Исторические факты.

Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 29592
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 12279
Откуда: СССР

Исторические факты.

Сообщение Radugnyi »

5 мифов о западном Средневековье

Эксперты ПостНауки развенчивают мифы о жизни Европы в «Темные века»

ПостНаука развенчивает научные мифы и объясняет общепринятые заблуждения. Мы попросили наших экспертов рассказать об устоявшихся представлениях о жизни средневековой Европы и причинах их формирования.

[spoiler=Средние века были периодом женоненавистничества
Это неправда.]Я бы сказала, что это утверждение верно только в ситуации какой-то не очень корректной бинарной альтернативы; если вам нужно выбрать между мизогинией (женоненавистничеством) и, скажем, матриархатом, то придется, конечно, выбрать мизогинию. Типологически это утверждение из нашей эпохи кое-где победившего феминизма сродни ренессансному или просветительскому определению Средневековья как периода упадка культуры и невежества — высокомерная оценка предков эволюционировавшими потомками.

«Период мизогинии», казалось бы, должен означать, что вокруг него были совсем иные периоды. Между тем средневековые критики женщин основывались на ветхозаветных, раннехристианских и античных авторитетах, а следующая за Средневековьем эпоха Ренессанса не предлагала такого уж возрождения для женщин, а, напротив, стала эпохой их вторичного «закрепощения».

Скорее, следует говорить о гендерной иерархии и женской служебности и объективации, можно говорить, как это делают феминистские историки, о двух репрессивных институтах мужской власти — о семье и церкви, понимая, что все это отнюдь не исключительная особенность Средних веков.

Большая часть того, что мы знаем о средневековом нормативном, декларативном отношении к женщине, происходит из клерикальных текстов, чьи авторы не имели — по крайней мере, не должны были иметь — особых контактов с женщинами и транслировали отнюдь не преобладающие в обществе настроения, а позицию новозаветной литературы, патристики и др.

Реальное отношение к женщине, по-видимому, сильно разнилось в зависимости от социального слоя и в любом случае отличалось от прескриптивного и вообще от изображаемого в литературе, но и последнее было достаточно разнообразно и отнюдь не гомогенно мизогинистично: инвективы в адрес «евиного племени» соседствовали с марианским культом, и, наоборот, высоты филогинии в куртуазной культуре — с обличениями женской натуры, распутной, лживой, переменчивой, завистливой и скупой, в главном учебнике этой культуры — трактате «О любви» Андрея Капеллана.

Надо иметь в виду хронологические различия. Как писал замечательный французский историк Бернар Гене, «любому медиевисту понятно, что Средневековья никогда не существовало: кому придет в голову засунуть в один мешок людей VII и XIV столетий?» Причем движение шло не по пути прогресса, если считать прогрессом изживание мизогинии. Так, эпоха могущественных аббатис, осмеливавшихся успешно перечить архиепископам, сменилась эпохой, когда проповедницам запретили проповедовать, а визионеркам запретить получать откровения не сумели, зато интерпретацию этих откровений стал контролировать, если не осуществлять, мужчина-духовник.

Вообще уход в монастырь и церковная карьера были способом избавиться от своей женской второсортности — за счет отказа от сексуальности, ведь, как говорил апостол Павел, «нет мужского и женского во Христе». Одним своим крылом раннее христианство производило гендерную революцию и утверждало идеал гендерного равенства в безбрачии и во Христе, другим же утверждало «традиционные ценности», устами того же Павла предписывая женщине «покорность, смирение, чадородие». В христианской доктрине и впоследствии в позднесредневековой практике возобладала вторая позиция, что не мешает нам помнить о первой.

Галина Зеленина
кандидат исторических наук, доцент Центра библеистики и иудаики РГГУ

В средневековой Европе существовали тайные рыцарские ордена
Это неправда.


Хотя, как и любой миф, миф о тайных рыцарских орденах как атрибуте Средневековья имеет определенные основания. Миф вообще никогда полностью не является вымыслом. Всегда часть — это реальные факты, явления, события, но никогда миф не является абсолютным вымыслом.

Рыцарство, как и рыцарские ордена, несомненно, один из атрибутов эпохи Средневековья. Собственно говоря, на этом можно было бы и закончить. Все зависит от того, откуда мы начинаем отсчет эпохи Средневековья. Если мы начинаем Средневековье с периода, последовавшего за падением Западной Римской империи, то рыцарства как привилегированного слоя профессиональных конных воинов еще не существовало. Жорж Дюби, главный специалист в этом вопросе, возводил истоки рыцарства только к X веку, то есть когда добрая половина Средневековья была уже позади. Рыцарские ордена возникают еще позже — только в начале XII века. Если учесть, что Средневековье заканчивается концом XV века, то на период рыцарских орденов остается порядка 300–400 лет и не больше.

