эти фоточки в соцсетях, ожидая лайков и восторженных отзывов.
⠀
Если у человека ничего не болит, нигде не давит, крыша над головой не течёт, какие-то грошики на еду есть, а ещё беспечное чувство свободы, внимание со стороны потенциальных сексуальных партнёров... Он же упакован по всем трём базовым инстинктам! Чего ещё желать?
⠀
Так что давайте вслушаемся в это трогательное страдание: «Я не знаю, чего хочу…». Но это только поза, «фигура», как сказал бы Ролан Барт. Ему банально неловко признать, что это и есть уровень его амбиций, а на большее у него нет – ни стремлений, ни внутреннего объёма.
⠀
Предложите такому человеку что-нибудь поделать: работу какую-нибудь, проект. Что он вам скажет? «Нет, не интересно», «Нет, я это не умею», «Нет, думаю, это не моё». И когда прозвучит, наконец, «Мне бы чего-то другого хотелось»… И даже знаю, что именно – ничего не делать!
⠀
Одна проблема: стыдно признать, что такая твоя жизнь тебя на самом деле – с учётом приходов-расходов – устраивает. Просто стыдно в нашем обществе, вроде как, не хотеть чего-то добиваться. Стыдно, когда нечем похвастаться, стыдно не хотеть делать дела какие-то, в обществе уважаемые.
⠀
Но всегда же можно сказать: «Да нет, я нормальный, хороший. Просто не знаю, чего хочу». И вроде бы нашёл отговорку – мол, не я плохой, а жизнь такая.
⠀
Знаете, что такое стыд? Если верить одному из лучших специалистов по этой теме, Кэрролу Э. Изарду, стыд – это когда вы сделали что-то такое, что вам хотелось, но обществом осуждается, и вас за этим делом застали.
⠀
Вот что такое стыд: нежелание, чтобы другие знали правду о тебе и о твоих желаниях. И тут, наконец, всё сходится одно к одному – понятно, почему человек живёт так, как хочет, но делает вид, что желает другой жизни.
⠀
Другая жизнь потребует от него другой жизни – вложений сил, самоотверженности, ответственности, – но для кого-то всё это и не жизнь вовсе, а мука. Что ж нам теперь, винить такого человека за это?
Пост из Instagram @kurpatov_official от 13.10.2019
⠀
Если у человека ничего не болит, нигде не давит, крыша над головой не течёт, какие-то грошики на еду есть, а ещё беспечное чувство свободы, внимание со стороны потенциальных сексуальных партнёров... Он же упакован по всем трём базовым инстинктам! Чего ещё желать?
⠀
Так что давайте вслушаемся в это трогательное страдание: «Я не знаю, чего хочу…». Но это только поза, «фигура», как сказал бы Ролан Барт. Ему банально неловко признать, что это и есть уровень его амбиций, а на большее у него нет – ни стремлений, ни внутреннего объёма.
⠀
Предложите такому человеку что-нибудь поделать: работу какую-нибудь, проект. Что он вам скажет? «Нет, не интересно», «Нет, я это не умею», «Нет, думаю, это не моё». И когда прозвучит, наконец, «Мне бы чего-то другого хотелось»… И даже знаю, что именно – ничего не делать!
⠀
Одна проблема: стыдно признать, что такая твоя жизнь тебя на самом деле – с учётом приходов-расходов – устраивает. Просто стыдно в нашем обществе, вроде как, не хотеть чего-то добиваться. Стыдно, когда нечем похвастаться, стыдно не хотеть делать дела какие-то, в обществе уважаемые.
⠀
Но всегда же можно сказать: «Да нет, я нормальный, хороший. Просто не знаю, чего хочу». И вроде бы нашёл отговорку – мол, не я плохой, а жизнь такая.
⠀
Знаете, что такое стыд? Если верить одному из лучших специалистов по этой теме, Кэрролу Э. Изарду, стыд – это когда вы сделали что-то такое, что вам хотелось, но обществом осуждается, и вас за этим делом застали.
⠀
Вот что такое стыд: нежелание, чтобы другие знали правду о тебе и о твоих желаниях. И тут, наконец, всё сходится одно к одному – понятно, почему человек живёт так, как хочет, но делает вид, что желает другой жизни.
