Мозг
Re: Мозг
ну так )
бизнес же )
Дэвид Иглмен — нейробиолог, автор бестселлеров «Мозг. Ваша личная история» и «Incognito: The Secret Lives of the Brain and Sum». Автор и ведущий телевизионного сериала The Brain, номинированного на премию «Эмми». Приглашенный профессор Стэндфордского университета, член Фонда Гуггенхейма, директор Центра науки и права. Его статьи публиковались в New York Times, Discover Magazine, The Atlantic, Slate, Wired и многих других изданиях. Регулярно участвует в передачах National Public Radio и BBC.
бизнес же )
Дэвид Иглмен — нейробиолог, автор бестселлеров «Мозг. Ваша личная история» и «Incognito: The Secret Lives of the Brain and Sum». Автор и ведущий телевизионного сериала The Brain, номинированного на премию «Эмми». Приглашенный профессор Стэндфордского университета, член Фонда Гуггенхейма, директор Центра науки и права. Его статьи публиковались в New York Times, Discover Magazine, The Atlantic, Slate, Wired и многих других изданиях. Регулярно участвует в передачах National Public Radio и BBC.
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 30875
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14027
- Откуда: СССР
Re: Мозг
Иглмен тоже бизнес)). И, справедливости ради, мы же без понятия, может Курпатов где-то на него ссылается.Aivery писал(а):ну так )
бизнес же )
Но они оба о многом умалчивают. Нигде из того, что успела посмотреть нет про целеполагание. А это как раз единственный работающий инструмент, чтобы весь организм перенастроить под сознательное управление.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Мозг
нифиговое самомнение )))Radugnyi писал(а):... чтобы весь организм перенастроить под сознательное управление.
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 30875
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14027
- Откуда: СССР
Re: Мозг
Да с чего бы? Просто надо знать себя и свои возможности, тогда все алгоритмы генетически и социально обусловленные будут работать на общую цель.Aivery писал(а): нифиговое самомнение )))
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Мозг
только в том случаи, если цели совпадают с генетикой.Radugnyi писал(а): Да с чего бы? Просто надо знать себя и свои возможности, тогда все алгоритмы генетически и социально обусловленные будут работать на общую цель.
против химии не попрешь )
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 30875
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14027
- Откуда: СССР
Re: Мозг
Ты не понял. Инструменты будут подобраны в соответствие с генетикой, для оптимального результата на основе имеющейся информации. С информацией тоже надо уметь работать, а точнее её перерабатывать так, чтобы бессознательному мозгу легче было ей пользоваться.Aivery писал(а): только в том случаи, если цели совпадают с генетикой.
против химии не попрешь )
Кстати, в фильме Иглмена про принятие решений описан эксперимент с окситоцином. Посмотри). Моногамия эволюционно запрограммирована в подкорке, напичканый окситоцином мужчина перестает обращать внимание на чужих, даже очень привлекательных женщин, они для него физически становятся безразличны.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Мозг
кстати, а какая химия вызывает желание подбирать инструменты для управления генетикой ? )Radugnyi писал(а): Кстати, в фильме Иглмена про принятие решений описан эксперимент с окситоцином. Посмотри). Моногамия эволюционно запрограммирована в подкорке, напичканый окситоцином мужчина перестает обращать внимание на чужих, даже очень привлекательных женщин, они для него физически становятся безразличны.
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 30875
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14027
- Откуда: СССР
Re: Мозг
Дофаминовая)). И там другая цепочка, инструменты уже есть, желание научиться ими пользоваться сознательно в своих целях. В фильме про это тоже есть.Aivery писал(а): кстати, а какая химия вызывает желание подбирать инструменты для управления генетикой ? )
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Мозг
это у мозга возникает такое желание ? )Radugnyi писал(а):... желание научиться ими пользоваться сознательно в своих целях...
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 30875
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14027
- Откуда: СССР
Re: Мозг
Димыч, а что тебе мешает фильм посмотреть? Там рассказано очень популярно про разные моменты и ситуации.Aivery писал(а):
это у мозга возникает такое желание ? )
Знаешь что ещё интересно? Паттерны поведения. Бессознательно человек распространяет на окружающих граждан то отношение, которое проявляют к нему в его близком окружении. Даже если считает такое отношение унизительным, оскорбительным и т.д.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Мозг
ничего не мешает.Radugnyi писал(а): Димыч, а что тебе мешает фильм посмотреть? Там рассказано очень популярно про разные моменты и ситуации.
