Власть, конкуренция, лидерство.
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 30867
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14021
- Откуда: СССР
Re: Власть, конкуренция, лидерство.
Фууу....
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Власть, конкуренция, лидерство.
Radugnyi писал(а):Фууу....
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 30867
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14021
- Откуда: СССР
Re: Власть, конкуренция, лидерство.
Нашла про доминирование. Только по другому - господство и подчинение. Много спорных моментов, но в целом, можно опереться. Г. Лебон "Психология народов и масс".
Из Википедии:
Книга первая «Психология народов»
Основу цивилизации составляет душа расы, сформированная наследственными накоплениями. Она также прочна и не подвержена изменениям, как и анатомические признаки расы. Душа расы представляет общность чувств, интересов верований.
Все изменения в государственных учреждениях, религиях не затрагивают душу расы, но душа расы влияет на них.
Искусство и культура — не показатель цивилизованности народа. Как правило, во главе цивилизаций стоят народы со слаборазвитой, утилитарной культурой, но сильным характером и идеалами. Сила цивилизации не в технических и культурных достижениях, а в характере и идеалах.
Ценности латинских народов — подчинение сильной, деспотичной власти; англосаксов — приоритет частной инициативы.
Естественная тенденция эволюции цивилизаций — дифференциация. Панацея демократии — достижение равенства через воспитание и навязывание своей культуры высшими народами низшим, — заблуждение. Несвойственная народу даже более высокая культура подрывает его нравственность и уничтожает ценности, сформированные веками, что делает такой народ еще ниже. В большинстве случаев, новые верования и учреждения приносят лишь новые названия, не изменяя сути уже имеющихся.
Кроме наследственных чувств на историю народа влияют идеи-догмы. Опускаясь в сферу бессознательного, они имеют огромную силу. Единственный враг веры — другая вера.
Всеми своими успехам народ обязан лишь горстке избранных, которые реализуют события, подготовленные веками.
Книга вторая «Психология масс»
В XIX веке власть толпы сменяет власть элит.
Основные свойства толпы: анонимность (безнаказанность), зараза (распространение мнения), внушаемость (толпу можно заставить видеть даже то, чего нет на самом деле), стремление немедленно претворить свои идеи в жизнь.
Психология толпы похожа на психологию дикарей, женщин и детей: импульсивность, раздражительность, неспособность обдумывать, отсутствие рассуждения и критики, преувеличенную чувствительность.
Поведение толпы изменчиво, так как она реагирует на импульсы.
В толпе нет сомнений. Она впадает в крайности, при которых любое подозрение может превратиться в неоспоримую очевидность
Массы уважают только силу.
Идеи толпы удерживаются только категоричностью и не обладают никакой связью.
Рассуждения толпы примитивны и основаны только на ассоциациях.
Толпа способна воспринимать только образы, причем, чем ярче образ, тем лучше восприятие. Чудесное и легендарное воспринимается лучше, чем логичное и рациональное.
Формулы, облеченные в слова, избавляют толпу от необходимости думать. Формулы неизменны, но слова, в которые они заключены, должны соответствовать времени. Самые ужасные вещи, названные благозвучными словами (братство, равенство, демократия), принимаются с благоговением.
Толпа направляется не к тем, кто дает ей очевидность, а к тем, кто дает ей прельщающую её иллюзию.
Толпе необходим вожак. Вожак не обязательно умён, так как ум рождает сомнения. Он деятелен, энергичен, фанатичен. Только слепо верящий в свою идею вожак может заразить верой других. Главное качество великого вожака — упорная, стойкая воля.
Из Википедии:
Книга первая «Психология народов»
Основу цивилизации составляет душа расы, сформированная наследственными накоплениями. Она также прочна и не подвержена изменениям, как и анатомические признаки расы. Душа расы представляет общность чувств, интересов верований.
Все изменения в государственных учреждениях, религиях не затрагивают душу расы, но душа расы влияет на них.
Искусство и культура — не показатель цивилизованности народа. Как правило, во главе цивилизаций стоят народы со слаборазвитой, утилитарной культурой, но сильным характером и идеалами. Сила цивилизации не в технических и культурных достижениях, а в характере и идеалах.
Ценности латинских народов — подчинение сильной, деспотичной власти; англосаксов — приоритет частной инициативы.
Естественная тенденция эволюции цивилизаций — дифференциация. Панацея демократии — достижение равенства через воспитание и навязывание своей культуры высшими народами низшим, — заблуждение. Несвойственная народу даже более высокая культура подрывает его нравственность и уничтожает ценности, сформированные веками, что делает такой народ еще ниже. В большинстве случаев, новые верования и учреждения приносят лишь новые названия, не изменяя сути уже имеющихся.
Кроме наследственных чувств на историю народа влияют идеи-догмы. Опускаясь в сферу бессознательного, они имеют огромную силу. Единственный враг веры — другая вера.
Всеми своими успехам народ обязан лишь горстке избранных, которые реализуют события, подготовленные веками.
Книга вторая «Психология масс»
В XIX веке власть толпы сменяет власть элит.
Основные свойства толпы: анонимность (безнаказанность), зараза (распространение мнения), внушаемость (толпу можно заставить видеть даже то, чего нет на самом деле), стремление немедленно претворить свои идеи в жизнь.
Психология толпы похожа на психологию дикарей, женщин и детей: импульсивность, раздражительность, неспособность обдумывать, отсутствие рассуждения и критики, преувеличенную чувствительность.
Поведение толпы изменчиво, так как она реагирует на импульсы.
В толпе нет сомнений. Она впадает в крайности, при которых любое подозрение может превратиться в неоспоримую очевидность
Массы уважают только силу.
Идеи толпы удерживаются только категоричностью и не обладают никакой связью.
Рассуждения толпы примитивны и основаны только на ассоциациях.
Толпа способна воспринимать только образы, причем, чем ярче образ, тем лучше восприятие. Чудесное и легендарное воспринимается лучше, чем логичное и рациональное.
Формулы, облеченные в слова, избавляют толпу от необходимости думать. Формулы неизменны, но слова, в которые они заключены, должны соответствовать времени. Самые ужасные вещи, названные благозвучными словами (братство, равенство, демократия), принимаются с благоговением.
Толпа направляется не к тем, кто дает ей очевидность, а к тем, кто дает ей прельщающую её иллюзию.
Толпе необходим вожак. Вожак не обязательно умён, так как ум рождает сомнения. Он деятелен, энергичен, фанатичен. Только слепо верящий в свою идею вожак может заразить верой других. Главное качество великого вожака — упорная, стойкая воля.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 30867
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14021
- Откуда: СССР
Re: Власть, конкуренция, лидерство.
Его же из "Психологии социализма". Понравилось.
1. ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Основой цивилизаций всегда служило небольшое число направляющих идей. Когда идеи эти, успев значительно поблекнуть, теряют всю свою силу, то цивилизации, опиравшиеся на них, должны измениться.
В настоящее время мы переживаем одну из фаз такого столь редкого в истории народов превращения. Немногим философам пришлось жить в такие важные моменты появления новой идеи и иметь возможность, как теперь, изучить последовательный ход ее формирования.
1. ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Основой цивилизаций всегда служило небольшое число направляющих идей. Когда идеи эти, успев значительно поблекнуть, теряют всю свою силу, то цивилизации, опиравшиеся на них, должны измениться.
В настоящее время мы переживаем одну из фаз такого столь редкого в истории народов превращения. Немногим философам пришлось жить в такие важные моменты появления новой идеи и иметь возможность, как теперь, изучить последовательный ход ее формирования.
развитие обществ происходит под влиянием троякого рода факторов: политических, экономических и психологических. Эти факторы действовали во все времена, но их относительное между собой значение изменялось в зависимости от возраста народов.
Политические факторы -- это законы и учреждения. Теоретики всех партий и особенно современные социалисты придают этим факторам большое значение. Все они убеждены, что счастье народа зависит от его учреждений, и что стоит только их изменить, как сразу изменится и судьба народа. Некоторые мыслители полагают, что, напротив, учреждения оказывают весьма слабое влияние, что судьбы народов зависят от их характера, т. е. от духовной природы той расы, к какой народ принадлежит. Этим объясняется, что нации, имея почти одинаковые учреждения и живя при одинаковых условиях, находятся на разных ступенях цивилизации.
