Психология развития и возрастная психология

Аватар пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщений: 19569
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 6022
Откуда: СССР

Re: Психология развития и возрастная психология

Сообщение Radugnyi » 28 авг 2017, 11:07

АКТУАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет). При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор. Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т.п.

Автор эксперимента (семейный психолог) хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные детки чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром. По правилам проведения эксперимента, дети должны были прийти строго на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось описывать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время и причину его прекращения.


"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер

Аватар пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщений: 19569
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 6022
Откуда: СССР

Re: Психология развития и возрастная психология

Сообщение Radugnyi » 31 авг 2017, 12:51

КУЛЬТ ДЕТЕЙ В НАШИ ДНИ

Дети - это святое. Все лучшее детям. Пусть хоть дети поживут. Цветы жизни. Радость в доме. Сынок, не беспокойся, папа для тебя все сделает...

Что-то меня вот эта песня страшно утомила. И как родителя, и как бывшего ребенка, и как будущего деда. Может, хватит уже любить детей? Может, пора уже с ними как-нибудь по-человечески?


Лично я не хотел бы появиться на свет в наше время. Слишком много любви. Как только ты обретаешь дату рождения, ты тут же становишься куклой. Мама, папа, бабушки, дедушки тут же начинают отрабатывать на тебе свои инстинкты и комплексы. Тебя кормят в три горла. Тебе вызывают детского массажиста. Тебя для всеобщего умиления одевают в джинсы и курточки, хотя ты еще даже сидеть не научился. А если ты девочка, то уже на втором году жизни тебе прокалывают уши, чтобы вешать золотые сережки, которые во что бы то ни стало хочет подарить любящая тетя Даша.

"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер

Аватар пользователя
Aivery
Хранитель
Сообщений: 11253
Зарегистрирован: 02 май 2015, 07:35
Репутация: 1908

Re: Психология развития и возрастная психология

Сообщение Aivery » 31 авг 2017, 18:48

Radugnyi писал(а):Вот только гораздо чаще за раны, нанесенные избыточной родительской любовью, дети расплачиваются совсем иначе - здоровьем, жизнями, душами.


именно.

Radugnyi писал(а): Сегодня же рынок навязывает обществу рецепт семьи, построенной вокруг ребенка. Это заведомо проигрышная стратегия, существующая лишь для того, чтобы выкачивать деньги из домохозяйств. Рынок не хочет, чтобы семья строилась правильно, потому что тогда она будет удовлетворять большинство своих потребностей сама, внутри себя.


у Дмитриев мысли сходятся )))

Аватар пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщений: 19569
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 6022
Откуда: СССР

Re: Психология развития и возрастная психология

Сообщение Radugnyi » 02 сен 2017, 18:30

Понравилось -

"Мою маму изводила своими воспитательными, как ей казалось, процессами ее мама. Поэтому перед моим рождением мама дала себе несколько установок и пообещала всегда их выполнять. Эти принципы были просты, но я не могу описать словами то, как они мне облегчали жизнь.

Например, правило "никогда ни с кем не сравнивать ребенка" - и я ни разу в своей жизни не слышала "а вот у соседки дочка отличница!", "а вот у тети Марины дочь уже замужем!". Это не помешало мне получить хорошее образование, найти достойную работу, выйти замуж и купить квартиру без помощи родителей.

Другое правило "наказывать можно только раз" - и если я разбила вазу, например, я получала выговор, и все об этом забывали, и не было никаких упреков и попыток пристыдить в дальнейшем.

Еще один принцип "у ребенка должно быть свое мнение" - когда у меня спрашивали, чего я хочу, мой выбор никогда не высмеивался и не порицался. Среди всего ассортимента мороженого хочу фисташковое? Мама его считала невкусным, но мне покупала, пока другие матери уговаривали детей брать клубничное или ванильное. Не любишь Пушкина, а любишь Братьев Гримм? Ну хорошо, Гримм так Гримм, без всяких "хватит ребячиться, Гримм только детям нравятся, а тебе уже 12!". "
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер

Аватар пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщений: 19569
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 6022
Откуда: СССР

Re: Психология развития и возрастная психология

Сообщение Radugnyi » 04 ноя 2017, 03:48

Стадии развития (ВВП)

Пытаясь представить последовательность развития, некоторые психологи предположили, что существуют дискретные, качественно различные этапы, или стадии, развития. Мы часто пользуемся этим понятием в неформальном смысле, представляя себе жизненный путь поделенным на этапы младенчества, детства, юности и зрелости. Родители могут сказать, что их подросток проходит сейчас «бунтарскую стадию». Специалисты по психологии развития имеют в виду, однако, более строгие понятия. Поэтапная концепция означает, что:

а) на каждой стадии поведение строится вокруг доминантной темы или соответствующего набора личностных характеристик;

б) поведение на данной стадии качественно отличается от поведения, свойственного более раннему или более позднему этапу;

в) все дети проходят все стадии в одном и том же порядке.

Факторы среды могут ускорять или замедлять развитие, но последовательность стадий неизменна: ребенок не может перейти к следующей стадии, не пройдя сначала предыдущую. Как мы увидим дальше в этой главе, не все психологи согласны, что развитие следует неизменной последовательности качественно различных этапов.

С понятием стадий тесно связана идея существования критических периодов (не путать с понятием кризиса (кризис рождения, кризис подросткового возраста и т. д.), принятым в российской психологии развития. — Прим. ред.) человеческого развития — переломных моментов в жизни человека, когда должны произойти определенные события, чтобы его развитие продолжалось нормально. Твердо установлено наличие критических периодов в физическом развитии человеческого плода. Например, период 6-7-й недели после зачатия является решающим для нормального развития половых органов плода. Разовьется ли первичный половой орган в мужскую или женскую половую структуру, определяется наличием мужских гормонов и не зависит от XX или XY сочетания хромосом. Если мужские гормоны отсутствуют, то в обоих случаях разовьется женский половой орган. Если же мужские гормоны появятся позже этого этапа развития, они уже не смогут обратить вспять состоявшиеся изменения.

В послеродовом развитии есть период, решающий для развития зрения. Если у ребенка, родившегося с катарактой, ее удалили до 7-летнего возраста, его зрение дальше будет развиваться совершенно нормально. Но если ребенок проживет свои первые 7 лет без адекватного зрения, у него возникнет обширная и постоянная зрительная недостаточность (Kuman, Fedrov & Novikova, 1983).

Наличие критических периодов в психическом развитии ребенка не установлено. Видимо, более корректным будет сказать, что существуют сензитивные (особо чувствительные к чему-либо) периоды, т. е. периоды, оптимальные для развития определенного качества. Если во время такого сензитивного периода определенный аспект поведения недостаточно сформировался, то он может и не развиться до своего полного потенциала. Например, первый год жизни можно считать сензитивным к формированию межличностных близких привязанностей (Tizard & Rees, 1975). Дошкольные годы, видимо, особенно существенны для интеллектуального развития и овладения речью (Curtiss, 1977, 1989; Cardon et al., 1992). Детям, мало приобщенным к языку до 6-7-летнего возраста, может не удаться вполне овладеть речью (Goldin-Meadow, 1982). Опыт, полученный ребенком во время сензитивных периодов, может так сформировать будущее развитие, что его потом трудно будет изменить.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер

Аватар пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщений: 19569
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 6022
Откуда: СССР

Re: Психология развития и возрастная психология

Сообщение Radugnyi » 08 ноя 2017, 21:50


Базовое доверие к миру


Понятие «базовое доверие» было введено американским психологом и историком Э.Эриксоном.

Согласно Э. Эриксону степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы.

Цитирую: "...матери формируют чувство доверия у своих детей благодаря такому обращению, которое по своей сути состоит из чуткой заботы об индивидуальных потребностях ребенка и отчетливого ощущения того, что она сама – тот человек, которому можно доверять, в том понимании слова «доверие», которое существует в данной культуре применительно к данному стилю жизни. Благодаря этому у ребенка закладывается основа для чувства «все хорошо»; для появления чувства тождества; для становления тем, кем он станет, согласно надеждам других". (Erikson, 1963г.)

Эриксон также подчеркивает: младенцы должны доверять не только внешнему миру, но также и миру внутреннему, они должны научиться доверять себе и в особенности должны приобрести способность к тому, чтобы их органы эффективно справлялись с биологическими побуждениями.

Неудачное проживание кризиса способствует появлению у ребенка психосоциальной установки страха, подозрительности и опасений за свое благополучие.
Данная установка направлена как на мир в целом, так и на отдельных людей; она будет проявляться во всей своей полноте на более поздних стадиях личностного развития.

Базовое доверие формируется в первые несколько лет жизни ребенка (разные исследователи по-разному определяют продолжительность этого периода – от года до 3-х), если нет "обрыва "в контакте с матерью и малыш чувствует её любовь.
Считается даже, что примерно первые пять месяцев жизни ребенок не воспринимает себя как отдельное от мамы существо.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер

Аватар пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщений: 19569
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 6022
Откуда: СССР

Re: Психология развития и возрастная психология

Сообщение Radugnyi » 08 ноя 2017, 22:05

Ученые пришли к выводу, что характер человека фактически формируется внутриутробно, а после рождения идет лишь корректировка. Например: если вы хотите чтобы ваш ребенок был умным, необходимо самим проявлять эти качества.

Огромная роль в этом принадлежит матери, но роль отца тоже важна:

- во-первых, он дал ребенку генетический материал и фактически заложил как и мать будущие возможности ребенка.

- во-вторых, отец проявляет отношение к ребенку через отношение к матери, через свою любовь к ней. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку - один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать. Мама – первая вселенная для ребенка. В ней ребенок ведет активный образ жизни. Все что делает мама тем или иным образом передается ребенку.

Главное, что именно во внутриутробе начинает формироваться доверие или недоверие к окружающему миру. Обычно не придают значения тому факту, желанным или нежеланным появляется на свет ребенок. А наука уже с уверенностью утверждает: психика нежеланного ребенка травмирована еще до рождения.

При длительных стрессовых состояниях в крови матери образуется избыточное количество стероидных гормонов, проходящих плацентарный барьер и влияющих на формирующийся мозг ребенка.

Величина и характер эмоционального контакта между матерью и еще неродившимся ребенком, возможно, являются самым решающим фактором из влияющих на возникающую психику.

Полностью здесь - http://www.nguo.ru/index.php/com-jdownl ... ya-rebenka
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер

Аватар пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщений: 19569
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 6022
Откуда: СССР

Re: Психология развития и возрастная психология

Сообщение Radugnyi » 15 ноя 2017, 17:08

Внутриутробное развитие плода по неделям

Беременность – это физиологический процесс, при котором в матке развивается новый организм, возникший в результате оплодотворения. Беременность в среднем длится 40 недель (10 акушерских месяцев).

Во внутриутробном развитии ребенка различают два периода:


Эмбриональный (до 8 недель беременности включительно). В это время зародыш называется эмбрионом и приобретает характерные для человека черты;

Фетальный (с 9 недели и до самых родов). В это время зародыш называется плодом.

Рост ребенка, формирование его органов и систем идет закономерно в различные периоды внутриутробного развития, что подчинено генетическому коду, заложенному в половых клетках и закрепленному в процессе эволюции человека.

"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер

Аватар пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщений: 19569
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 6022
Откуда: СССР

Re: Психология развития и возрастная психология

Сообщение Radugnyi » 23 апр 2018, 08:23

КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНО ЗЛИТЬСЯ

ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ - В МЕРУ!

ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ

Подготовительная группа детского сада, площадка, зима.
Юля (наступая на Сашу и сжимая в руке лопату):
– Почему ты со мной не играешь?! Я хочу с тобой дружить!
Саша (пряча голову в плечи и отступая к веранде):
– Юля, я сегодня не могу с тобой дружить.
Юля (энергично взмахивает лопатой):
– А я хочу! Давай играть!
Саша (чуть не плача и оглядываясь в поисках поддержки):
– Не буду! У меня голова болит.
Юля (топает ногами и машет лопатой).
В этот момент я сочла возможным вмешаться.
– Юлечка, – сказала я, – мне кажется, ты очень злишься.
– Нет! – грозно воскликнула Юля и топнула ногой для пущей убедительности. Я не злюсь! Я просто хочу дружить.