мне ты интересна, а не фильм )
а что мешает ему осознать ?Radugnyi писал(а): Знаешь что ещё интересно? Паттерны поведения. Бессознательно человек распространяет на окружающих граждан то отношение, которое проявляют к нему в его близком окружении. Даже если считает такое отношение унизительным, оскорбительным и т.д.
какая химия отвечает за осознанность ? )
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 30875
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14027
- Откуда: СССР
Re: Мозг
Мне про меня неинтересно, я про себя сама знаю).
А вот фильмы интересны, только там без либеральной шелухи, как у Курпатова, про инстинкты. 5 фильм смотрю, про социальные связи.
А вот фильмы интересны, только там без либеральной шелухи, как у Курпатова, про инстинкты. 5 фильм смотрю, про социальные связи.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Мозг
ваще просветленная )))Radugnyi писал(а):Мне про меня неинтересно, я про себя сама знаю).
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 30875
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14027
- Откуда: СССР
Re: Мозг
Да. Воплощенный идеал).Aivery писал(а): ваще просветленная )))
Там про взаимопонимание, про то, какую важную роль играет в понимании другого человека невербалика, как мы считываем эмоции. Эксперименты. Синдром Аспергера. Очень интересно.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 30875
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14027
- Откуда: СССР
Re: Мозг
Зрение как оно есть
Рассказываем, как мозг помогает нам видеть окружающий мир
В самом простом смысле зрение — это в первую очередь два глаза, которые получают и обрабатывают информацию об окружающем нас мире. На самом деле человеческое зрение, разумеется, устроено гораздо сложнее, и информация от органов чувств (то есть глаз) проходит несколько этапов обработки: как самим глазом, так и далее — мозгом. Вместе с офтальмологической клиникой 3Z рассказываем, как зрительная система человека формирует изображение действительности, и объясняем, почему мы не видим мир перевернутым, маленьким, трясущимся и разделенным на две части.
Рассказываем, как мозг помогает нам видеть окружающий мир
В самом простом смысле зрение — это в первую очередь два глаза, которые получают и обрабатывают информацию об окружающем нас мире. На самом деле человеческое зрение, разумеется, устроено гораздо сложнее, и информация от органов чувств (то есть глаз) проходит несколько этапов обработки: как самим глазом, так и далее — мозгом. Вместе с офтальмологической клиникой 3Z рассказываем, как зрительная система человека формирует изображение действительности, и объясняем, почему мы не видим мир перевернутым, маленьким, трясущимся и разделенным на две части.
вы можете помнить про линзы — приборы из прозрачного материала с преломляющей поверхностью, способные, в зависимости от своей формы, собирать или рассеивать попадающий на них свет. Именно линзам мы обязаны тому, что в мире существуют фотоаппараты, видеокамеры, телескопы, бинокли и, конечно, контактные линзы и очки, которые носят люди. Человеческий глаз — это точно такая же линза, а точнее — сложная оптическая система, состоящая из нескольких биологических линз.
Первая из них — роговица, внешняя оболочка глаза, наиболее выпуклая его часть. Роговица — это вогнуто-выпуклая линза, которая принимает лучи, исходящие из каждой точки предмета, и передает их дальше через переднюю камеру, заполненную влагой, и зрачок к хрусталику. Хрусталик, в свою очередь, представляет собой двояковыпуклую линзу, по форме напоминающую миндаль или сплющенную сферу.
Двояковыпуклая линза — собирающая: лучи, проходящие через ее поверхность, собираются за ней в одну точку, после чего формируется копия наблюдаемого предмета. Интересный момент состоит в том, что изображение объекта, сформированное на заднем фокусе такой линзы, — действительное (то есть соответствует тому самому наблюдаемому предмету), перевернутое и уменьшенное. Изображение, которое формируется за хрусталиком, поэтому, точно такое же.
То, что изображение уменьшенное, позволяет глазу видеть объекты, по величине в несколько десятков, сотен и тысяч раз превосходящие его по размеру. Другими словами, хрусталик компактно складывает изображение и в таком же виде отдает его сетчатке, выстилающей бо́льшую часть внутренней поверхности глаза — места заднего фокуса хрусталика. Вместе роговица и хрусталик, таким образом, — это компонент зрительной системы, который собирает рассеянные лучи, исходящие от объекта, в одну точку и формирует их проекцию на сетчатке. Строго говоря, никакой «картинки» на сетчатке на самом деле нет: это всего лишь следы фотонов, которые затем преобразуются рецепторами и нейронами сетчатки в электрический сигнал.
Этот электрический сигнал затем проходит в головной мозг, где обрабатывается отделами зрительной коры. Все вместе эти отделы отвечают за то, чтобы преобразовать сигналы о расположении фотонов — единственную информацию, которую получает сам глаз — в имеющие смысл образы. При этом мозг — система взаимосвязанная, и за то, как мы воспринимаем то, что происходит в действительности, отвечают не только наши глаза и зрительная система, но и другие органы чувств, способные получать информацию. Мы не видим мир перевернутым благодаря тому, что у нашего вестибулярного аппарата есть информация о том, что мы стоим ровно, двумя ногами на земле, и дерево, растущее из земли, соответственно, перевернутым быть не должно.
Подтверждение этому — эксперимент, который поставил на самом себе американский психолог Джордж Стрэттон (George Stratton) в 1896 году: ученый изобрел специальное устройство — инвертоскоп, чьи линзы также могут переворачивать изображение, на которое смотрит тот, кто их носит. В своем устройстве Стрэттон проходил неделю и при этом не сошел с ума от необходимости передвигаться в перевернутом пространстве. Его зрительная система быстро адаптировалась под измененные обстоятельства, и уже через пару дней ученый видел мир таким, каким привык видеть его с детства.
Другими словами, в мозге нет специального отдела, который переворачивает изображение, поступившее на сетчатку: за это отвечает вся зрительная система головного мозга, которая, с учетом информации от других органов чувств, позволяет нам точно определить ориентацию объектов в пространстве.
Что касается самой сетчатки, то для того, чтобы понять, как работает зрение, нужно также подробнее рассмотреть ее функционирование и строение. Сетчатка представляет собой тонкую многослойную структуру, в которой находятся нейроны, принимающие и обрабатывающие световые сигналы от оптической системы глаза и отправляющие их друг другу и в мозг для дальнейшей обработки. Всего в сетчатке выделяют три слоя нейронов и еще два слоя синапсов, получающих и передающих сигналы от этих нейронов.
Первые и главные нейроны, участвующие в обработке светового стимула, — это фоторецепторы (светочувствительные сенсорные нейроны). Два основных вида фоторецепторов в сетчатке — это палочки и колбочки, получившие свои название за палочко- и колбочкообразную форму, соответственно. Палочки и колбочки заполнены светочувствительными пигментами — родопсином и йодопсином соответственно. Родопсин в разы чувствительнее к свету, чем йодопсин, но только к свету с одной длиной волны (около 500 нанометров в видимой области) — именно поэтому палочки, содержащие родопсин, отвечают за зрение человека в темноте: они улавливают даже мельчайшие лучи, помогая нам различать очертания предметов, при этом не позволяя точно определить их цвет. А вот за цветовосприятие уже как раз отвечают «дневные» фоторецепторы — колбочки.
Светочувствительный йодопсин, входящий в состав колбочек, бывает трех видов в зависимости от того, к свету с какой длиной волны он чувствителен. В нормальном состоянии колбочки человеческого глаза реагируют на свет с длинной, средней и короткой волной, что примерно соответствует красно-желтому, желто-зеленому и сине-фиолетовому цветам (а если проще — красному, зеленому и синему). Колбочек, которые содержат тот или иной вид йодопсина, в сетчатке разное количество, и их баланс как раз и помогает различать все краски окружающего мира. В случае, когда колбочек с тем или иным видом йодопсина, недостаточно или просто нет, говорят о наличии дальтонизма — особенности зрения, при котором недоступно распознавание всех или некоторых цветов. Вид дальтонизма напрямую зависит от того, какие именно колбочки «не работают», но самым распространенным у человека считается дейтеранопия — при ней отсутствуют колбочки, чей йодопсин чувствителен к свету со средней длиной волны (то есть плохо воспринимают зеленый цвет или не воспринимают его вообще).