Экономические факторы в настоящее время имеют громадное значение. В прежние времена, когда народы жили разъединенно, когда промышленность и техника не развивались целыми веками, факторы эти имели очень слабое влияние, но теперь, при быстром ходе усовершенствований, они приобрели перевес. Научные и технические открытия совершенно изменили все условия нашего существования. Вновь открытая простая химическая реакция разоряет одну страну и обогащает другую. Возникшая в глубине Азии культура какого-либо злака заставляет отказаться от хлебопашества целые провинции Европы. Усовершенствование разного рода машин изменяет условия жизни значительной части цивилизованных народов.
Психологические факторы -- раса, верования, воззрения имеют также большое значение. Влияние их в старину имело даже перевес, но в настоящее время он на стороне экономических условий.
Вот эти-то изменения относительного влияния возбудителей (факторов) социального развития и составляют главное различие между условиями жизни современного и прежнего общества. Подчинявшиеся прежде преимущественно своим верованиям общества в настоящее время все более и более повинуются экономическим требованиям.
Однако и психологические факторы далеко не потеряли своего значения. Насколько человек способен освобождаться от гнета экономических условий, зависит от склада его ума, т. е. от свойств его расы. Вот почему некоторые народы подчиняют своим требованиям экономические условия, тогда как другие все более и более порабощаются ими и пытаются сопротивляться им только покровительственными законами, бессильными, впрочем, защищать их от экономического гнета.
Таковы главные двигатели социального развития. Незнание или непризнание их недостаточны для того, чтобы помешать их действию. Законы природы действуют со слепой правильностью механизма, и тот, кто сталкивается с ними, всегда терпит поражение.
Политические факторы -- это законы и учреждения. Теоретики всех партий и особенно современные социалисты придают этим факторам большое значение. Все они убеждены, что счастье народа зависит от его учреждений, и что стоит только их изменить, как сразу изменится и судьба народа. Некоторые мыслители полагают, что, напротив, учреждения оказывают весьма слабое влияние, что судьбы народов зависят от их характера, т. е. от духовной природы той расы, к какой народ принадлежит. Этим объясняется, что нации, имея почти одинаковые учреждения и живя при одинаковых условиях, находятся на разных ступенях цивилизации.
Экономические факторы в настоящее время имеют громадное значение. В прежние времена, когда народы жили разъединенно, когда промышленность и техника не развивались целыми веками, факторы эти имели очень слабое влияние, но теперь, при быстром ходе усовершенствований, они приобрели перевес. Научные и технические открытия совершенно изменили все условия нашего существования. Вновь открытая простая химическая реакция разоряет одну страну и обогащает другую. Возникшая в глубине Азии культура какого-либо злака заставляет отказаться от хлебопашества целые провинции Европы. Усовершенствование разного рода машин изменяет условия жизни значительной части цивилизованных народов.
Психологические факторы -- раса, верования, воззрения имеют также большое значение. Влияние их в старину имело даже перевес, но в настоящее время он на стороне экономических условий.
Вот эти-то изменения относительного влияния возбудителей (факторов) социального развития и составляют главное различие между условиями жизни современного и прежнего общества. Подчинявшиеся прежде преимущественно своим верованиям общества в настоящее время все более и более повинуются экономическим требованиям.
Однако и психологические факторы далеко не потеряли своего значения. Насколько человек способен освобождаться от гнета экономических условий, зависит от склада его ума, т. е. от свойств его расы. Вот почему некоторые народы подчиняют своим требованиям экономические условия, тогда как другие все более и более порабощаются ими и пытаются сопротивляться им только покровительственными законами, бессильными, впрочем, защищать их от экономического гнета.
Таковы главные двигатели социального развития. Незнание или непризнание их недостаточны для того, чтобы помешать их действию. Законы природы действуют со слепой правильностью механизма, и тот, кто сталкивается с ними, всегда терпит поражение.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 30867
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14021
- Откуда: СССР
Re: Власть, конкуренция, лидерство.
«Смелость быть несовершенным»: Рудольф Дрейкурс о погоне за правотой и страхе совершать ошибки
В своей лекции «Смелость быть несовершенным» психолог Рудольф Дрейкурс рассказывает, как нами ежедневно движет желание быть главнее и правее, где таятся корни страха совершать ошибки и почему это — всего лишь наследие рабской психологии авторитарного общества, с которым пора распрощаться.
Если вы до сих пор не избавились от навязчивого желания быть хорошим, то вот вам потрясающая речь австро-американского психолога Рудольфа Дрейкурса «Смелость быть несовершенным» («The Courage to be Imperfect»), которую тот прочёл в 1957 году в Орегонском университете. Она в первую очередь о том, что заставляет нас стремиться казаться лучше, чем мы есть, почему от этого желания так сложно избавиться и, конечно же, о том, как набраться смелости «быть неидеальным», что равнозначно понятию «быть настоящим».
[quote] Если уж я знаю, что такой плохой, то, по крайней мере, должен выяснить, что ты хуже. Вот чем мы все и занимаемся. Каждый, кто критикует себя, так же относится и к другим.[/quote]
В своей лекции «Смелость быть несовершенным» психолог Рудольф Дрейкурс рассказывает, как нами ежедневно движет желание быть главнее и правее, где таятся корни страха совершать ошибки и почему это — всего лишь наследие рабской психологии авторитарного общества, с которым пора распрощаться.
Если вы до сих пор не избавились от навязчивого желания быть хорошим, то вот вам потрясающая речь австро-американского психолога Рудольфа Дрейкурса «Смелость быть несовершенным» («The Courage to be Imperfect»), которую тот прочёл в 1957 году в Орегонском университете. Она в первую очередь о том, что заставляет нас стремиться казаться лучше, чем мы есть, почему от этого желания так сложно избавиться и, конечно же, о том, как набраться смелости «быть неидеальным», что равнозначно понятию «быть настоящим».
[quote] Если уж я знаю, что такой плохой, то, по крайней мере, должен выяснить, что ты хуже. Вот чем мы все и занимаемся. Каждый, кто критикует себя, так же относится и к другим.[/quote]
Сегодня я представляю на ваш суд один из наиболее важных аспектов психологии. Тема для осмысления и размышления: «Смелость быть несовершенным».
Я знал невероятное количество людей, которые усиленно пытались быть хорошими. Но ни разу не видел, чтобы они поступали так на благо других людей.
Я обнаружил: единственное, что стоит за стремлением быть хорошим — это забота о собственном престиже. Желание быть хорошим нужно только для собственного возвышения. Тот, кого действительно волнуют окружающие, не станет тратить драгоценное время и выяснять, хороший он или плохой. Ему это просто неинтересно.
Чтобы вам стало яснее, я расскажу вам о двух способах действия на социальной сцене — двух способах применения своих сил. Мы можем определить их как горизонтальный и вертикальный. Что я имею в виду?
Некоторые люди двигаются по горизонтальной оси, то есть, что бы они ни делали, они двигаются по направлению к другим людям. Они хотят сделать что-нибудь для других, они заинтересованы в окружающих — они просто действуют. Это в корне не совпадает с другой мотивацией, благодаря которой люди движутся по вертикальной оси. Что бы они ни предпринимали, они делают это из желания быть выше и лучше.
На самом деле, улучшение и помощь могут быть воспроизведены любым из этих 2-х способов. Есть люди, которые делают что-то хорошо, потому что это им нравится, а есть другие — они делают то же самое, но по другой причине. Последние рады доказать, насколько они хороши.
Даже человеческий прогресс, вероятно, зависит как от вклада тех, кто движется по горизонтальной оси, так и от тех, кто движется вверх, по вертикальной линии. Мотивом многих людей, принёсших огромную пользу человечеству, служило желание доказать, какие они хорошие, чтобы чувствовать своё превосходство.
А другие сделали наш мир добрее так называемым неэгоистичным методом, не задумываясь над тем, что они могут с этого получить.
И, тем не менее, существует фундаментальная разница между способами достижения цели: независимо от того, двигаетесь вы по горизонтали или вертикали, вы идёте вперёд, вы накапливаете знания, вы поднимаете своё положение, престиж, вас всё больше и больше уважают, возможно, даже растёт ваше материальное благосостояние.
В то же время тот, кто движется по вертикальной оси, не всегда движется вверх. Он все время то взлетает вверх, то падает вниз: вверх-вниз. Совершая доброе дело, он поднимается на несколько ступенек вверх; в следующий момент, ошибаясь, он снова оказывается внизу. Вверх-вниз, вверх-вниз. Именно по этой оси движется большинство наших соотечественников. Последствия очевидны.