Рыцарские ордена — это в первую очередь церковные учреждения, точно так же как ордена монашеские. Но как в христианской традиции невозможно представить себе тайный монашеский орден, точно так же невозможно представить себе в европейском Средневековье и тайный рыцарский орден. Наоборот, принадлежность к ордену подчеркивалась. Существовал целый ряд рыцарских процедур, ритуалов, символов, которые ни в коем случае не скрывались, а, наоборот, всячески выставлялись наружу.


Рыцарство имело много общего с монашеством. Сама по себе идея сообщества, живущего вне мира и следующего определенному уставу — это монашеская идея. Монахи приносили три монашеских обета: первый из них — обет бедности как отказ от владения имуществом; второй — обет послушания; и третий — обет целомудрия, — точно так же и рыцари, начиная с первых двух рыцарских орденов, каковыми являлись ордена госпитальеров и тамплиеров, приносили соответствующие монашеским обеты. В некоторых возникавших позднее орденах обет целомудрия не приносился, орденов на самом деле было не так уж мало, и рыцарь вполне могу иметь семью, но большую часть времени не проживал вместе с ней. Аспект, связывающий рыцарство и монашество, обычно в широких представлениях о Средневековье не присутствует.


Олег Ауров
кандидат исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории античной культуры Школы Актуальных Гуманитарных Исследований РАНХиГС, доцент кафедры всеобщей истории ИАИ РГГУ

Средняя продолжительность жизни в Средние века была очень низкой
Это сомнительно.


У нас нет надежной статистики практически ни для одной страны и ни для одного периода Средневековья. Однако заведомо ясно, что демографическая ситуация не могла быть одинаковой в разное время, в разных регионах и в различных социальных группах. Историки согласны более или менее лишь в том, что высокой была детская смертность, притом в семьях не только крестьян, но и знати. Что же касается продолжительности жизни тех, кто все же стал взрослым, ее трудно оценить. Королевские и княжеские генеалогии дают противоречивые сведения, а генеалогий крестьянских или даже рыцарских у нас за небольшим исключением нет. О людях в преклонных годах, притом сохранивших разум и силы, мы нередко читаем у средневековых историков. Карл Великий, Оттон I, Фридрих I Барбаросса скончались в возрасте около семидесяти лет, папа Целестин III дожил примерно до девяноста, а знаменитый венецианский дож Энрико Дандоло лишь немного не дотянул до столетнего юбилея.

Конечно, можно привести не меньше и противоположных примеров: император Оттон II умер на двадцать восьмом году жизни, а его сын Оттон III — на двадцать втором. Какие из этих случаев более показательны? Может быть, красноречивее всего слухи, распространившиеся по Франции после кончины Филиппа IV Красивого. Королю было сорок шесть, и многие современники решили, что он пал жертвой яда или проклятия тамплиеров. Следовательно, в их глазах государь скончался существенно раньше положенного. Во всяком случае, частые утверждения, будто в Средние века люди доживали обычно лет до 25–28, кажутся очень сильным преувеличением. Конечно, случались страшные пандемии, голодовки и войны, приводившие к массовой смертности, но отнюдь не так часто и повсеместно, как мы это себе представляем. И даже при всех этих бедствиях доля людей старше 50 лет в целом неуклонно росла, по меньшей мере с XII века. Во Франции XIV–XV веков свидетельства о 60, 70 и даже 80-летних людях, имевших влияние в политике, военном деле и культуре, настолько часты, что историкам приходится признать серьезное численное увеличение этой возрастной группы населения.

Михаил Бойцов
доктор исторических наук, профессор кафедры политической истории НИУ ВШЭ, заведующий Научно-учебной лабораторией медиевистических исследований НИУ ВШЭ

Сексуальные отношения в Средние века были допустимы только в рамках моногамного брака
Это неправда.


Сексуальные отношения, как известно, могут и всегда могли быть самые разные в смысле их характера и участников, причем чем экстравагантнее они, тем меньше мы о них знаем.

Если говорить о норме, диктуемой, например, церковью: сексуальные отношения должны реализовываться в рамках гетеросексуального моногамного брака, — то да, с определенными послаблениями в адрес мужчин, и в этом смысле мы недалеко от Средних веков ушли.

Если говорить о практике, то она, разумеется, выходила за эти рамки во всевозможных направлениях. Наиболее толерантным было отношение к внебрачным сексуальным связям мужчин, особенно с женщинами низшего статуса. На распространенность добрачных сексуальных отношений, очевидно, указывает высокий брачный возраст (25 лет и выше), например, в Северной Европе в позднее Средневековье.

Упорное насаждение папством целибата в конце XI века говорит о том, что целибат не соблюдался, об открытом сожительстве монахов с конкубинками свидетельствует уже в XII веке и Пьер Абеляр, а еще позже толстый похотливый монах (или кюре) становится частым героем фаблио. Примерно до XII века, до осуществления церковью жесткой репрессивной политики, существовала и не особенно скрывалась и монашеская гомосексуальная субкультура; exempla повествуют о трагических финалах незаконных романов монахов с монахинями и так далее. Настойчивые запреты межконфессиональных сексуальных контактов указывают на то, что таковые имели место, разумеется, без всякого брачного прикрытия.

Вольное сексуальное поведение мужних жен, расхаживающих по гулянкам, заводящих себе любовников и зачинающих от них детей, которых потом воспитывает муж, становится общим местом в позднесредневековой городской сатире и оставляет «в рамках моногамного брака» лишь детей, вне зависимости от их биологического происхождения. Никто не отменял и проституцию, существовавшую в разных формах (бродячие проститутки, организованные бордели) и одобренную даже Отцами Церкви и средневековым правом ради отвращения мужской сексуальной агрессии от «честных женщин».

Наконец, позднесредневековые судебные документы зафиксировали и случаи скотоложества: при обвинительном приговоре сексуального либертина сжигали на костре в одном мешке с животным-соучастником, например, с овцой.

И наоборот, если обратиться к самому браку, то основное правило куртуазной культуры, высказанное Андреем Капелланом, гласило: нет любви в браке. Что касается брачного секса, то он тоже не одобрялся и терпелся только прокреации ради, причем, как предписывал Блаженный Августин, следовало допускать лишь обузданное соитие с благими намерениями, а не «сладострастие» с его «беспорядочными и непристойными движениями». Идеалом представлялся целомудренный брак, примером коего служил брак Марии и Иосифа, и таковой прямо предписывался женатым священникам, которые, начиная с определенного чина, должны были трансформировать свои супружеские отношения в братско-сестринские и жить с супругой раздельно.

Галина Зеленина
кандидат исторических наук, доцент Центра библеистики и иудаики РГГУ

Образованными людьми в Средние века были исключительно монахи
Это неправда.


Конечно, в Средневековье при многих монастырях были школы, и среди них встречались просто замечательные, из которых выходили крупные ученые. Однако не во всех монашеских обителях ценили образование и даже не во всех братствах. Так, святой Франциск относился к школьному знанию недоверчиво, что, правда, не помешало появлению среди францисканцев весьма ученых людей. Но, главное, образованными были отнюдь не одни лишь монахи.

Во-первых, образование требовалось клиру — белому духовенству (а это совсем не то же самое, что монашество). Епископские школы при кафедральных соборах играли важную роль уже в раннем Средневековье. Некоторые из них получили широкую известность, как, например, школа в Шартре в XII веке. Во-вторых, далеко не вся светская знать состояла из безграмотных людей — а высшем обществе образованные люди отнюдь не были редкостью. Порой юных аристократов отдавали учиться в монастыри, но они получали и домашнее образование. Более того, именно дворцы становились порой центрами учености и образования. Так, небольшой кружок образованных людей вокруг императора Карла Великого называли Академией, а действительно крупная школа действовала несколько веков подряд в Магнавре — одном из главных константинопольских дворцов. С подъемом городов, начавшимся в Западной Европе в XI веке, крупные школы стали возникать и там, чем не преминули воспользоваться состоятельные горожане. По большей части из таких школ и будут с XII века вырастать университеты. Но уже до первых университетов в Болонье и Париже славилась медицинская школа в Салерно (с IX века), где, кстати, среди уважаемых профессоров были женщины. В медицинской школе в Монпелье (с XII века) разрешалось преподавать мусульманам и иудеям. Так что и помимо монахов в средневековой Европе людей образованных было вовсе не так мало.

Михаил Бойцов
доктор исторических наук, профессор кафедры политической истории НИУ ВШЭ, заведующий Научно-учебной лабораторией медиевистических исследований НИУ ВШЭ[/spoiler]
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 29592
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 12279
Откуда: СССР

Re: Исторические факты.

Сообщение Radugnyi »

Наткнулась на портал в интернете - https://postnauka.ru/history-of-everything
Мне проект показался очень интересным.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 29592
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 12279
Откуда: СССР

Re: Исторические факты.

Сообщение Radugnyi »

Средневековые ордалии: от каленого железа до хлеба и сыра

Историк Ольга Тогоева о том, что такое Божий суд, чем ордалии отличались от пыток и как проверяли обвиняемых с помощью воды, огня, хлеба и сыра
ордалии3.jpg
Ордалии (judicium Dei) — это система судебных доказательств, принятая в Западной Европе в раннее Средневековье и существовавшая преимущественно до XIV века. Традиционно считается, что они применялись при обвинительной процедуре (accusatio), которая предполагала, что единственным судьей как в гражданских, так и в уголовных процессах являлся сам Господь.
Вложения
ордалии.jpg
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 29592
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 12279
Откуда: СССР

Re: Исторические факты.

Сообщение Radugnyi »

Удача, полководческий талант и дурость противника: пять неравных битв Средневековья

У вас нет денег, ваши вассалы разгромлены, а союзники готовы вонзить нож в спину. Как воевать? Спокуха! Победить сильного врага можно, даже уступая ему в численности. Немного везения, грамотные манёвры и идиотизм противника творят чудеса. Даже в Средневековье, где всем рулит рыцарская кавалерия.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 29592
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 12279
Откуда: СССР

Re: Исторические факты.

Сообщение Radugnyi »

))

Памятник маленькому подвигу одной тёти

В городе Векшё в Швеции есть маленькое торжество в честь Дануты Даниэльссон, которая 13 апреля 1985 года со всей своей силы зарядила сумкой неонацисту Сеппо Селуска. Мать Дануты являлась бывшей узницей концлагеря Освенцим.
Позже «скинхед» Сеппо Селуска был осуждён за пытки и убийство еврея-гея.
P.S. К сожалению, градоначальники Векшё в 2015 году демонтировали памятник.

Данута2.jpg
Данута.jpg
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 29592
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 12279
Откуда: СССР

Re: Исторические факты.

Сообщение Radugnyi »

Как написать законы, которые невозможно изменить
Автор: Сергей Левашов.

История Древней Греции хранит немало замечательных легенд, в которых порой есть интересные решения и для современных проблем. Например, как написать законы, которые невозможно изменить (ну почти). Хотите, как в Греции? Тогда вот вам рецепт от Залевка Локрийского: надо всего лишь взять веревку и…

Из дошедших до нас показаний очевидцев известно, что жизнь обычного люда в Древней Греции была совсем не сахар и не мёд. Горькая житуха закономерно провоцировала переселения обычных граждан из Греции куда подальше в поисках лучшей жизни. Именно так случилось с жителями Локриды, которые между VIII и VII вв. до н.э. массово съехали в Италию и основали там колонию - Локры Эпизефирские.



Со слов Аристотеля, эти «потомки беглых рабов и разбойников, воров и прелюбодеев... всегда жили вне законов, потому, что их не имели, а если была в них нужда, следовали чужим, принесенным извне». Ну то есть, нормальная, социально-активная часть греческого населения из низших слоев. Приехав на место, начали обустраиваться и через каких-то полвека сильно озадачились проблемой: место новое, люди все свои, аристократов нет, местные авторитеты уважаемы, а жизнь лучше не стала.



Тут следует сделать небольшое разъяснение. В стародавние времена греки жили по традициям, данным им богами. Нарушителей и осквернителей ждал «разбор полетов» в подземном царстве Аида, где три наследника Зевса – Минос, Радаманф и Эак – спрашивали с теней за умерших: кто по жизни был? под кем ходил? че мутил? Тех кто жил правильно, отправляли в Элизиум, страну «вечной радости и покоя», тех кто облажался – на Поле Вечных Мук. Вот, собственно, и все правила, которым новые итальянские колонисты следовали. Ясно, что для устройства нормальной, тем более лучшей жизни этого недостаточно. Некоторые традиции, правила и обычаи, конечно, существовали, но только в устной форме в виде рассказов уважаемых греков. То есть, по методу испорченного телефона на протяжении нескольких столетий. Остается только фантазировать, насколько менялись эти рассказы в пределах даже пары поколений.



В нашем случае положение колонистов усугублялось еще и совершенно разнородным составом, когда каждый рассказывал свои традиции, сообразно месту своего рождения и пониманию жизни. Поэтому попытки просто все это записать предсказуемо потерпели фиаско: рассказанных по памяти законов было явно больше, чем пишущих принадлежностей, и в какой-то момент папирус кончился, а законы нет. И то, что записали, вообще никуда не годилось. Поскольку компактное полисное проживание позволяло обсудить проблему коллективно, за пару дней и почти без мордобоя собравшиеся на площади города активисты сообща пришли к несложному выводу: это все потому, что у нас нет правильных и хороших законов, а те, что есть, никуда не годятся.



Итак, коллективный разум признал, что бардак нормативно-правового регулирования требует срочной формализации в виде простых, хороших и всем понятных законов, з а п и с а н н ы х на чем-нибудь, чтобы не забыть и не потерялось. Но кто их напишет? Явно надо спросить совета там, где точно должны знать. Поскольку Олимп далеко и ему пофиг на проблемы провинциального полиса, да и очередь к Зевсу, примерно в середине VII в. до н.э. локрийцы отправляют полномочную делегацию к Дельфийскому оракулу, с очень непростым вопросом «Что теперь делать-то?». Почти бесплатно этот древнегреческий Google ответил: «Скажите Залевку, мудрейшему из всех; слушайте его!»


«Окей, гугл» ответили делегаты, вернулись в Локры Эпизефирские, нашли Залевка и поставили перед фактом. Наш герой был не просто сам себе грек, а уважаемый, умный и образованный гражданин, судя по всему с немалым опытом переговоров – фесмофет (почему они не пришли к нему раньше, история умалчивает).

[quote]- Напиши нам правильные законы, а?

- Напишу. И даже бесплатно, но при условии, что вы все поклянетесь соблюдать их на веки вечные и не менять никогда.
[/quote]

Локрийцы забожились традиционным греческим «падлой буду, шоб мне Зевса не видать!» и сели ждать законов.


В 664 году до н.э. все было готово и Залевк на собрании лучших граждан Локриды огласил свое сочинение. Законы оказались настолько понятными, простыми и справедливыми для всех, что все с удивлением спросили автора, как ему удалось такое сложное и очень ответственное дело. Залевк ответил: «Приснилось».

В целом законы были достаточно суровыми, но народ это устраивало, потому что теперь все было понятно, что к чему, кто кому что должен или нет, где у кого права и обязанности, кому, как, кого и за что судить. Например, если до законов Залевка судили как придется и приговоры лепили от балды, то теперь все причастные к процессу подчинялись понятным правилам, когда конкретному преступлению назначалась заранее известная мера наказания. Такой подход имел и профилактический эффект, поскольку каждый заранее знал, сколько «стоит» по закону тот или иной косяк.



Главной фишкой юридической техники принятых законов были правила их изменения. Залевк написал, что следует считать «преступником всякого, кто вмешается в самые идеальные и самые справедливые законы Залевка». А чтобы исключить вмешательство, в закон занесли такие нормы:

«Если при разбирательстве какого-нибудь дела одна сторона будет толковать закон так, а другая сторона — иначе, обе спорящих стороны должны явиться в суд с веревками на шее, и чье толкование будет судом отвергнуто, тот должен на месте удавиться...»

«А если кому захочется, пусть явится в Народное собрание с петлей на шее, чтобы в случае провала предложения его можно было повесить с минимальными затратами для города».

За почти 300 лет применения свода Залевка в него не было добавлено ни одного изменения. No comments.



Примерно через сто с небольшим лет чарующий аромат процветания локрийцев привлек внимание соседей. Из сицилийского полиса Катана пришел некий гражданин Харонд, с вопросом:

[quote]- Как это вы так?

На что локрийцы ответили:

- А вот! - и показали ему свод законов Залевка.

- Умно! – ответил Харонд и пошел обратно, чтобы написать такой же, только лучше.[/quote]


В период между VI и V веками до н. э. в Катане и прочих халкидских колониях вышел сборник законов под авторством Харонда, банально сплагиаченный у локрийцев, но все же имевший некоторые улучшения под местные сицилийские реалии.

Например, у Залевка: «Если кто кому выколет глаз, то сам должен лишиться глаза». Харонд добавил: «... а если выколет одноглазому, то должен лишиться обоих»

Залевк установил: «Кто не имел детей и развелся, тому дозволяется взять новую жену». Харонд добавил: «…но не моложе прежней».

Если у Залевка: «Кто в первом браке сумел быть счастлив, тот не портит себе счастья; кто не сумел, тот не повторит несчастья», - то поправки Харонда не разрешали второй брак, если от первого оставались дети.

И напоследок байка о том, как собственные законы убили их автора.

Однажды Харонд возвращался с дачи и заехал на городское собрание, но в спешке и по запаре забыл снять с пояса меч. Являться и присутствовать с оружием там строго запрещалось законом, на что ему и указали собравшиеся:

- Ну, конечно, всем нарушать закон - нельзя, а Харонду - можно!

Но Харонд ответил с достоинством:

- Вовсе нет! Я специально пришел сюда с оружием, чтобы проверить действие своего закона, по которому нарушитель, кто бы он ни был, должен быть строго наказан!

После чего совершил сеппуку по-гречески – пронзил себе грудь мечом.


Такой подход к обязательности законов позднее очень поравился древним римлянам и был выражен в известной максиме:

Dura lex, sed lex.
(Закон суров, но закон)
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 29592
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 12279
Откуда: СССР

Re: Исторические факты.

Сообщение Radugnyi »

С чем ассоциируется любой современный медик? С белым халатом. Причем настолько сильно ассоциируется, что медиков часто называют просто - «люди в белых халатах», и всем ясно, о ком идет речь.

А ведь так было далеко не всегда. До середины позапрошлого века врачи о белом халате и слыхом не слыхивали, и ведать не ведали. И одевались очень по-разному. В средневековье - обычно в мантии, чтобы посолиднее выглядеть. Хотя были варианты… Например, если была эпидемия чумы, то медик выглядел очень экзотично. В первой половине XIX веке какой-то особой униформы для медиков не было. Одевались так, как было удобно. Могли надеть повседневную одежду, могли сюртук или партикулярный (гражданский) мундир. Медсестры носили длинные черные платья, белые фартуки, а на голове – белые платки.

Появление белого халата связана с появлением асептики и антисептики. Сначала венгерский врач-акушер Игнац Земмельвей предложил мыть руки перед работой с помощью раствора хлорной извести, что привело к снижению количества случаев родильной горячки. А спустя 20 лет шотландский хирург Джозеф Листер ввел целую систему мер обеззараживания медицинских инструментов, поверхностей, а также рук путем длительного мытья дезинфицирующими растворами.

Вот примерно в это время (в середине XIX века) и появился белый халат. Точную дату назвать не представляется возможным. По некоторым данным, автора белого халата был сам Земмельвей.

В России белый халат появился примерно в 80 годах XIX века. Когда появился и где- точно установить тоже не представляется возможным. В разных источниках написано по-разному. Кто-то считает, что первыми белые халаты стали носить военные хирурги во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов, кто-то называет московскую клинику Н. Склифосовского, кто-то называет в качестве первопроходца петербургский военный госпиталь.

А вот почему халат именно белый, то тут можно сказать достаточно точно. Во-первых, на белом халате очень хорошо заметны грязные пятна, таким образом, видно сразу, можно ли медика допускать к больным, или не стоит. И, во-вторых, на тот момент единственный способ дезинфекции одежды была частая стирка при высокой температуре с использованием хлоросодержащих моющих веществ, из-за чего любая одежда, кроме белой, выцветает.

Начиная с 50 годов XX века, когда появились другие методы асептики и антисептики, стали периодически появляться попытки заменить халаты белого цвета на медицинскую униформу других, более веселеньких расцветок – синюю, бирюзовую, зеленую.. Мол, медиков белый цвет ослепляет, а пациентов нервирует. Однако тут сразу же появилось и возражение – белый цвет давно стал символом медицины, и поэтому отказываться от белого халата не следует. Пока еще медицинское сообщество к единой точке зрения по поводу этому вопросу не пришло. Так что белый халат еще рано отправлять на заслуженную пенсию! Он еще послужит!
#Ганчук@catx2
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 29592
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 12279
Откуда: СССР

Re: Исторические факты.

Сообщение Radugnyi »

))
Пить или не пить? Пить!
Автор: Александр Морозов.
пьянство.png
В 18 веке пьянство перестало считаться грехом. Выпивка стала неотъемлемым атрибутом светской жизни. Но это там, у элиты. С ними-то все понятно: денег много, времени свободного тоже немало. А что с другими слоями населения?

Вот тут уже интереснее. Чтобы скрасить тяготы и лишения военного похода, солдаты могли получить до 4 литров пива ежедневно, а матросам полагалось 4 чарки (почти пол-литра) водки еженедельно. А также, по усмотрению врача, в лечебных целях, можно было получить порцию вина. Это объяснялось его целебными свойствами. Но это в походе, а вот если войска стояли, и вокруг них тут же начинали роиться маркитанты, предлагая всякое нехорошее. Здесь уже требовалось вмешаться, что и сделал Петр, ужесточив наказания за проступки, совершенные по пьяни. Теперь алкогольное опьянение стало отягчающим обстоятельством «..ибо в таком случае пьянство никого не извиняет, понеже он в пьянстве уже непристойное дело учинил..» Но это по уставу, а в жизни могло быть иначе, особенно в гвардии. Так в 1741 году были жалобы, что солдаты являлись на службу грязные, убегали в самоволку, играли в карты, дебоширили в кабаках «и бляцких домах», а также чинили обиды обывателям, дрались и стреляли на улице. Находились и такие, кто даже при такой вольнице умудрялся отличиться. Пьяный преображенец А. Фадеев стащил из царского дворца столовое серебро и медные кастрюли. Другой гвардеец, Г. Наумов, решил пострелять денег у французского посла, вломившись к нему в дом. А вот сержант Невского полка А. Ярославцев вообще всех переплюнул. После хорошего кутежа решил прогуляться с новой знакомой, а тут императрица эта, со своим экипажем. Капитан решил дорогу не уступать, и устроил знатную перебранку. Впоследствии вспоминал: «Экая-де великая диковинка, что выбранили-де мы генерала и ездовых. И сама-де государыня такой же человек. Как и я, только тем преимущество имеет, что царствует». Начальство же особых мер не принимало, ограничиваясь лишь приказами, чтобы не было пьяных в строю во время парадов и смотров.
пьянство2.jpg
Бюрократы от служивых пытались не отставать. Хотя отношение к их проделкам было строже. За пьянство могли арестовать, посадить на цепь, отправить в солдаты. Тем не менее, зачастую чиновники уходили среди рабочего дня в питейный дом и не возвращались, или возвращались, но служебные обязанности исполнять были не в состоянии. И ладно, если приказной был «стар, слаб и пьян», его уволить не проблема. Хуже, если он «в канцелярских делах знание и искусство имеет, токмо пьянствует». Были, конечно, и те, кто служили ревностно, хорошо владели грамотой, но таких становилось все меньше, и кадровый голод заставлял мириться со слабостями некоторых сотрудников. В 1737 году 17 чиновников из воеводской канцелярии попали под суд за растраты. Из них 13, помимо растрат, отлучались на пьянство и плохо умели писать. Иногда такой образ жизни приводил к трагическим последствиям. Писарь Шляхетского кадетского корпуса в 1747 году с 13 по 22 апреля был в запое, а с 22 по 29 в депрессии, 4 раза пытался утопиться в Неве, в конце концов его отправили в монастырь.

Кстати, насчёт монастырей. Там тоже веселиться умели. Однажды епископ Севский приехал в гости в монастырь недалеко от Глухова, а местный архиерей принялся веселить гостей. Тамада из него вышел хороший: выпили и пошли палить из пушек, и звонить в колокола, кому не досталось тянуть за веревку, тот бил в колокол палкой. Вскоре туда приехала комиссия из святейшего Синода! Как раз по душу архиерея. Жалоба поступила, что он только пьет, в церковь не ходит, всегда босиком, еще и монахов безвинно наказывает. Решили обсудить это на обеде у земского судьи. И в ходе обеда, подвыпив, решили устроить файер-шоу, дам фейерверками напугать. Но наш герой снова отличился: «Мой архиерей, зажегши сам на свече фонтан, бросил на петропавловского архиерея и трафил ему в самую бороду. Борода сильно засвирищела и бросилась к бегающим, смеющимся, кричащим, ахающим чепчикам (дамам) и составила странную группу». Низшее духовенство не отставало от своих начальников. Андрей Болотов, помещик и агроном, считал, что, все, кто учился в семинариях, становились там пьяницами, и приводит в пример Богородицкого попа, который вообще не понятно, как службы вел, вечно кривой ходил, а затем «был на сговоре у мещанина, пил вино до тех пор, покуда тут и умер», а лекарь под давлением церковного начальства написал, что смерть произошла в результате болезней. Синод пытался бороться с этим пагубным явлением внутренними силами, но успеха это не имело. Дошло до того, что за пьяных священнослужителей стали объявлять награды: за священника 1 рубль, за дьякона 75 копеек, за церковника 50 копеек.
пьянство3.jpg
В школах ситуация была не лучше. Работа преподавателя всегда была полна стрессов, только вот в 18 веке антистрессовых игрушек еще не было. Вот и приходилось пить. Один вологодский учитель отличился не только любовью «замахнуть» перед уроком, но и собственной системой оценивания: «если ученик запинался, тогда ругательства сыпались градом. Чертова заслонка, филин запечной, кобылья рожа и подобные фразы делом обычным. Дураком и канальей называл он в похвалу». Можно подумать, что это был единичный случай, но скорее всего это не так. В 1814 году Министерство народного просвещения издаст циркуляр, в котором признают, что пьяные учителя неспособны к отправлению должностных обязанностей, и впредь за пьянство они будут уволены без аттестата и «распубликованы в ведомостях».


Такие дела. Только народ втянулся, как тут же стали бить по рукам. Просвещение у них, видите ли, простому человеку уже и выпить нельзя! Или можно? Конечно можно. Только места знать надо. Но об этом потом.

Желаю, чтобы все!

Источники:

И. В. Курукин, Е.А. Никулина «Повседневная жизнь русского кабака».

В.В. Похлебкин «История водки»
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 29592
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 12279
Откуда: СССР

Re: Исторические факты.

Сообщение Radugnyi »

С просторов интернета, за фейковость не ручаюсь))

Пятница 13 - проклятие тамплиеров

Пятница 13-ое считается проклятым днем. В этот день 13 октября 1307 объединенными усилиями Папы Римского Клемента V и короля Франции Филиппа Красивого были арестованы рыцари ордена Тамплиеров. Орден Тамплиеров был самым могущественным и самым загадочным религиозным орденом за всю историю человечества. Это было политическое, религиозное и финансовое не государственное образование, словно куклами управляющее королями, папами, войнами и судьбами всех христианских государств. Орден Тамплиеров официально заявил о себе во время Первого Крестового Похода, однако, есть неподтвержденные сведения, что до этого орден существовал уже не менее тысячи лет. Орден был создан якобы для охраны паломников в Святой Земле и во главе его встал благородный рыцарь Гуго де Пейн. На самом же деле, паломникам предложили не только охрану, но и... банковские услуги. Рыцари, возвращавшиеся из крестовых походов с богатой добычей рисковали быть ограбленными. Тамплиеры выдавали рыцарям особые грамоты, принимая от них богатства в Святой Земле. В своей стране рыцари могли предъявить грамоту любому тамплиеру и получить полностью или частично сумму, переданную в орден в Святой Земле. Основа современной банковской системы была заложена Тамплиерами. Благодаря умелой организации, разветвленной сети представителей ордена, обладания огромными материальными и нематериальными сокровищами, тамплиеры приобрели невиданную власть. Их уважали и боялись.

Кроме банковской системы, тамплиерами была изобретена система пиара. Тамплиеры выступали в качестве щедрых меценатов -покровителей искусств и менестрели восхваляли романтические подвиги, щедрость, бескорыстие и отвагу благородных рыцарей. Но, как это часто бывает, власть и могущество вызывает большое недовольство у тех, кому она принадлежит по праву рождения. Таким был король Франции Филипп Красивый. Это был сильный, властный, грозный монарх, подмявший под себя даже папский престол и назначивший своего, полностью зависимого папу Климента V. Под видом борьбы с ересью и колдовством, руками папы Климента V Филипп Красивый арестовал тамплиеров в один день 13 октября 1307, затем приговорил их к казни, самых могущественных сжег на костре, остальных же попросту ограбил и изгнал из страны. Как ни был силен и мудр король Филипп Красивый, одного он не смог учесть в силу своего исключительно прагматического ума - тамплиерам была дана не только власть политическая и власть финансовая. Была у них власть мистическая. Они владели всеми древними тайнами. Чем и воспользовался во время казни Великий магистр ордена Жак де Моле - он проклял папу Климента V, короля Филиппа Красивого и весь род Капетингов. Род Капетингов быстро и трагически прервался, поскольку все его представители погибли при загадочных обстоятельствах один за другим. Он проклял день, когда состоялся арест тамплиеров - пятницу 13-е. И теперь этот проклятый день вызывает ужас у многих людей.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 29592
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 12279
Откуда: СССР

Re: Исторические факты.

Сообщение Radugnyi »

Очень интересно тетка про историю Индии рассказывает. ИМХО.

Касты, бедность, Болливуд: что мы знаем об Индии?

Историк Евгения Ванина в Рубке ПостНауки.
Как зародились индуизм и буддизм? Чем отличается ценностный мир жителя Индии и Европы? Существует ли разделение на касты до сих пор? Обсудим в Рубке ПостНауки.

"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 29592
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 12279
Откуда: СССР

Re: Исторические факты.

Сообщение Radugnyi »

[quote]Славяне должны на нас работать. В той мере, в какой они нам не нужны, они могут вымирать. Поэтому обязательное проведение прививок и медицинское обслуживание со стороны немцев является излишним. Размножение славян нежелательно. Они могут пользоваться противозачаточными средствами и делать аборты, и чем больше, тем лучше. Образование опасно. Для них достаточно уметь считать до ста. В лучшем случае приемлемо образование, которое готовит для нас полезных марионеток.[/quote]

Мартин Борман. Нюрнбергский процесс. Сборник материалов. Т. 2. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1954.

[quote]Не должно существовать польских хозяев, там, где они будут, как бы жестоко это ни звучало, их следует уничтожать…Должны быть уничтожены все представители польской интеллигенции — это звучит жестоко, но таков жизненный закон… Священники будут оплачиваться нами и за это станут проповедовать то, что мы захотим. Если найдется священник, который будет действовать иначе, разговор с ним будет короткий. Задача священника заключается в том, чтобы держать поляков спокойными, глупыми и тупоумными. Это — полностью в наших интересах…Последний немецкий рабочий и последний немецкий крестьянин должен всегда стоять в экономическом отношении выше любого поляка.[/quote]

Мартин Борман. Нюрнбергский процесс. Сборник материалов. Т. 1. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1954.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Ответить