При этом палочки и колбочки покрывают не весь соответствующий слой поверхности сетчатки: в ней присутствует так называемое слепое пятно, не содержащее светочувствительных рецепторов вообще. Так как их нет, свет в границах пятна обрабатывать нечему — именно поэтому те объекты, которые попадают в «поле зрения» слепого пятна, для человека невидимы. Зрение любого человека (к счастью или к сожалению) не позволяет увидеть эти слепые пятна, но некоторые заболевания приводят к появлению скотомы (то есть слепого участка в поле зрения) и вне соответствующего места на сетчатке.
Сигнал, получаемый и обрабатываемый фоторецепторами, затем переходит к другому слою нейронов — биполярным клеткам. Такие клетки — своеобразные посредники, которые связывают колбочки и палочки с ганглионарными клетками — нейронами сетчатки, которые генерируют нервные импульсы и затем передают их по зрительному нерву в зрительную кору головного мозга через латеральное коленчатое тело (небольшой бугорок на поверхности таламуса).
Латеральное коленчатое тело, принявшее сигналы от ганглионарных клеток сетчатки, сначала передает их первичной зрительной коре — наиболее эволюционно древней части зрительной системы головного мозга (для удобства и лаконичности ее также называют V1). В этом месте начинается формирование действительного изображения того, что происходит вокруг нас, — фотоны, принятые глазом, начинают обретать форму, и цвет, очертания, наличие движения и другие аспекты изображения превращаются в электрическую активность. В зависимости от того, что эти сигналы передают (движение объекта в пространстве или же его форму), они далее посылаются для обработки по вентральному и дорсальному пути в другие отделы зрительной коры. К примеру, средняя височная зрительная область (ее порядковый номер — пять, то есть кратко ее называют V5) считается частью вентрального пути, так как отвечает за обработку движения, а четвертая зона (V4) отвечает за обработку цвета, поэтому относится к дорсальному пути.
Отделы, отвечающие за обработку информации от органов чувств и, как мы уже выяснили, помогающие воссоздавать картину реального мира зрительной системе, — не единственные участки мозга, которые участвуют в процессе зрения. Важную роль также играет и моторная кора головного мозга, отвечающая за обработку движений. Важна моторная кора потому, что глаза все время двигаются: перемещение взгляда помогает следить за движущимся изображением или рассмотреть то, что не попадает в поле зрения целиком.
В спокойном состоянии (тогда, когда мы смотрим на статичный предмет или даже на фон) глаза все равно двигаются, совершая очень быстрые синхронные движения (до 80 миллисекунд) — саккады. Информация о том, что глазу нужно изменить положение, посылается к нему из моторной коры. Чуть раньше точно такой же (или, по крайней мере, похожий) сигнал посылается к зрительной коре в качестве так называемой «эфферентной копии». Благодаря этому зрительная кора получает информацию о том, что глаз будет двигаться, еще до того, как это движение начнется — это помогает зрительной коре игнорировать возможные мелкие движения.
Наконец, осталось разобраться еще с одним моментом — тем, почему картинка действительности, которую мы видим, не разделена на две части. У человека, как и других позвоночных, одна пара глаз. Расположены они достаточно близко друг к другу: отверстия в глазницах черепа обеспечивают расположение глаз таким образом, что у каждого из глаз, с одной стороны, свое поле зрения (около 90 градусов на каждый глаз — то есть чуть больше 180 всего), а с другой — по 60 градусов центрального поля зрения, которые пересекаются с каждого глаза. Благодаря этому пересечению, изображения, получаемые одним и другим глазом, складываются в одно изображение в центре общего поля зрения. То же пересечение полей зрения обеспечивает нам стереоскопическое (или бинокулярное) зрение и способность воспринимать глубину. Бинокулярность зрения теряется при некоторых формах косоглазия — и при них же теряется нормальная возможность воспринимать глубину.
Поэтому механизм того, как формируется в нашем мозге изображение действительности, — это не только оптика и химические реакции, происходящие на сетчатке. Важнейшую роль в создании этой картинки играет наш мозг — причем не только зрительная кора, которая делает фигуры объемными, отделяет их от фона и раскрашивает в нужные цвета, но и остальные отделы, которые отвечают за жизненно важные функции.
Елизавета Ивтушок
Первая из них — роговица, внешняя оболочка глаза, наиболее выпуклая его часть. Роговица — это вогнуто-выпуклая линза, которая принимает лучи, исходящие из каждой точки предмета, и передает их дальше через переднюю камеру, заполненную влагой, и зрачок к хрусталику. Хрусталик, в свою очередь, представляет собой двояковыпуклую линзу, по форме напоминающую миндаль или сплющенную сферу.
Двояковыпуклая линза — собирающая: лучи, проходящие через ее поверхность, собираются за ней в одну точку, после чего формируется копия наблюдаемого предмета. Интересный момент состоит в том, что изображение объекта, сформированное на заднем фокусе такой линзы, — действительное (то есть соответствует тому самому наблюдаемому предмету), перевернутое и уменьшенное. Изображение, которое формируется за хрусталиком, поэтому, точно такое же.
То, что изображение уменьшенное, позволяет глазу видеть объекты, по величине в несколько десятков, сотен и тысяч раз превосходящие его по размеру. Другими словами, хрусталик компактно складывает изображение и в таком же виде отдает его сетчатке, выстилающей бо́льшую часть внутренней поверхности глаза — места заднего фокуса хрусталика. Вместе роговица и хрусталик, таким образом, — это компонент зрительной системы, который собирает рассеянные лучи, исходящие от объекта, в одну точку и формирует их проекцию на сетчатке. Строго говоря, никакой «картинки» на сетчатке на самом деле нет: это всего лишь следы фотонов, которые затем преобразуются рецепторами и нейронами сетчатки в электрический сигнал.
Этот электрический сигнал затем проходит в головной мозг, где обрабатывается отделами зрительной коры. Все вместе эти отделы отвечают за то, чтобы преобразовать сигналы о расположении фотонов — единственную информацию, которую получает сам глаз — в имеющие смысл образы. При этом мозг — система взаимосвязанная, и за то, как мы воспринимаем то, что происходит в действительности, отвечают не только наши глаза и зрительная система, но и другие органы чувств, способные получать информацию. Мы не видим мир перевернутым благодаря тому, что у нашего вестибулярного аппарата есть информация о том, что мы стоим ровно, двумя ногами на земле, и дерево, растущее из земли, соответственно, перевернутым быть не должно.
Подтверждение этому — эксперимент, который поставил на самом себе американский психолог Джордж Стрэттон (George Stratton) в 1896 году: ученый изобрел специальное устройство — инвертоскоп, чьи линзы также могут переворачивать изображение, на которое смотрит тот, кто их носит. В своем устройстве Стрэттон проходил неделю и при этом не сошел с ума от необходимости передвигаться в перевернутом пространстве. Его зрительная система быстро адаптировалась под измененные обстоятельства, и уже через пару дней ученый видел мир таким, каким привык видеть его с детства.
Другими словами, в мозге нет специального отдела, который переворачивает изображение, поступившее на сетчатку: за это отвечает вся зрительная система головного мозга, которая, с учетом информации от других органов чувств, позволяет нам точно определить ориентацию объектов в пространстве.
Что касается самой сетчатки, то для того, чтобы понять, как работает зрение, нужно также подробнее рассмотреть ее функционирование и строение. Сетчатка представляет собой тонкую многослойную структуру, в которой находятся нейроны, принимающие и обрабатывающие световые сигналы от оптической системы глаза и отправляющие их друг другу и в мозг для дальнейшей обработки. Всего в сетчатке выделяют три слоя нейронов и еще два слоя синапсов, получающих и передающих сигналы от этих нейронов.
Первые и главные нейроны, участвующие в обработке светового стимула, — это фоторецепторы (светочувствительные сенсорные нейроны). Два основных вида фоторецепторов в сетчатке — это палочки и колбочки, получившие свои название за палочко- и колбочкообразную форму, соответственно. Палочки и колбочки заполнены светочувствительными пигментами — родопсином и йодопсином соответственно. Родопсин в разы чувствительнее к свету, чем йодопсин, но только к свету с одной длиной волны (около 500 нанометров в видимой области) — именно поэтому палочки, содержащие родопсин, отвечают за зрение человека в темноте: они улавливают даже мельчайшие лучи, помогая нам различать очертания предметов, при этом не позволяя точно определить их цвет. А вот за цветовосприятие уже как раз отвечают «дневные» фоторецепторы — колбочки.