Человек, живущий в этой плоскости, никогда не сможет точно определить, достаточно ли высоко он поднялся, и никогда не уверен в том, что на следующее утро он не полетит снова вниз. Поэтому он живёт в постоянном напряжении, беспокойстве и страхе. Он уязвим. Как только что-то не так, он падает, если не во мнении других людей, то уж точно в своём собственном.
Совершенно по-другому происходит продвижение по горизонтальной оси. Человек, идущий по горизонтали, продвигается вперёд в желаемом направлении. Он не двигается вверх, но идёт вперёд. Когда что-то не получается, он пытается понять, что происходит, ищет обходные пути, старается это исправить. Им движет простой интерес. Если его мотивация сильна, то в нём просыпается энтузиазм. Но он не думает о собственном возвышении. Ему интересно действовать, а не беспокоиться о своём престиже и положении в обществе.
Итак, мы видим, что в вертикальной плоскости — постоянный страх ошибки и стремление к самовозвышению.
И, тем не менее, сегодня многие, подстрекаемые социальным соревнованием, полностью посвятили себя проблеме собственной значимости и самовозвышения — они никогда не бывают достаточно хороши и не уверены в том, что смогут соответствовать, даже если в глазах своих граждан выглядят преуспевающими.
Теперь мы подходим к основному вопросу тех, кто печётся о своём возвышении. Этот глобальный вопрос — прежде всего проблема совершения ошибок.
Возможно, прежде всего, нам необходимо пояснить, почему люди волнуются по поводу ошибок. Что в этом такого опасного? Сначала обратимся к нашему наследию, к культурной традиции.
[quote] В авторитарном обществе ошибки недопустимы и непростительны. Король-господин, никогда не совершает ошибок, потому что он волен поступать так, как ему угодно. И никто не смеет сказать ему, что он в чем-то не прав под страхом смертной казни.[/quote]
Ошибки допускаются исключительно подчинёнными. И единственный, кто решает, была сделана ошибка или нет,— это босс.
Поэтому совершение ошибок означает несоблюдение требований:
«Пока ты действуешь, как я тебе велю, ошибка исключена, потому что я прав. Я так сказал. И если ты всё-таки совершил промах, это значит, что ты не выполнил моих указаний. И я не собираюсь это терпеть. Если ты осмелишься сделать что-то неправильно, то есть не так, как я говорил тебе, то можешь рассчитывать на моё жестокое наказание. А в случае, если питаешь иллюзии, надеясь, что я не смогу тебя наказать, то всегда найдётся кто-то выше меня, кто проследит, что ты получил сполна».
Ошибка — это смертельный грех. Совершившего ошибку ожидает страшная участь! Вот типичное и обязательно авторитарное представление о сотрудничестве.
Сотрудничать — значит делать то, что сказал. Мне кажется, что страх допустить ошибку возникает по другой причине. Это выражение нашего способа существования. Мы живём в атмосфере жестокой конкуренции.
И ошибка страшна не столько наказанием, о котором мы даже и не думаем, сколько потерей нашего статуса, насмешками и унижением: «Если я сделаю что-то не так, значит, я плохой. А если я плохой, то меня не за что уважать, я никто. Значит, ты лучше меня!» Ужасная мысль.
«Я хочу быть лучше тебя потому, что я хочу быть главнее!» В наше время не так уж много осталось признаков превосходства. Белый человек уже не может гордиться своим превосходством, только потому, что он белый. То же самое мужчина, он больше не взирает свысока на женщину — мы это ему не позволим. И даже превосходство денег — это ещё вопрос, так как их можно потерять. Великая депрессия нам это показала.
Остаётся только одна область, где мы ещё спокойно можем чувствовать своё превосходство — это ситуация, когда мы правы. Это новый снобизм интеллектуалов: «Я знаю больше, соответственно, ты глуп, и я превосхожу тебя».
И именно в борьбе за достижение морального и интеллектуального превосходства возникает мотив, делающий ошибку крайне опасной: «Если ты узнаешь, что я ошибся, как я смогу смотреть на тебя сверху вниз? А если я не смогу смотреть на тебя свысока, это сможешь сделать ты».
В нашем обществе происходит то же, что и в наших семьях, где братья и сестры, мужья и жены, родители и дети смотрят друг на друга сверху вниз из-за малейшего промаха, и каждый отчаянно стремится доказать, что он прав, а не правы как раз они — другие люди.
Кроме того, те, кому на всё наплевать, могут сказать вам: «Ты думаешь, ты прав? Но в моей власти наказать тебя, и я буду делать всё что захочу, а ты не сможешь остановить меня!»
И хотя мы и загнаны в угол нашим маленьким ребёнком, который командует нами и делает то, что ему нравится,— по крайней мере, мы знаем, что правы, а он нет.
Ошибки ставят нас в затруднительное положение. Но если вы не подавлены, если вы хотите и можете использовать ваши внутренние ресурсы, трудности лишь стимулируют вас предпринять более успешные попытки. Нет смысла плакать над разбитым корытом.
Но большинство людей, допускающих ошибки, испытывают чувство вины: они унижены, они перестают уважать себя, они теряют веру в свои способности. Я наблюдал это из раза в раз: непоправимый урон наносили не ошибки, а чувство вины и разочарования, возникшее после. Этим-то они всё и портили.
До тех пор, пока мы поглощены ложным предположением о важности ошибок, мы не можем относиться к ним спокойно. И эта идея ведёт нас к неправильному пониманию самих себя. Мы уделяем слишком много внимания тому, что плохо в нас и вокруг нас.
Если я критично отношусь к себе, то я, естественно, отнесусь критично и к окружающим меня людям.
Если уж я знаю, что такой плохой, то, по крайней мере, должен выяснить, что ты хуже. Вот чем мы все и занимаемся. Каждый, кто критикует себя, так же относится и к другим.
Поэтому нам необходимо примириться с тем, какие мы есть на самом деле. Не так, как многие говорят: «А что мы из себя представляем, в конце концов? Маленькая песчинка в океане жизни. Мы ограничены временем и пространством. Мы так малы и незначительны. Так коротка жизнь, и наше пребывание на земле не имеет значения. Как же мы можем поверить в нашу силу и мощь?»
Когда мы стоим перед огромным водопадом или смотрим на высокие горы, покрытые снегом, или оказались посреди разбушевавшегося океана, многие из нас теряются, чувствуют слабость и благоговение перед величием силы природы. И только немногие сделали, на мой взгляд, правильный вывод: сила и мощь водопада, удивительное величие гор и потрясающая энергия бури — это проявления жизни, которая есть и во мне.
Очень многие люди, сердца которых замирают в благоговении перед удивительной красотой природы, так же любуются потрясающей организацией своего тела, своих желёз, тем, как они работают, восхищаются силой и мощью своего ума. Мы пока не научились воспринимать себя и относиться к себе таким образом.
Мы только-только начинаем освобождаться от гнёта автократии, при которой массы в расчёт не принимались и только рассудок или правитель вместе с духовенством знали, что нужно народу. Мы ещё не избавились от рабской психологии авторитарного прошлого.
Что бы изменилось, если бы мы не появились на свет? Одно доброе слово запало в душу молодого человека, и он сделал что-то иначе, лучше. Может быть, благодаря ему, кто-то был спасён. Мы и представить себе не можем, насколько мы сильны и сколько пользы приносим друг другу.
Из-за этого мы всегда недовольны собой и пытаемся возвыситься, боимся пагубных ошибок и отчаянно стремимся к превосходству над другими. Поэтому безупречность не нужна, к тому же она недостижима.
Есть люди, которые ужасно боятся сделать что-нибудь не так из-за того, что низко себя ценят. Они остаются вечными студентами потому, что в школе им могут сказать, что правильно, и они знают, как получить хорошие отметки. Но в реальной жизни это не срабатывает.
Тот, кто боится потерпеть неудачу, кто в любом случае хочет быть правым, не может успешно действовать. Есть лишь одно условие, при котором вы можете быть уверены в своей правоте — это когда вы стараетесь сделать что-нибудь правильно.
И есть ещё одно условие, благодаря которому вы можете судить, правы вы или нет. Это последствия. Делая что-то, вы можете понять, что поступили правильно только после того, как появились последствия вашего поступка.