⠀
Другая жизнь потребует от него другой жизни – вложений сил, самоотверженности, ответственности, – но для кого-то всё это и не жизнь вовсе, а мука. Что ж нам теперь, винить такого человека за это?
Пост из Instagram @kurpatov_official от 13.10.2019
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Я
Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем.
Мы можем властвовать над тем и контролировать все то,
с чем мы себя растождествили.
Опыт сущностного самоосознания, осознания себя собой (я – это "я") неявно присутствует в сознании любого человека. Именно опыт такого рода отличает наше сознание от сознания животных – существ сознательных, но не самосознательных. Вместе с тем люди сознают себя, как правило, не столько явно, сколько "неявно". Они сознают себя очень смутно и искаженно, ибо самоосознание их обычно смешано с содержаниями сознания и скрыто этими содержаниями.
Непрерывный поток различных восприятий затуманивает ясность сознавания, приводя к ошибочному отождествлению себя с содержанием сознания, а не сознаванием как таковым. Чтобы сделать явным свое самоосознание, нужно сперва растождествить себя с содержаниями сознания.
Конкретно говоря, большинство людей отождествляют себя с тем содержанием сознания, которое вызывает у них в данный момент чувство наибольшей полноты жизни, кажется им самым настоящим, самым глубоким,
Обычно такое отождествление себя с какой-то своей частью связано с ведущей психической функцией или главной ролью, которую мы играем в жизни. Отождествление может принимать самые разнообразные формы. Некоторые люди отождествляют себя со своим телом. Они переживают себя, а нередко и говорят о себе преимущественно в категориях физических ощущений; иными словами, они живут так, как если бы были своим телом. Другие отождествляются со своими чувствами; они переживают и описывают свою жизнь языком чувств, считая их центральной и самой близкой себе частью своей натуры, тогда как мысли и ощущения воспринимаются ими как нечто отвлеченное и даже несколько обособленное. Те, кто отождествляется со своим умом, предпочитают описывать себя языком интеллектуальных конструкций, – даже тогда, когда их спрашивают о том, что они чувствуют. Нередко они считают чувства и ощущения чем-то второстепенным, недостойным внимания и почти не осознают их. Многие отождествляются со своей ролью; при этом они живут, работают и воспринимают себя в рамках этой роли, например, роли "матери", "мужа", "жены", "студента", "предпринимателя", "учителя" и т.д.
Такое отождествление себя с одной из своих частей может какое-то время вполне удовлетворять человека; но оно имеет серьезные недостатки. Оно не позволяет обрести опыт раскрытия себя для себя, опыт глубинного отождествления с самим собой, познания истинного себя. Оно исключает или значительно понижает способность к отождествлению с остальными частями личности, способность радоваться им и полноценно использовать их. В результате такого частичного самоотождествления "нормальное" самопроявление человека ограничено и являет миру лишь часть того, кем он может быть. Осознание или даже смутное ощущение того, что он по какой-то причине не имеет доступа к осуществлению значительной части своих возможностей, может вызвать у человека подавленное состояние и болезненное чувство неполноценности.
Продолжительное отождествление со своей ролью или ведущей функцией часто и почти неизбежно приводит в конечном счете к осложнению жизненной ситуации, рано или поздно давая о себе знать чувством утраты и даже отчаяния, как в случае со спортсменом, который теряет с возрастом свою силу, актрисой, очарование которой блекнет, матерью, дети которой вырастают и покидают ее, или учеником, который оказывается подавлен грузом новой ответственности после окончания школы. Подобные ситуации могут вызвать серьезный и нередко весьма болезненный кризис. Его можно расценивать как своего рода психологическое "умирание". Никакие судорожные попытки сохранить свою жизнь в рамках прежней самотождественности здесь не помогут. Единственно верным решением проблемы может быть лишь "второе рождение", то есть новое и более широкое отождествление. Иногда в этот процесс вовлекается вся личность, что приводит к ее пробуждению или "рождению" на новом уровне бытия. Процесс такого умирания и возрождения был символически представлен в ритуалах различных мистерий, он переживался и описывался в религиозных терминах многими мистиками. В настоящее время он заново открыт и осмыслен как процесс обретения надличного опыта.
Нередко этот процесс протекает без ясного понимания его значения, а зачастую и вопреки воле и желанию вовлеченного индивида. Но сознательное, целенаправленное и добровольное содействие со стороны последнего может в огромной степени облегчить протекание кризиса и ускорить его благополучное разрешение.
Лучше всего это делать путем целенаправленного упражнения в растождествлении и самоотождествлении. Благодаря этому вы можете обрести свободу и способность выбирать отождествление или растождествление с любой из сторон своей личности, в зависимости от того, что вам представляется в той или иной ситуации более уместным. Тем самым вы можете научиться владеть, управлять и пользоваться всеми составляющими своей личности, объединяя их в одно гармоничное целое. Поэтому данное упражнение в практике психосинтеза считается основным.
Предлагаемое упражнение служит средством прояснения самоосознания и развития способности сосредоточивать внимание на любом из основных элементов личности. При этом вы будете все яснее сознавать их отличительные особенности и сможете изучать последние, сохраняя позицию невовлеченного наблюдателя, понимающего, что наблюдатель отличается от наблюдаемого.
Первый этап описываемого ниже упражнения – растождествление – состоит из трех частей, связанных с физической, эмоциональной и умственной составляющими личности. Затем следует этап самоотождествления. Как будет показано далее, с обретением некоторого опыта вы сможете при необходимости расширить или видоизменить это упражнение.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Сядьте удобно и расслабьтесь; медленно сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов (перед этим можно выполнить упражнения по расслаблению). После этого медленно и осмысленно скажите себе следующее:
Я обладаю телом, но я не тело. Мое тело может быть здоровым или больным, усталым или отдохнувшим, но все это никак не затрагивает меня самого, моего подлинного "я". Я ценю свое тело как инструмент познания и деятельности в окружающем меня мире, но оно не более чем мой инструмент. Я берегу его и стремлюсь поддерживать в добром здравии, но я – не оно. Я обладаю телом, но я не тело.
Теперь закройте глаза и повторите про себя вкратце общий смысл этого утверждения, а затем постепенно сконцентрируйте свое внимание на основной идее: "я обладаю телом, но я не тело". Попытайтесь по мере возможности сознавать это как факт личного опыта. Затем откройте глаза и переходите к следующим двум частям упражнения.
Я обладаю чувствами, но я не чувства . Мои чувства многообразны, изменчивы, подчас противоречивы. Они могут переходить от любви к ненависти, от спокойствия к гневу, от радости к горю, тогда как сущность моя, истинная моя природа не меняется. "Я" остается неизменным. Иногда меня может захлестнуть волна гнева, но я знаю, что со временем это пройдет, и поэтому я – не гнев. Совершенно очевидно, что мои чувства – не я. Поскольку я могу наблюдать и понимать свои чувства, постепенно учиться управлять ими, пользоваться ими и гармонично их интегрировать, совершенно очевидно, что я – не чувства . Я обладаю чувствами, но я не чувства .
Я обладаю умом, но я не ум. Мой ум – ценный инструмент исследования и самовыражения, но он не представляет собой моей сути. Его содержание постоянно меняется, обогащаясь новыми идеями, знаниями и опытом. Иногда он меня не слушается. Следовательно, он не может быть назван мною. Это не я, а мой орган познания внешнего и внутреннего мира. Я обладаю умом, но я не ум.
Далее следует этап отождествления. Говорите себе медленно и осмысленно:
После растождествления себя с содержанием своего сознания (ощущениями, чувствами, мыслями), я сознаю, что я – центр чистого самосознавания. Я – центр волеизъявления, способный наблюдать все свои психические функции и физическое тело, а также управлять ими и применять их.
Сосредоточьтесь на основной идее: "Я – центр чистого самосознавания и воли". Попытайтесь по мере возможности осознать это как факт личного опыта.
Цель настоящего упражнения – войти в особое состояние сознания; как только эта цель будет достигнута, большинство процедурных деталей упражнения может быть опущено. Таким образом, обретя некоторую практику, вы можете видоизменить упражнение и быстро проходить этапы растождествления, используя лишь основное высказывание каждого этапа и сосредотачиваясь на его непосредственном переживании:
Я обладаю телом, но я не тело.
Я обладаю чувствами, но я не чувства.
Я обладаю умом, но я не ум.
После этого полезно будет глубже поразмыслить над этапом самоотождествления в следующем ключе:
Кто я в таком случае? Что остается после того как я растождествился со своим телом, ощущениями, чувствами, желаниями, умом, действиями? Сущность моего "я" – это центр чистого самосознавания. Это то, что остается неизменным в вечно изменчивом потоке моей жизни. Это то, что дает мне ощущение бытия, постоянства, внутреннего равновесия. Я утверждаю свое тождество с этим центром и сознаю его устойчивость и силу.
(Пауза)
Я признаю и утверждаю себя центром чистого самосознавания и творческой энергии. Я сознаю, что из центра истинной самотождественности я могу научиться наблюдать, управлять и согласовывать между собой все свои психические функции и физическое тело. Я хочу постоянно пребывать в этом центре, чтобы облегчить свою повседневную жизнь и придать своей жизни в целом более глубокий смысл, сделать ее более целенаправленной,
По мере того, как внимание в ходе освоения упражнения будет смещаться на соответствующее состояние сознания, процедуру этапа отождествления можно будет сократить. Конечная цель совершенствования в данном упражнении состоит в том, чтобы, быстро пройдя все фазы растождествления, пребывать в "я" столько, сколько нужно. Когда это достигнуто, то при желании можно в любой момент растождествиться с любой слишком сильной эмоцией, раздражающей мыслью, неуместной ролью и т.п., заняв позицию невовлеченного наблюдателя, которая позволяет яснее увидеть значение ситуации, ее причины и наилучшую линию поведения при сложившихся обстоятельствах.
Было обнаружено, что это упражнение дает больший эффект, если выполняется ежедневно, лучше всего в начале дня. Желательно выполнять его вскоре после пробуждения и рассматривать как символическое второе пробуждение. Кроме того, очень полезно повторять его в сжатой форме по несколько раз в день, входя в состояние растождествленного сознавания себя собой, сознавания себя как "я".
Вы можете видоизменять это упражнение в соответствии со своими целями и жизненными потребностями, добавляя новые стадии растождествления, которые бы охватывали другие составные части личности помимо трех основных (физической, эмоциональной и умственной), а также различные субличности, роли и т.д. Его можно начинать также с растождествления со своей материальной собственностью. Ниже приводятся некоторые примеры:
Я обладаю желаниями, но я не желания. Желания порождаются физическими или эмоциональными влечениями и другими воздействиями. Нередко они изменчивы и противоречивы, сопровождаются чередованием симпатии и антипатии; следовательно, они не я. "Я обладаю желаниями, но я не желания". (Лучше всего поставить это высказывание между эмоциональной и умственной фазами растождествления.)
Я вовлечен в различные виды деятельности и играю множество ролей. Я должен играть эти роли, и я хочу играть их как можно лучше, будет ли это роль сына или отца, жены или мужа, учителя или ученика, художника или чиновника. Но я не только сын, отец или художник. Это не более чем роли – частные роли, которые я добровольно играю, будучи в состоянии наблюдать за своей игрой. Следовательно, эти роли – не я. Я – это я, и я не только актер, но и режиссер данного представления.
Это упражнение может выполняться в группах. Ведущий читает соответствующие высказывания, а участники слушают с закрытыми глазами, чтобы глубже воспринять значение слов.
Примечание: Существует еще два широко распространенных варианта фразы "я обладаю..., но я не...":
"Я обладаю..., и я не..."
"Я обладаю..., но я нечто большее чем..."
По материалам книги Тома Йоуменса "Практикум по психосинтезу".
Мы можем властвовать над тем и контролировать все то,
с чем мы себя растождествили.
Опыт сущностного самоосознания, осознания себя собой (я – это "я") неявно присутствует в сознании любого человека. Именно опыт такого рода отличает наше сознание от сознания животных – существ сознательных, но не самосознательных. Вместе с тем люди сознают себя, как правило, не столько явно, сколько "неявно". Они сознают себя очень смутно и искаженно, ибо самоосознание их обычно смешано с содержаниями сознания и скрыто этими содержаниями.
Непрерывный поток различных восприятий затуманивает ясность сознавания, приводя к ошибочному отождествлению себя с содержанием сознания, а не сознаванием как таковым. Чтобы сделать явным свое самоосознание, нужно сперва растождествить себя с содержаниями сознания.
Конкретно говоря, большинство людей отождествляют себя с тем содержанием сознания, которое вызывает у них в данный момент чувство наибольшей полноты жизни, кажется им самым настоящим, самым глубоким,
Обычно такое отождествление себя с какой-то своей частью связано с ведущей психической функцией или главной ролью, которую мы играем в жизни. Отождествление может принимать самые разнообразные формы. Некоторые люди отождествляют себя со своим телом. Они переживают себя, а нередко и говорят о себе преимущественно в категориях физических ощущений; иными словами, они живут так, как если бы были своим телом. Другие отождествляются со своими чувствами; они переживают и описывают свою жизнь языком чувств, считая их центральной и самой близкой себе частью своей натуры, тогда как мысли и ощущения воспринимаются ими как нечто отвлеченное и даже несколько обособленное. Те, кто отождествляется со своим умом, предпочитают описывать себя языком интеллектуальных конструкций, – даже тогда, когда их спрашивают о том, что они чувствуют. Нередко они считают чувства и ощущения чем-то второстепенным, недостойным внимания и почти не осознают их. Многие отождествляются со своей ролью; при этом они живут, работают и воспринимают себя в рамках этой роли, например, роли "матери", "мужа", "жены", "студента", "предпринимателя", "учителя" и т.д.
Такое отождествление себя с одной из своих частей может какое-то время вполне удовлетворять человека; но оно имеет серьезные недостатки. Оно не позволяет обрести опыт раскрытия себя для себя, опыт глубинного отождествления с самим собой, познания истинного себя. Оно исключает или значительно понижает способность к отождествлению с остальными частями личности, способность радоваться им и полноценно использовать их. В результате такого частичного самоотождествления "нормальное" самопроявление человека ограничено и являет миру лишь часть того, кем он может быть. Осознание или даже смутное ощущение того, что он по какой-то причине не имеет доступа к осуществлению значительной части своих возможностей, может вызвать у человека подавленное состояние и болезненное чувство неполноценности.
Продолжительное отождествление со своей ролью или ведущей функцией часто и почти неизбежно приводит в конечном счете к осложнению жизненной ситуации, рано или поздно давая о себе знать чувством утраты и даже отчаяния, как в случае со спортсменом, который теряет с возрастом свою силу, актрисой, очарование которой блекнет, матерью, дети которой вырастают и покидают ее, или учеником, который оказывается подавлен грузом новой ответственности после окончания школы. Подобные ситуации могут вызвать серьезный и нередко весьма болезненный кризис. Его можно расценивать как своего рода психологическое "умирание". Никакие судорожные попытки сохранить свою жизнь в рамках прежней самотождественности здесь не помогут. Единственно верным решением проблемы может быть лишь "второе рождение", то есть новое и более широкое отождествление. Иногда в этот процесс вовлекается вся личность, что приводит к ее пробуждению или "рождению" на новом уровне бытия. Процесс такого умирания и возрождения был символически представлен в ритуалах различных мистерий, он переживался и описывался в религиозных терминах многими мистиками. В настоящее время он заново открыт и осмыслен как процесс обретения надличного опыта.
Нередко этот процесс протекает без ясного понимания его значения, а зачастую и вопреки воле и желанию вовлеченного индивида. Но сознательное, целенаправленное и добровольное содействие со стороны последнего может в огромной степени облегчить протекание кризиса и ускорить его благополучное разрешение.
Лучше всего это делать путем целенаправленного упражнения в растождествлении и самоотождествлении. Благодаря этому вы можете обрести свободу и способность выбирать отождествление или растождествление с любой из сторон своей личности, в зависимости от того, что вам представляется в той или иной ситуации более уместным. Тем самым вы можете научиться владеть, управлять и пользоваться всеми составляющими своей личности, объединяя их в одно гармоничное целое. Поэтому данное упражнение в практике психосинтеза считается основным.
Предлагаемое упражнение служит средством прояснения самоосознания и развития способности сосредоточивать внимание на любом из основных элементов личности. При этом вы будете все яснее сознавать их отличительные особенности и сможете изучать последние, сохраняя позицию невовлеченного наблюдателя, понимающего, что наблюдатель отличается от наблюдаемого.
Первый этап описываемого ниже упражнения – растождествление – состоит из трех частей, связанных с физической, эмоциональной и умственной составляющими личности. Затем следует этап самоотождествления. Как будет показано далее, с обретением некоторого опыта вы сможете при необходимости расширить или видоизменить это упражнение.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Сядьте удобно и расслабьтесь; медленно сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов (перед этим можно выполнить упражнения по расслаблению). После этого медленно и осмысленно скажите себе следующее:
Я обладаю телом, но я не тело. Мое тело может быть здоровым или больным, усталым или отдохнувшим, но все это никак не затрагивает меня самого, моего подлинного "я". Я ценю свое тело как инструмент познания и деятельности в окружающем меня мире, но оно не более чем мой инструмент. Я берегу его и стремлюсь поддерживать в добром здравии, но я – не оно. Я обладаю телом, но я не тело.
Теперь закройте глаза и повторите про себя вкратце общий смысл этого утверждения, а затем постепенно сконцентрируйте свое внимание на основной идее: "я обладаю телом, но я не тело". Попытайтесь по мере возможности сознавать это как факт личного опыта. Затем откройте глаза и переходите к следующим двум частям упражнения.
Я обладаю чувствами, но я не чувства . Мои чувства многообразны, изменчивы, подчас противоречивы. Они могут переходить от любви к ненависти, от спокойствия к гневу, от радости к горю, тогда как сущность моя, истинная моя природа не меняется. "Я" остается неизменным. Иногда меня может захлестнуть волна гнева, но я знаю, что со временем это пройдет, и поэтому я – не гнев. Совершенно очевидно, что мои чувства – не я. Поскольку я могу наблюдать и понимать свои чувства, постепенно учиться управлять ими, пользоваться ими и гармонично их интегрировать, совершенно очевидно, что я – не чувства . Я обладаю чувствами, но я не чувства .
Я обладаю умом, но я не ум. Мой ум – ценный инструмент исследования и самовыражения, но он не представляет собой моей сути. Его содержание постоянно меняется, обогащаясь новыми идеями, знаниями и опытом. Иногда он меня не слушается. Следовательно, он не может быть назван мною. Это не я, а мой орган познания внешнего и внутреннего мира. Я обладаю умом, но я не ум.
Далее следует этап отождествления. Говорите себе медленно и осмысленно:
После растождествления себя с содержанием своего сознания (ощущениями, чувствами, мыслями), я сознаю, что я – центр чистого самосознавания. Я – центр волеизъявления, способный наблюдать все свои психические функции и физическое тело, а также управлять ими и применять их.
Сосредоточьтесь на основной идее: "Я – центр чистого самосознавания и воли". Попытайтесь по мере возможности осознать это как факт личного опыта.
Цель настоящего упражнения – войти в особое состояние сознания; как только эта цель будет достигнута, большинство процедурных деталей упражнения может быть опущено. Таким образом, обретя некоторую практику, вы можете видоизменить упражнение и быстро проходить этапы растождествления, используя лишь основное высказывание каждого этапа и сосредотачиваясь на его непосредственном переживании:
Я обладаю телом, но я не тело.
Я обладаю чувствами, но я не чувства.
Я обладаю умом, но я не ум.
После этого полезно будет глубже поразмыслить над этапом самоотождествления в следующем ключе:
Кто я в таком случае? Что остается после того как я растождествился со своим телом, ощущениями, чувствами, желаниями, умом, действиями? Сущность моего "я" – это центр чистого самосознавания. Это то, что остается неизменным в вечно изменчивом потоке моей жизни. Это то, что дает мне ощущение бытия, постоянства, внутреннего равновесия. Я утверждаю свое тождество с этим центром и сознаю его устойчивость и силу.
(Пауза)
Я признаю и утверждаю себя центром чистого самосознавания и творческой энергии. Я сознаю, что из центра истинной самотождественности я могу научиться наблюдать, управлять и согласовывать между собой все свои психические функции и физическое тело. Я хочу постоянно пребывать в этом центре, чтобы облегчить свою повседневную жизнь и придать своей жизни в целом более глубокий смысл, сделать ее более целенаправленной,
По мере того, как внимание в ходе освоения упражнения будет смещаться на соответствующее состояние сознания, процедуру этапа отождествления можно будет сократить. Конечная цель совершенствования в данном упражнении состоит в том, чтобы, быстро пройдя все фазы растождествления, пребывать в "я" столько, сколько нужно. Когда это достигнуто, то при желании можно в любой момент растождествиться с любой слишком сильной эмоцией, раздражающей мыслью, неуместной ролью и т.п., заняв позицию невовлеченного наблюдателя, которая позволяет яснее увидеть значение ситуации, ее причины и наилучшую линию поведения при сложившихся обстоятельствах.
Было обнаружено, что это упражнение дает больший эффект, если выполняется ежедневно, лучше всего в начале дня. Желательно выполнять его вскоре после пробуждения и рассматривать как символическое второе пробуждение. Кроме того, очень полезно повторять его в сжатой форме по несколько раз в день, входя в состояние растождествленного сознавания себя собой, сознавания себя как "я".
Вы можете видоизменять это упражнение в соответствии со своими целями и жизненными потребностями, добавляя новые стадии растождествления, которые бы охватывали другие составные части личности помимо трех основных (физической, эмоциональной и умственной), а также различные субличности, роли и т.д. Его можно начинать также с растождествления со своей материальной собственностью. Ниже приводятся некоторые примеры:
Я обладаю желаниями, но я не желания. Желания порождаются физическими или эмоциональными влечениями и другими воздействиями. Нередко они изменчивы и противоречивы, сопровождаются чередованием симпатии и антипатии; следовательно, они не я. "Я обладаю желаниями, но я не желания". (Лучше всего поставить это высказывание между эмоциональной и умственной фазами растождествления.)
Я вовлечен в различные виды деятельности и играю множество ролей. Я должен играть эти роли, и я хочу играть их как можно лучше, будет ли это роль сына или отца, жены или мужа, учителя или ученика, художника или чиновника. Но я не только сын, отец или художник. Это не более чем роли – частные роли, которые я добровольно играю, будучи в состоянии наблюдать за своей игрой. Следовательно, эти роли – не я. Я – это я, и я не только актер, но и режиссер данного представления.
Это упражнение может выполняться в группах. Ведущий читает соответствующие высказывания, а участники слушают с закрытыми глазами, чтобы глубже воспринять значение слов.
Примечание: Существует еще два широко распространенных варианта фразы "я обладаю..., но я не...":
"Я обладаю..., и я не..."
"Я обладаю..., но я нечто большее чем..."
По материалам книги Тома Йоуменса "Практикум по психосинтезу".
Re: Я
Хороший эффект даёт эта технология при подкреплении ЛСД или других наркотических препаратов, это исследовал прародитель трансперсональщины Гроф.
Главное, чтобы было кому потом деперсонализированное тело оттащить к психиатру.
Главное, чтобы было кому потом деперсонализированное тело оттащить к психиатру.
Re: Я
ой не утрируй...Vadim писал(а):Хороший эффект даёт эта технология при подкреплении ЛСД или других наркотических препаратов, это исследовал прародитель трансперсональщины Гроф.
Главное, чтобы было кому потом деперсонализированное тело оттащить к психиатру.
меня вот к психиатру никто не таскал...
наоборот, подобные упражнения помогли мне решать свои проблемы самостоятельно, без услуг психиатра.
так что все индивидуально.
Re: Я
Я не утрирую.Aivery писал(а): ой не утрируй...
меня вот к психиатру никто не таскал...
наоборот, подобные упражнения помогли мне решать свои проблемы самостоятельно, без услуг психиатра.
так что все индивидуально.
Психотренинги, аналогичные приведённому выше, это просто казуистика, построенная на заведомо ложном утверждении. Эксплуатируется свободная трактовка понятия "личность, Я", и самого механизма отождествления.
Re: Я
Да каие у тебя были проблемы?) Ты обычный, рефлексирующий, а сказки про гипотетическую возможность разотождествить себя, и таким образом ослабить фрустрацию, просто дают тебе понимание - ныть не обязательно по всякому поводу))Aivery писал(а): ой не утрируй...
меня вот к психиатру никто не таскал...
наоборот, подобные упражнения помогли мне решать свои проблемы самостоятельно, без услуг психиатра.
так что все индивидуально.
Ну, если другими путями понимание это недоступно, то и такой способ вполне. Главное не увлекаться, и не терять критичности, попадая в зависимость от того или иного Гуру-мудреца, болтающего всякую фигню.
Лучше отстранённо читать этого чревовещателя, и не отождествлять его с собой (чего адепты не могут уловить в себе)), на этом построена проективная идентификация, широко используемая всякими Гуру и Учителям.
А вот когда происходит потеря Я, вот тогда нужно к психиатру. И ты сам этого понимать уже не будешь - оттащат другие, если будет кому, - возвращать в реальную жизнь.
Re: Я
а в чем выражается эта потеря ?Vadim писал(а): А вот когда происходит потеря Я, вот тогда нужно к психиатру. И ты сам этого понимать уже не будешь - оттащат другие, если будет кому, - возвращать в реальную жизнь.
разве деперсонализация и дереализация не из этой оперы ?
Re: Я
тогда как пояснить способность наблюдать себя со стороны и видеть свои реакции, те самые рефлексии, находить их причину и тем самым избавляться от них ?Vadim писал(а): Я не утрирую.
Психотренинги, аналогичные приведённому выше, это просто казуистика, построенная на заведомо ложном утверждении. Эксплуатируется свободная трактовка понятия "личность, Я", и самого механизма отождествления.
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 30875
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14027
- Откуда: СССР
Re: Я
Эволюционной психогенетикой!Aivery писал(а): тогда как пояснить способность наблюдать себя со стороны и видеть свои реакции, те самые рефлексии, находить их причину и тем самым избавляться от них ?
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Я
так я типа нахожусь на пике эволюционных процессов ? )))Radugnyi писал(а): Эволюционной психогенетикой!
круто! ))))
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 30875
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14027
- Откуда: СССР
Re: Я
Ага - в зародыше))) (я шучу)Aivery писал(а): так я типа нахожусь на пике эволюционных процессов ? )))
круто! ))))
А если серьёзно, то про рефлексию в разрезе эволюции и правда интересно, я про эусоциальность книгу в открытом доступе не нашла пока, читаю про творчество, так вот в какой-то момент (по некоторым данным с начала мясоедения) возникла потребность в совместном труде, а значит и потребность предсказывать ближайшее будущее, точнее прогнозировать, наряду с прогнозом поведения сородичей в группе, согласно их статусу, чтобы координировать и выбирать наиболее эффективную стратегию поведения. Так и появилась рефлексия и рефлексия мышления, за счёт чего увеличились и лобные доли представителей хомо.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Я
а что, был период когда жили по одиночке и мясо не ели ? 0_оRadugnyi писал(а):так вот в какой-то момент (по некоторым данным с начала мясоедения) возникла потребность в совместном труде
Re: Я
Вот, Димыч, дельная психотехника. Наверняка работает.
з.ы. метафорически, о связи болтовни про отождествление с реальностью))
з.ы. метафорически, о связи болтовни про отождествление с реальностью))
Re: Я
дело то не только в болтовне.Vadim писал(а): з.ы. метафорически, о связи болтовни про отождествление с реальностью))
есть же выражение - посмотреть на себя со стороны.
чего это с точки зрения психологии ?
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 30875
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14027
- Откуда: СССР
Re: Я
Да, сотни тысяч лет назад, наши предки жили в лесах, питались грибами -ягодами -листьями и размножались по случаю.Aivery писал(а): а что, был период когда жили по одиночке и мясо не ели ? 0_о
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 30875
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14027
- Откуда: СССР
Re: Я
Субъект -объектное отношение. То есть, отношение к себе и как стороны, которая осуществляет воздействие и, одновременно, как стороны, на которое это воздействие направлено.Aivery писал(а): дело то не только в болтовне.
есть же выражение - посмотреть на себя со стороны.
чего это с точки зрения психологии ?
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Я
а какие есть доказательства подобного предположения ?Radugnyi писал(а): Да, сотни тысяч лет назад, наши предки жили в лесах, питались грибами -ягодами -листьями и размножались по случаю.
Re: Я
а как это возможно одновременно ?Radugnyi писал(а): Субъект -объектное отношение. То есть, отношение к себе и как стороны, которая осуществляет воздействие и, одновременно, как стороны, на которое это воздействие направлено.
и считается ли это отклонением или признаком зрелости ?
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 30875
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14027
- Откуда: СССР
Re: Я
Археологические раскопки, изучение ДНК древних животных, наблюдение за жизнью различных видов в живой природе, изучение диких племён, которые свой уклад сохранили до наших дней. Ты знал, что в Австралии до сих пор в лесах живут племена - людоеды? Австралия вообще уникальный континент, только там сохранились до нашего времени переходные виды животных. Утконос, например, самки откладывают яйца, но при этом вскармливают детёнышей молоком.Aivery писал(а): а какие есть доказательства подобного предположения ?
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер