ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Сообщение Radugnyi »

Основные теоретические направления исследования личности.

ЛИЧНОСТЬ - человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других (В. И. Слободчиков; Е.И. Исаев).

ЛИЧНОСТЬ - дееспособный член общества, сознающий свою роль в нём (К.К. Платонов).

ЛИЧНОСТЬ - совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия (С.Л. Рубинштейн).

ЛИЧНОСТЬ - субъект и объект общественных отношений (А.Г. Ковалёв).

ЛИЧНОСТЬ - это прижизненное целостно-структурное образование, отражающее социальную сущность человека, как сознательного субъекта познания, общения (краткий психологический словарь).

СУЩЕСТВУЕТ ОКОЛО 50 ТЕОРИЙ ЛИЧНОСТИ.

1). З. Фрейд и психоанализ.
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ:
ИД ("оно") - исходная суть для остальных проявлений личности; биологично по природе и содержит в себе источник энергии для всех инстанций в структуре личности. Ид примитивно и неорганизовано, не меняется по мере развития и достижения зрелого возраста. ЗАДАЧА ИД: ослабление напряжения, усиление удовольствия, доведение до минимума состояний дискомфорта. Выполняется с помощью рефлекторных действий и психических процессов в других областях психики. Ид - почти полностью бессознательно. Включает в себя примитивные мысли.

ЭГО ("Я") - находится в контакте с внешним миром. Развивается по мере того, как ребёнок начинает осознавать свою собственную индивидуальность. Для того, чтобы выполнить это, эго защищает ид, но также питается его энергией. ЗАДАЧА ЭГО: обеспечение жизнеспособности личности, безопасности и здоровой психики.
Деятельность эго заключается в регулировании уровня напряжения, создаваемого внутренними или внешними раздражителями.

СУПЕРЭГО ("Сверх - Я") - образуется из ЭГО. Служит судьёй или цензором поступков и мыслей эго (мораль, стандарты поведения, запреты для личности). ФУНКЦИИ СУПЕРЭГО: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов.
Суперэго разрабатывает, развивает и утверждает моральные нормы личности.
Суперэго и эго - частично бессознательны.

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ПСИХОАНАЛИЗА - усилить ЭГО, сделать его независимым от СУПЕРЭГО и повысить способность к рассмотрению материала, ранее вытесненного или скрытого в ИД. Высшая задача психики состоит в поддержании приемлемого уровня динамического равновесия, которое предельно увеличивает удовольствие, воспринимаемое как снижение напряжения.


2). К.Г. Юнг и аналитическая психология.
Главные структуры личности:
СОЗНАНИЕ: Персона - внешние проявления того, что мы предъявляем миру. Социальные роли.
Эго - центр сознания, обеспечивает чувство постоянства и направления в сознательной жизни.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ: Тень - материал, подавленный сознанием, желания, воспоминания, опыты, отсечённые как несовместимые с персоной.
Анима или Анимус - сосредоточие всего психического материала, который не согласуется с тем, как именно человек сознаёт себя мужчиной или женщиной.
Самость - архетип центрированности. Единство сознания и бессознательного, которое воплощает гармонию и баланс различных противоположных элементов психики.

Для достижения целостности человеку необходимо установить связь между сознательным и бессознательным процессами.
Индивидуация - процесс личностного развития в сторону целостности (интегрирование различных частей психики).
Забытые воспоминания, подавленный опыт и сублимированные ощущения, создают личное бессознательное, коллективное бессознательное не имеет корней в личном опыте, являясь универсальным для всех эпох и культур.
Символы - первичная форма выражения бессознательного.
Сны - восстанавливают психологический баланс, общее психическое равновесие человека.
Психика - имеет внутреннее стремление к целостности, и у каждого человека есть тенденция к саморазвитию или индивидуации.


3). Альфред Адлер и индивидуальная психология.
Рассматривал ЛИЧНОСТЬ как часть социальной системы, неразрывно связанную с другими.
ЛИЧНОСТЬ - единое целое, включённое в социальную систему.
Приоритетная задача для личности - покорение своего окружения. Это стремление уравновешивается социальным интересом или чувством общности и сотрудничеством.
Индивидуальная психология занимается отношениями между человеком и окружающей средой.
Практически любой прогресс есть результат стараний личности компенсировать органическую неполноценность или чувство неполноценности.
Стремление к власти - фундаментальное стремление человеческой души.
Эволюционный процесс осознанного приспособления к окружающему миру - основа стремления личности к совершенству или наиболее эффективному управлению окружающей средой.
Цель достижения превосходства или совершенства подвигает здоровую личность стремиться к постоянному развитию и росту. Такое стремление позитивно, если включает социальный интерес и заботу о благополучии остальных. Негативно, если сосредоточенно на желании личного превосходства путём преобладания над другими.
Цель каждого человека - стать ценной и значительной личностью. ЗАКОН ЖИЗНИ: ощущение человеком ценности своей личности не должно уменьшаться.
Поведение определяется индивидуальной концепцией мира (способность к творчеству - основа личности, способность формулировать как цели, так и способы их достижения).
Сотрудничество - ключевая составляющая социального интереса. Чувство неполноценности может быть преодолено только через активное участие человека в жизни других людей в качестве полезного и ценного члена общества.
Корень неадаптивных и невротических стилей жизни - неумение сотрудничать и ощущение неудавшейся жизни и собственной несостоятельности.
Любой невроз - это попытка достичь ощущения состоятельности и преодолеть чувство неполноценности. Неврозы изолируют человека, они уводят его от взаимодействия с обществом и от решения проблем реальной жизни. Чтобы вылечить невроз, терапевт должен помочь пациенту полностью изменить свою ориентацию, направить пациента обратно в общество.
Более важно понять последствия поведения человека, чем его внутренние переживания. Настоящее постижение человеческого характера - это не просто абстрактное знание, а понимание, воплощённое в конструктивное действие.
ЯДРО ВСЕХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ - ЗАБОТА О СЕБЕ ВМЕСТО ЗАБОТЫ О ДРУГИХ.


4). Эрик Эриксон и жизненный цикл.
В основе его работ лежит теория циклов человеческой жизни, модель, которая интегрирует рост и развитие человека от рождения до преклонного возраста.
Эриксон показал: 1. Как человек проходит стадии психо-социального развития и стадии развития эго.
2. что развитие личности продолжается всю жизнь и каждая стадия развития может иметь как "+", так и "-" результат.
Эриксоновская модель цикла человеческой жизни состоит из восьми стадий. Она интегрирует развитие и созревание человеческой личности от рождения до старости.
Каждая стадия может иметь положительный или отрицательный результат. Развитие личности продолжается всю жизнь. Каждая последующая стадия обусловлена развитием предыдущей.
Человеческая личность развивается по установленным ступеням или стадиям. Развитие личности зависит от готовности человека общаться и взаимодействовать с более широким кругом людей. Каждая стадия системно связана с остальными и должна проходить в заданной последовательности.
Каждая стадия характеризуется особым психологическим кризисом и задачей развития. Эта задача должна быть выполнена, а кризис успешно разрешён и для освоения последующей стадии.
Навыки и способности, необходимые для каждой стадии, развиваются и проверяются в период кризиса. Этот процесс даёт возможность личности развивать новые отношения и навыки. После успешного разрешения кризиса у человека развивается цельность и способность действовать эффективно.
Модель Эриксона уделяет особое внимание позитивным атрибутам и способностям, приобретаемым на каждой стадии. Эти способности и силы считаются врождёнными и характеризуются ощущением позитивной силы и потенциала.
Концепция идентичности сводит воедино теории когнитивной и эго - психологии. Некоторые аспекты идентичности включают чувство индивидуальности, целостности и тождества, ощущения синтеза и цельности, и чувство социальной солидарности.
Развитие и расцвет ощущения самости и приводит к ощущению идентичности.
Недостаток нормального чувства идентичности может привести к враждебному отношению к существующим ценностям и общественным целям.
Ощущение "я тот, кем хочу быть сам" играет решающую роль в развитии нормального чувства идентичности.
Психобиография и психоистория комбинируют методы психоанализа и истории в изучении частной и коллективной жизни.


5). Вильгейм Райх и психосоматика.
В. Райх стал основателем соматической психологии и психотерапии, ориентированной на телесность.
Уникальный вклад Райха в психологию состоит в том, что он провозгласил идею единства тела и духа, включил тело в сферу интересов психотерапии и создал концепцию личностного панциря.
Мышечный панцирь состоит из семи основных сегментов. В каждый сегмент входят определённые мышцы и органы, обладающие родственными экспрессивными функциями. Сегменты расположены в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза и представляют собой семь горизонтальных кругов, расположенных под прямым углом к туловищу и позвоночнику.
Для того, чтобы ослабить тиски панциря, терапевт, работающий по системе Райха, с помощью упражнений, включающих в себя глубокое дыхание, а также прямым воздействием на хронически напряжённые мышцы помогает пациентам накопить в теле энергию, одновременно, на протяжении всего процесса терапии, поддерживая с пациентом контакт и взаимодействие.
Райх был против любого разделения человеческого существа на сферы эмоций, интеллекта и тела. Он полагал, что интеллект несёт в себе биологическую функцию и способен обладать таким же мощным энергетическим выбросом, как и эмоции.
ЛИЧНОСТНЫЙ ПАНЦИРЬ - врождённый защитный механизм. Л.П. формируется из защитных реакций эго, которые приобрели хронически активный, автоматический характер, включает в себя защитные силы, конституирующие в пределах эго согласованный комплекс.
ПАНЦИРЬ - защитный механизм, который препятствует свободному выражению эмоций и движению энергии. Панцирь, как психологический, так и физический, есть основное препятствие развитию индивида.
ТЕЛЕСНЫЙ ПАНЦИРЬ - хронические мышечные напряжения, физическая манифестация личностного панциря индивида.


6). Уильям Джеймс и психология сознания.
Джеймс считал, что психология одной стороной граничит с биологией, а другой - с метафизикой, проникая во все области человеческого существования. Джеймс исследовал весь спектр человеческой психики - от функций ствола головного мозга до религиозного экстаза, от осознания пространства до экстрасенсорного восприятия.
Согласно Джеймсу, личность формируется в процессе постоянного взаимодействия инстинктов, привычек и личного выбора. Он рассматривал личностные различия, стадии развития, психопатологию и всё, что присуще понятию личности, как организацию и реорганизацию основных "строительных блоков" психики, предоставленных природой и усовершенствованных индивидуальным развитием.
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ:
"Я" - личностная непрерывность, которую мы осознаём каждый раз, когда просыпаемся утром. Наше "Я" больше личностной идентичности, из него берут начало все процессы нашей психики, в нём отфильтровываются все наши знания и весь жизненный опыт.
Реальное "Я" - слой, включающий в себя все предметы, с которыми человек идентифицирует себя как личность. В реальное "Я" входят не только его тело, но также его дом, его собственность, друзья, семья.
Социальное "Я" - это набор личных привычек, которые создают опору для наших взаимоотношений с другими людьми. Это изменяющаяся, мягкая и податливая, поверхностная сторона личности.
Духовное "Я" - это внутренняя субъективная сущность личности. Этот элемент активен во всех видах сознания.
Основным стремлением человеческих существ является улучшение их благосостояния.
Невыраженные эмоции, ошибки избыточности и то, что Джеймс называл "своеобразной слепотой" - всё это является препятствием для роста личности.
Блокированная или сдерживаемая эмоция, положительная или отрицательная, может привести к психической или физической болезни.
Джеймс описывал собственное "Я" как постоянно колеблющееся поле, и это, в общем, соответствует полученным данным, что личность может потерять то, что называется личной индивидуальностью, не чувствуя потери реальной идентичности. Время, место и сознание взаимодействуют.
Та часть сознания, в которой наше осознание себя не меняется, является всего лишь небольшой частью сознания и представляет собой частный случай со своими ограничениями и правилами.


7). Б.Ф. Скиннер и радикальный бихевиоризм.
ЛИЧНОСТЬ - набор поведенческих шаблонов.
Различные ситуации вызывают различную реакцию. Реакция же индивидуума зависит исключительно от предыдущего опыта и генетической истории.
Степень развития - отражает способность ослабить воздействие неблагоприятных условий и сделать более успешным контроль своего поведения. Развив мышление, мы можем гораздо лучше использовать доступные нам инструменты по предсказанию, поддержанию и контролю нашего собственного поведения.
Скиннер пришёл к выводу о том, что человека можно научить проявлять практически любой тип поведения, свойственный людям или животным и проявлять его так часто, насколько потребуется в выбранном направлении.
Исследование переменных, влияющих на оперантное научение, показывает, что научение достигается и без сознания, но наиболее эффективным оно оказывается, когда субъект осознаёт его и взаимодействует с теми, кто с ним работает.
Позитивные и негативные последствия контролируют поведение человека. Если мы располагаем достаточными знаниями о прежних подкреплениях, мы можем объяснить любой человеческий поступок.
Постоянное подкрепление увеличивает скорость научения новому типу поведения.
Обучение качественно улучшается, когда подкрепляется правильное реагирование. Так как подкрепление избирательно направляет поведение к заранее намеченной цели, оно будет более эффективным, чем наказание или контроль с помощью поведения.
СВОБОДА - есть контроль поведения.
ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ - способность усиливать выгодный нам контроль окружающих и сводить к минимуму неблагоприятные условия.
ЛИЧНОСТЬ, в общепринятом смысле этого слова, - фикция. Сознание и тело неотделимы друг от друга.
СИМПТОМ и есть само заболевание и его нужно лечить непосредственно.


8). Джордж Келли и когнитивная психология.
По Келли, и человек как теоретик, и человек как объект теории подвержены процессу постоянного изменения и роста. Следовательно, теория человеческой личности должна оставаться в своей сущности гибкой и допускающей поправки.
Центральным в подходе Келли является понятие личного конструкта, или идея, что люди конструируют события, предвосхищая их на основании прошлого опыта и приобретаемых знаний. Под конструированием Келли понимает интерпретацию. Объективные обстоятельства и условия внешнего мира значат меньше, чем, то, как люди их интерпретируют.
Келли рассматривал человеческое поведение в качестве поиска понимания. В теории Келли индивид занимает центральное положение в качестве активного конструктора мира. ЗАДАЧА ПСИХОЛОГИИ - изучить, как люди конструируют собственный мир и представление о самих себе.
Люди связаны с миром и с другими людьми посредством личных конструктов.
Возможность свободы, заключена в способности всех людей, изменять или заменять свои конструкты событий и собственной личности. Поведение человека свободно настолько, насколько его конструкты проницаемы или гибки, чтобы допустить новые способы конструирования событий.
Фундаментальный постулат Келли гласит, что присущие человеку процессы психики канализируются в соответствии с тем, как он или она предвосхищает события. Это предвосхищение являет собой поиск подтверждения или опровержения, устремлённость в будущее, а не взгляд назад.
Логика не является единственным фактором, действующим в конструкционном процессе. Мотивации, эмоции, потребности и обучение также принимают в нём участие, и они функционируют на вербальном и невербальном уровнях.
Ситуации, заключающие в себе возможности роста, часто содержат также помехи этому росту, когда подготавливается какое-то изменение в конструкционной системе человека. Индикаторами этого процесса часто являются страх, угроза и тревога.
Теория личных конструктов связана с тем, как люди конструируют своё тело и ум. Она занята изучением этого конструкционного процесса.
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОХВАТЫВАЕТ РАЗНООБРАЗНЫЕ ПОДХОДЫ, ОБЩИМ ДЛЯ КОТОРЫХ ЯВЛЯЕТСЯ ИНТЕРЕС К ТОМУ, КАК ФУНКЦИОНИРУЕТ СОЗНАНИЕ, ИЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РАЗУМ. Картографирование структуры интеллекта и последующее использование карт для совершенствования терапии - два аспекта, которые особенно характерны для изучения личности.
Когнитивные психологи пытаются найти принципы, которые могут быть общими для всех когнитивных процессов человека, а не направляют своё внимание на вариации и уникальность человеческой личности.


9). Карл Роджерс и перспектива центрированности на человеке.
Основополагающим во всех трудах Роджерса является утверждение, что человек, наблюдая и оценивая свой собственный опыт, познаёт самого себя. При этом жизненный опыт человека является неотъемлемой частью его "Я" и лучше всего может быть известен только ему самому.
В своей основной теоретической работе Роджерс (1959) формулирует концепции, являющиеся ядром теории личности, терапии и м/о. Эти первичные принципы создают основу, на которой люди строят и совершенствуют своё представление о самих себе.
1. Область опыта - уникальная для каждого человека субъективная реальность, содержащая события его жизни и доступная пониманию. Поле опыта может соответствовать или не соответствовать объективной реальности. Это личный отдельный внутренний мир человека, он субъективен, избирателен и несовершенен.
2. "Я" как процесс - "Я" находится внутри опыта. Это организованный последовательный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования и преобразования по мере изменения ситуаций.
3. "Я" - идеальное - "Я - КОНЦЕПЦИЯ", которой индивид больше всего хотел бы обладать, тот мысленный образ, которому он хотел бы соответствовать. "Я" - идеальное представляет собой структуру, которая также постоянно трансформируется и меняет своё определение. Если у человека "Я" - идеальное сильно отличается от "Я" - реального, он чувствует психологический дискомфорт, неудовлетворённость, у него может развиться невроз. Признаком психического здоровья является способность адекватно воспринимать себя и чувствовать себя комфортно. "Я" - идеальное - это модель, к которой человек стремится. И, наоборот, если "Я" - идеальное сильно отличается от реального поведения человека и его системы ценностей, то оно может стать препятствием на пути к личностному развитию.
4. Тенденция к самоактуализации присуща любому живому организму. Самоактуализация - это стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех возможностей своего организма.
Утверждение о том, что рост возможен и является главной целью организма, - один из главных постулатов Роджерса.
5. Значение личности - широко распространённое название личностно - центрированного подхода. Оно включает локус силы принятия решений и контроля. Роджерс полагает, что потребность в позитивном отношении или в любви универсальна. Требование признания заслуг - базовое препятствие для реалистичного мышления и точного восприятия. Оно создаёт несоответствие между "Я" - концепцией и "Я".

Четыре базовых элемента создают фундамент выгодных и осмысленных отношений: постоянное выполнение обязательств, выражение чувств, отсутствие специфических ролей, способность соучаствовать во внутренней жизни другого.
Здоровый человек осознаёт свои эмоции, независимо от того, выражены они или нет. Когда они не доводятся до сознания, то восприятие и реакция на переживание, их вызвавшее, могут быть искажены.
Полноценно функционирующая ЛИЧНОСТЬ - это личность, находящаяся в процессе изменения. Такой человек свободно реагирует и свободно воспринимает собственную реакцию на ситуацию, такой человек стремится к осуществлению САМОАКТУАЛИЗАЦИИ.


10. Абрахам Маслоу и трансперсональная психология.
А. Маслоу считал, что точная и жизнеспособная теория личности должна рассматривать не только глубины поведения личности, но и высоты, которых может достичь каждый индивид.
Самой важной частью теории Маслоу является модель ИЕРАРХИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ, включая полный набор мотиваций человека. Самая главная концепция Маслоу - это самоактуализация, высший уровень потребностей человека.

Невроз и психическая разлаженность - дефицитарные болезни. Вызываются тем, что не удовлетворены некоторые основные потребности.
Основные потребности свойственны каждому индивиду.
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ - полное применение талантов, способностей, потенциалов и т.д. Это действующий процесс, при котором способности индивида применяются полностью, творчески и радостно.
Потребности возникают и развиваются на основе удовлетворения потребностей более низкого уровня.
Фрустрация основных потребностей может стать причиной невроза или асоциальности. Вылечить такой невроз можно, только удовлетворив фрустрированную потребность.
Все без исключения самоактуализирующиеся люди отдают свою жизнь избранному делу или призванию. Для личностного роста необходимо два условия: человек должен посвятить себя чему - то большему, чем его собственное "Я", и он должен хорошо справляться с поставленными задачами. Особенностями жизни и характера самоактуализирующихся людей являются: тяжёлый, упорный труд, смелость решений и поступков, творческая жилка и внутренняя свобода.
Маслоу идентифицировал восемь особенностей поведения, ведущих к самоактуализации: собранность, способность выбрать свой путь личностного роста, самосознание, честность, здравость суждений, саморазвитие, вершинные переживания и отсутствие "защит эго".
Мотивация духовного роста не является такой же базовой как потребности в безопасности, уважении и т.д. На самоактуализацию может оказывать негативное влияние прошлый опыт и сформировавшиеся в результате этого опыта вредные привычки, а также давление общества, влияние группы и внутренние защиты, которые мешают индивиду познать своё собственное "Я".
Защиты эго представляют собой внутренние препятствия для личного роста.
Согласно Маслоу, кроме самоактуализации есть другие, высшие возможности духовного развития. Когда вершинные переживания особенно сильны, чувство "Я" растворяется в сознании всеобъемлющего мистического единения со всем сущим.
Трансперсональная психология признаёт важность трансцендентальных аспектов человеческого опыта. Маслоу назвал этот уровень сознания четвёртой силой Западной психологии - после бихевиоризма, психоанализа и гуманистической психологии.


11. Курт Левин: исследования жизненного пространства.
Основатель психологической теории поля, которая представляет собой метод анализа жизненного пространства, как отдельного человека, так и группы людей.
Жизненное пространство - множество реальных и нереальных, актуальных, прошлых и будущих событий, которые находятся в психическом пространстве индивида в данный момент времени.
Поведение - это функция личности и её жизненного пространства в данный момент времени.
Регионы и границы - психологическое пространство из разных секторов, регионов, которые графически изображаются разделёнными границами. Границы обладают свойством проницаемости. Чем "жёстче" граница, барьер, тем толще линия, её изображающая. Факт жизненного пространства - всё, что может быть осознано человеком. Событие - результат взаимодействия нескольких фактов. Количество секторов, регионов определяется количеством фактов, находящихся в данный момент в жизненном пространстве. Чем ближе сектор к личному пространству человека, тем большее влияние он оказывает.
Локомоции - действия, осуществляющие связь между регионами. Функция локомоций заключается в регуляции напряжения в жизненном пространстве человека. Уровень напряжения одного сектора может регулироваться за счёт осуществления локомоций в другом секторе. Если локомоции в доступных регионах не снижают уровень напряжения, а остальные регионы характеризуются жёсткостью границ "на входе", то поведение человека может описываться как навязчивое.
Временная перспектива - включает в себя регионы, связанные с будущим, настоящим и прошлым, которые актуализируются в жизненном пространстве в данный момент времени. Согласно теории Левина само по себе прошлое или будущее не оказывает влияния на поведение человека, если только эти события не включены в его жизненное пространство (сам термин был введён в науку Л. Франком в 1939 году для характеристики взаимосвязи и взаимообуславливания прошлого, настоящего и будущего в сознании и поведении человека).
Валентность - свойства объекта притягивать или отталкивать. Т.е. речь идёт о ценности региона для человека. Притягательный регион имеет положительную валентность, а отталкивающий - отрицательную. Есть регионы, которые имеют для человека нейтральную валентность.
Напряжение, существующее в психологическом пространстве человека, обуславливает силу, действующую на него и направленную в регион, который призван, уровень напряжения понизить. Если на человека действует несколько сил, то его локомоции направлены в сторону их результирующей. Сила обусловлена величиной валентности, присущей объекту в данный момент времени.
Конфликт - психологически определяется как противодействие приблизительно равных сил поля.
К. Левин выделяет три основных разновидности внутреннего конфликта:

1. Человек находится между двумя положительными валентностями. Колебания вызвано тем, что поле осуществления выбора цель может выглядеть гораздо менее привлекательно, чем в ситуации конфликта.

2. Столкновение с объектом, который имеет одновременно положительную и отрицательную валентности. Поведение человека в данной ситуации носит характер "челнока": приближение - удаление от объекта.


3. Конфликт между двумя отрицательными валентностями. Энергетические затраты в таком случае значительно повышаются, даже если работа достаточно лёгкая.


Т. о., согласно теории Левина, поведение человека в конфликте связано с валентностью объектов, расположенных в его психологическом поле.
Личностное развитие - включение в жизненное пространство какой-то новой неизвестной зоны, движение к которой реорганизует всё пространство в целом. Или дифференцированность личного пространства:
1. увеличение широты жизненного пространства
а) того, что является частью психологического настоящего;
б) временной перспективы в направлении психологического прошлого и психологического будущего;
в) измерения реальность - ирреальность.
2. растущую дифференциацию каждого уровня жизненного пространства на множество социальных связей и областей деятельности;
3. растущую организацию жизненного пространства;
4. изменение общей подвижности или жёсткости жизненного пространства.
Невозможность достичь равновесия на другом, новом уровне жизненного пространства может быть препятствием на пути к развитию человека. Когда Левин описывает механизмы регрессии, он касается феноменов, является в той или иной степени помехами личностного роста: фиксация на отдельном регионе, насыщение, низкая прочность границ и недифференцированность жизненного пространства.

12. Раймонд Кэттел и факторная теория черт.
Большую часть своей жизни Р. Кэттел посвятил созданию полной карты возможных свойств человеческой личности. Именно им впервые был определён практически исчерпывающий список нормальных и анормальных темпераментных или структурных черт, а затем Кэттел перешёл к измерению динамики личности, обнаружив при этом черты, названные им мотивационными. По мнению Кэттела, зная структуру и динамику личности, можно успешно предсказывать поведение конкретного человека.
Кэттел определял свойства личности как "то, что позволяет предсказать действия человека в данной ситуации". Согласно Кэттелу, черты делятся на общие, то есть характеризующие многим людям, и уникальные, то есть характеризующие конкретного человека. К тому же следует отличать основные черты от поверхностных черт. Третий способ классификации черт - разделение их на темпераментные или динамические черты и способности.
Первый источник информации - это регистрация реальных событий в жизни людей и их поведения.
Второй источник информации - это сообщения самих людей о себе.
Третий вид данных - информация, получаемая из объективных тестов, то есть тестов, в которых невозможен обман или цель опроса скрыта от опрашиваемого.
В целом Кэттел выделяет 35 личностных черт первого порядка - 23 черты, присущие нормальной личности и 12 патологических черт. Эти факторы коррелируют между собой, что позволяет провести повторный факторный анализ и выявить, по крайней мере, восемь черт второго порядка. Эти первичные и вторичные факторы в теории Кэттела называются "основными чертами личности", но все они преимущественно являются темпераментными чертами.
Кэттел также классифицировал способности и мотивационные черты. Мотивационные или динамические черты подразделяются на врождённые побуждения, или ЭРГИ, и приобретённые посредством культурного влияния мотивы, которые называются СЕМАМИ.
Все они являются элементами динамической решётки, в которую также входят аттитюды (специфический образ действий, который человек реализует или хочет реализовать в конкретной ситуации).


13. Ханс Айзенк и факторная теория типов.
Английский учёный немецкого происхождения Айзенк вошёл в историю психологии как создатель четырёхуровневой иерархической модели человеческой личности (1916 - 1997).
Ядром теории Айзенка является разработанная им концепция того, что элементы личности располагаются иерархически. Айзенком была построена четырёхуровневая иерархическая система организации поведения.
НИЖНИЙ УРОВЕНЬ - специфические действия или мысли, индивидуальный способ поведения или мысли, которые могут быть, а могут и не быть характеристиками личности.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ - это привычные действия или мысли, то есть реакции, которые при определённых условиях повторяются. Привычные реакции выделяются посредством факторного анализа специфических реакций.
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ занимает черта: важное, относительно постоянное личное свойство. Черта формируется из нескольких взаимосвязанных привычных реакций.
ЧЕТВЁРТЫЙ, высший УРОВЕНЬ организации поведения - это уровень типов или суперфакторов. Тип формируется из нескольких связанных между собой черт.
В то время как Кэттел выделяет 35 черт первого порядка, Айзенк строит свою теорию всего лишь на трёх более широких биполярных суперфакторов: экстраверсия/интроверсия; невротизм/стабильность и психотизм/суперэго. Черты Кэттела принадлежат к третьему уровню иерархической структуры, а Айзенка - к четвёртому.
ЭКСТРАВЕРСИЯ - характеризуется общительностью и импульсивностью, ИНТРОВЕРСИЯ - пассивностью и задумчивостью, НЕВРОТИЗМ - тревожностью и вынужденными привычками, СТАБИЛЬНОСТЬ - отсутствие таковых, ПСИХОТИЗМ - антисоциальным поведением, а СУПЕРЭГО - склонностью к сопереживанию и сотрудничеству.
Айзенк делал особый акцент на биологических составляющих личности. Согласно его теории, воздействия окружающей среды практически не важны для формирования личности. По его мнению, генетические факторы оказывают гораздо большее влияние на последующее поведение, чем детские впечатления.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Smith
Хранитель
Сообщения: 4487
Зарегистрирован: 11 май 2015, 11:26
Репутация: 2464

Re: ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Сообщение Smith »

Личность, имхо, это сознание, имеющее опыт отношений с собой, как "Я" и миром, как "НЕ Я",
и планы получения последующего опыта.
И в этом смысле даже в официальной науке кое-что происходит.
В частности, находит подтверждение не субстанциональная природа сознания на его физическом уровне, но транзитарная и коммуникативная природа сознания (опять же - на его физическом уровне).
Упоминание физ. уровня в этом деле бывает не лишним. Иначе любое экспериментирование
будет напоминать старый анек об отрывании лапок пайку с выводом в конце о том, что паук
полностью определяется его лапками, лишившись которых, он перестаёт двигаться, действовать,
то есть уже не является пауком...)))

Что-то очень похожее есть в книге В.В. Тена "Из пены морской" - теория происхождения ума/сознания из безумия, то есть хаоса.
Новости сознания см. ниже:

В сознании человека нашли критическую точку.
Сознание человека оказалось продуктом "сбалансированного хаоса".

Денис Передельский, 28.01.2016, 13:12, http://rg.ru/2016/01/28/soznanie-site-anons.html

Группа ученых из Института медицинской психологии при Университете Киля в Германии создала математическую модель, помогшую понять природу человеческого сознания, сообщает Science.
Результаты исследования опубликованы в Journal of the Royal Society Interface. Его авторы - группа немецких физиков и нейрофизиологов. Они создали математическую модель, позволившую найти ключевые отличия в мозговой активности человека во время бодрствования и сна. Кроме того, найдена критическая точка в сознании, определяющая его состояние.

В исследовании приняли участие 20 волонтеров. Ученые вводили им мощное снотворное, используемое медиками для наркоза. При помощи магнитно-резонансной томографии фиксировалась активность головного мозга в состоянии сна и сознательного бодрствования. Исследователи заметили, что при переходе от одного состояния к другому заметно изменяется мозговая активность. Математический анализ показал, что сознание является продуктом "сбалансированного хаоса". Во время бодрствования мозг ведет себя активнее. Он максимально использует все свои зоны и структуры, объединяя их в единую систему. А в период вызванного наркозом сна погружается в "пониженное состояние" и задействует не все структуры.

Ученые заявили о существовании диапазона активности. По их мнению, сознание возникает и существует в критической точке - моменте "сбалансированного хаоса", когда мозг задействует все ресурсы нервной системы и успешно координирует их взаимодействие. Превышение этого порога приводит к психическим расстройствам, а при понижении человек теряет сознание. Полученные данные планируется использовать для разработки нового метода терапии по выводу пациентов из состояния комы.
http://rg.ru/2016/01/28/soznanie-site-anons.html

========================
Что самое интересное в приведенном и в будущих исследованиях?
По состоянию на сейчас сознание выглядит, как Нечто, пришедшее на уже готовое бесструктурье
(типа "хаос") и путём установления связей и иерархии структур создавшее "сознание" (типа "баланс").
То есть ясно, что ничего не ясно. Но это и хорошо, есть поле для исследования, главное - телега сдвинулась в направлении этого самого "Нечто"! ))) Которое можно снабдить любым термином, кроме "Ничто". Ещё Шекспир говорил - "Из ничего родится ничего..."
То есть хаос сам по себе не может породить отрицающую его упорядоченность. Но он уже имеет такое качество сознания, как спонтанность.
Осталось вычислить Нечто, ваяющее структуру из универсальной произвольности.
Причём - без потери универсальности в пользу животной специализации с её жестоким минусом необратимой адаптации.
Ответить