Тот, кому необходимо быть правым, не может принять решение, так как никогда не уверен, что поступает правильно.
Быть правым — это ложная предпосылка, благодаря которой мы часто используем право не по назначению.
Вы когда-нибудь задумывались о разнице между логической и психологической правотой? Можете представить, сколько людей мучают своих близких тем, что они непременно должны быть правыми, и, к сожалению, они всегда таковы?
Нет ничего хуже, чем человек, который всегда прав морально. И все время доказывает это.
Такая правота — и логическая, и моральная — часто разрушает человеческие взаимоотношения. Во имя правоты мы зачастую жертвуем добротой и терпением.
Нет, мы не придём к миру и сотрудничеству, если нами движет желание быть правыми; мы просто пытаемся внушить другим, какие мы хорошие, но не можем ввести в заблуждение самих себя.
Нет, быть человеком не означает быть всегда правым или быть совершенным. Быть человеком — значит приносить пользу, делать что-то не только для себя, но и для других. Для этого нужно верить в свои силы и уважать себя и окружающих.
Но здесь есть необходимое предварительное условие: нельзя заострять внимание на людских недостатках, потому что, если нас слишком волнуют отрицательные качества людей, мы не можем уважительно относиться ни к ним, ни к себе.
Нам необходимо осознать, что мы хороши такие, какие есть, потому что никогда не станем лучше, независимо от того, сколько мы приобрели, чему научились, какое положение занимаем в обществе или сколько у нас денег. Нам нужно научиться жить с этим.
Если мы не в состоянии примириться с тем, какие мы сами, то никогда не сможем принять окружающих такими, какие они есть в действительности.
Для этого нужно не бояться быть несовершенным, нужно осознать, что мы не ангелы и не супергерои, что и мы порой совершаем ошибки, и у каждого есть свои недостатки, но при этом каждый из нас достаточно хорош, потому что нет необходимости быть лучше других. Это замечательное убеждение.
Если вы согласитесь с тем, что вы собой представляете, то дьявол тщеславия, «золотой телец моего превосходства» исчезнет. Если мы научимся действовать и делать всё, что в наших силах, то получим наслаждение от этого процесса.
Мы должны научиться жить в мире с собой: понимать свои естественные ограничения и всегда помнить о том, как мы сильны.
1957 г.
https://monocler.ru/smelost-byit-nesove ... t-oshibki/
Я знал невероятное количество людей, которые усиленно пытались быть хорошими. Но ни разу не видел, чтобы они поступали так на благо других людей.
Я обнаружил: единственное, что стоит за стремлением быть хорошим — это забота о собственном престиже. Желание быть хорошим нужно только для собственного возвышения. Тот, кого действительно волнуют окружающие, не станет тратить драгоценное время и выяснять, хороший он или плохой. Ему это просто неинтересно.
Чтобы вам стало яснее, я расскажу вам о двух способах действия на социальной сцене — двух способах применения своих сил. Мы можем определить их как горизонтальный и вертикальный. Что я имею в виду?
Некоторые люди двигаются по горизонтальной оси, то есть, что бы они ни делали, они двигаются по направлению к другим людям. Они хотят сделать что-нибудь для других, они заинтересованы в окружающих — они просто действуют. Это в корне не совпадает с другой мотивацией, благодаря которой люди движутся по вертикальной оси. Что бы они ни предпринимали, они делают это из желания быть выше и лучше.
На самом деле, улучшение и помощь могут быть воспроизведены любым из этих 2-х способов. Есть люди, которые делают что-то хорошо, потому что это им нравится, а есть другие — они делают то же самое, но по другой причине. Последние рады доказать, насколько они хороши.
Даже человеческий прогресс, вероятно, зависит как от вклада тех, кто движется по горизонтальной оси, так и от тех, кто движется вверх, по вертикальной линии. Мотивом многих людей, принёсших огромную пользу человечеству, служило желание доказать, какие они хорошие, чтобы чувствовать своё превосходство.
А другие сделали наш мир добрее так называемым неэгоистичным методом, не задумываясь над тем, что они могут с этого получить.
И, тем не менее, существует фундаментальная разница между способами достижения цели: независимо от того, двигаетесь вы по горизонтали или вертикали, вы идёте вперёд, вы накапливаете знания, вы поднимаете своё положение, престиж, вас всё больше и больше уважают, возможно, даже растёт ваше материальное благосостояние.
В то же время тот, кто движется по вертикальной оси, не всегда движется вверх. Он все время то взлетает вверх, то падает вниз: вверх-вниз. Совершая доброе дело, он поднимается на несколько ступенек вверх; в следующий момент, ошибаясь, он снова оказывается внизу. Вверх-вниз, вверх-вниз. Именно по этой оси движется большинство наших соотечественников. Последствия очевидны.
Человек, живущий в этой плоскости, никогда не сможет точно определить, достаточно ли высоко он поднялся, и никогда не уверен в том, что на следующее утро он не полетит снова вниз. Поэтому он живёт в постоянном напряжении, беспокойстве и страхе. Он уязвим. Как только что-то не так, он падает, если не во мнении других людей, то уж точно в своём собственном.
Совершенно по-другому происходит продвижение по горизонтальной оси. Человек, идущий по горизонтали, продвигается вперёд в желаемом направлении. Он не двигается вверх, но идёт вперёд. Когда что-то не получается, он пытается понять, что происходит, ищет обходные пути, старается это исправить. Им движет простой интерес. Если его мотивация сильна, то в нём просыпается энтузиазм. Но он не думает о собственном возвышении. Ему интересно действовать, а не беспокоиться о своём престиже и положении в обществе.
Итак, мы видим, что в вертикальной плоскости — постоянный страх ошибки и стремление к самовозвышению.
И, тем не менее, сегодня многие, подстрекаемые социальным соревнованием, полностью посвятили себя проблеме собственной значимости и самовозвышения — они никогда не бывают достаточно хороши и не уверены в том, что смогут соответствовать, даже если в глазах своих граждан выглядят преуспевающими.
Теперь мы подходим к основному вопросу тех, кто печётся о своём возвышении. Этот глобальный вопрос — прежде всего проблема совершения ошибок.
Возможно, прежде всего, нам необходимо пояснить, почему люди волнуются по поводу ошибок. Что в этом такого опасного? Сначала обратимся к нашему наследию, к культурной традиции.
[quote] В авторитарном обществе ошибки недопустимы и непростительны. Король-господин, никогда не совершает ошибок, потому что он волен поступать так, как ему угодно. И никто не смеет сказать ему, что он в чем-то не прав под страхом смертной казни.[/quote]
Ошибки допускаются исключительно подчинёнными. И единственный, кто решает, была сделана ошибка или нет,— это босс.
Поэтому совершение ошибок означает несоблюдение требований:
«Пока ты действуешь, как я тебе велю, ошибка исключена, потому что я прав. Я так сказал. И если ты всё-таки совершил промах, это значит, что ты не выполнил моих указаний. И я не собираюсь это терпеть. Если ты осмелишься сделать что-то неправильно, то есть не так, как я говорил тебе, то можешь рассчитывать на моё жестокое наказание. А в случае, если питаешь иллюзии, надеясь, что я не смогу тебя наказать, то всегда найдётся кто-то выше меня, кто проследит, что ты получил сполна».
Ошибка — это смертельный грех. Совершившего ошибку ожидает страшная участь! Вот типичное и обязательно авторитарное представление о сотрудничестве.
Сотрудничать — значит делать то, что сказал. Мне кажется, что страх допустить ошибку возникает по другой причине. Это выражение нашего способа существования. Мы живём в атмосфере жестокой конкуренции.
И ошибка страшна не столько наказанием, о котором мы даже и не думаем, сколько потерей нашего статуса, насмешками и унижением: «Если я сделаю что-то не так, значит, я плохой. А если я плохой, то меня не за что уважать, я никто. Значит, ты лучше меня!» Ужасная мысль.
«Я хочу быть лучше тебя потому, что я хочу быть главнее!» В наше время не так уж много осталось признаков превосходства. Белый человек уже не может гордиться своим превосходством, только потому, что он белый. То же самое мужчина, он больше не взирает свысока на женщину — мы это ему не позволим. И даже превосходство денег — это ещё вопрос, так как их можно потерять. Великая депрессия нам это показала.
Остаётся только одна область, где мы ещё спокойно можем чувствовать своё превосходство — это ситуация, когда мы правы. Это новый снобизм интеллектуалов: «Я знаю больше, соответственно, ты глуп, и я превосхожу тебя».
И именно в борьбе за достижение морального и интеллектуального превосходства возникает мотив, делающий ошибку крайне опасной: «Если ты узнаешь, что я ошибся, как я смогу смотреть на тебя сверху вниз? А если я не смогу смотреть на тебя свысока, это сможешь сделать ты».
В нашем обществе происходит то же, что и в наших семьях, где братья и сестры, мужья и жены, родители и дети смотрят друг на друга сверху вниз из-за малейшего промаха, и каждый отчаянно стремится доказать, что он прав, а не правы как раз они — другие люди.
Кроме того, те, кому на всё наплевать, могут сказать вам: «Ты думаешь, ты прав? Но в моей власти наказать тебя, и я буду делать всё что захочу, а ты не сможешь остановить меня!»
И хотя мы и загнаны в угол нашим маленьким ребёнком, который командует нами и делает то, что ему нравится,— по крайней мере, мы знаем, что правы, а он нет.
Ошибки ставят нас в затруднительное положение. Но если вы не подавлены, если вы хотите и можете использовать ваши внутренние ресурсы, трудности лишь стимулируют вас предпринять более успешные попытки. Нет смысла плакать над разбитым корытом.
Но большинство людей, допускающих ошибки, испытывают чувство вины: они унижены, они перестают уважать себя, они теряют веру в свои способности. Я наблюдал это из раза в раз: непоправимый урон наносили не ошибки, а чувство вины и разочарования, возникшее после. Этим-то они всё и портили.
До тех пор, пока мы поглощены ложным предположением о важности ошибок, мы не можем относиться к ним спокойно. И эта идея ведёт нас к неправильному пониманию самих себя. Мы уделяем слишком много внимания тому, что плохо в нас и вокруг нас.
Если я критично отношусь к себе, то я, естественно, отнесусь критично и к окружающим меня людям.
Если уж я знаю, что такой плохой, то, по крайней мере, должен выяснить, что ты хуже. Вот чем мы все и занимаемся. Каждый, кто критикует себя, так же относится и к другим.
Поэтому нам необходимо примириться с тем, какие мы есть на самом деле. Не так, как многие говорят: «А что мы из себя представляем, в конце концов? Маленькая песчинка в океане жизни. Мы ограничены временем и пространством. Мы так малы и незначительны. Так коротка жизнь, и наше пребывание на земле не имеет значения. Как же мы можем поверить в нашу силу и мощь?»
Когда мы стоим перед огромным водопадом или смотрим на высокие горы, покрытые снегом, или оказались посреди разбушевавшегося океана, многие из нас теряются, чувствуют слабость и благоговение перед величием силы природы. И только немногие сделали, на мой взгляд, правильный вывод: сила и мощь водопада, удивительное величие гор и потрясающая энергия бури — это проявления жизни, которая есть и во мне.
Очень многие люди, сердца которых замирают в благоговении перед удивительной красотой природы, так же любуются потрясающей организацией своего тела, своих желёз, тем, как они работают, восхищаются силой и мощью своего ума. Мы пока не научились воспринимать себя и относиться к себе таким образом.
Мы только-только начинаем освобождаться от гнёта автократии, при которой массы в расчёт не принимались и только рассудок или правитель вместе с духовенством знали, что нужно народу. Мы ещё не избавились от рабской психологии авторитарного прошлого.
Что бы изменилось, если бы мы не появились на свет? Одно доброе слово запало в душу молодого человека, и он сделал что-то иначе, лучше. Может быть, благодаря ему, кто-то был спасён. Мы и представить себе не можем, насколько мы сильны и сколько пользы приносим друг другу.
Из-за этого мы всегда недовольны собой и пытаемся возвыситься, боимся пагубных ошибок и отчаянно стремимся к превосходству над другими. Поэтому безупречность не нужна, к тому же она недостижима.
Есть люди, которые ужасно боятся сделать что-нибудь не так из-за того, что низко себя ценят. Они остаются вечными студентами потому, что в школе им могут сказать, что правильно, и они знают, как получить хорошие отметки. Но в реальной жизни это не срабатывает.
Тот, кто боится потерпеть неудачу, кто в любом случае хочет быть правым, не может успешно действовать. Есть лишь одно условие, при котором вы можете быть уверены в своей правоте — это когда вы стараетесь сделать что-нибудь правильно.
И есть ещё одно условие, благодаря которому вы можете судить, правы вы или нет. Это последствия. Делая что-то, вы можете понять, что поступили правильно только после того, как появились последствия вашего поступка.
Тот, кому необходимо быть правым, не может принять решение, так как никогда не уверен, что поступает правильно.
Быть правым — это ложная предпосылка, благодаря которой мы часто используем право не по назначению.
Вы когда-нибудь задумывались о разнице между логической и психологической правотой? Можете представить, сколько людей мучают своих близких тем, что они непременно должны быть правыми, и, к сожалению, они всегда таковы?
Нет ничего хуже, чем человек, который всегда прав морально. И все время доказывает это.
Такая правота — и логическая, и моральная — часто разрушает человеческие взаимоотношения. Во имя правоты мы зачастую жертвуем добротой и терпением.
Нет, мы не придём к миру и сотрудничеству, если нами движет желание быть правыми; мы просто пытаемся внушить другим, какие мы хорошие, но не можем ввести в заблуждение самих себя.
Нет, быть человеком не означает быть всегда правым или быть совершенным. Быть человеком — значит приносить пользу, делать что-то не только для себя, но и для других. Для этого нужно верить в свои силы и уважать себя и окружающих.
Но здесь есть необходимое предварительное условие: нельзя заострять внимание на людских недостатках, потому что, если нас слишком волнуют отрицательные качества людей, мы не можем уважительно относиться ни к ним, ни к себе.
Нам необходимо осознать, что мы хороши такие, какие есть, потому что никогда не станем лучше, независимо от того, сколько мы приобрели, чему научились, какое положение занимаем в обществе или сколько у нас денег. Нам нужно научиться жить с этим.
Если мы не в состоянии примириться с тем, какие мы сами, то никогда не сможем принять окружающих такими, какие они есть в действительности.
Для этого нужно не бояться быть несовершенным, нужно осознать, что мы не ангелы и не супергерои, что и мы порой совершаем ошибки, и у каждого есть свои недостатки, но при этом каждый из нас достаточно хорош, потому что нет необходимости быть лучше других. Это замечательное убеждение.
Если вы согласитесь с тем, что вы собой представляете, то дьявол тщеславия, «золотой телец моего превосходства» исчезнет. Если мы научимся действовать и делать всё, что в наших силах, то получим наслаждение от этого процесса.
Мы должны научиться жить в мире с собой: понимать свои естественные ограничения и всегда помнить о том, как мы сильны.
1957 г.
https://monocler.ru/smelost-byit-nesove ... t-oshibki/
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 30867
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14021
- Откуда: СССР
Re: Власть, конкуренция, лидерство.
Ложь
Ложь — утверждение, не соответствующее истине, намеренно неистинное утверждение (и этим отличающееся от заблуждения). Ложь является одним из способов, средств обмана.
Не всякий обман - ложь. Психологическая структура лжи основана на сочетании трех факторов: утверждение лица не соответствует истине; лицо осознает неистинность своего утверждения; лицо ставит цель ввести другое лицо в заблуждение.
Феномен лжи широко исследуется в психологии. Современное определение лжи: ложь - умышленное (успешное или нет) утаивание и умышленная фабрикация путем передачи фактической и эмоциональной информации (вербально или невербально) с целью создания (или удержания) в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает противным истине (Masip, Ekman, DePaulo).
Способы лжи:
Манипулирование качеством информации,
Манипулирование количеством информации (минимизация, утаивание - максимизация, фабрикация).
Передача двусмысленной, размытой информации,
Неуместная информация.
Распознавание лжи
Как правило, когда люди лгут, они испытывают эмоции: чувство вины, страх, стыд, восторг от надувательства и другие. На этом основана работа детектора лжи - устройства, фиксирующего физиологические индикаторы на теле человека (выделение пота, приток крови) при ответе на контрольные вопросы (вопросы касающееся сути разбирательства).
Бытовая ложь
Если муж любуется на жену и говорит ей, что она самая красивая женщина на свете - строго говоря, он ей лжет. Он знает, что наверняка есть женщины и более красивые. Но ему приятно так думать и так ей говорить, и подобная бытовая ложь, поскольку от нее никому не плохо, ложью не называется.