Светочувствительный йодопсин, входящий в состав колбочек, бывает трех видов в зависимости от того, к свету с какой длиной волны он чувствителен. В нормальном состоянии колбочки человеческого глаза реагируют на свет с длинной, средней и короткой волной, что примерно соответствует красно-желтому, желто-зеленому и сине-фиолетовому цветам (а если проще — красному, зеленому и синему). Колбочек, которые содержат тот или иной вид йодопсина, в сетчатке разное количество, и их баланс как раз и помогает различать все краски окружающего мира. В случае, когда колбочек с тем или иным видом йодопсина, недостаточно или просто нет, говорят о наличии дальтонизма — особенности зрения, при котором недоступно распознавание всех или некоторых цветов. Вид дальтонизма напрямую зависит от того, какие именно колбочки «не работают», но самым распространенным у человека считается дейтеранопия — при ней отсутствуют колбочки, чей йодопсин чувствителен к свету со средней длиной волны (то есть плохо воспринимают зеленый цвет или не воспринимают его вообще).
При этом палочки и колбочки покрывают не весь соответствующий слой поверхности сетчатки: в ней присутствует так называемое слепое пятно, не содержащее светочувствительных рецепторов вообще. Так как их нет, свет в границах пятна обрабатывать нечему — именно поэтому те объекты, которые попадают в «поле зрения» слепого пятна, для человека невидимы. Зрение любого человека (к счастью или к сожалению) не позволяет увидеть эти слепые пятна, но некоторые заболевания приводят к появлению скотомы (то есть слепого участка в поле зрения) и вне соответствующего места на сетчатке.
Сигнал, получаемый и обрабатываемый фоторецепторами, затем переходит к другому слою нейронов — биполярным клеткам. Такие клетки — своеобразные посредники, которые связывают колбочки и палочки с ганглионарными клетками — нейронами сетчатки, которые генерируют нервные импульсы и затем передают их по зрительному нерву в зрительную кору головного мозга через латеральное коленчатое тело (небольшой бугорок на поверхности таламуса).
Латеральное коленчатое тело, принявшее сигналы от ганглионарных клеток сетчатки, сначала передает их первичной зрительной коре — наиболее эволюционно древней части зрительной системы головного мозга (для удобства и лаконичности ее также называют V1). В этом месте начинается формирование действительного изображения того, что происходит вокруг нас, — фотоны, принятые глазом, начинают обретать форму, и цвет, очертания, наличие движения и другие аспекты изображения превращаются в электрическую активность. В зависимости от того, что эти сигналы передают (движение объекта в пространстве или же его форму), они далее посылаются для обработки по вентральному и дорсальному пути в другие отделы зрительной коры. К примеру, средняя височная зрительная область (ее порядковый номер — пять, то есть кратко ее называют V5) считается частью вентрального пути, так как отвечает за обработку движения, а четвертая зона (V4) отвечает за обработку цвета, поэтому относится к дорсальному пути.
Отделы, отвечающие за обработку информации от органов чувств и, как мы уже выяснили, помогающие воссоздавать картину реального мира зрительной системе, — не единственные участки мозга, которые участвуют в процессе зрения. Важную роль также играет и моторная кора головного мозга, отвечающая за обработку движений. Важна моторная кора потому, что глаза все время двигаются: перемещение взгляда помогает следить за движущимся изображением или рассмотреть то, что не попадает в поле зрения целиком.
В спокойном состоянии (тогда, когда мы смотрим на статичный предмет или даже на фон) глаза все равно двигаются, совершая очень быстрые синхронные движения (до 80 миллисекунд) — саккады. Информация о том, что глазу нужно изменить положение, посылается к нему из моторной коры. Чуть раньше точно такой же (или, по крайней мере, похожий) сигнал посылается к зрительной коре в качестве так называемой «эфферентной копии». Благодаря этому зрительная кора получает информацию о том, что глаз будет двигаться, еще до того, как это движение начнется — это помогает зрительной коре игнорировать возможные мелкие движения.
Наконец, осталось разобраться еще с одним моментом — тем, почему картинка действительности, которую мы видим, не разделена на две части. У человека, как и других позвоночных, одна пара глаз. Расположены они достаточно близко друг к другу: отверстия в глазницах черепа обеспечивают расположение глаз таким образом, что у каждого из глаз, с одной стороны, свое поле зрения (около 90 градусов на каждый глаз — то есть чуть больше 180 всего), а с другой — по 60 градусов центрального поля зрения, которые пересекаются с каждого глаза. Благодаря этому пересечению, изображения, получаемые одним и другим глазом, складываются в одно изображение в центре общего поля зрения. То же пересечение полей зрения обеспечивает нам стереоскопическое (или бинокулярное) зрение и способность воспринимать глубину. Бинокулярность зрения теряется при некоторых формах косоглазия — и при них же теряется нормальная возможность воспринимать глубину.
Поэтому механизм того, как формируется в нашем мозге изображение действительности, — это не только оптика и химические реакции, происходящие на сетчатке. Важнейшую роль в создании этой картинки играет наш мозг — причем не только зрительная кора, которая делает фигуры объемными, отделяет их от фона и раскрашивает в нужные цвета, но и остальные отделы, которые отвечают за жизненно важные функции.
Елизавета Ивтушок
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 30875
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14027
- Откуда: СССР
Re: Мозг
«В результате долгих и впечатляющих экспериментов Лев Семёнович Выготский вывел формулу: знак (слово) и его значение (то, что подразумевается под этим словом) есть весьма сложная конструкция, где первая и "верхняя" его часть принадлежит сознанию, а вторая и, соответственно, "нижняя" – мозгу.
При этом мы регулярно принимаем одно за другое, считаем, что говорим то, что думаем, и думаем то, что говорим (если, конечно, не ставим перед собой цели солгать). Хотя на самом деле всё совершенно, я бы даже сказал, до крайности не так.
Выготский, в сущности, задался целью выяснить: что человек действительно думает и насколько точно это может быть выражено им же в его же словах? Впрочем, дальше мысль учёного сделала ещё более крутой вираж: а то, что человек думает, это действительно то, что он думает?
Ответ Выготского на эти поставленные им вопросы оказался сокрушительным ударом для всей современной ему тогда психологии (впрочем, психология и теперь ещё не вполне оправилась от этого удара).
Как оказалось, в психике мы имеем три совершенно разных пласта:
во-первых, то, что человек говорит о том, что он думает;
во-вторых, то, что он собственно думает;
и в-третьих, то, что заставляет его думать так, как он думает (или, точнее говоря, то, что делает его мысли такими).
Причём, хотя все эти три уровня психики и связаны между собой, на каждом из них идет "своя игра". В результате наша с вами психика представляет собой трёхглавого Змея Горыныча, но из той сказки, где эти головы бессовестно между собой рассорились».
Цитата из книги «Законы мозга. Универсальные правила»
Пост из Instagram @kurpatov_official от 27.05.2019
При этом мы регулярно принимаем одно за другое, считаем, что говорим то, что думаем, и думаем то, что говорим (если, конечно, не ставим перед собой цели солгать). Хотя на самом деле всё совершенно, я бы даже сказал, до крайности не так.
Выготский, в сущности, задался целью выяснить: что человек действительно думает и насколько точно это может быть выражено им же в его же словах? Впрочем, дальше мысль учёного сделала ещё более крутой вираж: а то, что человек думает, это действительно то, что он думает?
Ответ Выготского на эти поставленные им вопросы оказался сокрушительным ударом для всей современной ему тогда психологии (впрочем, психология и теперь ещё не вполне оправилась от этого удара).
Как оказалось, в психике мы имеем три совершенно разных пласта:
во-первых, то, что человек говорит о том, что он думает;
во-вторых, то, что он собственно думает;
и в-третьих, то, что заставляет его думать так, как он думает (или, точнее говоря, то, что делает его мысли такими).
Причём, хотя все эти три уровня психики и связаны между собой, на каждом из них идет "своя игра". В результате наша с вами психика представляет собой трёхглавого Змея Горыныча, но из той сказки, где эти головы бессовестно между собой рассорились».
Цитата из книги «Законы мозга. Универсальные правила»
Пост из Instagram @kurpatov_official от 27.05.2019
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 30875
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14027
- Откуда: СССР
Re: Мозг
Вера в справедливый мир – феномен верования в то, что мир устроен справедливо и люди в жизни получают то, чего заслуживают в соответствии со своими личными качествами и поступками.
Мы считаем, что «хорошие» люди за их «хорошие» поступки вознаграждаются, а «плохие», соответственно, наказываются.
Например: социальный психолог Мелвин Лернер, открывший этот феномен, доказал его рядом экспериментов.
В одном он просил испытуемых охарактеризовать людей на фото. Причем в основной группе участников он отдельно выделял фото тех персонажей, которые якобы выиграли в лотерею. Их испытуемые немедля наделяли какими-то позитивными чертами, а вот в контрольной группе никаких заявлений не делалось – и те, кто якобы выиграл в лотерею, не получили дополнительных позитивных откликов.
Это подтверждает теорию о том, что люди верят в «награду» за «хорошесть».
А вот в другом эксперименте испытуемым демонстрировали видео «обучения» актеров, в процессе которого некоторых «учеников» за допущенные ошибки наказывали ударами электрического тока. Зрители неизменно относились к таким «отстающим» хуже, если у тех не было возможности прервать урок и уйти. Как написал сам Лернер, «один только вид невинного человека, страдающего без возможности награды или компенсации, мотивирует людей оценивать его ниже, дабы гармонизировать его характер и судьбу…» То есть нам проще думать, что наказываемый действительно виноват, что он «плохой», за что и терпит лишения.
Опасность: именно этим заблуждением объясняется такой страшный феномен, как обвинение жертвы, виктимизация. Когда общество считает, например, что изнасилованная женщина «сама виновата», а люди, подвергающиеся агрессии, ее якобы спровоцировали.
Кроме того, дальнейшие исследования феномена показали, что люди, верящие в справедливость мира, обычно более религиозны, авторитарны и консервативны и проявляют склонность поклоняться политическим вождям, одобрять существующие социальные институции, смотреть свысока на дискриминируемых, бедных и обездоленных.
Вывод: мир часто несправедлив, увы, и жертвами обстоятельств могут стать и хорошие люди, а недостойным, напротив, может чрезвычайно везти. Не нужно судить о качествах человека, исходя из того, что происходит с ним в жизни.
#нашапсихология
Мы считаем, что «хорошие» люди за их «хорошие» поступки вознаграждаются, а «плохие», соответственно, наказываются.
Например: социальный психолог Мелвин Лернер, открывший этот феномен, доказал его рядом экспериментов.
В одном он просил испытуемых охарактеризовать людей на фото. Причем в основной группе участников он отдельно выделял фото тех персонажей, которые якобы выиграли в лотерею. Их испытуемые немедля наделяли какими-то позитивными чертами, а вот в контрольной группе никаких заявлений не делалось – и те, кто якобы выиграл в лотерею, не получили дополнительных позитивных откликов.
Это подтверждает теорию о том, что люди верят в «награду» за «хорошесть».
А вот в другом эксперименте испытуемым демонстрировали видео «обучения» актеров, в процессе которого некоторых «учеников» за допущенные ошибки наказывали ударами электрического тока. Зрители неизменно относились к таким «отстающим» хуже, если у тех не было возможности прервать урок и уйти. Как написал сам Лернер, «один только вид невинного человека, страдающего без возможности награды или компенсации, мотивирует людей оценивать его ниже, дабы гармонизировать его характер и судьбу…» То есть нам проще думать, что наказываемый действительно виноват, что он «плохой», за что и терпит лишения.
Опасность: именно этим заблуждением объясняется такой страшный феномен, как обвинение жертвы, виктимизация. Когда общество считает, например, что изнасилованная женщина «сама виновата», а люди, подвергающиеся агрессии, ее якобы спровоцировали.
Кроме того, дальнейшие исследования феномена показали, что люди, верящие в справедливость мира, обычно более религиозны, авторитарны и консервативны и проявляют склонность поклоняться политическим вождям, одобрять существующие социальные институции, смотреть свысока на дискриминируемых, бедных и обездоленных.
Вывод: мир часто несправедлив, увы, и жертвами обстоятельств могут стать и хорошие люди, а недостойным, напротив, может чрезвычайно везти. Не нужно судить о качествах человека, исходя из того, что происходит с ним в жизни.
#нашапсихология
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер