Я

Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Я

Сообщение Radugnyi »

Фальшивое Я

Когда условия развития ребенка не позволяют реализовать потребности роста Истинного Я, в психике ребенка появляется вспомогательная структура. Фальшивое Я отвечает на чрезмерные для личности запросы окружения, действуя реактивно, всегда в ответ на стимулы извне. Развитие истинного Я приостанавливается и ждет подходящих условий. Иногда проходят годы, прежде чем человек получает возможность (например, в кабинете психотерапевта) продолжить это увлекательное путешествие.

Со временем человек начинает проявлять поисковую активность. Именно в момент, когда получается удовлетворить запросы окружения, человек чувствует себя живым. У здоровых людей Фальшивое Я проявляется в принятии общественных правил, традиций, понимании внешних ожиданий. Но никогда стремление соответствовать этим внешним требованиям не оказывается ведущим мотивом.

«Радость – спрятаться и катастрофа – не быть найденным».

Винникотт, по мнению исследователя Адама Филипса, выделяет несколько уровней присутствия Фальшивого Я:

1. Когда оно полностью замещает Истинное Я, спрятанное так глубоко, что кажется отсутствующим напрочь.

2. Фальшивое Я защищает Истинное Я, которое осознается как потенциал и живет своей тайной жизнью.

3. Главная «забота» Фальшивого Я – поиск и поддержание условий, в которых будет возможно существование Истинного Я. Фальшивое Я защищает от непризнания Истинное Я.

4. Фальшивое Я представлено как обычное адаптивное поведение в виде «манер» и «воспитания». Простая вежливость, когда человек умеет разделить свою личную жизнь и общественную, не будучи «душой нараспашку», как раз сама по себе и предполагает наличие этой скрытой от большинства личной жизни.

У Истинного Я нет никаких градаций. Оно просто есть. Его особенности таковы:

1. Истинное Я – начало и причина способности человека от теории переходить к спонтанным догадкам и предположениям.

2. Только Истинное Я может быть творческим и переживаться как настоящее. Оно – источник подлинного в человеке.

3. Оно связано с телесным ощущением себя живым.

4. Оно стоит в начале всего, порождая активность, а не только пассивно реагируя на стимулы извне. Оно первично.

5. Истинное Я – двигатель и основа творчества.

Здесь надо добавить, что Винникотт никогда не сужал рамки творчества (creativity) только способностью создавать произведения искусства.

Способность к творческому проживанию каждого момента бытия он видел одним из основных критериев психического здоровья человека.

Скука же, наоборот, казалось ему проявлением болезни: «Если к вам подходит человек и разговаривает с вами, а вы, слушая его, чувствуете что он вам оочень скучен, тогда он болен, и ему необходимо лечение».
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Я

Сообщение Radugnyi »

Человек говорит вам: «Я не знаю, чего хочу!» и сокрушается. При этом, он же не лежит на диване пластом, он и погулять любит, и потусить, музыку послушать, в игры поиграть, киношки и сторисы смотреть, фоткаться и постить эти фоточки в соцсетях, ожидая лайков и восторженных отзывов.

Если у человека ничего не болит, нигде не давит, крыша над головой не течёт, какие-то грошики на еду есть, а ещё беспечное чувство свободы, внимание со стороны потенциальных сексуальных партнёров... Он же упакован по всем трём базовым инстинктам! Чего ещё желать?

Так что давайте вслушаемся в это трогательное страдание: «Я не знаю, чего хочу…». Но это только поза, «фигура», как сказал бы Ролан Барт. Ему банально неловко признать, что это и есть уровень его амбиций, а на большее у него нет – ни стремлений, ни внутреннего объёма.

Предложите такому человеку что-нибудь поделать: работу какую-нибудь, проект. Что он вам скажет? «Нет, не интересно», «Нет, я это не умею», «Нет, думаю, это не моё». И когда прозвучит, наконец, «Мне бы чего-то другого хотелось»… И даже знаю, что именно – ничего не делать!

Одна проблема: стыдно признать, что такая твоя жизнь тебя на самом деле – с учётом приходов-расходов – устраивает. Просто стыдно в нашем обществе, вроде как, не хотеть чего-то добиваться. Стыдно, когда нечем похвастаться, стыдно не хотеть делать дела какие-то, в обществе уважаемые.

Но всегда же можно сказать: «Да нет, я нормальный, хороший. Просто не знаю, чего хочу». И вроде бы нашёл отговорку – мол, не я плохой, а жизнь такая.

Знаете, что такое стыд? Если верить одному из лучших специалистов по этой теме, Кэрролу Э. Изарду, стыд – это когда вы сделали что-то такое, что вам хотелось, но обществом осуждается, и вас за этим делом застали.

Вот что такое стыд: нежелание, чтобы другие знали правду о тебе и о твоих желаниях. И тут, наконец, всё сходится одно к одному – понятно, почему человек живёт так, как хочет, но делает вид, что желает другой жизни.

Другая жизнь потребует от него другой жизни – вложений сил, самоотверженности, ответственности, – но для кого-то всё это и не жизнь вовсе, а мука. Что ж нам теперь, винить такого человека за это?

Пост из Instagram @kurpatov_official от 13.10.2019
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Aivery
Хранитель
Сообщения: 13898
Зарегистрирован: 02 май 2015, 07:35
Репутация: 3077

Re: Я

Сообщение Aivery »

Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем.
Мы можем властвовать над тем и контролировать все то,
с чем мы себя растождествили.

Опыт сущностного самоосознания, осознания себя собой (я – это "я") неявно присутствует в сознании любого человека. Именно опыт такого рода отличает наше сознание от сознания животных – существ сознательных, но не самосознательных. Вместе с тем люди сознают себя, как правило, не столько явно, сколько "неявно". Они сознают себя очень смутно и искаженно, ибо самоосознание их обычно смешано с содержаниями сознания и скрыто этими содержаниями.
Непрерывный поток различных восприятий затуманивает ясность сознавания, приводя к ошибочному отождествлению себя с содержанием сознания, а не сознаванием как таковым. Чтобы сделать явным свое самоосознание, нужно сперва растождествить себя с содержаниями сознания.

Конкретно говоря, большинство людей отождествляют себя с тем содержанием сознания, которое вызывает у них в данный момент чувство наибольшей полноты жизни, кажется им самым настоящим, самым глубоким,

Обычно такое отождествление себя с какой-то своей частью связано с ведущей психической функцией или главной ролью, которую мы играем в жизни. Отождествление может принимать самые разнообразные формы. Некоторые люди отождествляют себя со своим телом. Они переживают себя, а нередко и говорят о себе преимущественно в категориях физических ощущений; иными словами, они живут так, как если бы были своим телом. Другие отождествляются со своими чувствами; они переживают и описывают свою жизнь языком чувств, считая их центральной и самой близкой себе частью своей натуры, тогда как мысли и ощущения воспринимаются ими как нечто отвлеченное и даже несколько обособленное. Те, кто отождествляется со своим умом, предпочитают описывать себя языком интеллектуальных конструкций, – даже тогда, когда их спрашивают о том, что они чувствуют. Нередко они считают чувства и ощущения чем-то второстепенным, недостойным внимания и почти не осознают их. Многие отождествляются со своей ролью; при этом они живут, работают и воспринимают себя в рамках этой роли, например, роли "матери", "мужа", "жены", "студента", "предпринимателя", "учителя" и т.д.

Такое отождествление себя с одной из своих частей может какое-то время вполне удовлетворять человека; но оно имеет серьезные недостатки. Оно не позволяет обрести опыт раскрытия себя для себя, опыт глубинного отождествления с самим собой, познания истинного себя. Оно исключает или значительно понижает способность к отождествлению с остальными частями личности, способность радоваться им и полноценно использовать их. В результате такого частичного самоотождествления "нормальное" самопроявление человека ограничено и являет миру лишь часть того, кем он может быть. Осознание или даже смутное ощущение того, что он по какой-то причине не имеет доступа к осуществлению значительной части своих возможностей, может вызвать у человека подавленное состояние и болезненное чувство неполноценности.

Продолжительное отождествление со своей ролью или ведущей функцией часто и почти неизбежно приводит в конечном счете к осложнению жизненной ситуации, рано или поздно давая о себе знать чувством утраты и даже отчаяния, как в случае со спортсменом, который теряет с возрастом свою силу, актрисой, очарование которой блекнет, матерью, дети которой вырастают и покидают ее, или учеником, который оказывается подавлен грузом новой ответственности после окончания школы. Подобные ситуации могут вызвать серьезный и нередко весьма болезненный кризис. Его можно расценивать как своего рода психологическое "умирание". Никакие судорожные попытки сохранить свою жизнь в рамках прежней самотождественности здесь не помогут. Единственно верным решением проблемы может быть лишь "второе рождение", то есть новое и более широкое отождествление. Иногда в этот процесс вовлекается вся личность, что приводит к ее пробуждению или "рождению" на новом уровне бытия. Процесс такого умирания и возрождения был символически представлен в ритуалах различных мистерий, он переживался и описывался в религиозных терминах многими мистиками. В настоящее время он заново открыт и осмыслен как процесс обретения надличного опыта.

Нередко этот процесс протекает без ясного понимания его значения, а зачастую и вопреки воле и желанию вовлеченного индивида. Но сознательное, целенаправленное и добровольное содействие со стороны последнего может в огромной степени облегчить протекание кризиса и ускорить его благополучное разрешение.

Лучше всего это делать путем целенаправленного упражнения в растождествлении и самоотождествлении. Благодаря этому вы можете обрести свободу и способность выбирать отождествление или растождествление с любой из сторон своей личности, в зависимости от того, что вам представляется в той или иной ситуации более уместным. Тем самым вы можете научиться владеть, управлять и пользоваться всеми составляющими своей личности, объединяя их в одно гармоничное целое. Поэтому данное упражнение в практике психосинтеза считается основным.

Предлагаемое упражнение служит средством прояснения самоосознания и развития способности сосредоточивать внимание на любом из основных элементов личности. При этом вы будете все яснее сознавать их отличительные особенности и сможете изучать последние, сохраняя позицию невовлеченного наблюдателя, понимающего, что наблюдатель отличается от наблюдаемого.

Первый этап описываемого ниже упражнения – растождествление – состоит из трех частей, связанных с физической, эмоциональной и умственной составляющими личности. Затем следует этап самоотождествления. Как будет показано далее, с обретением некоторого опыта вы сможете при необходимости расширить или видоизменить это упражнение.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Сядьте удобно и расслабьтесь; медленно сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов (перед этим можно выполнить упражнения по расслаблению). После этого медленно и осмысленно скажите себе следующее:



Я обладаю телом, но я не тело. Мое тело может быть здоровым или больным, усталым или отдохнувшим, но все это никак не затрагивает меня самого, моего подлинного "я". Я ценю свое тело как инструмент познания и деятельности в окружающем меня мире, но оно не более чем мой инструмент. Я берегу его и стремлюсь поддерживать в добром здравии, но я – не оно. Я обладаю телом, но я не тело.
Теперь закройте глаза и повторите про себя вкратце общий смысл этого утверждения, а затем постепенно сконцентрируйте свое внимание на основной идее: "я обладаю телом, но я не тело". Попытайтесь по мере возможности сознавать это как факт личного опыта. Затем откройте глаза и переходите к следующим двум частям упражнения.



Я обладаю чувствами, но я не чувства . Мои чувства многообразны, изменчивы, подчас противоречивы. Они могут переходить от любви к ненависти, от спокойствия к гневу, от радости к горю, тогда как сущность моя, истинная моя природа не меняется. "Я" остается неизменным. Иногда меня может захлестнуть волна гнева, но я знаю, что со временем это пройдет, и поэтому я – не гнев. Совершенно очевидно, что мои чувства – не я. Поскольку я могу наблюдать и понимать свои чувства, постепенно учиться управлять ими, пользоваться ими и гармонично их интегрировать, совершенно очевидно, что я – не чувства . Я обладаю чувствами, но я не чувства .


Я обладаю умом, но я не ум. Мой ум – ценный инструмент исследования и самовыражения, но он не представляет собой моей сути. Его содержание постоянно меняется, обогащаясь новыми идеями, знаниями и опытом. Иногда он меня не слушается. Следовательно, он не может быть назван мною. Это не я, а мой орган познания внешнего и внутреннего мира. Я обладаю умом, но я не ум.
Далее следует этап отождествления. Говорите себе медленно и осмысленно:



После растождествления себя с содержанием своего сознания (ощущениями, чувствами, мыслями), я сознаю, что я – центр чистого самосознавания. Я – центр волеизъявления, способный наблюдать все свои психические функции и физическое тело, а также управлять ими и применять их.
Сосредоточьтесь на основной идее: "Я – центр чистого самосознавания и воли". Попытайтесь по мере возможности осознать это как факт личного опыта.

Цель настоящего упражнения – войти в особое состояние сознания; как только эта цель будет достигнута, большинство процедурных деталей упражнения может быть опущено. Таким образом, обретя некоторую практику, вы можете видоизменить упражнение и быстро проходить этапы растождествления, используя лишь основное высказывание каждого этапа и сосредотачиваясь на его непосредственном переживании:



Я обладаю телом, но я не тело.
Я обладаю чувствами, но я не чувства.
Я обладаю умом, но я не ум.
После этого полезно будет глубже поразмыслить над этапом самоотождествления в следующем ключе:



Кто я в таком случае? Что остается после того как я растождествился со своим телом, ощущениями, чувствами, желаниями, умом, действиями? Сущность моего "я" – это центр чистого самосознавания. Это то, что остается неизменным в вечно изменчивом потоке моей жизни. Это то, что дает мне ощущение бытия, постоянства, внутреннего равновесия. Я утверждаю свое тождество с этим центром и сознаю его устойчивость и силу.
(Пауза)

Я признаю и утверждаю себя центром чистого самосознавания и творческой энергии. Я сознаю, что из центра истинной самотождественности я могу научиться наблюдать, управлять и согласовывать между собой все свои психические функции и физическое тело. Я хочу постоянно пребывать в этом центре, чтобы облегчить свою повседневную жизнь и придать своей жизни в целом более глубокий смысл, сделать ее более целенаправленной,

По мере того, как внимание в ходе освоения упражнения будет смещаться на соответствующее состояние сознания, процедуру этапа отождествления можно будет сократить. Конечная цель совершенствования в данном упражнении состоит в том, чтобы, быстро пройдя все фазы растождествления, пребывать в "я" столько, сколько нужно. Когда это достигнуто, то при желании можно в любой момент растождествиться с любой слишком сильной эмоцией, раздражающей мыслью, неуместной ролью и т.п., заняв позицию невовлеченного наблюдателя, которая позволяет яснее увидеть значение ситуации, ее причины и наилучшую линию поведения при сложившихся обстоятельствах.

Было обнаружено, что это упражнение дает больший эффект, если выполняется ежедневно, лучше всего в начале дня. Желательно выполнять его вскоре после пробуждения и рассматривать как символическое второе пробуждение. Кроме того, очень полезно повторять его в сжатой форме по несколько раз в день, входя в состояние растождествленного сознавания себя собой, сознавания себя как "я".

Вы можете видоизменять это упражнение в соответствии со своими целями и жизненными потребностями, добавляя новые стадии растождествления, которые бы охватывали другие составные части личности помимо трех основных (физической, эмоциональной и умственной), а также различные субличности, роли и т.д. Его можно начинать также с растождествления со своей материальной собственностью. Ниже приводятся некоторые примеры:

Я обладаю желаниями, но я не желания. Желания порождаются физическими или эмоциональными влечениями и другими воздействиями. Нередко они изменчивы и противоречивы, сопровождаются чередованием симпатии и антипатии; следовательно, они не я. "Я обладаю желаниями, но я не желания". (Лучше всего поставить это высказывание между эмоциональной и умственной фазами растождествления.)

Я вовлечен в различные виды деятельности и играю множество ролей. Я должен играть эти роли, и я хочу играть их как можно лучше, будет ли это роль сына или отца, жены или мужа, учителя или ученика, художника или чиновника. Но я не только сын, отец или художник. Это не более чем роли – частные роли, которые я добровольно играю, будучи в состоянии наблюдать за своей игрой. Следовательно, эти роли – не я. Я – это я, и я не только актер, но и режиссер данного представления.

Это упражнение может выполняться в группах. Ведущий читает соответствующие высказывания, а участники слушают с закрытыми глазами, чтобы глубже воспринять значение слов.

Примечание: Существует еще два широко распространенных варианта фразы "я обладаю..., но я не...":



"Я обладаю..., и я не..."
"Я обладаю..., но я нечто большее чем..."
По материалам книги Тома Йоуменса "Практикум по психосинтезу".
Vadim
Хранитель
Сообщения: 22323
Зарегистрирован: 01 май 2015, 12:41
Репутация: 11074

Re: Я

Сообщение Vadim »

Хороший эффект даёт эта технология при подкреплении ЛСД или других наркотических препаратов, это исследовал прародитель трансперсональщины Гроф.
Главное, чтобы было кому потом деперсонализированное тело оттащить к психиатру.
Изображение
Aivery
Хранитель
Сообщения: 13898
Зарегистрирован: 02 май 2015, 07:35
Репутация: 3077

Re: Я

Сообщение Aivery »

Vadim писал(а):Хороший эффект даёт эта технология при подкреплении ЛСД или других наркотических препаратов, это исследовал прародитель трансперсональщины Гроф.
Главное, чтобы было кому потом деперсонализированное тело оттащить к психиатру.
ой не утрируй...
меня вот к психиатру никто не таскал...
наоборот, подобные упражнения помогли мне решать свои проблемы самостоятельно, без услуг психиатра.
так что все индивидуально.
Vadim
Хранитель
Сообщения: 22323
Зарегистрирован: 01 май 2015, 12:41
Репутация: 11074

Re: Я

Сообщение Vadim »

Aivery писал(а): ой не утрируй...
меня вот к психиатру никто не таскал...
наоборот, подобные упражнения помогли мне решать свои проблемы самостоятельно, без услуг психиатра.
так что все индивидуально.
Я не утрирую.
Психотренинги, аналогичные приведённому выше, это просто казуистика, построенная на заведомо ложном утверждении. Эксплуатируется свободная трактовка понятия "личность, Я", и самого механизма отождествления.
Изображение
Vadim
Хранитель
Сообщения: 22323
Зарегистрирован: 01 май 2015, 12:41
Репутация: 11074

Re: Я

Сообщение Vadim »

Aivery писал(а): ой не утрируй...
меня вот к психиатру никто не таскал...
наоборот, подобные упражнения помогли мне решать свои проблемы самостоятельно, без услуг психиатра.
так что все индивидуально.
Да каие у тебя были проблемы?) Ты обычный, рефлексирующий, а сказки про гипотетическую возможность разотождествить себя, и таким образом ослабить фрустрацию, просто дают тебе понимание - ныть не обязательно по всякому поводу))
Ну, если другими путями понимание это недоступно, то и такой способ вполне. Главное не увлекаться, и не терять критичности, попадая в зависимость от того или иного Гуру-мудреца, болтающего всякую фигню.
Лучше отстранённо читать этого чревовещателя, и не отождествлять его с собой (чего адепты не могут уловить в себе)), на этом построена проективная идентификация, широко используемая всякими Гуру и Учителям.
А вот когда происходит потеря Я, вот тогда нужно к психиатру. И ты сам этого понимать уже не будешь - оттащат другие, если будет кому, - возвращать в реальную жизнь.
Изображение
Aivery
Хранитель
Сообщения: 13898
Зарегистрирован: 02 май 2015, 07:35
Репутация: 3077

Re: Я

Сообщение Aivery »

Vadim писал(а): А вот когда происходит потеря Я, вот тогда нужно к психиатру. И ты сам этого понимать уже не будешь - оттащат другие, если будет кому, - возвращать в реальную жизнь.
а в чем выражается эта потеря ?
разве деперсонализация и дереализация не из этой оперы ?
Aivery
Хранитель
Сообщения: 13898
Зарегистрирован: 02 май 2015, 07:35
Репутация: 3077

Re: Я

Сообщение Aivery »

Vadim писал(а): Я не утрирую.
Психотренинги, аналогичные приведённому выше, это просто казуистика, построенная на заведомо ложном утверждении. Эксплуатируется свободная трактовка понятия "личность, Я", и самого механизма отождествления.
тогда как пояснить способность наблюдать себя со стороны и видеть свои реакции, те самые рефлексии, находить их причину и тем самым избавляться от них ?
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Я

Сообщение Radugnyi »

Aivery писал(а): тогда как пояснить способность наблюдать себя со стороны и видеть свои реакции, те самые рефлексии, находить их причину и тем самым избавляться от них ?
Эволюционной психогенетикой! .120
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Aivery
Хранитель
Сообщения: 13898
Зарегистрирован: 02 май 2015, 07:35
Репутация: 3077

Re: Я

Сообщение Aivery »

Radugnyi писал(а): Эволюционной психогенетикой! .120
так я типа нахожусь на пике эволюционных процессов ? )))
круто! ))))
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Я

Сообщение Radugnyi »

Aivery писал(а): так я типа нахожусь на пике эволюционных процессов ? )))
круто! ))))
Ага - в зародыше))) (я шучу)
А если серьёзно, то про рефлексию в разрезе эволюции и правда интересно, я про эусоциальность книгу в открытом доступе не нашла пока, читаю про творчество, так вот в какой-то момент (по некоторым данным с начала мясоедения) возникла потребность в совместном труде, а значит и потребность предсказывать ближайшее будущее, точнее прогнозировать, наряду с прогнозом поведения сородичей в группе, согласно их статусу, чтобы координировать и выбирать наиболее эффективную стратегию поведения. Так и появилась рефлексия и рефлексия мышления, за счёт чего увеличились и лобные доли представителей хомо.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Aivery
Хранитель
Сообщения: 13898
Зарегистрирован: 02 май 2015, 07:35
Репутация: 3077

Re: Я

Сообщение Aivery »

Radugnyi писал(а):так вот в какой-то момент (по некоторым данным с начала мясоедения) возникла потребность в совместном труде
а что, был период когда жили по одиночке и мясо не ели ? 0_о
Vadim
Хранитель
Сообщения: 22323
Зарегистрирован: 01 май 2015, 12:41
Репутация: 11074

Re: Я

Сообщение Vadim »

Вот, Димыч, дельная психотехника. Наверняка работает.
74572210_2307388442699311_3213343403852955648_n.jpg
з.ы. метафорически, о связи болтовни про отождествление с реальностью))
Изображение
Aivery
Хранитель
Сообщения: 13898
Зарегистрирован: 02 май 2015, 07:35
Репутация: 3077

Re: Я

Сообщение Aivery »

Vadim писал(а): з.ы. метафорически, о связи болтовни про отождествление с реальностью))
дело то не только в болтовне.
есть же выражение - посмотреть на себя со стороны.
чего это с точки зрения психологии ?
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Я

Сообщение Radugnyi »

Aivery писал(а): а что, был период когда жили по одиночке и мясо не ели ? 0_о
Да, сотни тысяч лет назад, наши предки жили в лесах, питались грибами -ягодами -листьями и размножались по случаю.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Я

Сообщение Radugnyi »

Aivery писал(а): дело то не только в болтовне.
есть же выражение - посмотреть на себя со стороны.
чего это с точки зрения психологии ?
Субъект -объектное отношение. То есть, отношение к себе и как стороны, которая осуществляет воздействие и, одновременно, как стороны, на которое это воздействие направлено.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Aivery
Хранитель
Сообщения: 13898
Зарегистрирован: 02 май 2015, 07:35
Репутация: 3077

Re: Я

Сообщение Aivery »

Radugnyi писал(а): Да, сотни тысяч лет назад, наши предки жили в лесах, питались грибами -ягодами -листьями и размножались по случаю.
а какие есть доказательства подобного предположения ?
Aivery
Хранитель
Сообщения: 13898
Зарегистрирован: 02 май 2015, 07:35
Репутация: 3077

Re: Я

Сообщение Aivery »

Radugnyi писал(а): Субъект -объектное отношение. То есть, отношение к себе и как стороны, которая осуществляет воздействие и, одновременно, как стороны, на которое это воздействие направлено.
а как это возможно одновременно ?
и считается ли это отклонением или признаком зрелости ?
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Я

Сообщение Radugnyi »

Aivery писал(а): а какие есть доказательства подобного предположения ?
Археологические раскопки, изучение ДНК древних животных, наблюдение за жизнью различных видов в живой природе, изучение диких племён, которые свой уклад сохранили до наших дней. Ты знал, что в Австралии до сих пор в лесах живут племена - людоеды? Австралия вообще уникальный континент, только там сохранились до нашего времени переходные виды животных. Утконос, например, самки откладывают яйца, но при этом вскармливают детёнышей молоком.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Ответить