Ложь во спасение
В некоторых случаях считается лучшим солгать, нежели сказать человеку правду.
Детская ложь
С ложью детей когда-нибудь сталкиваются все родители. Для ребенка это один из способов приспособления к жизни в обществе, хотя и неодобряемый. Но причины того, что ребенок говорит неправду, могут быть самыми разными, а что с этим делать - вопрос особый.
https://www.psychologos.ru/articles/view/lozh
Ложь — утверждение, не соответствующее истине, намеренно неистинное утверждение (и этим отличающееся от заблуждения). Ложь является одним из способов, средств обмана.
Не всякий обман - ложь. Психологическая структура лжи основана на сочетании трех факторов: утверждение лица не соответствует истине; лицо осознает неистинность своего утверждения; лицо ставит цель ввести другое лицо в заблуждение.
Феномен лжи широко исследуется в психологии. Современное определение лжи: ложь - умышленное (успешное или нет) утаивание и умышленная фабрикация путем передачи фактической и эмоциональной информации (вербально или невербально) с целью создания (или удержания) в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает противным истине (Masip, Ekman, DePaulo).
Способы лжи:
Манипулирование качеством информации,
Манипулирование количеством информации (минимизация, утаивание - максимизация, фабрикация).
Передача двусмысленной, размытой информации,
Неуместная информация.
Распознавание лжи
Как правило, когда люди лгут, они испытывают эмоции: чувство вины, страх, стыд, восторг от надувательства и другие. На этом основана работа детектора лжи - устройства, фиксирующего физиологические индикаторы на теле человека (выделение пота, приток крови) при ответе на контрольные вопросы (вопросы касающееся сути разбирательства).
Бытовая ложь
Если муж любуется на жену и говорит ей, что она самая красивая женщина на свете - строго говоря, он ей лжет. Он знает, что наверняка есть женщины и более красивые. Но ему приятно так думать и так ей говорить, и подобная бытовая ложь, поскольку от нее никому не плохо, ложью не называется.
Ложь во спасение
В некоторых случаях считается лучшим солгать, нежели сказать человеку правду.
Детская ложь
С ложью детей когда-нибудь сталкиваются все родители. Для ребенка это один из способов приспособления к жизни в обществе, хотя и неодобряемый. Но причины того, что ребенок говорит неправду, могут быть самыми разными, а что с этим делать - вопрос особый.
https://www.psychologos.ru/articles/view/lozh
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 30867
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14021
- Откуда: СССР
Re: Власть, конкуренция, лидерство.
Ещё немного про ложь и правду. Без конкретики и эмоций.
Человек принимает решения и действует на основе имеющейся у него информации, при чём принимает оптимальное решение каждый раз, исходя из предложенных обстоятельств. Чем больше есть объективной информации по вопросу, тем чётче образ в голове, тем чаще ожидания будут совпадать с реальным результатом, тем крепче будет самооценка и уверенность в собственных силах. Тем меньше будут волновать ошибки и выбивать из колеи неудачи. Поэтому - "кто владеет информацией, тот владеет миром" (с)
Человек принимает решения и действует на основе имеющейся у него информации, при чём принимает оптимальное решение каждый раз, исходя из предложенных обстоятельств. Чем больше есть объективной информации по вопросу, тем чётче образ в голове, тем чаще ожидания будут совпадать с реальным результатом, тем крепче будет самооценка и уверенность в собственных силах. Тем меньше будут волновать ошибки и выбивать из колеи неудачи. Поэтому - "кто владеет информацией, тот владеет миром" (с)
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 30867
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14021
- Откуда: СССР
Re: Власть, конкуренция, лидерство.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Власть, конкуренция, лидерство.
Слушай, как думаешь, какая разница между правдой и истиной ? )
это такой философский вопрос, целый день можно обсуждать )))
это такой философский вопрос, целый день можно обсуждать )))
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 30867
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14021
- Откуда: СССР
Re: Власть, конкуренция, лидерство.
Да)). Это такой вопрос, что чувствую себя как та собака, которая понимать понимает, а сказать не может). Говорят, что правда у каждого своя, а истина она для всех одинаковая.Aivery писал(а):Слушай, как думаешь, какая разница между правдой и истиной ? )
это такой философский вопрос, целый день можно обсуждать )))
Для себя обозначаю истину как часть объективной реальности, а правду как понимание актуальной ситуации. Если так понятно).
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Власть, конкуренция, лидерство.
так вот и дело в том, что словари истину и правду определяют друг через друга, в основном.Radugnyi писал(а): Да)). Это такой вопрос, что чувствую себя как та собака, которая понимать понимает, а сказать не может). Говорят, что правда у каждого своя, а истина она для всех одинаковая.
Для себя обозначаю истину как часть объективной реальности, а правду как понимание актуальной ситуации. Если так понятно).
я рад, что ты не воспринимаешь их как синонимы )
Ложь — утверждение, не соответствующее истине, намеренно неистинное утверждение (и этим отличающееся от заблуждения).
и с этой точки зрения возникают вопросы по данному определению.
получается, что бы определить ложь, сначала нужно познать истину )
и если истины не знаешь, то в любой момент можешь заблуждаться.
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 30867
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14021
- Откуда: СССР
Re: Власть, конкуренция, лидерство.
Возможно в этом и есть прелесть бытия - в заблуждениях. Благодаря заблуждениям становишься смелым и совершаешь открытия, когда уже знаешь истину, смысл кочевряжиться? Итог будет одним).Aivery писал(а): так вот и дело в том, что словари истину и правду определяют друг через друга, в основном.
я рад, что ты не воспринимаешь их как синонимы )
Ложь — утверждение, не соответствующее истине, намеренно неистинное утверждение (и этим отличающееся от заблуждения).
и с этой точки зрения возникают вопросы по данному определению.
получается, что бы определить ложь, сначала нужно познать истину )
и если истины не знаешь, то в любой момент можешь заблуждаться.
Факты надо знать, искажают факты или подают их в выгодном свете. Поэтому и повторяю, что смотреть всегда надо на уровень действий, думать и говорить можно что угодно и как угодно, а вот делать можно только то, что выражает твою сущность, настоящность, если действия спонтанны и естественны.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Власть, конкуренция, лидерство.
хм...Radugnyi писал(а): Возможно в этом и есть прелесть бытия - в заблуждениях. Благодаря заблуждениям становишься смелым и совершаешь открытия, когда уже знаешь истину, смысл кочевряжиться? Итог будет одним).
заблуждения ничем не отличаются от лжи, кроме неосознанности.
тоесть, заблуждение - это неосознанная ложь.
и зачастую получается так, что где-то за пределами сознания человек знает, что заблуждается...
и поэтому пытается распространить свое заблуждение на окружающих, дабы укрепить его в своем сознании.
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 30867
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14021
- Откуда: СССР
Re: Власть, конкуренция, лидерство.
И это так, только я про другие заблуждения сейчас, когда доходишь до чего-то сам, что для других вроде бы итак очевидно. Иногда в процессе случаются открытия.Aivery писал(а): хм...
заблуждения ничем не отличаются от лжи, кроме неосознанности.
тоесть, заблуждение - это неосознанная ложь.
и зачастую получается так, что где-то за пределами сознания человек знает, что заблуждается...
и поэтому пытается распространить свое заблуждение на окружающих, дабы укрепить его в своем сознании.
Когда-то для всех было очевидно, что Земля плоская, и сомнения в этом утверждении, поиск доказательств обратного считалось в то время заблуждением. О таких вещах. В этом прелесть, иногда счастье в неведении.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Власть, конкуренция, лидерство.
немного не так.Radugnyi писал(а): Когда-то для всех было очевидно, что Земля плоская, и сомнения в этом утверждении, поиск доказательств обратного считалось в то время заблуждением. О таких вещах. В этом прелесть, иногда счастье в неведении.
сомнения в линии партии католической церкви считалось ересью )
властители вообще крайне не любят, когда подданные сомневаются в их правде ;)
и одно дело не знать что-то или сомневаться в чем-то и искать ответ...
это не заблуждение.
заблуждение - это когда ты уверена, что знаешь правильный ответ, хотя, на самом деле, он ложный )
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 30867
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14021
- Откуда: СССР
Re: Власть, конкуренция, лидерство.
