То ли правда, то ли где..

Аватара пользователя
Adelaida
Хранитель
Сообщения: 10569
Зарегистрирован: 01 май 2015, 20:36
Репутация: 4654

То ли правда, то ли где..

Сообщение Adelaida »

Жила-была на свете одна девочка. И было это во времена не так, чтобы и стародавние, но всё же далёкие. Настолько, что всякие тяготы и невзгоды людские подзабыты изрядно, а хорошего помнится больше. И от того время то воспринимается ныне, как сказочное и доброе, когда и балы, и красавицы в роскошных и ажурных платьях, и гусары, и кареты золочёные, и всякое благолепие, какого ныне и не сыскать, – всё то, что с детства в ярких книжках нами впитано. И всякая юная особа ныне мечтала бы родиться в те далёкие времена, когда и балы, и платья, и принцы на белом коне.

И было у той девочки, что жила в те сказочные времена, и балы, и платья, и принцы (не знаю, как про коня, но, думаю, у них были неплохие кони, раз уж они принцы, а белые они там или не белые – о том не ведаю). И родиться той девочке повезло не в крестьянской люльке, а в роскошном дворце, и не безродной, а со знатной фамилией. И было у неё по тем временам, всё самое лучшее: и еда, и платья – принцессам под стать, и манерам её учили «хранцуским», а не веретено крутить. И родители у той девочки в ней души не чаяли. И мила она была, и пригожа. И всякому на радость и загляденье. Но всё же долю её трудно назвать счастливой, а жизнь – безоблачной. И слава о ней ходила плохая, недобрая, хотя вины её в том и не было совсем. А сложилось так по Воле Божьей, не иначе. Ибо души она была светлой и доброй. И пороков в ней было не больше, чем от рода своего унаследовано, а того – и меньше в себе несла. Зла никому не творила, да и не могла бы по своей природе. Уж такой уродилась безвредной. Бывает.

Кому Доля, а кому Недоля, но полотно судеб Божьими руками соткано. И даже такому безобидному, а от того и беззащитному в своей чистоте и помыслах, созданию его, каким была эта девочка, дано было влиять на судьбы людей, силою властных и могучих, ныне славных и ныне забытых.

История же этой девочки, как и положено в сказках, началась с бала. Первого в её жизни бала. Помните Наташу Ростову из, всем известного, эпоса про «Войну и мир»? Только, что, в отличие от той – выдуманной, наша «Наташа» не была на своём балу «Гадким утёнком», а облик имела приметный. И замечена была на том балу никем иным, а самим Императором-государем, что сего милого дитя очарованием был растроган безмерно. И так она оказалась на ложе монарха. В весьма и весьма юном возрасте.

Знали ли в те времена о педофилии – сказать затруднительно. Но даже в те годы, когда барышни выходили замуж очень рано (по меркам современных представлений, конечно) столь юной девочке предаваться подобным утехам было непозволительно рано. Даже по тем временам. Поэтому сомнительно, что она была рада такой чести. И вряд ли её родителям такое было в радость. Но во все времена даже для любимой дочери есть своя цена. Нашлась такая цена и для нашей героини, у которой, собственно, и выбора-то не было, как по воле чужой, стать игрушкой для удовлетворения неуёмной похоти мужской, и прочих пороков, от того проистекающих. Такой вот подвиг девочки на благо и процветание своего немаленького рода.

В Средневековье такое было бы в порядке вещей. Но времена были уже отнюдь не средневековыми, а просвещёнными, и другими. Да, и христианская мораль такое, как бы, не оправдывает. В общем, стыд полный, а ещё боль, унижения, как и крах всех детских иллюзий и мечтаний. И горькие прозрения, кои пришлось претерпеть ребёнку на пути своего поспешного взросления. Даже в наши весьма распущенные времена, иные из монарших забав, коими те придавались со своими наложницами, ввели бы в шок и трепет многих из современных женщин, а тем паче девушку, воспитанную по тогдашним канонам. Даже представить себе не могу, какими словами утешали бедняжку, специально отобранные для этих целей, священнослужители во время её исповедей. Там нужно быть не просто искусным лицемером.

Слава у шлюхи, даже, если она и состряпана иными словами и благозвучными фразами, для неё самой не очень приятная. А монаршая особа – она всегда на виду. И ничего от молвы не утаишь и не спрячешь. Что ест, с кем спит – известно всей державе. Тут и сплетни, и шушуканье за спиной, и улыбки за глаза, – никуда не деться от этого. Вот такая вот «сказка про принца». Не позавидуешь.

А «чуйства» есть даже у маленькой девочки. Пусть эти мечты юной, не знающей ещё жизни, особы и наивны, и глупы, но они чисты и прекрасны. И такое вот надругательство над ними – это трагедия. Пусть и одного маленького сердца.

Идеалом же мужественности для неё был некий «кузен», куда уж без этих кузенов. Хранцус, как их презрительно именовала чернь и прочий «народ». Ну, такова была мода. И мечты о любви у девочек из благородных семей тогда были, как под копирку, схожи.

Но, тем не менее, с тем мальчиком она гуляла в саду. Позволяла держать себя на прогулках за пальчики. И даже, однажды, поцеловать себя в губы.

Красивая, в общем, романтическая история, которая в дальнейшем должна была закончиться их помолвкой и свадьбой. Пусть даже она и не знала, что эти вот их встречи, были обговорены их родителями заранее. И что за детей уже всё решили, и все их «чуйства» – это, ловко навязанное со стороны, действо. Кое уже разыгрывается так не одно поколение.

Но она о таком знать не могла. И чувства, и влюблённость её были искренними. И самыми, что ни на есть, чистыми. А вместо этого – боль, обида, разочарование и порушенные надежды.

Немного забегая вперёд, скажу, что все договорённости насчёт союзов и браков в её семействе были соблюдены свято. Женой того мальчика стала другая её сестра. Но красивая сказка уже не получилась. Там тоже всё вышло печально. Всё-таки целостность обряда не терпит нарушений, и соблюдение канонов тут весьма важно.

Совсем скоро и закономерно наша героиня забеременела. Это сейчас всё просто – врач вычистил-выпотрошил, и опять готова к употреблению. Тогда же, ежели семя мужское в лоне женском прижилось, то рожать ей неминуемо, как природой и положено.

А у женщины должен быть муж, а дитя – рождено в законе, так вера христова велит. Ну, а коль она сама кровей благородных, то и мужа ей нужно искать под стать. Та ещё заковырка. А кто монаршую подстилку возьмёт, и на сносях? Вдовец али старик? Вот и подобрали ей одного недотёпу. Молодого и вполне родовитого, что в силу способностей своих, ни к службе оказался не пригоден, ни в науках не преуспел, в свете не блистал и по всеобщему убеждению, умишком не вышел. Вот родня сего обалдуя и, ухватилась за монаршие привилегии, да, и устроила недотёпу, как смогла.

Так бы и стать нашей героине домохозяйкой, зажить тихой семейной жизнью в селе, только Император её делить ни с кем не пожелал. Горе-муженька отправили куда подальше – типа, как в ссылку – не в ссылку, но без права появляться в столице. Ну, а она, родив, сразу на императорское ложе вернулась. И снова забеременела. Надёжных-то средств контрацепции ещё не было, кроме, как сиськой дитя кормить. А где тут? С дитём разлучили, к родне отправили. Мужа – не то в Крым, не то в Молдавию, а её снова в постель – ублажать. Рожать ей впоследствии придётся много, а материнского счастья познать мало.

Меж тем, положил на неё глаз и брат императора. Думаю, что всё-таки поначалу тут сыграла роль банальная жалость сего мужа к бедной девушке. Надо сказать, что братья меж собой плохо ладили. Младший, не без основания, считал старшего негодяем и злодеем, и нашу героиню чисто по человечески поджаливал, понимая, что ей с его братом-деспотом – не сахар. Ну, а как та чуть расцвела, влюбился в неё сам.

Возможно, чувства эти были у них обоюдные. Участь куртизанок – одиночество. Их и презирают, и в чём-то ими восхищаются. «Блеск и нищета», – одним словом.

Мало её любили в императорской родне, рядом с представителями которой, ей приходилось постоянно находиться. И человек, который к ней отнёсся с пониманием, мужчина, не мог не вызвать соответствующих чувств в её израненном сердечке.

Всё тайное во дворцах рано или поздно становится явным. Отношения меж братьями, и так не самые лучшие, накалялись из-за неё день ото дня. Император, ревнуя, начал её изрядно поколачивать, истязать и унижать. В итоге, брат поднял руку на брата, выкрал её из дворца и устроил мятеж. Он был бравым воякой, любим среди солдат и привлёк на свою стороны многих офицеров. Император с семьёй был вынужден бежать на юг страны. Там, по дороге, раны его воспалились, и он умер. Остальная же родня императора не пожелала видеть его убийцу, пусть и косвенного, на троне, поспешно короновав другого его брата, что смог подавить мятеж. Так наша героиня избавилась от своего бремени служения и её вернули к мужу и детям. Но на этом история её не оканчивается.

Девочка она была от рождения совестливой и честной. Наладить жизнь с мужем – чужим для неё человеком, с которым она, будучи замужем не один год, не провела ни единой ночи, растить с ним, нажитых от других мужчин, детей, очень тягостно. Да, и в глаза ему смотреть совестно. Но пришлось как-то. Сошлись, зажили вместе, после всего произошедшего.

И так случилось, что муж её сделался вскоре известным поэтом и писателем. Талантливым оказался. Видимо, под влиянием перенесённого унижения такой прорезался. Стихи начал писать, поэмы, сказки. И чем больше его росла слава на литературном поприще, тем более раздражал он нынешнего Императора. Ну, очень уж давила на императорскую родню вся эта неприглядная история с ней. Раны были свежи ещё, и всем хотелось, если поскорее не забыть, то хотя бы чтоб виновница всех этих бед где-нибудь сидела себе тихо в глуши и доживала свой век, никого не тревожа. А тут имя её мужа у всех на устах, да день ото дня слышно о них всё чаще и чаще. И никак, падла, утихомириться не желает. Мало, что недотёпа, так талантливым, сукин сын, оказался.

В конце концов, их и в столицу вернуть пришлось, и всяческие надзоры снять. Ничего не попишешь, личность известная стала.

Тут, казалось бы, им и жить-поживать. Только начал подлаживаться муж сестры её – тот самый мальчишка, с которым она гуляла некогда в саду. Её первая самая любовь. Такая вот магия, без возможности отката. Запали в душу друг другу, как две половинки. Потом случилась дуэль. Муж её, как был недотёпа, так и остался. С оружием так и не подружился, вот, друг её детства его и убил.

Умирал он мучительно и долго. Она ревела над ним, но поделать ничего не могла. И чувствовала вину свою перед ним остаток своей жизни.

Такая вот роковая женщина, сгубившая цельного императора и мужа -- поэта. И с этим пятном, проклинаемая обществом, она и жила потом. Хотя, в чём, собственно её вина? Девчонкой-сопливкой стала игрушкой в чужих руках. Не повезло ей.

Биографию героини начали править и подчищать ещё при жизни. Прежде, чем разрешить вернуться в столицу, супружеской чете велено было обвенчаться заново, дабы сделать новую, более позднюю, запись их брака, для потомков.

Дату рождения её тоже сместили, добавив несколько месяцев, уж очень неприглядная картина получалась для покойного самодержца. Переписали, убавив годы, её детям.

Годы первой встречи её с мальчиком-французом, их свидания изъяли из её жизни полностью, разделив их разными странами и границами. Кончина её мужа, как и обстоятельства его смерти, для императорской семьи оказалась очень болезненной темой. Последствия недавней смуты ещё не улеглись в должной мере. Неудавшийся Император обещал решить многие из проблем и противоречий, существующих на тот момент в стране и обществе, но не преуспел. Многие были новым Императором недовольны, а смерть её мужа-поэта сделало из того мученика и икону, взметнув популярность сего недотёпы просто до небес. Слухи, об убийстве поэта-мученика по приказу Императора живы до сих пор, а тогда – это было весьма и весьма опасно.

Письма, дневники, правились и уничтожались до конца века. И не только властями. Кто станет рассказывать внукам, например, про бабушку поблядушку? Так что всяким институтам криптографии, в более поздние времена, работы было немного. Хотя и встречаются, порой, разные копатели - правдорубы, кои, заметив разные нестыковки в биографиях, начинают неистово штурмовать разные архивы и строчить научные монографии. Прямо тянет их косяками на эту тему. Пил тут чаёк с одним директором краеведческого музея в одном из провинциальных городков, который с жаром мне рассказывал о своём «эпохальном открытии», и как его советская всласть затёрла, сослав в эту глухомань. Ну, что ж, не так опасен, как Легасов, чтобы повеситься, и не так известен, как Гагарин, чтобы разбиться. Городской сумасшедший, каких много, со своей «великой теорией». Безобиден. Был бы помоложе, создал бы, наверное, свой блог. Не так интересно, как про Тартарию, но двадцать-тридцать бы единомышленников собралось. Сочиняли бы, как жидо-массоны хотели украсть у нас великого поэта Славяно-Ариев.

А ещё думаю порой, а был бы у нас такой поэт, если бы не случилась эта мерзкая история? Так бы и не взлетел, наверное, если бы не жизнь мордой об стол?

А девочку, всё-таки, жалко. До слёз прямо. Вот, такая вот грустная сказка получилась. (с)
Аватара пользователя
Aspid
Хранитель
Сообщения: 3382
Зарегистрирован: 14 май 2015, 09:16
Репутация: 594

Re: То ли правда, то ли где..

Сообщение Aspid »

...где то в альтернативной реальности(С)
Аватара пользователя
Adelaida
Хранитель
Сообщения: 10569
Зарегистрирован: 01 май 2015, 20:36
Репутация: 4654

Re: То ли правда, то ли где..

Сообщение Adelaida »

Посмотрели тут недавно с семьей и Стаськой прекрасный советский фильм «Джентльмены удачи» — наверно лучший советский фильм, сделанный настолько ярко, технично, ритмично, что его можно смотреть даже сегодня, не спотыкаясь о древний киноязык, который в других фильмах той эпохи полон затянутостей и долгих склеек. В СССР — стране, населенной бедными — каждый второй фильм повествовал о поисках сокровищ. Но этот — даже лучше «Бриллиантовой руки».

Внезапно я обратил внимание на сюжетные детали, которые меняют смысл происходящего и оставляют простор для домыслов. В детективном кино действует прием, когда главного преступника показывают сперва таким безвинным, что на него никто не думает. «Джентльмены удачи» исключение: здесь нет повода для спойлера, здесь в первых кадрах нам сообщают, кто злодей, а кто хороший человек.

Но безвинный персонаж есть и здесь — единственный герой, который никак не меняется внутренне и ухитряется выглядеть максимально безобидным от старта до финиша. Чем, естественно, и вызывает подозрения. Вы уже догадались, о ком речь. Это — уголовник с гордой кличкой Али-Баба.

Кличка у него тоже хорошая — это вам не презрительное Хмырь или Косой. Позже он представился как Василий Алибабаевич Али-Баба — похоже, слукавил. Герои считают его дурачком и обузой, но так ли это? Единственное, что мы знаем о его прошлом — что ему дали год за то, что бензин ослиной мочой разбавлял. Но это произносит Косой — персонаж-балбес, который постоянно тупит и путается, не способен отличить даже дерево от пальмы. Знал ли он его настоящую статью?

Чтобы все сказанное ниже не казалось притянутым за уши, зайдем сразу с козырей: один эпизод в начале фильма ключевой. Сан Саныча приводят в камеру, и начальник тюрьмы советует ему — знаменитому рецидивисту по кличке Доцент — занять самое лучшее место: у окна. А вещи, что там лежали, сбросить: «хозяин придет, скажите — канай отсюда». Чьи же вещи сбросил Сан Саныч с лучшего места в камере? Может, лучшее место занимали остальные члены его банды, известные рецидивисты (так говорит о них милиция)? Или это были вещи страшного громилы Николы Питерского? Нет. Самое лучшее место в тюрьме до прихода Доцента занимал Али-Баба.

Крайне показательна сама сцена: возвращаясь с работ, уголовники видят страшного новичка в татуировках и застывают в нерешительном молчании — бакланить команды не было. Выходит вперед говорить с новичком лишь один — тот, чьи вещи прежде были на лучшем месте. Он начинает довольно агрессивный диалог, а остальные замерли и робко ждут, чем всё закончится... Вы правда верите, что Али-Баба был в этой камере простым неграмотным чмошником с первой ходкой?

Для тех, кто полагает, что режиссер не задумывался о таких мелочах, ибо далек от тюремной фактуры, я напомню, что Александр Серый был осужден на 8 лет по уголовке (из ревности пробил человеку голову молотком, сделав его инвалидом) и незадолго до фильма досрочно вышел. Помочь другу после тюрьмы реабилитироваться — вот причина, по которой Данелия уступил ему свой сценарий и курировал проект. А вот жаргон и прочие нюансы зоны вписывал в сценарий как раз Серый.

Но вернемся к сюжету. Почему Али-Баба передумал и без боя сдал место ругающемуся Доценту, нелепо ответив «так бы сразу и сказал»? Вы поверили, что он просто испугался жаргона, услышал эти слова впервые? Куда логичнее предположить, что Али-Баба хорошо знал иерархию воров СССР, и когда за Доцента вступился рецидивист Косой, понял, что в камере собралась знаменитая банда в полном составе, поэтому выгоднее примкнуть к ним, чем воевать.

А вот профессиональный громила, туповатый Никола Питерский, этого пока не понял. Со словами «детка, тебе не кажется, что твое место возле параши?» он пинает Доцента, стараясь попасть ботинком в пыльный след, оставшийся от предыдущих, менее удачных дублей.

Это был его спонтанный порыв. Секундой позже он уже дал задний ход. Зритель верит, что это случилось исключительно потому, что директор детсада напугал махрового уголовника своей мимикой и угрозой «моргалы выколю». Но гораздо логичней предположить, что в хате был кто-то старший, кто подал Николе знак, что самодеятельность не одобрил. Мы не видели тайного знака просто потому, что старший стоял у нас за спиной — за съемочным штативом, напротив всех остальных героев, он у окна собирал свои вещи...

Али-Баба продолжал и дальше вести себя слишком дерзко для местного чмошника, каким прикидывался. Вспомним хотя бы, как он прерывает ночной разговор знаменитых рецедивистов своим хамским «заткнитесь, спать мешаете».

Однако, подслушанный разговор о сокровище запал ему в душу. И когда троица сбегает, он увязывается за ними. Он, конечно, изображает дурака: «все побежали, и я побежал». Но мы же понимаем абсурдность отмазки. В отличие от беглецов, подстрекаемых милицейским провокатором, Али-Баба бежал по своей инициативе и своему собственному плану. Скорее всего, подготовился, поскольку подслушал и разговор о побеге тоже. Итак, Али-Баба увязывается за бандой и продолжает изображать дурака в ожидании шлема. Делает он это талантливо. Чего стоит одна сцена с разгрузкой батарей. Али-Баба там единственный работает в перчатках — брезгует. И при этом еще умудряется наказать Доцента, за то, что тот его заставил работать — как бы случайно роняет ему на ногу батарею.

В иерархии банды Али-Баба умудряется занять самое важное место — хлебное. Среди бомжующих и голодающих беглецов он словно бы случайно присваивает себе должность главного по продуктам. Кроме того, через него идут все финансовые потоки, он делает все закупки. Деньги дает Сан Саныч, но распоряжается ими Али-Баба — то ему керосинку, то еды, и даже «женские туфли, размер 42, 43, 45» покупает тоже он.

И уж точно бывший хозяин лучшего места в камере не станет переодеваться в женскую одежду, в отличие от наших клоунов.

Так что задумал этот хитрый уголовник, притворяющийся чмошником? Сообразив, что сокровища тут не светят, именно он принимает решение покинуть проблемную компанию — да, именно Али-Баба поднимает бунт против Сан Саныча, объявив остальным, что «эту гадюку больше терпеть не будет». Он заявляет: «Вы как хотите, а я иду в милицию!» Кстати, характерно, какой ответ он получает от остальных: «Иди. Тебя-то он не тронет...» Его он не тронет! Страшный Доцент не тронет самого младшего чмыренка, почему? Загадка для зрителей. Но герои явно знают, что говорят.

Когда Сан Саныч повержен, все заняты мыслями о добровольном походе в милицию. Но Василий Алибабаевич в милицию не спешит. Он продолжает думать о сокровище. Ведь именно он тактично навязывает остальным идею, что миссия пока не до конца выполнена, шлем не найден...

Остальные подхватывают тему, и след шлема находится — не пришлось даже пытать Сан Саныча, к чему, видимо, аккуратно клонил Али-Баба. В сцене у проруби Али-Баба уже выглядит полновластным царем: никому даже не приходит в голову, что в прорубь полезет он. Хмырь смотрит на Косого, Косой возмущен и апеллирует к Али-Бабе: «Вась, а Вась? Ну скажи ему, пусть сам лезет!» Заикнуться, что в прорубь мог бы полезть Али-Баба? Не царское дело, все тут понимают, что он не «наш младший», не чмо, и не поварёнок на побегушках. Кстати, в разборках он тоже царственно не участвует: в сцене у проруби дерутся все, кроме него. Зато шлем в итоге оказывается именно у него! Единственный в фильме, которому выпала честь надеть себе на голову исторический шлем — именно Али-Баба.

Притворяясь дурачком, пройдя долгий путь от уроненной батареи до организованного бунта, он наконец завладел долгожданным сокровищем. Каков был его дальнейший план? Этого мы не знаем. Похоже, хитрейший уголовный авторитет рассчитывал тихо смыться со шлемом, оставив всех в дураках и показав, что на каждого подсадного хитреца с фигой в кармане найдется кто-то ещё более хитрый с ещё лучше спрятанной фигой.

Но произошли сразу два события, которых Али-Баба точно не мог предвидеть.

Во-первых, у режиссера закончилась пленка — концовку пришлось скомкать и подать в виде слайд-шоу. От этого, к слову, фильм лишь выиграл — неожиданный, свежий, авангардный прием.

Во-вторых, именно в этот момент сюжета именно к этому пруду сама собой приехала милицейская группа захвата. Кто мог такое предвидеть? Поэтому корону с головы Алибабаевича сняли. Но сам он все равно оказался в выигрыше: бывший обладатель лучшего места в камере, осуществив самовольный побег вне милицейских планов, являясь изначально бесполезным в операции возвращения шлема (юридически он не член банды, не исправлял собственное преступление и не возмещал ущерб, лишь мешал планам милиции), Али-Баба не имел по тогдашнему УК совсем уж никаких оснований остаться на свободе. Но ему свободу тоже дали.

Ну, как дали... Менты просто уехали и бросили всех троих — бомжами, в розыске, без паспортов.
Ответить