"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер

Аватар пользователя
Smith
Хранитель
Сообщений: 3417
Зарегистрирован: 11 май 2015, 11:26
Репутация: 1408

Re: Психология развития и возрастная психология

Сообщение Smith » 01 июн 2018, 20:16

Вот теперь я всё знаю! Я знаю, как это сделать!
Но уже не сделаю. Поздновато...)))

Путин рассказал, как воспитать достойного человека
Екатерина Михайлова, 2018. 06.01 https://life.ru/t/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0 ... hielovieka

Аватар пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщений: 19569
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 6022
Откуда: СССР

Re: Психология развития и возрастная психология

Сообщение Radugnyi » 28 авг 2018, 10:03

ПЕРЕСТАТЬ УДИВЛЯТЬСЯ – ЭТО МЕДЛЕННО УМИРАТЬ

Если ты за прошлые 20/30/40 лет забыл, то под каждой кроватью – неведомый зверь, в каждом дупле – клад, а каждый человек с бородой – потенциальный волшебник, если твой внутренний мир можно прочесть по скучным глазам – то в серьезных расчетах его можно и не учитывать. Им можно пренебречь. Если каждый день твое тело накапливает пустые годы, природа найдет тебя и придумает способ от тебя избавиться.

Молодые особи млекопитающих отличаются от стареющих, в числе прочего, любопытством. Это не столь эмоция, любопытство, как и увлеченность, восторг и азарт, это спектр реакций поискового поведения.

В глубине мозга молодых особей генерируется поисковый запрос, который в других областях мозга раскручивается, подкрепляется и оформляется в конкретную активность. Проект этой активности предоставляется коре мозга, и она решает, насколько именно сегодня социально одобряемо поведение поиска монеток на дне фонтана. В январе, например.
С возрастом – в результате то ли накопления мутаций, то ли скуки – поискового поведения становится меньше. Все бессмысленней кажутся купания в фонтанах и знакомства с новыми людьми, местами и идеями.

Напоминаю, что все говорит о том, что чем дольше ты свое поисковое поведение сохраняешь, тем дольше ты будешь жить (1, 2). Люди с выраженной чертой характера – открытостью новому опыту – живут дольше и чувствуют себя здоровее. Поиск нового, удивление и азарт нужно тренировать. Удивись чему-то каждый день по пять раз. Это не менее полезно, чем чистить зубы.

Живи так, чтобы каждой минутой отдавать дань безумству режиссера, решившегося поставить пьесу твоей жизни в театре этой вселенной.

© Александр Коляда
1. Turiano, Nicholas A., Avron Spiro, and Daniel K. Mroczek. “Openness to Experience and Mortality in Men: Analysis of Trait and Facets.” Journal of aging and health 24.4 (2012): 654–672. PMC. Web. 7 July 2018.
2. Costa, Paul T. et al. “Personality Facets and All-Cause Mortality Among Medicare Patients Aged 66 to 102: A Follow-on Study of Weiss and Costa (2005).” Psychosomatic medicine 76.5 (2014): 370–378. PMC. Web. 7 July 2018.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер

Аватар пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщений: 19569
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 6022
Откуда: СССР

Re: Психология развития и возрастная психология

Сообщение Radugnyi » 20 окт 2018, 08:04

Эмоциональная брошенность.

Эмоциональная брошенность – это навязывание «правильного, хорошего» поведения. При этом особенно не углубляясь во внутренний мир ребенка – что его волнует, интересует, заботит, пугает, радует, огорчает, что он думает, чего хочет и т. д. Это еще и угрожающие фразы типа: «Не будешь слушаться – отдам тебя той тете/полицейскому/гному», «Мне такой непослушный мальчик не нужен» и т. д.

Поскольку без поддержки взрослого человека ребенок не способен вступить в контакт с переживанием брошенности, пережить его и тем самым исцелить свою рану, ребенок закрывается от своих чувств. Именно из-за этого эмоциональная брошенность оставляет такой сильный след на личности ребенка.

У ребенка развивается устойчивый страх, что его бросят, чувство беспомощности, повышенная тревожность, угнетенность. Ребенок растет замкнутым, зависимым, с чувством неуверенности в себе, в своих способностях, со страхом проявить инициативу и любознательность, с готовностью подчиняться другим.

Наталия Брейтберга
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер

Аватар пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщений: 19569
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 6022
Откуда: СССР

Re: Психология развития и возрастная психология

Сообщение Radugnyi » 22 окт 2018, 09:51

Эмоциональная брошенность. (продолжение)

Отвержение ребенка родителями приводит к формированию у него внутреннего конфликта: «Меня никто не любит, но я очень хочу, чтобы вы меня полюбили» и «Я никому не нужен и не любим. Оставьте меня все в покое». Это порождает проблемы и конфликты в отношениях с людьми.
Ребенок также верит в это: «Если я буду плохо себя вести (плохо что-то делать), то меня не будут любить», и от этого рождается устойчивый страх неудачи.

Переживая эмоциональную брошенность со стороны родителей, ребенок начинает верить и в такое: «Это моя вина» и «Меня справедливо отвергают», потому что «Я плохой» и «Я вечно все делаю не так». Эти негативные убеждения о себе закрепляются и автоматически переносятся во взрослую жизнь. Это проявляется как отсутствие самоуважения, стремление себя все время улучшать/исправлять и желание соответствовать ожиданиям других.

Мы можем всю жизнь пытаться избегать столкновения со своим страхом быть покинутым, отвлекая себя от него разными способами.
Чтобы избежать столкновения со своими чувствами, мы стараемся удерживать жизнь в привычных рамках, приспосабливаться к требованиям и ожиданиям других и избегать ситуаций, в которых есть риск быть непонятым, отвергнутым или покинутым. Мы также надеемся, что когда-то мы найдем человека, который избавит нас от одиночества, чувства внутренней пустоты и никогда не предаст. Мы можем постоянно быть в поиске такого человека и постоянно разочаровываться, что наши ожидания опять не оправдались.

Все наши попытки убежать от боли брошенности обречены на провал. Травма покинутости все равно рано или поздно всплывет. Например, когда кто-то нас отвергнет, умрет близкий нам человек или наш любимый человек в очередной раз окажется не таким, каким мы хотели его видеть. Тогда мы испытаем глубокое чувство пустоты и паники и, скорее всего, будем недоумевать, откуда берется эта огромная боль.

Обычно мы не осознаем свою рану брошенности, поэтому не понимаем, что чувство паники и боли – это эхо пережитого опыта брошенности и предательства в раннем возрасте, который так глубоко нас напугал, что мы похоронили наше воспоминание об этом где-то очень глубоко внутри.
Наша рана брошенности может проявляться также как хроническое ощущение своей неважности и незначимости, чувство одиночества и пустоты или же как телесное проявление (болезнь, боль).

Чтобы помочь себе исцелить свою рану брошенности, нам важно осознанно встретиться со своей болью и чувством пустоты и выразить их надежному человеку. Очень важно, чтобы в такой момент у нас была поддержка человека, которому мы можем довериться. Признав свое право чувствовать свою боль и переживая ее, мы получаем бесценный опыт, что всю эту боль и страдание можно выдержать, прожить и отпустить и в результате получить внутреннее чувство опоры на самого себя.

Когда мы сталкиваемся с нашими чувствами брошенности и одиночества, принимаем их и позволяем себе их чувствовать, запускается процесс исцеления. В результате мы чувствуем покой и расслабление, и перед нами открывается возможность начать строить отношения с людьми, полные глубокой любви и близости.

Наталия Брейтберга
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер

Аватар пользователя
Matryona
Собеседник
Сообщений: 3422
Зарегистрирован: 01 май 2015, 15:36
Репутация: 1940

Re: Психология развития и возрастная психология

Сообщение Matryona » 12 фев 2019, 16:06

Мы там, где мы есть! Там, где мы есть, прекрасно! (с)


Вернуться в «Возрастная психология»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостей

cron