А это парадокс, можно быть и уверенным и сомневаться одновременно. Всё таки я исхожу из рассмотрения отдельного человека, а потом уже отражение отдельного на микро и макро социумы. Логика Вселенной парадоксальна, она множество, казалось бы, взаимоисключающих (в человеческом понимании) вещей включает в себя одномоментно и одновременно.Aivery писал(а): немного не так.
сомнения в линии партии католической церкви считалось ересью )
властители вообще крайне не любят, когда подданные сомневаются в их правде ;)
и одно дело не знать что-то или сомневаться в чем-то и искать ответ...
это не заблуждение.
заблуждение - это когда ты уверена, что знаешь правильный ответ, хотя, на самом деле, он ложный )
Вообще интересно, насколько само понятие власти иллюзорно и понятие времени субъективно. Это сложно уместить в голове, но есть такой тезис, что времени нет вообще, это исключительно человеческая придумка, обозначение того отрезка бесконечного пространства материи Вселенной, которое человеческое сознание способно уместить.
А ещё есть утверждение, что человеческая память хранит абсолютно ВСЕ события, которые происходят с человеком в жизни, просто воспроизвести какие-то моменты сложнее, какие-то проще, а какие-то вообще возможности нет. И вот, исходя из этой точки зрения, человек всегда знает что истинно, а что ложно и способен спрогнозировать события своей жизни с точностью до миллиметра, опереться на такие, казалось бы мало обоснованные данные, с позиции разума, сложно, страшно. Но когда удаётся преодолеть этот барьер внутренний, мечты сбываются).
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 30867
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14021
- Откуда: СССР
Re: Власть, конкуренция, лидерство.
КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ПОПАЛ В СЕКТУ?
ОЧЕВИДНЫЕ ПРИЗНАКИ СЕКТАНТСТВА
Обыватели и журналисты обожают задавать сектоведам вопрос: «Как понять, что близкий попал в секту?» На самом деле этот вопрос до некоторой степени лишен смысла. Многие сектанты вовсе не скрывают, что являются членами той или иной сомнительной организации.
Наоборот, они и вас будут активно пытаться в эту организацию вовлечь, сделать адептом соответствующего культа. Они будут подбрасывать вам различные брошюрки и другие агитационные материалы, постоянно зазывая на различные сектантские собрания и сходки.
ОЧЕВИДНЫЕ ПРИЗНАКИ СЕКТАНТСТВА
Обыватели и журналисты обожают задавать сектоведам вопрос: «Как понять, что близкий попал в секту?» На самом деле этот вопрос до некоторой степени лишен смысла. Многие сектанты вовсе не скрывают, что являются членами той или иной сомнительной организации.
Наоборот, они и вас будут активно пытаться в эту организацию вовлечь, сделать адептом соответствующего культа. Они будут подбрасывать вам различные брошюрки и другие агитационные материалы, постоянно зазывая на различные сектантские собрания и сходки.
Членство человека в секте в большинстве случаев очевидно, а признаки сектантства лежат на поверхности. Например, кришнаит будет ежедневно вставать в пять утра, петь мантры, поклоняться божествам, стоящим в домашнем алтаре. Ваша кухня пропитается запахом карри и других индийских специй.
Собственно нестандартное, зачастую неадекватное, противоречащее общепринятым нормам поведение сектантов является одной из причин того, почему социум воспринимает секты негативно и борется с ними. Общество не заинтересовано в том, чтобы увеличивалось число людей, которым затруднительно в нем выживать.
Констатация того, что ваш близкий попал в секту, в общем-то бесполезна.
Это как засвидетельствовать, что ваза разбилась: факт установлен, но вот склеить ее будет весьма затруднительно. Если человек уже стал членом сомнительной организации, принял ее идеологию, сменил свои мировоззрение и образ жизни в соответствующем направлении, исправить ситуацию крайне сложно и практически невозможно.
Пробовали убедить пенсионера в том, что коммунизм – это утопия, а марксизм – лженаука? Пытались доказать молодому человеку-либертарианцу, что государство все-таки должно вмешиваться в экономику? Тогда вы знаете, с каким трудом человек отказывается от установок, которые считает плодом своего свободного выбора и частью собственного «Я».
ГЛАЗА НЕ ОТКРЫВАЮТСЯ
Почему мы стремимся найти явные признаки сектантства? Дело в том, что мы в ряде случаев пытаемся защититься от информации, закрыть глаза на реальность. Отсюда все эти ситуации, когда сектоведу задают вопрос: «Мой сын веган, он подолгу живет в ашраме, недавно ездил в Индию, бросил работу. Он в секте или просто увлекается индуизмом?» В данной ситуации термин «секта» будет чисто техническим.
Человек, который ведет дезадаптивный образ жизни, потерял работу, гробит свой организм изощренными диетами, безусловно в секте, пусть даже в этой секте всего один член.
Задаем мы этот вопрос и потому, что мы просто не понимаем, что происходит с человеком, попавшим в секту. Нам кажется, что он просто не ведает, что творит. Что его обманули, что он не понимает, куда попал. И что стоит только открыть ему глаза, показать ему статью из интернета или главу из книги о том, что организация, в которую он вступил, признана сектой, как он сразу одумается и покинет сплоченные ряды ее членов. На самом же деле эффект будет ровно обратным.
Стоит назвать сомнительную организацию, членом которой стал ваш близкий, сектой, культом, как он сразу начнет считать вас врагом.
Да, со стороны вам может казаться, что сектантское учение совершенно бредовое, что его обряды отвратительны, а образ жизни сектантов странный, неадекватный и деструктивный. Но человеку, который уже принял все это и сделал частью своей идентичности, все это таковым не кажется. Наоборот, он испытывает что-то вроде культурного шока при общении с людьми, которые не говорят на его языке, не ведут себя так же, не исповедуют те же верования.
Для сектанта вы стали чужаком, а его собратья по несчастью – подлинной семьей.
Поэтому гораздо важнее выявить не признаки того, что человек уже в секте, а тревожные звоночки, сообщающие о том, что он встал на опасный путь, ведущий в сомнительную организацию.
С МАНТРОЙ ПО ЖИЗНИ
Но давайте для начала определимся с тем, что делает организацию сомнительной, потенциально опасной. Я думаю, главный фактор – это привитие членам организации взглядов, противоречащих фактам, плохо совместимых с реальностью, не соответствующих научным данным.
Например, организация заявляет, что после полугода практики йоги, чтения мантр или групповых экстатических молитвенных собраний ее члены научаются вполне сносно ходить по воде. А те, кто в результате тонут, на самом деле являются избранниками Высшего Существа и просто отправляются в Его Царство. Вряд ли мы будем считать эту организацию общественно полезной, вряд ли захотим, чтобы она пополняла ряды своих членов за счет наших близких.
Конечно, лженаучные методики хождения по воде, обретения богатства, счастья, здоровья и долголетия, а также достижения успеха распространяются не только в сектах. Все эти эзотерика, альтернативная медицина, экстрасенсорика с биоэнергетикой, чудодейственные психотехнологии сегодня широко доступны и в Сети, и на полках книжных магазинов, и, что самое печальное, в СМИ.
Человек уже находится в опасности, если решил, что:
- вегетарианство или, что еще хуже, сыроедение полезно для здоровья;
- йога лечит все болезни;
- тайцзы и цигун оздоравливают и гармонизируют организм;
- гомеопатией можно вылечить хоть какое-то заболевание;
- немигающий взгляд способен улучшить зрение;
- произнесение мантры «ОМ» полезно для здоровья.
И не только потому, что тратит деньги и время на бесполезные «духовные» практики. Дело в том, что излишнее доверие всем этим йогам и аюрведам может помешать человеку обратиться к врачу и получить действенную помощь. Люди, пытаясь исцелиться биоэнергетикой, уринотерапией и прочими лженаучными методами, запускают серьезные заболевания до стадии, когда помочь уже нельзя.
ТАЙНОЕ ЗНАНИЕ
Мнимо безопасные эзотерические, народные, ментальные методы зачастую являются не только бесполезными, но и вредными.
Например, йога, которую позиционируют как мягкое средство воздействия на организм, на самом деле вызывает целый ряд заболеваний, в частности йогический отказ ног (yoga foot drop) и инсульт.
Все эти «духовные» практики и секретные методы, описанные в дешевых эзотерических книжульках, по сути мостят перед человеком дорогу в культ. Некоторые искатели легких, тайных, обходных путей к счастью, здоровью и обретению могущества попадают в секту сразу, другие – спустя долгое время, третьи – вообще не попадают, оставаясь, по сути, членами культа размером в одного последователя. Но связь увлечения эзотерикой и альтернативной медициной с попаданием в секты очевидна.
Если вы увидели, что ваш близкий начал увлекаться раскрытием третьего глаза, самолечением и самооздоровлением, влиянием на реальность силой мысли, чисткой ауры/кармы, освоением чудодейственного метода хождения по воде, спохватиться следует именно в этот момент.
АЛЕКСАНДР НЕВЕЕВ
кандидат психологических наук, специалист по когнитивным искажениям, сторонник научно-обоснованного психологического консультирования, эксперт по деструктивным культам и тренингам
Собственно нестандартное, зачастую неадекватное, противоречащее общепринятым нормам поведение сектантов является одной из причин того, почему социум воспринимает секты негативно и борется с ними. Общество не заинтересовано в том, чтобы увеличивалось число людей, которым затруднительно в нем выживать.
Констатация того, что ваш близкий попал в секту, в общем-то бесполезна.
Это как засвидетельствовать, что ваза разбилась: факт установлен, но вот склеить ее будет весьма затруднительно. Если человек уже стал членом сомнительной организации, принял ее идеологию, сменил свои мировоззрение и образ жизни в соответствующем направлении, исправить ситуацию крайне сложно и практически невозможно.
Пробовали убедить пенсионера в том, что коммунизм – это утопия, а марксизм – лженаука? Пытались доказать молодому человеку-либертарианцу, что государство все-таки должно вмешиваться в экономику? Тогда вы знаете, с каким трудом человек отказывается от установок, которые считает плодом своего свободного выбора и частью собственного «Я».
ГЛАЗА НЕ ОТКРЫВАЮТСЯ
Почему мы стремимся найти явные признаки сектантства? Дело в том, что мы в ряде случаев пытаемся защититься от информации, закрыть глаза на реальность. Отсюда все эти ситуации, когда сектоведу задают вопрос: «Мой сын веган, он подолгу живет в ашраме, недавно ездил в Индию, бросил работу. Он в секте или просто увлекается индуизмом?» В данной ситуации термин «секта» будет чисто техническим.
Человек, который ведет дезадаптивный образ жизни, потерял работу, гробит свой организм изощренными диетами, безусловно в секте, пусть даже в этой секте всего один член.
Задаем мы этот вопрос и потому, что мы просто не понимаем, что происходит с человеком, попавшим в секту. Нам кажется, что он просто не ведает, что творит. Что его обманули, что он не понимает, куда попал. И что стоит только открыть ему глаза, показать ему статью из интернета или главу из книги о том, что организация, в которую он вступил, признана сектой, как он сразу одумается и покинет сплоченные ряды ее членов. На самом же деле эффект будет ровно обратным.
Стоит назвать сомнительную организацию, членом которой стал ваш близкий, сектой, культом, как он сразу начнет считать вас врагом.
Да, со стороны вам может казаться, что сектантское учение совершенно бредовое, что его обряды отвратительны, а образ жизни сектантов странный, неадекватный и деструктивный. Но человеку, который уже принял все это и сделал частью своей идентичности, все это таковым не кажется. Наоборот, он испытывает что-то вроде культурного шока при общении с людьми, которые не говорят на его языке, не ведут себя так же, не исповедуют те же верования.
Для сектанта вы стали чужаком, а его собратья по несчастью – подлинной семьей.
Поэтому гораздо важнее выявить не признаки того, что человек уже в секте, а тревожные звоночки, сообщающие о том, что он встал на опасный путь, ведущий в сомнительную организацию.
С МАНТРОЙ ПО ЖИЗНИ
Но давайте для начала определимся с тем, что делает организацию сомнительной, потенциально опасной. Я думаю, главный фактор – это привитие членам организации взглядов, противоречащих фактам, плохо совместимых с реальностью, не соответствующих научным данным.
Например, организация заявляет, что после полугода практики йоги, чтения мантр или групповых экстатических молитвенных собраний ее члены научаются вполне сносно ходить по воде. А те, кто в результате тонут, на самом деле являются избранниками Высшего Существа и просто отправляются в Его Царство. Вряд ли мы будем считать эту организацию общественно полезной, вряд ли захотим, чтобы она пополняла ряды своих членов за счет наших близких.
Конечно, лженаучные методики хождения по воде, обретения богатства, счастья, здоровья и долголетия, а также достижения успеха распространяются не только в сектах. Все эти эзотерика, альтернативная медицина, экстрасенсорика с биоэнергетикой, чудодейственные психотехнологии сегодня широко доступны и в Сети, и на полках книжных магазинов, и, что самое печальное, в СМИ.
Человек уже находится в опасности, если решил, что:
- вегетарианство или, что еще хуже, сыроедение полезно для здоровья;
- йога лечит все болезни;
- тайцзы и цигун оздоравливают и гармонизируют организм;
- гомеопатией можно вылечить хоть какое-то заболевание;
- немигающий взгляд способен улучшить зрение;
- произнесение мантры «ОМ» полезно для здоровья.
И не только потому, что тратит деньги и время на бесполезные «духовные» практики. Дело в том, что излишнее доверие всем этим йогам и аюрведам может помешать человеку обратиться к врачу и получить действенную помощь. Люди, пытаясь исцелиться биоэнергетикой, уринотерапией и прочими лженаучными методами, запускают серьезные заболевания до стадии, когда помочь уже нельзя.
ТАЙНОЕ ЗНАНИЕ
Мнимо безопасные эзотерические, народные, ментальные методы зачастую являются не только бесполезными, но и вредными.
Например, йога, которую позиционируют как мягкое средство воздействия на организм, на самом деле вызывает целый ряд заболеваний, в частности йогический отказ ног (yoga foot drop) и инсульт.
Все эти «духовные» практики и секретные методы, описанные в дешевых эзотерических книжульках, по сути мостят перед человеком дорогу в культ. Некоторые искатели легких, тайных, обходных путей к счастью, здоровью и обретению могущества попадают в секту сразу, другие – спустя долгое время, третьи – вообще не попадают, оставаясь, по сути, членами культа размером в одного последователя. Но связь увлечения эзотерикой и альтернативной медициной с попаданием в секты очевидна.
Если вы увидели, что ваш близкий начал увлекаться раскрытием третьего глаза, самолечением и самооздоровлением, влиянием на реальность силой мысли, чисткой ауры/кармы, освоением чудодейственного метода хождения по воде, спохватиться следует именно в этот момент.
АЛЕКСАНДР НЕВЕЕВ
кандидат психологических наук, специалист по когнитивным искажениям, сторонник научно-обоснованного психологического консультирования, эксперт по деструктивным культам и тренингам
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Власть, конкуренция, лидерство.
шоб этот автор хотя бы разок побывал в нашей больнице, он бы чудесно понял причину увлечения "лженаучными" методами.Radugnyi писал(а): Человек уже находится в опасности, если решил, что:
- вегетарианство или, что еще хуже, сыроедение полезно для здоровья;
- йога лечит все болезни;
- тайцзы и цигун оздоравливают и гармонизируют организм;
- гомеопатией можно вылечить хоть какое-то заболевание;
- немигающий взгляд способен улучшить зрение;
- произнесение мантры «ОМ» полезно для здоровья.
И не только потому, что тратит деньги и время на бесполезные «духовные» практики. Дело в том, что излишнее доверие всем этим йогам и аюрведам может помешать человеку обратиться к врачу и получить действенную помощь. Люди, пытаясь исцелиться биоэнергетикой, уринотерапией и прочими лженаучными методами, запускают серьезные заболевания до стадии, когда помочь уже нельзя.
кстати, я как раз сейчас прохожу курс гомеопатии.
так что я точно сектант )))
более того, мне гомеопатия еще и помогает )
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 30867
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14021
- Откуда: СССР
Re: Власть, конкуренция, лидерство.
Поздравить или посочувствовать?)) Принцип работы гомеопатии знаешь?Aivery писал(а): шоб этот автор хотя бы разок побывал в нашей больнице, он бы чудесно понял причину увлечения "лженаучными" методами.
кстати, я как раз сейчас прохожу курс гомеопатии.
так что я точно сектант )))
более того, мне гомеопатия еще и помогает )
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер