Мозг

Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Мозг

Сообщение Radugnyi »

Очень интересный диалог про сознание и наши ограничители его понимания.

"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Мозг

Сообщение Radugnyi »

Рассказ о серии экспериментов, которые способны перевернуть всю историю о познании человека и его природы. ИМХО.

"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Мозг

Сообщение Radugnyi »

У меня стресс. Смотрю лекцию Анохина за 2010 год! Рассказывает о технологиях, которые разрабатывают в Америке на военные гранты, которые способны воздействовать на функциональные системы нейронов в ГМ, отвечающих за определённое поведение или внутреннее состояние, посредством оптических сигналов. Это наша реальность! А учитывая сколько они под маской Сороса и красного креста понаоткрывали лабораторий в бывших союзных республиках... Вообще вопросов нет по поводу сбрендивших братушек.

Как эту хрень потом вернуть обратно, в прежнее состояние никто не изучает, не интересны последствия. А учитывая свойства работы долговременной памяти и возможности, скорее всего, нет. Только стереть целые куски, разрушив внешним или психотропным воздействием миелиновую оболочку нейронных кластеров.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Aivery
Хранитель
Сообщения: 13898
Зарегистрирован: 02 май 2015, 07:35
Репутация: 3077

Re: Мозг

Сообщение Aivery »

Radugnyi писал(а): Как эту хрень потом вернуть обратно...
осознанность тренировать )
Vadim
Хранитель
Сообщения: 22323
Зарегистрирован: 01 май 2015, 12:41
Репутация: 11074

Re: Мозг

Сообщение Vadim »

Изображение
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Мозг

Сообщение Radugnyi »

В том числе про то, как можно оптически регулировать страх, уровень тревожности у мышей (или пока у мышей), работы с начала нулевых ведутся в этом направлении.



И про шапочки из фольги становится не так уж и смешно...
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Мозг

Сообщение Radugnyi »

"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Мозг

Сообщение Radugnyi »

Теория функциональной системы (по п.К. Анохину). Функциональная система как физиологическая основа поведения

В русле системного подхода поведение рассматривается как целостный, определенным образом организованный процесс, направленный, во-первых, на адаптацию организма к среде и на активное ее преобразование, во-вторых. Приспособительный поведенческий акт, связанный с изменениями внутренних процессов, всегда носит целенаправленный характер, обеспечивающий организму нормальную жизнедеятельность. В настоящее время в качестве методологической основы психофизиологического описания поведения используется теория функциональной системы П.К. Анохина.

Эта теория была разработана при изучении механизмов компенсации нарушенных функций организма. Как было показано П.К. Анохиным, компенсация мобилизует значительное число различных физиологических компонентов — центральных и периферических образований, функционально объединенных между собой для получения полезного приспособительного эффекта, необходимого живому организму в данный конкретный момент времени. Такое широкое функциональное объединение различно локализованных структур и процессов для получения конечного приспособительного результата было названо "функциональной системой".
ФС.png
Функциональная система (ФС) — это организация активности элементов различной анатомической принадлежности, имеющая характер ВЗАИМОСОДЕЙСТВИЯ, которое направлено на достижение полезного приспособительного результата. ФС рассматривается как единица интегративной деятельности организма.

Результат деятельности и его оценка занимают центральное место в ФС. Достичь результата — значит изменить соотношение между организмом и средой в полезном для организма направлении.

Достижение приспособительного результата в ФС осуществляется с помощью специфических механизмов, из которых наиболее важными являются:

- афферентный синтез всей поступающей в нервную систему информации;

- принятие решения с одновременным формированием аппарата прогнозирования результата в виде афферентной модели — акцептора результатов действия;

- собственно действие;

- сличение на основе обратной связи афферентной модели акцептора результатов действия и параметров выполненного действия;

- коррекция поведения в случае рассогласования реальных и идеальных (смоделированных нервной системой) параметров действия.

Состав функциональной системы не определяется пространственной близостью структур или их анатомической принадлежностью. В ФС могут включаться как близко, так и отдаленно расположенные системы организма. Она может вовлекать отдельные части любых цельных в анатомическом отношении систем и даже детали отдельных целых органов. При этом отдельная нервная клетка, мышца, часть какого-либо органа, весь орган в целом могут участвовать своей активностью в достижении полезного приспособительного результата, только будучи включены в соответствующую функциональную систему. Фактором, определяющим избирательность этих соединений, является биологическая и физиологическая архитектура самой ФС, а критерием эффективности этих объединений является конечный приспособительный результат.

Поскольку для любого живого организма количество возможных поведенческих ситуаций в принципе неограниченно, то, следовательно, одна и та же нервная клетка, мышца, часть какого-либо органа или сам орган могут входить в состав нескольких функциональных систем, в которых они будут выполнять разные функции.
Таким образом, при изучении взаимодействия организма со средой единицей анализа выступает целостная, динамически организованная функциональная система.

Типы и уровни сложности ФС
.

Функциональные системы имеют разную специализацию. Одни осуществляют дыхание, другие отвечают за движение, третьи за питание и т.п. ФС могут принадлежать к различным иерархическим уровням и быть разной степени сложности: одни из них свойственны всем особям данного вида (и даже других видов), например функциональная система сосания. Другие индивидуальны, т.е. формируются прижизненно в процессе овладения опытом и составляют основу обучения.

Функциональные системы различаются по степени пластичности, т.е. по способности менять составляющие ее компоненты. Например, ФС дыхания состоит преимущественно из стабильных (врожденных) структур и поэтому обладает малой пластичностью: в акте дыхания, как правило, участвуют одни и те же центральные и периферические компоненты. В то же время ФС, обеспечивающая движение тела, пластична и может достаточно легко перестраивать компонентные взаимосвязи (до чего-то можно дойти, добежать, допрыгать, доползти).

Афферентный синтез.

Начальную стадию поведенческого акта любой степени сложности, а следовательно, и начало работы ФС, составляет афферентный синтез. Важность афферентного синтеза состоит в том, что эта стадия определяет все последующее поведение организма. Задача этой стадии собрать необходимую информацию о различных параметрах внешней среды. Благодаря афферентному синтезу из множества внешних и внутренних раздражителей организм отбирает главные и создает цель поведения. Поскольку на выбор такой информации оказывает влияние как цель поведения, так и предыдущий опыт жизнедеятельности, то афферентный синтез всегда индивидуален.

На этой стадии происходит взаимодействие трех компонентов: мотивационного возбуждения, обстановочной афферентации (т.е. информации о внешней среде) и извлекаемых из памяти следов прошлого опыта. В результате обработки и синтеза этих компонентов принимается решение о том, "что делать" и происходит переход к формированию программы действий, которая обеспечивает выбор и последующую реализацию одного действия из множества потенциально возможных. Команда, представленная комплексом эфферентных возбуждений, направляется к периферическим исполнительным органам и воплощается в соответствующее действие.
Важной чертой ФС являются ее индивидуальные и меняющиеся требования к афферентации. Именно количество и качество афферентных импульсаций характеризует степень сложности, произвольности или автоматизированности функциональной системы.

Акцептор результатов действия.

Необходимой частью ФС является акцептор результатов действия — центральный аппарат оценки результатов и параметров еще не совершившегося действия. Таким образом, еще до осуществления какого-либо поведенческого акта у живого организма уже имеется представление о нем, своеобразная модель или образ ожидаемого результата. В процессе реального действия от "акцептора" идут эфферентные сигналы к нервным и моторным структурам, обеспечивающим достижение необходимой цели. Об успешности или неуспешности поведенческого акта сигнализирует поступающая в мозг эфферентная импульсация от всех рецепторов, которые регистрируют последовательные этапы выполнения конкретного действия (обратная афферентация). Оценка поведенческого акта как в целом, так и в деталях невозможна без такой точной информации о результатах каждого из действий. Этот механизм является абсолютно необходимым для успешности реализации каждого поведенческого акта. Более того, любой организм немедленно погиб, если бы подобного механизма не существовало.

Каждая ФС обладает способностью к саморегуляции, которая присуща ей как целому. При возможном дефекте ФС происходит быстрая перестройка составляющих ее компонентов, так, чтобы необходимый результат, пусть даже менее эффективно (как по времени, так и по энергетическим затратам), но все же был бы достигнут.

Основные признаки ФС.

В заключение приведем следующие признаки функциональной системы, как они были сформулированы П.К. Анохиным:

- ФС, как правило, является центрально-периферическим образованием, становясь, таким образом, конкретным аппаратом саморегуляции. Она поддерживает свое единство на основе циркуляции информации от периферии к центрам и от центров к периферии.

- Существование любой ФС непременно связано с существованием какого-либо четко очерченного приспособительного эффекта. Именно этот конечный эффект определяет то или иное распределение возбуждения и активности по функциональной системе в целом.

- Еще одним абсолютным признаком ФС является наличие рецептурных аппаратов, оценивающих результаты ее действия. В ряде случаев они могут быть врожденными, а в других — выработанными в процессе жизни.

- Каждый приспособительный эффект ФС, т.е. результат какого-либо действия, совершаемого организмом, формирует поток обратных афферентаций, достаточно подробно представляющий все наглядные признаки (параметры) полученных результатов. В том случае, когда при подборе наиболее эффективного результата эта обратная афферентация закрепляет наиболее успешное действие, она становится "санкционирующей" (определяющей) афферентацией.

- Функциональные системы, на основе которых строится приспособительная деятельность новорожденных животных к характерным для них экологическим факторам, обладают всеми указанными выше чертами и архитектурно оказываются созревшими к моменту рождения. Из этого следует, что объединение частей ФС (принцип консолидации) должно стать функционально полноценным на каком-то сроке развития плода еще до момента рождения.

Значение теории ФС для психологии.

Начиная с первых своих шагов, теория функциональных систем получила признание со стороны естественно-научно ориентированной психологии. В наиболее выпуклой форме значение нового этапа в развитии отечественной физиологии было сформулировано А.Р. Лурией (1978).

Он считал, что внедрение теории функциональных систем позволяет по-новому подойти к решению многих проблем в организации физиологических основ поведения и психики. Благодаря теории ФС:

- произошла замена упрощенного понимания стимула как единственного возбудителя поведения более сложными представлениями о факторах, определяющих поведение, с включением в их число моделей потребного будущего или образа ожидаемого результата;

- было сформулировано представление о роли "обратной афферентации" и ее значении для дальнейшей судьбы выполняемого действия, последнее радикально меняет картину, показывая, что все дальнейшее поведение зависит от успехов выполненного действия;

- было введено представление о новом функциональном аппарате, осуществляющим сличение исходного образа ожидаемого результата с эффектом реального действия — "акцепторе" результатов действия.

Тем самым П.К. Анохин вплотную подошел к анализу физиологических механизмов принятия решения, ставшему одним из важнейших понятий современной психологии. Теория ФС представляет образец отказа от тенденции сводить сложнейшие формы психической деятельности к изолированным элементарным физиологическим процессам и попытку создания нового учения о физиологических основах активных форм психической деятельности.

Следует, однако, подчеркнуть, что, несмотря на непреходящее значение теории ФС, существует немало дискуссионных вопросов, касающихся сферы ее применения. Так, неоднократно отмечалось, что универсальная теория функциональных систем нуждается в конкретизации применительно к психологии и требует более содержательной разработки при изучении психики и поведения человека. Весьма основательные шаги в этом направлении были предприняты В.Б. Швырковым (1978, 1989), В.Д. Шадриковым (1994, 1997), В.М. Русаловым (1989). Тем не менее было бы преждевременно утверждать, что теория ФС стала главной исследовательской парадигмой в психофизиологии. Более того, существуют устойчивые психологические конструкты и явления, которые не получают необходимого обоснования в контексте теории функциональных систем. Речь, в первую очередь, идет о проблеме сознания, психофизиологические аспекты которой разрабатываются в настоящее время весьма продуктивно.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Мозг

Сообщение Radugnyi »

Функциональная асимметрия как проблема в дифференциальной психофизиологии.

Одним из важнейших индивидных свойств является функциональная асимметрия и специализация полушарий – характеристика распределения психических функций между правым и левым полушариями.

Процесс становления асимметрии называется латерализацией (явление асимметрии в живом мире называется хиральностью). В физиологии животных используют понятие «лапость» (аналогично «рукости»), и наблюдения показывают что у млекопитающих также все парные органы имеют ту или иную степень асимметрии, существуют доминирующие (ведущие) и подчиненные конечности. Учитывая раннее приучение детей к праворукости, практические психологи иногда предлагают ориентироваться на критерий «ногости» для определения ведущего полушария.

Церебральное доминирование и доминирование руки (уха, глаза) связаны обычно контрлатеральными отношениями (т.е. при ведущей правой руке за речь отвечает левое полушарие). Но иногда они состоят и в ипсилатеральных отношениях (расположены на одной стороне тела). Не существует и абсолютного доминирования – у каждого человека наблюдается индивидуальное сочетание церебрального доминирования, доминирования руки, ноги, глаза и уха. Встречаются люди, в равной степени владеющие правой и левой рукой, - их называют амбидекстрами. Леворукость иногда приносит человеку неудобства, однако она может иметь различное происхождение, и поэтому воспитание и обучение леворуких детей должно основываться на данных нейропсихологического обследования.

Церебральное доминирование по функциям – это не состояние, а процесс, который осуществляется в течение всей жизни человека. Если на ранних этапах изучения асимметрии использовались в основном данные клинической практики, то с появлением новых методов (в частности, метода дихотического прослушивания – используется для определения церебрального доминирования по речи – смысл его состоит в одновременном предъявлении сначала вербального, а затем невербального материала, подаваемого одновременно в правое и левое ухо; при восприятии и воспроизведении вербального материала, как правило, преобладает левое ухо (т.е. правое полушарие), а при восприятии невербального – левое ухо) было установлено, что любая психическая функция осуществляется благодаря совместной работе обоих полушарий.

Потерпела неудачу существовавшая долгие десятилетия теория доминантного полушария. Особенно чувствительный удар по теории нанесли клинические и психофизиологические исследования, в которых изучалась зависимость тех или иных психических проявлений от локализации соответствующих им центров в правом и левом полушарии.

Латерализация функций в левом и правом полушариях головного мозга


Функции левого полушария Функции правого полушария

Хронологический порядок Текущее время

Чтение карт, схем Конкретное пространство

Запоминание имен, слов, символов Запоминание образов, конкретных событий, узнавание лиц людей

Речевая активность, понимание смысла Восприятие эмоционального состояния

Детальное восприятие Целостное восприятие

Видение мира веселым Видение мира мрачным

Доминирование полушарий в осуществлении той или иной функции не является фиксированной, а зависит от содержания деятельности, при изменении которой возможно не только сглаживание асимметрии, но даже изменение знака на противоположный. Оно обычно определяет наиболее развитую область психического - так, у правополушарных лучше развиты эмоции и интуиция, у левополушарных – восприятие и мышление, однако и те и другие способны включать разные полушария, а само понятие «правополушарность» не означает, что центр речи обязательно находится справа – оно лишь подчеркивает факт наибольшей вовлеченности правого полушария в обсуждаемый процесс. В зависимости от соотношения доминирующих и подчиненных функций формируется и структура личности в целом, причем подчиненная функция часто оказывается самой сильной. (Ее труднее контролировать, потому что человек в отношениях с миром привык опираться на другие информационные каналы и здесь оказывается беззащитным. Так, например, математик – программист, привыкший взаимодействовать с миром «левополушарно», может совершенно не контролировать собственные эмоции и легко впадать в состояние влюбленности или аффекта).

У праворуких людей под большим контролем находятся мышцы правой стороны тела, так что скрытые эмоции чаще могут быть замечены на левом профиле лица.

Формирование асимметрии в онтогенезе.

Совсем недавно асимметрию полушарий определяли как уникальную особенность мозга человека, возникшую в антропогенезе в связи с появлением речи и праворукости. Сейчас, однако, с таким пониманием согласиться трудно.

Существует несколько теорий, объясняющих становление асимметрии. Так, согласно концепции эквипотенциальности полушарий, изначально полушария совершенно идентичны в отношении всех функций, в том числе и речевой. В пользу этого свидетельствуют данные о высокой пластичности мозга и взаимозаменяемости симметричных отделов мозга на ранних этапах его развития.

Согласно же концепции прогрессивной латерализации, специализация полушарий существует уже с момента рождения ребенка. У праворуких она проявляется в виде запрограммированной способности нервного субстрата левого полушария обнаруживать способность к развитию речевой функции и одновременно определять деятельность ведущей руки. Это подтверждается различиями в строении будущих речевых зон задолго до того, как речь формируется.

Формирование полушарий происходит не синхронно, что соответствует содержанию навыков и умений, которыми располагают дети. Так, например, речь развивается очень быстро в раннем детстве, и от 3 до 6 лет наблюдается ускоренное развитие левого полушария, после чего наступает замедление. А правое полушарие в раннем детстве несколько отстает в созревании, и начинает догонять левое в период от 8 до 10 лет; окончательное оформление доминирования отмечается к подростковому возрасту.

Происхождение (точнее, оформление) леворукости связывают с действием трех групп факторов – средовых (включая культурные), генетических и патологических. Одна из первых генетических моделей наследования рукости опиралась на закон Менделя и предполагала, что это качество определяется действием одного гена. Однако было обнаружено, что почти половина детей двух леворуких родителей оказываются праворукими, что противоречит данной модели.

Другая модель основана на том, что рукость является функцией двух генов, один из которых определяет локализацию центров речи, а другой определяет, какой рукой будет управлять речевое полушарие – контрлатеральной или ипсилатеральной.

Наконец, третья модель, предложенная английским психологом М. Аннет, основана на гипотезе о существовании отдельного гена «правостороннего сдвига» и его рецессивного аллеля. Наличие этого гена обеспечивает изначальную предрасположенность человека к тому, чтобы у него доминировала правая рука, а центр речи располагался в левом полушарии. Таким образом, данный ген определяет не только рукость, но и церебральное доминирование. Эта модель в наибольшей мере охватывает факты, накопленные в области изучения асимметрии.

Диагностика право-леворукости

Для диагностики право-леворукости используется множество показателей и функциональных методов, которые можно разделить на следующие группы:

-пробы, выявляющие предпочтение в использовании одной из рук;

-пробы, выявляющие лучшее развитие одной из рук по двигательным (психомоторным) качествам;

-пробы, характеризующие на обеих руках функциональное состояние нервно-мышечной системы в покое;

-пробы, использующие антропометрические показатели (пальцевая и ладонная дерматоглифика).
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Мозг

Сообщение Radugnyi »

Зеркала в мозге: о механизмах совместного действия и сопереживания

Нейрофизиолог Джакомо Риццолатти считается одним из ведущих мировых специалистов по проблеме так называемых зеркальных нейронов в головном мозге человека, играющих особую роль как в реализации простейших подражательных двигательных актов, так и в социальном познании и поведении человека. В соавторстве с философом Коррадо Синигальей он написал книгу, в которой показывает, сколь сильны и прочны узы, которые связывают нас с другими — или, иначе говоря, сколь неправильно было бы пытаться постичь Я без Мы. «Теории и практики» продолжают сотрудничество с издательским домом «ЯСК» и публикуют отрывок из этой работы.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Aivery
Хранитель
Сообщения: 13898
Зарегистрирован: 02 май 2015, 07:35
Репутация: 3077

Re: Мозг

Сообщение Aivery »

Инженер из Подмосковья всю жизнь обходился без половины мозга

Подмосковные врачи обнаружили мужчину, который прожил более 60 лет без половины головного мозга. Об этом сообщает МК.

Пенсионер поступил в районную больницу на юге Московской области в связи с транзиторной ишемической атакой. «Когда радиологи сделали ему КТ (компьютерную томографию), то некоторое время пребывали в недоумении — у пенсионера отсутствовала та часть мозга, где произошла та самая ишемическая атака, — рассказала МК невролог Федерального центра экстрапирамидных заболеваний и психического здоровья ФМБЦ им. А.И.Бурназяна Марина Аникина. — Вместо левого полушария на снимке зияла черная "дыра"».

По всей видимости, нарушение в развитии мозга произошло еще на ранней стадии беременности. Мальчик появился на свет с единственным полушарием, которое взяло на себя функции отсутствующего. Несмотря на это он окончил школу, отслужил в армии, получил высшее образование и всю жизнь проработал инженером на одном из подмосковных заводов. «У него не выявляли проблем ни с двигательным аппаратом, ни со зрением, ни с психикой», — говорит Аникина.

Мужчина отказался от обследования и после завершения ишемической атаки

https://lenta.ru/news/2019/07/12/brain/
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Мозг

Сообщение Radugnyi »

Сверхспособности. Синестезия.

Эти люди способны ощущать вкус речи, видеть буквы, цифры и даже музыкальные ноты в цвете. А всё благодаря синестезии - уникальному нейрофизиологическому феномену, который позволяет некоторым людям воспринимать окружающий мир будто в режиме дополненной реальности! Герои программы готовы пройти через любые испытания, чтобы доказать: синестезия - настоящая сверхспособность!


"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Мозг

Сообщение Radugnyi »

Человек, развивший память: история Шерешевского, помнящего всё!

Некогда лабораторию одного известного советского психолога (А.Р. Лурии) посетил застенчивый юноша, который утверждал, что не понимает, с какой целью пришел. Но знает, что его руководитель направил по этому адресу, поскольку, по его словам, память подчиненного ослабла. Как описывает психолог, он предложил молодому человеку пройти несколько тестов на запоминание последовательностей слов, букв и цифр. По результатам испытаний оказалось, что лимиты памяти не достижимы, по крайней мере, исходя из итогов проведенного эксперимента. Все, что психолог ни предлагал, молодой человек с легкостью запоминал.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Мозг

Сообщение Radugnyi »

"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Мозг

Сообщение Radugnyi »

Современная экономика – не та, что прежде. Раньше вы могли легко понять себестоимость товара, его конкурентные преимущества и, соответственно, цену, приемлемую для покупателя.

Сейчас всё иначе: производство одного товара может происходить сразу на нескольких континентах, где-то у вас роботы, а где-то сложнейшая логистика, плюс цена технологий, лицензий, сложнейшие системы сбыта и рекламы, огромные бэк-офисы, региональные представительства, цифровые платформы, налоги, пошлины, цена привлечения денег, котировки акций и т.д.

Часть товаров, реализуемых крупными компаниями, продаются даже дешевле условной себестоимости, просто чтобы удерживать позицию на рынке. Другие, наоборот, существенно дороже, что позволяет генерить общую прибыль. В общем, всё это уже математика, доступная лишь искусственному интеллекту.

Вопрос в том, за какую цену потребитель готов купить товар, причём в конкретной части земного шара. Забавно, конечно. Даже нелепо. Но такова экономика Четвёртой технологической революции. И вот на вопрос о цене товара приходится отвечать уже нейрофизиологам…

Первым, кто занялся этим вопросом, был профессор Стэнфордского университета Брайан Кнутсон, в 2007-м году. Участникам эксперимента демонстрировали изображения продукта, а они должны были сообщить о своей готовности купить товар нажатием кнопки. Затем на экране появлялась цена…

Активность мозга испытуемых измерялась с помощью фМРТ. Демонстрация желаемого товара активизировала центр удовольствия. Когда же на экране появлялась цена, включалась центральная доля, которая обычно активируется, когда мы испытываем физическую боль.

То есть, на расставание с деньгами мозг реагирует болью и страданием. Причём не так важно, сколько у вас денег на счёту, в вас всегда сражаются центры удовольствия – радость, которую вы планируете ощутить, с центрами боли – страданием, которое вы готовы за это удовольствие понести.

Наш мир меняется, но мозг остаётся прежним. Любое удовольствие для животного, живущего в дикой природе, сопряжено с риском, а поэтому мозг привычно ищет баланс – свою личную себестоимость…


Пост из Instagram @kurpatov_official от 17.08.2019
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Мозг

Сообщение Radugnyi »

«Мозг очень прожорлив. Его вес не превышает 2% от массы тела, но при этом он расходует 20% потребляемой нами энергии. А калории в природе дороги, за каждую из них животным приходится бороться. Поэтому эволюция выучила нас: если на интеллектуальной работе можно сэкономить, браться не за сложное, а за простое, то лучше — экономить.

Чем проще, тем лучше — говорит наш мозг! И в каких-то случаях это, действительно, верный подход. Но когда все задачи, которые мы решаем, ограничиваются очень простыми, когда «не думать» становится обычной практикой, наш мозг теряет навык — ориентироваться в сложном, понимать сложное, принимать сложные решения, то есть учитывающие множество важных факторов.

Да, в целом, мы начитаны, насмотрены и эрудированы. Ведь информации вокруг нас много, и вся она упрощена, выдана нам на блюдечке с голубой каёмочкой – на любой вопрос тут же находится ответ. И мы привыкли к этим информационным полуфабрикатам, не требующим интеллектуальной работы. Мы оказались в мире большого информационного фастфуда – простенького, но разнообразного!

Нельзя не заметить, насколько содержание информации, с которой мы имеем дело, выхолащивается и уплощается. Она сворачивается до каких-то милипусичных мемов, которыми мы жонглируем подобно обезьянкам в индийском цирке.

Обезьянка не знает смысла своих действий — её просто надрессировали подкидывать и ловить шарики, а мы не знаем смысла того, что мы знаем. Мы знаем, что мы вроде бы "что-то такое читали", "что-то слышали", "встречали" – и этого нам, вроде бы, достаточно. В конце концов, если надо будет что-то уточнить — мы легко найдем нужную информацию в сети. То есть теперь мы можем вообще никак интеллектуально не напрягаться.

Так мы превращаемся в умных глупых — слышали звон, но не знаем где он. Впрочем, знаем: в сети, в Google, в Википедии, в новостных лентах. Но не в наших мозгах».

Цитата из книги «Чертоги разума. Убей в себе идиота!»

Пост из Instagram @kurpatov_official от 17.09.2019
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Мозг

Сообщение Radugnyi »

Это поразительный факт: мы рассматриваем свои политические убеждения как неотъемлемую часть самих себя.

Физически у нас есть голова, руки-ноги, туловище. А вот наше «психологическое тело», как выясняется, состоит, в значительной части из политических убеждений – это что-то вроде нашей руки или ноги. Как вам идея отказаться от какой-то части вашего тела?..

Исследовательская группа Университета Южной Калифорнии под руководством Джонаса Каплана, при участии Сары Гимбел и Сэма Харриса, изучили, как наш мозг реагирует на утверждения, с которыми мы не согласны.

Среди этих утверждений были те, которые касались общих вопросов: например, испытуемым предлагалось усомниться в том, что Альберт Эйнштейн великий физик, или в том, что сон важен для отдыха. Но тут мозг проявляет изрядную гибкость! Мол, ну может, и не очень великий, да и сон не так важен.

Однако же, когда речь заходила о убеждениях политического характера – владение оружием, смертная казнь, аборты, гей-браки, иммиграция, терроризм, социальное обеспечение и т.п., у участников исследования, извините, «рвало башню» – ни шагу назад, ни пяди родной земли, никаких компромиссов.

Миндалевидное тело и островковая доля, ответственные за крайне примитивные, глубинные, инстинктивные основы нашей психики, загорались на фМРТ, как огненные шары. Но это ещё не всё…

Самым активным образом включалась дефолт-система мозга, о которой я вам постоянно рассказываю. Это глобальная нейронная сеть, которая отвечает за наши социальные отношения: за то, как мы соотносимся с людьми, которые определяют наш внутренний мир.

Вот почему мы так иррациональны и упрямы, когда дело касается политики: наши политические убеждения делают нас членами некой виртуальной социальной стаи, с которой мы идентифицируемся.

Предать эти убеждения – значит для мозга предать свою социальную стаю. Мы испытываем страх – быть изгнанными, оказаться в полном одиночестве. А это, с эволюционной точки зрения, для любого стайного животного равносильно физической смерти.

Обсуждать политику – дело бесперспективное. А вот изучать мозг – как раз имеет смысл: вы узнаете не только то, чего делать не стоит, но и то, как достигать ваших целей.

Пост из Instagram @kurpatov_official от 14.10.2019
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Vadim
Хранитель
Сообщения: 22323
Зарегистрирован: 01 май 2015, 12:41
Репутация: 11074

Re: Мозг

Сообщение Vadim »

Димыч, полезно.

Изображение
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Мозг

Сообщение Radugnyi »

Стивен Пинкер
«Чистый лист».
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Smith
Хранитель
Сообщения: 4487
Зарегистрирован: 11 май 2015, 11:26
Репутация: 2464

Re: Мозг

Сообщение Smith »

В Антарктиде у полярников после 14 месяцев уменьшился мозг
https://monavista.ru/article/143468/?ut ... .ru%2Fnews

А в Арктике он должен соответственно увеличиваться. Арктиканаш!
Задавим интеллектом всяких там низших приматов... .160
Ответить