Когнитивная психология

Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Когнитивная психология

Сообщение Radugnyi »

- одно из ведущих направлений современной психологии. Когнитивная психология возникла в конце 50 - начале 60х годов ХХ века, как реакция на характерное для господствующего в США бихевиоризма отрицание роли внутренней организации психологических процессов. Первоначально главной задачей К.п. являлось изучение преобразований сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа (Д. Бродбент, С. Стенберг). При этом исследователи исходили их аналогии между процессами переработки информации у человека и в вычислительном устройстве. Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, в том числе кратковременная память и долговременная память (Дж. Сперлинг, Р. Аткинсон).

Эта линия исследований, столкнувшись с серьёзными трудностями в связи с увеличением числа структурных моделей частных психических процессов, привела к пониманию К.п. как направления, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта (У. Найссер).

При таком более широком подходе К.п. включает все направления, критикующие бихевиоризм и психоанализ с интеллектуалистических или менталистических позиций (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Дж. Фодор). Центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, в том числе о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления (Г. Бауэр, А. Пайвио, Р. Шепард). Интенсивно разрабатывается также когнитивные теории эмоций (С. Шехтер), индивидуальных различий (Л. Айзенк) и личности (Дж. Келли, М. Махони). Как попытка преодоления кризиса бихевиоризма, гештальтпсихологии и других направлений К.п. не оправдала возлагавшихся на неё надежд, поскольку её представителям не удалось объединить разрозненные линии исследований на единой концептуальной основе.

Краткий психологический словарь под общей редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Когнитивная психология

Сообщение Radugnyi »

Основные положения когнитивной психологии. Когнитивные теории.

Позиции бихевиористов были подвергнуты критике представителями когнитивной психологии. Они исходят из того, что поведение человека определяется как воздействием на него условий внешней среды, так и его мыслительными способностями. Слово «когнитивность» происходит от латинского соgпоsсеге и означает познавать, знать.

Начало этому направлению положило исследование У. Нейсера. Идеи когнитивной психологии, раскрывающей роль сознания людей в их поведении, были обоснованы также в трудах американских психологов Дж. Келли, Дж. Роттера, А. Бандуры и других представителей этого направления. Основной проблемой для них является «организация знания в памяти субъекта». Они считают, что знания человека организованы в определенные понятийные схемы, в рамках которых он мыслит и действует. Утверждается, что «восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как и устройство организма генотипом».

Когнитивный подход в исследовании сознательного поведения человека заключается в стремлении понять, каким образом мы расшифровываем информацию о реальной действительности и организуем ее, с тем, чтобы проводить сравнения, принимать решения или разрешать проблемы, встающие перед нами каждую минуту.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Когнитивная психология

Сообщение Radugnyi »

Применение когнитивной теории на практике

Как же когнитивную, интеллектуально-ориентированную теорию личности можно применить к тому, что непосредственно влияет на жизнь человека? Келли считал, что его теория может быть полезна для понимания эмоциональных состояний, психического здоровья и психических расстройств, а также в терапевтической практике.

Эмоциональные состояния

Келли сохранил некоторые традиционные психологические концепции эмоций, но представил их по-новому, в соответствии со своей теорией личностных конструктов.

Тревога. Келли определил тревогу как "осознание того, что события, с которыми сталкивается человек, лежат вне диапазона применимости его конструктной системы". Значит, смутное чувство неопределенности и беспомощности, обычно определяемое как "тревога", по Келли, есть результат осознания того, что конструкты, которыми мы обладаем, не применимы для предвидения событий, с которыми мы сталкиваемся. Келли подчеркивал: совсем не факт, что наша конструктная система не функционирует идеально, провоцирует тревогу; мы не тревожимся просто потому, что наши ожидания не точны. Тревога образуется только тогда, когда мы сознаем, что у нас нет адекватных конструктов, с помощью которых можно интерпретировать события нашей жизни. При таких обстоятельствах человек не может прогнозировать, следовательно, не может полностью воспринимать, что происходит, или не может решить проблему. Рассмотрим, например, двух людей, находящихся в разгаре бракоразводного процесса. Неожиданно перед ними возникает событие, совершенно не похожее на то, что они когда-либо переживали раньше. Отчасти трудность прохождения через бракоразводный процесс (или что-то другое, переживаемое впервые) объясняется отсутствием конструктов, которые помогли бы понять и прогнозировать его последствия и их значение.

Это понимание тревоги отнюдь не угроза прорыва половых и агрессивных импульсов в сознание, а то, что он переживает события, которые не может ни понять, ни прогнозировать. С этой точки зрения, задача психотерапии - помочь клиенту либо приобрести новые конструкты, которые позволят ему лучше прогнозировать тревожащие события, либо сделать имеющиеся конструкты более проницаемыми, чтобы привнести новый опыт в их диапазон применимости.


Вина.
Вывод о содружестве Келли предполагает, что у всех нас есть стержневая система конструктов. Определенные аспекты этой стержневой структуры, которые он назвал стержневыми ролями, являются важными детерминантами нашего восприятия личности. Примерами таких стержневых ролей являются наши профессиональные роли, роли родителя и ребенка, близкого друга, студента и т.д. Так как стержневые роли очень важны в нашей жизни, их неадекватное исполнение может иметь неприятные последствия. По Келли, если другой человек интерпретирует наше исполнение стержневой роли как неудачное, появляется чувство вины: "Вина возникает, когда индивид осознает, что отступает от ролей, с помощью которых он сохраняет наиболее важные взаимоотношения с другими людьми". Виноватый человек сознает, что он поступил не в соответствии со своим собственным образом. Например, студент колледжа, считающий себя ученым, почувствует вину, если он проведет слишком много времени в местном университетском баре со своими приятелями, таким образом пренебрегая наиболее важным аспектом своей стержневой роли ученого, а именно учебой. Вероятно, студент, считающий себя повесой, не испытывал бы такой вины. С точки зрения Келли, мы испытываем вину всякий раз, когда наше поведение противоречит нашему восприятию самих себя.

Угроза. Еще одно знакомое эмоциональное состояние - угроза - рассматривается Келли как осознание того, что наша конструктная система может быть существенно изменена вследствие каких-то событий. Чувство угрозы появляется, когда неминуема большая встряска наших личностных конструктов. Например, мы можем чувствовать угрозу, если окажется, что наша вера в честность и неподкупность политических и деловых лидеров высокого ранга больше не подтверждается на деле. Келли полагал, что угроза для человека - это психологическое насилие. Мысли о собственной смерти, возможно, являются наиболее страшным видом угрозы, если только мы не интерпретируем ее как необходимое условие, придающее смысл нашей жизни.


Враждебность.
По определению Келли, враждебность - это "постоянные попытки получить факты, говорящие в пользу такого типа социального прогноза, который уже доказал свою несостоятельность". Традиционно рассматриваемая как склонность вести себя мстительно по отношению к другим или стремление причинять им ущерб, враждебность в теории Келли - просто попытка придерживаться непригодного конструкта при столкновении с противоречивым (неполноценным) фактом. Враждебный человек вместо признания того, что его ожидания относительно других людей не реалистичны и поэтому нуждаются в пересмотре, пытается заставить других вести себя так, чтобы удовлетворить свое предвзятое мнение. Например, какова может быть реакция отца, который обнаружил, что его дочь-студентка живет жизнью "сексуально свободной" женщины? Не обращая внимания на неоспоримые факты, враждебный отец настаивает на своей вере в то, что она - "его маленькая девочка". Изменять наши конструкты трудно, страшно и иногда даже невозможно. Насколько лучше было бы, если бы мы могли изменить мир, чтобы он соответствовал нашим предубеждениям, а не наши собственные взгляды на него! Враждебность как раз представляет собой такую попытку.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Когнитивная психология

Сообщение Radugnyi »

Психическое здоровье и расстройство

Каждый день клинические психологи имеют дело с проблемой психического здоровья и расстройства. Как следует понимать эти концепции в контексте теории личностных конструктов?

Здоровье, с точки зрения теории Келли, это четыре характеристики определяющие нормальное функционирование человека:

- здоровые люди хотят оценивать свои конструкты и проверять правильность своих ощущений по отношению к другим людям. Иначе говоря, такие люди оценивают прогностическую эффективность своих личностных конструктов на основе социального опыта;

- здоровые люди могут отбросить свои конструкты и переориентировать системы стержневой роли, как только окажется, что они не действуют. В терминологии Келли, конструкты здорового человека проницаемы. Под этим подразумевается не только то, что он в состоянии признать свою неправоту, но также и то, что он может пересмотреть их, когда этого требует жизненный опыт;

- характеристика психического здоровья - это желание расширить диапазон, объем и охват конструктной системы. С точки зрения Келли, здоровые люди остаются открытыми для новых возможностей личностного роста и развития;

- характеристика психического здоровья - хорошо развитый репертуар ролей. Келли предполагает, что человек здоров, если он может эффективно выполнять разнообразные социальные роли и понимать других людей, вовлеченных в процесс социальных взаимодействий.

Келли по-особому относился к психическим расстройствам, интерпретируя их в терминах ориентации личностного конструкта. Для него психическое расстройство - "любой личностный конструкт, который обычно повторяется, несмотря на последовательную неполноценность".
Психические расстройства представляют собой очевидную непригодность системы личностных конструктов для достижения цели. Или, более точно, психические расстройства заключают в себе тревогу и настойчивые попытки человека вновь ощутить, что он обладает способностью прогнозировать события. Оказавшись неспособным прогнозировать, человек с психическим расстройством неистово ищет новые способы интерпретации событий в своем мире. Или наоборот, он может строго придерживаться старых прогнозов, тем самым сохраняя свою несовершенную систему личностных конструктов с вероятностью повторной неудачи. В любом случае, плохо адаптированный человек не может прогнозировать события с большой точностью и, следовательно, терпит неудачу в познании мира или совладании с ним. Неудовлетворенность, которая сопровождает такой неэффективный прогноз событий, - это именно то, что заставляет человека искать терапевтической помощи.

Келли интерпретировал психологические проблемы в соответствии со своим собственным уникальным набором диагностических конструктов. Расширение служит хорошим примером одного из таких конструктов для рассмотрения психологических расстройств. В теории психопатологии, разработанной Келли, расширение встречается, когда человек не обладает подчиняющими конструктами, которые позволяют структурировать область осознания жизненного опыта. Обладая устаревшими или потерявшими управление конструктами, человек пытается расширить и реорганизовать личностные конструкты на наиболее необычном и всеобъемлющем уровне. Что получается? Келли предположил, что в результате появляются расстройства, традиционно называемые "маниями" и "депрессиями".

Исторически мании рассматривались как состояния, когда мышление человека является сверхвключенным (человек не может сохранять концептуальные границы, и поэтому мышление становится менее точным, менее определенным и чрезмерно обобщенным). Аффект часто оказывается весьма эйфоричным. Маниакальные люди начинают неистово разрабатывать множество проектов, которые они, скорее всего, никогда не закончат, лихорадочно обсуждают свои планы в напыщенной манере. Они перескакивают от темы к теме и делают обширные обобщения, в которых мало реальных идей. Келли предположил, что изыскания маниакальных людей просто превышают способность конструктной системы функционировать эффективно. В результате человек теряет связь с реальностью и оказывается в пространстве "свободных построений". Выражаемое возбуждение представляет собой неистовую попытку справиться с быстро расширяющимся полем восприятия.

Другой патологической реакцией на несовершенную конструктную систему является депрессия. Келли полагал, что депрессия имеет тенденцию появляться у людей, которые сократили свое перцептивное поле до минимума (так как сузили интересы). У человека с депрессией имеются значительные трудности в принятии даже самых маленьких повседневных решений. Человек с тяжелой депрессией часто думает о самоубийстве - последнем акте сужения поля восприятия. Короче, депрессия представляет собой психическое расстройство, при котором люди пытаются интерпретировать свой опыт с противоположного полюса расширительного конструкта - сужения.

Таким образом, когда люди пытаются интерпретировать важные события, лежащие вне диапазона применимости их личностных конструктов, приходят в замешательство, дезориентируются и тревожатся, мы относимся к ним как к больным людям, т.е. люди страдают от психологических проблем из-за изъянов в своих конструктных системах.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Когнитивная психология

Сообщение Radugnyi »

Терапия фиксированной роли

Многие из терапевтических методов, описанных Келли, сходны с методами, используемыми другими психотерапевтами, но его подход имеет две особенности: первая - его концепция о том, что должно являться целью психотерапии, и вторая - разработка терапии фиксированных ролей.

Келли видел задачу терапевтического процесса в том, чтобы помочь людям изменить их конструктную систему, улучшив ее прогностическую эффективность. Так как при расстройствах используются конструкты постепенно потерявшие свою силу, психотерапия направлена на реконструирование конструктной системы клиента, с тем, чтобы она стала более работоспособной. И более того, терапия сама является волнующим процессом научного поиска.

Терапевтическое учреждение - это лаборатория, в которой психотерапевт помогает клиенту развивать и апробировать новые гипотезы, как в клинической ситуации, так и вне ее. Психотерапевт активно направляет и стимулирует клиента интерпретировать события по-новому, не так, как он делал это раньше. Если новые конструкты подходят, клиент может использовать их в будущем; если нет - разрабатываются и проверяются другие гипотезы. Наука, следовательно, - это модель, которую клиенты используют для интерпретирования своей жизни по-новому. Наряду с этим психотерапевт должен сделать доступными факты, по которым клиент может проверить свои гипотезы (информационная обратная связь). Предоставляя эти данные в форме реакций на разнообразные конструкты клиента, клиницист дает ему возможность реорганизовать и валидизировать свою конструктную систему - возможность, которая обычно ему не доступна. В результате, по Келли, клиент формирует структуру с большей прогностической эффективностью, чем раньше. Келли не остановился на этой уникальной интерпретации задачи психотерапии и разработал собственный специфический метод - терапию фиксированной роли. Она основана на положении, что люди - это не только то, чем они себя представляют, но также и то, что они делают. Более конкретно, он полагал, что роль психотерапевта - воодушевить клиента и помочь ему изменить свое открытое поведение. В свою очередь, это изменение позволит клиенту осознать и интерпретировать себя иначе, тем самым становясь новым, более эффективным человеком.

В чем же заключается метод терапии фиксированной роли? Процесс начинается с оценки, когда пациент пишет в третьем лице очерк самохарактеристики. Характеристика может быть составлена в свободной форме, клиент получает только следующую инструкцию: "Я хочу, чтобы вы написали заметки о характере Гарри Брауна, как если бы он был главным героем в пьесе. Напишите о нем так, как мог бы написать друг, который знает его очень близко и очень хорошо к нему относится, возможно, лучше, чем кто-либо другой, кто знает его. Пишите о нем в третьем лице. Например, начните: "Гарри Браун - это..."

Тщательное изучение описания характера Гарри Брауна выявит много конструктов, которые он обычно использует в интерпретации себя и своих отношений со значимыми другими. А затем единственное, что требуется - это помочь Гарри пересмотреть свою систему личностных конструктов так, чтобы она стала для него действенной. Средством, помогающим выполнить эту задачу, является очерк фиксированной роли. Основанное на информации, полученной из очерка самохарактеристики, это, по существу, - описание личности вымышленного индивида, причем желательно, чтобы оно было сделано группой опытных психотерапевтов. Вымышленному человеку дают имя, отличное от имени клиента, и снабжают его конструктной системой, которая, как считают, была бы терапевтически полезной для Гарри. Очерк предназначен не для того, чтобы "переделать" Гарри, скорее он приглашает его искать, экспериментировать и - самое главное - заново оценить себя и свою жизненную ситуацию. Очерк фиксированной роли разработан для того, чтобы клиент сыграл роль вымышленного человека. Цель - побудить клиента пересмотреть свой жизненный опыт с тем, чтобы он смог лучше и эффективнее извлекать из него уроки.

В следующей стадии терапии фиксированных ролей психотерапевт дает очерк фиксированной роли клиенту для проверки усвоения, чтобы определить, понимает ли клиент, каким будет представляемый человек. Затем клиента просят играть роль из очерка в течение определенного времени. Из инструкции ясно, что клиент должен читать очерк по крайней мере трижды в день и стараться думать, действовать, говорить и быть похожим на вымышленного героя, изображенного в очерке. Во время этой стадии терапевтического процесса психотерапевт и клиент часто встречаются, чтобы обсудить проблемы, возникающие при исполнении новой роли. Возможно проведение репетиций на терапевтическом сеансе, чтобы психотерапевт и клиент могли непосредственно разработать новую конструктную систему. Посредством таких приемов, как разыгрывание роли, клиента побуждают проверять конструкты героя очерка в контексте социальных взаимоотношений, работы, семьи и других ключевых сфер жизни. В течение этого периода психотерапевт реагирует на клиента так, как если бы он действительно был героем очерка.

Результаты данной терапии разнородные. Одни клиенты принимают неортодоксальный подход Келли позитивно, другие нет. Хотя процесс терапии очень сложен, Келли оптимистично полагал, что при использовании положений его теории личностных конструктов может возникнуть более функциональная конструктная система.

Таким образом, теория личностных конструктов применима к таким аспектам опыта человека, которые совсем не похожи на аспекты, традиционно рассматриваемые как когнитивные. В частности, эмоциональные состояния, психическое здоровье и расстройства и психотерапия - могут быть интерпретированы с точки зрения нового направления, разработанного Келли. Если целью Джорджа Келли при создании когнитивной теории было, как он иногда отмечал, стимулировать наш разум и открыть для него невероятный диапазон жизненных возможностей, то он действительно преуспел в этом.

Келли сравнивал людей с учеными, постоянно высказывающими и проверяющими гипотезы о природе вещей для того, чтобы можно было дать адекватный прогноз будущих событий. Он полагал, что люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами. Каждый человек обладает уникальной конструктной системой (личность), которую он использует для интерпретации жизненного опыта.

Келли создал теорию, в которой все конструкты имеют определенные формальные диапазоны, также Келли описал различные типы личностных конструктов: упредительный, констелляторный, предполагающий, всесторонний, частный, стрежневой, периферический, жесткий и свободный.

Он также утверждал, что личность эквивалентна личностным конструктам, используемым человеком для прогноза будущего.

Подходы к личности, которые подчеркивают когнитивную деятельность человека, имеют значительное влияние на клиническую психологию, где "когнитивная терапия" быстро выходит на первое место по популярности.

Джордж Келли сыграл ключевую роль в разработке когнитивного направления современной персонологии, и заслуживает особой благодарности за то, что побудил психологов изучать рациональные и интеллектуальные аспекты человеческой психики. Кроме того, теория Келли применима и к областям, далеких от тех, которые традиционно определяют как когнитив
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Когнитивная психология

Сообщение Radugnyi »

Природа личных конструктов

Индивидуальное использование конструктов. "Конструкт представляет собой представление о некоторых вещах в плане их сходства и различия" . Различие включается в понятие конструкта, а не образует иную концепцию, как в обычной логике. В этом отношении конструкт отличен от концепции. Он включает не только абстрактный элемент концепции, но также и восприятие. Дихотомия представляет собой универсальный аспект человеческого мышления.

Человек не способен выразить всю систему своих конструктов целиком и может неверно истолковать перспективы развития ситуации. Индивиду иногда не удается выразить некоторые конструкты в форме, понятной окружающим, чтобы они могли включить их в собственные системы, правильно прогнозируя его поведение. Он может выразить свои конструкты недостаточно полно, упуская сопоставление, например, сказав: "Мэри нежна". Слова о нежности Мэри подразумевают, что, как минимум, один человек нежен, а другой нет, или же, с учетом минимального контекста для конструкта (три элемента), двое других не нежны. Любое другое утверждение нелогично и антипсихологично. Говорить о том, например, что все нежны, бессмысленно. Поскольку конструкты в основном индивидуальны, их не так-то просто понять. Таким образом, в целом ряде случаев человек имеет в виду совсем не то, что говорит.


Конструкты абстрагируют повторяющиеся свойства событий и предполагают, что эти повторяющиеся свойства могут проявиться в другом событии. Прогноз, таким образом, строится на толковании. Предсказывается не конкретное событие, а его свойства, сочетающиеся особым образом. Прогноз подтверждается только в том случае, когда происходит событие, которое может быть предсказано точно так же, как и сочетание его свойств.

Конструкты позволяют связывать или группировать события, делая их прогнозируемыми и управляемыми. Человек властвует над собственной судьбой в той степени, "в какой он способен создать систему конструирования, с помощью которой он идентифицирует себя и которая настолько всеобъемлюща, что включает окружающую его действительность... Согласно этой точке зрения, человечество медленно обучается контролировать свою судьбу, хотя процесс этот длинный и утомительный" .

Индивид обладает выбором между двумя полюсами, или крайними значениями, конструктов, однако сам подвержен влиянию комплекса взаимосвязей внутри системы конструирования. Вместе с тем для расширения системы могут создаваться новые конструкты. Конструкт в результате представляет собой конкурирующие гипотезы, причем индивид может действовать в соответствии с любой из них.

"Я" также представляет собой конструкт. Использование "Я" как отправной точки формирования конструктов приводит к тому, что они жестко контролируют поведение, особенно поведение по сравнению с другими людьми. Эти сравнения, которые делает индивид, контролируют его социальную жизнь. "Когда человек истолковывает поведение других людей, он формирует систему конструктов, регулирующую его собственное поведение" - таким образом, каждый из нас определяет свою роль. Система конструктов обнаруживает себя, когда человек говорит о других людях.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Когнитивная психология

Сообщение Radugnyi »

Формальные аспекты конструктов.

Символизм позволяет с помощью одного из элементов отобразить весь конструкт. Коммуникация, таким образом, представляет собой воспроизведение символического элемента с целью выявления параллельного конструкта у другого индивида. Слова играют роль символов, но не всегда эффективно. Фигуры, такие как мать или отец, могут символизировать конструкты. Этот вид символизма характерен для детей. Такие фигуры придают конструкту ясность и стабильность (ригидность).

Для оценки конструктов других людей используются различные аспекты. Наиболее употребительным является параметр абстрактное/конкретное, однако оно не очень-то помогает; гораздо более полезен параметр проницаемость/непроницаемость, о котором уже шла речь. Упреждающий конструкт приписывает элементы исключительно к одной сфере - мяч может быть только мячом и ничем иным. Констелляционный конструкт допускает одновременную принадлежность своих элементов к другим сферам (например, мяч может отскакивать от поверхности, подобно другим предметам).

Предполагающий конструкт оставляет свои элементы открытыми для толкования, не определяя других сфер, к которым они могут принадлежать (например, "любое округлое тело может оказаться, в том числе и мячом"). Он в корне отличается от упреждающих и констелляционных конструктов. Имеются и другие аспекты, такие как тревога, враждебность, перенос и зависимость, о которых пойдет речь ниже.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Когнитивная психология

Сообщение Radugnyi »

Основные диагностические конструкты

Довербальные конструкты. Довербальным называется конструкт, который клиент продолжает использовать, несмотря на отсутствие устойчивого словесного символа. Слова облегчают использование и модификацию конструктов, в то время как другие символы более громоздки и, как следствие, тормозят коммуникацию и обсуждение. Довербальные конструкты обычно возникают в раннем детстве и часто связаны с зависимостью клиента. Они могут представлять собой своего рода ядро системы конструирования и могут перекрываться вводящими в заблуждение вербализованными конструктами. Признаками довербальных конструктов являются смущение во время разговора, способность с большим успехом проиллюстрировать конструкт, чем вербализовать его, проявление конструкта в сновидениях, которые плохо запоминаются, воспоминания о событиях, в реальности которых клиент не уверен. Довербальные конструкты отчасти включают в себя концепцию бессознательного. (Другие аспекты этой концепции включаются в описанные ниже конструкты.) Неспособность клиента истолковать события так, как это делает клиницист, следует интерпретировать не как неосознанность этой способности, а как действительную неспособность. Возникающая позднее способность клиента к толкованию событий в соответствии с представлениями клинициста отражает сформировавшуюся у него новую систему конструктов, а не проявление бессознательного.

Погружение.
Погружение соответствует избеганию или игнорированию одного из полюсов дихотомического конструкта, обычно противоположного полюса. Конструкты с погруженным полюсом не поддаются тестированию.

Зависание. В процессе пересмотра конструктов одни элементы выпадают, другие выходят на первый план. "Когда структура отвергается по той причине, что на данный момент она несовместима с общей системой, которую использует индивид, можно сказать что она подверглась зависанию" . Это сродни забыванию, диссоциации и подавлению. Неструктурированный материал "забывается" или "подавляется".

Уровень когнитивного осознания. Предыдущие три конструкта предполагают низкие уровни когнитивного осознавания. Высокоуровневым считается такой конструкт, который легко выражается в социально эффективных символах, имеет альтернативы, которые также легкодоступны, находится в диапазоне пригодности главных конструктов клиента и при этом не "подвешивается" вышестоящими конструктами.

Расширение и сужение. Речь идет о расширении перцептуального поля с целью увеличения охвата, после серии поочередного использования несовместимых систем. Сужение происходит в том случае, когда индивид сужает перцептуальное поле для минимизации явных противоречий в системе.

Всесторонние конструкты и частные конструкты. Всесторонние конструкты включают широкое разнообразие событий; это не обязательно вышестоящие конструкты. Частные конструкты охватывают небольшой круг событий.

Вышестоящие конструкты и подчиненные конструкты.
Вышестоящий конструкт использует в качестве контекстуального элемента другой конструкт, который, в свою очередь называется подчиненным.

Преобладание. Вышестоящий конструкт, приписывающий каждый из своих элементов к категории исходя из принципа все-или-ничего, называется преобладающим (regnant) конструктом. Например, если бы мы сказали, что все лопаты являются орудиями труда, в этом случае конструкт орудия труда был бы преобладающим и вышестоящим. Этот прием классической логики позволяет упростить систему личных конструктов.

Основные конструкты и периферические конструкты. Основными называются такие конструкты, которые используются индивидом для поддержания идентичности и существования. У здорового человека эти конструкты всесторонни и проницаемы. Периферические конструкты могут подвергнуться изменению без значительной модификации ядерной структуры. Их переформулировка - гораздо менее сложное дело, чем изменение основного конструкта.

Жесткие конструкты и свободные конструкты. Жесткие конструкты ведут к неизменному прогнозу, в то время как свободные конструкты позволяют делать различные прогнозы. Свободные конструкты сродни предварительным наброскам проекта.

Переходные конструкты

Конструкты привносят элемент стабильности в опыт. Когда они изменяются, переходы представляют проблемы. Переходные конструкты затрагивают этот процесс изменения и включают следующие аспекты.


Угроза. "Угроза - это осознание неминуемого коренного изменения в своих основных структурах" . Психотерапевт, ждущий от клиента изменений, несет в себе угрозу, особенно когда клиент находится на пороге значительных перемен.

Страх. Страх - это осознание неизбежного изменения в частном основном, а не во всестороннем конструкте.

Тревога. Тревога - это признание индивидом того, что события, с которыми ему довелось столкнуться, выходят за рамки диапазона пригодности его системы конструктов. Поскольку конструкты неприменимы, он не может однозначно интерпретировать события, то есть возникает двусмысленность. Ослабление вышестоящих конструктов может повысить толерантность к двусмысленности и, следовательно, привести к уменьшению тревоги; однако, если ослабление заходит слишком далеко, может развиться шизофрения. Переопределение и усиление проницаемости вышестоящей системы также помогают справиться с тревогой. Еще одной защитой от тревоги является повышение жесткости конструктов.

Вина. В рамках основной структуры индивида формируется основная роль, которая включает часть ролевой структуры, поддерживающую целостность "я". Вина - это переживание, возникающее в результате восприятия очевидной утраты своей основной ролевой структуры. Основная роль - это не поверхностная роль, "это та роль, которую человек играет так, как если бы его жизнь зависела от этого. В действительности его жизнь от этого и зависит". Когда человек обнаруживает, что вел себя несообразно своей роли, он ощущает вину. Наказание - не результат вины, скорее наоборот. Мы наказываем тех, от кого исходит угроза, чтобы защитить себя от угрозы быть похожими на них и заставить их почувствовать себя виноватыми.

Агрессивность.
Агрессивность - это активное расширение перцептуального поля. Агрессивный человек имеет более выраженную склонность делать выбор, разрешать ситуации, требующие активных действий. Сферы тревоги одновременно являются и сферами проявления агрессивности. Агрессивный индивид воспринимается окружающими как источник угрозы.

Враждебность. Враждебность представляет собой попытку заставить другого человека признать истинность ложного прогноза. "Другой человек является жертвой, причем не столько деструктивных побуждений враждебно настроенного индивида, сколько его отчаянных и нереалистичных попыток выиграть пари, которое уже проиграно". Повторные доказательства собственной неправоты заставляют враждебно настроенного индивида ощущать вину.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Когнитивная психология

Сообщение Radugnyi »

Типы психических расстройств

Для иллюстрации использования параметров диагнозов, или диагностических конструктов, конструкты включены в обширную систему, содержащую представительные типы психических расстройств. Сами по себе диагностические конструкты не обязательно указывают на расстройства, однако они разработаны с тем, чтобы отражать различные системы личных конструктов. Расстройство обычно имеет более одного параметра. Расстройства не являются нозологическими категориями или самостоятельными заболеваниями.

Расстройство - это любой личный конструкт, который используется повторно, несмотря на противоречащие ему факты. Психические расстройства можно объяснить также с другой точки зрения, например отталкиваясь от прошлых событий; вместе с тем прошлое не подлежит изменению, поэтому вмешательство, основанное на таких представлениях, заключается в попытке заменить старые переживания новыми или же повернуть время вспять. Гораздо более перспективной представляется работа с системой личных конструктов индивида. Покаяние замещается сожалением; компенсация - перестройкой; прошлое - будущим.

Существует две основные группы расстройств: расстройства толкования и расстройства перехода.

Расстройства толкования. Расстройства толкования объединены в три группы. Первая из них - расстройства расширения - возникает, когда индивиды не имеют вышестоящих конструктов для управления расширившимся перцептуальным полем. Индивид мог утратить или отказаться от управляющих конструктов, а затем перейти к неадекватным довербальным конструктам зависимости, слишком общим и проницаемым. Расширение может произойти в рамках свободных конструктов, в попытке охватить расширенное поле. Так называемые маниакальные клиенты, как правило, страдают расстройством расширения. В депрессивной фазе клиент пытается ограничить поле. Расширение также проявляется в случаях паранойи.

Вторая группа расстройств толкования - расстройства изменения жесткости конструктов. Индивид с жесткими конструктами способен на чрезвычайно точные прогнозы, однако его вышестоящей структуре недостает проницаемости. Предчувствия индивида не могут материализоваться, поэтому конструкты подлежат списанию. Индивид начинает тревожиться и вынужден прибегнуть к сужению или довербальным обобщенным структурам. Результатом может стать самоубийство или развитие психоза. Индивид со свободными конструктами вариабелен, приспосабливается к переживаниям с помощью растяжения конструктов, редко допускает ошибки в своих прогнозах, потому что все они носят общий характер. Чрезмерное освобождение конструктов с трудом переносится окружающими, что может привести к избеганию индивида и социальной изоляции. Такие люди зачастую именуются шизофрениками. С утратой социальной роли может развиться чувство вины при условии, что индивид сознает эту утрату и не склонен отрицать ее, сужая поле восприятия.

Третьей группой расстройств толкования являются расстройства, включающие основные конструкты. Физические жалобы часто затрагивают основные конструкты, одновременно свидетельствуя о наличии зависимости. Возникает потребность в психосоматических симптомах, поскольку затронуты жизнеобеспечение и безопасность. При конверсионных реакциях клиент мыслит двойственно, переводя психологические проблемы в физиологические. В этом упреждающем конструкте проблема представляется физической.

Расстройства перехода. Агрессия и враждебность являются расстройствами перехода. Агрессия часто служит выходом для враждебности, агрессивные действия дают выход враждебным чувствам. Враждебность требует переосмысления, она не уходит в процессе катарсиса. Агрессия может привести к игнорированию собственной роли или неспособности выработать эту роль, обращению с окружающими как с объектами манипуляции, а не с людьми, которых надо понять. Обращение с окружающими как с людьми, а не объектами, требует времени, которое нетерпеливый, агрессивный человек часто не желает тратить. Агрессивный индивид по этой причине имеет проблемы "с авторитетными фигурами". Агрессия может привести к появлению чувства вины в той или иной форме, когда индивид ощущает, что его роль находится под угрозой. Враждебность нереалистична, хотя и она может приносить плоды, если вынуждает окружающих вести себя определенным образом, умиротворять враждебно настроенного индивида, извинять его выходки, и в результате он добивается своего.

Расстройства с проявлениями тревоги, самоограничения и вины. Тревожный индивид обладает системой конструктов, которая себя не оправдывает, но ее нечем заменить. В этом смысле все расстройства толкования включают тревогу. Тревога может быть незаметна, однако о ней можно судить по тем действиям, которые предпринимаются с целью ее избежать или взять под контроль; в частности, это плач, импульсивность, расширение или сужение. Все виды поведения можно рассматривать как направленные на избегание тревоги или принятие тревоги, однако это привело бы к нирване. Как правило, люди стремятся взять тревогу под контроль, а не избежать ее.

Сужение можно считать избеганием тревоги. Это способ уменьшения собственного мирка до размеров, когда он становится управляемым. Сужение и упреждение часто сопутствуют друг другу. Индивид становится ограниченным, накапливаются неразрешенные вопросы, что ведет к непреодолимой тревоге. Инволюционная меланхолия представляет яркий тому пример.

Жизнь трудна при наличии сильного чувства вины, которое затрагивает основную роль индивида. Вина может привести к враждебности или физическому заболеванию и даже смерти. Параноидная гомосексуальность представляет собой расстройство вины.

Расстройства, связанные с зависимостью. Зависимость не относится к основным осям системы диагностических конструктов, однако она создает почву для расстройств. Каждый человек от кого-нибудь зависит. Нормальный индивид избирательно и широко распределяет эти свои зависимости; страдающий расстройством неразборчив в зависимостях и ищет кого-нибудь, на кого можно сбросить груз забот. Враждебность часто является результатом безуспешного поиска подходящего объекта.

"Психосоматические" и "органические" проблемы. Соматические симптомы у индивида с психологическим конфликтом чрезвычайно устойчивы, поскольку они воспринимаются как физические клиентом, мыслящим двойственно. Многие психологические расстройства включают "психосоматические" симптомы, однако сам термин не имеет точного значения в системе личных конструктов.

Черты органически неполноценного индивида диктуются попытками переосмыслить себя в ограниченном мире. При этом могут быть использованы искаженные или же сравнительно непроницаемые конструкты. "Органическая" симптоматика может также выявляться у лиц с глубоко укоренившимся ощущением собственной неадекватности, которые "витают в облаках".

Расстройства, связанные с контролем. Расстройства контроля отражают ложную систему вышестоящих конструктов. Вышестоящий конструкт может поглощать или контролировать все новые переживания, практически не меняясь. Расстройства с проявлениями импульсивности отражают проблемы с циклом С-Р-С, приводя к укорочению этого цикла.

Не все расстройства являются расстройствами формы личных конструктов, хотя эти формы являются элементами диагностических измерений. Некоторые трудности вытекают из содержания конструктов. Кроме того, терапия отчасти может происходить без учета диагностических конструктов. Не все важные процессы научения проходят на кушетке.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Когнитивная психология

Сообщение Radugnyi »

При структуризации случая, использовании фактов из биографии клиента широко употребляются перечисленные ниже термины. Это не конструкты, а собирательные термины. Они могут служить заголовками разделов при ведении записей и описании случаев. Поскольку все они указывают на разного рода события, которые клиент должен был предвидеть, их можно считать валидаторами.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Аватара пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщения: 31140
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 13987
Откуда: СССР

Re: Когнитивная психология

Сообщение Radugnyi »

Пример из практики.

Этот пример взят из главы "Джордж Келли как психотерапевт", которая содержит фрагменты работы Келли с 28-летним студентом университета по имени Кэл (Neimeyer, 1980). Предъявляемые Кэлом жалобы фокусировались на выборе карьеры и проблемах в учебе. Приведенный ниже фрагмент соответствует двадцать первой сессии их совместной работы. Мы выбрали сессию из середины курса терапии, поскольку здесь прекрасно проиллюстрировано воплощение теории Келли на практике. Пояснительные комментарии сделаны Неймейером.

К началу 21-й сессии Келли завершил исследование межличностных представлений Кэла, в том числе глубинных, и приступил к оценке его довербальных представлений о психотерапевте и других важных фигурах в его жизни. По определению Келли, довербальным конструктом "является тот, который продолжает использоваться, несмотря на отсутствие устойчивого словесного символа" (Kelly, 1955, р. 459), он имеет отношение к тем типам элементов, которые может осознавать маленький ребенок (Kelly, 1955, р. 461). Обнаружив угрозу, о которой сказал Кэл в связи с возможным сближением с психотерапевтом, Келли стал подозревать действие не выраженных словесно, но чрезвычайно значимых представлений, определявших взаимоотношения Кэла с окружающими. В самом начале сессии Кэл заявил, что психотерапевту следует воспринимать клиента "исключительно как набор разнообразных фактов и историй, заслуживающих критического обсуждения" и добавил: "Думаю, не надо выходить за эти рамки". Услышав тему, сходную с уже проявившейся на ранней сессии, Келли решил уточнить замечание Кэла.

[spoiler="Келли (Т). Итак, любого рода участие, которое я могу к вам испытывать, сюда не входит...]Кэл (К). Нет, поскольку...

Т. Поскольку оно не является необходимым?

К. Да, оно может быть, а может не быть.

Т. Понятно.

К. Да, но если участие... проявляется в связи с некими эмоциями в отношении индивида не с целью предотвратить какую-то неприятность,... а просто из доброго отношения с вашей стороны, тогда нет...

Т. Таким образом, речь идет об участии, о доброте в смысле нежелания или неумения работать, если это является обычной тактикой...

К. Да.

Т. Такого здесь не будет. Теперь, мне кажется, я лучше понимаю некоторые другие ваши слова. Вы не желаете доброты в том смысле, что она может помешать вам подойти к реальности, к разрешению ваших проблем.

К. Да. Я имею в виду доброту или приветливое отношение просто из нежелания вести себя дурно и отвратительно.

Т. Так-так. Это своего рода поверхностная социальная манера, правда?

К. Да.

Т. Думаю, не стоит тратить на это время и силы во время интервью. Другие люди с тем же успехом могут быть к вам добры в этом смысле слова.

К. Конечно.

Т. Это обычная вежливость, просто вежливость.

К. В данном случае да.

Т. Я подыскиваю подходящее слово для определения...

К. Ну я думаю, это слово не хуже других. Возможно, будет правильнее назвать это чрезмерной вежливостью.

Т. Давайте так и сделаем, назовем это чрезмерной вежливостью.

(Здесь Келли пытается помочь Кэлу словесно выразить довербальные конструкты, отыскать подходящий словесный символ для точного обозначения смысла. Будучи произнесен и точно определен, довербальный конструкт лучше поддается терапевтической реконструкции и экспериментированию с ним (Kelly, 1955, р. 465). Приписав имеющемуся у Кэла конструкту имя "чрезмерной вежливости", Келли приступает к исследованию межличностных инцидентов, для характеристики которых изначально этот конструкт был создан.)

Т. Итак, чрезмерная вежливость. Да, это приводит нас к следующему вопросу, который мне бы хотелось исследовать. Я буду оказывать вам всемерную помощь, но, как мы договаривались, нам предстоит совместная работа. Случалось ли так, что люди бывали к вам чрезмерно вежливы?

К. Думаю, да. Хотя, как мне кажется, я не смогу привести конкретных примеров.

Т. Давайте над этим поработаем. Попытаемся уточнить этот момент и посмотрим, что из этого получится.

(Рассказывая о ситуациях, подтверждающих этот его конструкт (например, желание отца оказывать ему материальную поддержку), Кэл подошел к вопросу об изначальном определении такого поведения как "чрезмерной вежливости". Келли, чутко откликнувшийся на трудности в связи с поиском вербального символа, замечает:)

Т. Скажем,... мы с вами добрались до уровня снисходительности, не так ли? Мы ведем речь о своеобразной снисходительности по отношению к вам. Вы это имеете в виду?

К. М-м... не могли бы вы выразиться поточнее?

Т. Некоторое время назад мы с вами говорили о чрезмерной вежливости.

К. Ну да.

Т. Затем мы перешли к вашим воспоминаниям в связи с этим понятием чрезмерной вежливости возможно, это называется как-то иначе. И вы сказали "да и нет"; вы не видите конкретных проявлений чрезмерной вежливости в намерениях и поведении вашего отца, однако определяете это именно так...

К. Ну мне действительно кажется, что чрезмерная вежливость представляет собой сладенькую приторную вежливость. Не думаю, что такое определение в точности соответствует вашим словам.

Т. Да. Теперь нам предстоит опробовать новый термин для того, что мы с вами имеем в виду. Я предлагаю "снисходительность" в смысле потакания. Когда ребенка гладят по голове. Это слишком нежное обращение?

К. Мне кажется, ни один из этих терминов не описывает ситуацию.

Т. Если так, давайте искать другое определение.

К. Наиболее точный термин, по-моему, "потакание".

(Сформулировав второе, вероятно, более адекватное определение довербального конструкта Кэла, Келли подошел к изменению курса. Он подталкивает Кэла к исследованию проблемных ролевых взаимоотношений с другими людьми, как в микрокосме терапии, так и в семейном и социальном мире, с упором на функционировании в этих сферах подразумеваемого клиентом конструкта.

Келли приступает к исследованию, обратившись к природе терапевтических отношений.)

Т. Вы сказали, явно и неявно, вы много раз повторили: "Я не хочу слишком сближаться". Значит, во взаимоотношениях существует нечто, что расслабляет, что мешает нам справиться с работой.

К. Можно мне добавить? Когда вы встречаетесь с человеком, это относится не только к вам, а ко всем людям, вы мысленно рисуете его портрет...

Т. Да.

К. Затем вы украшаете картину, помещаете ее в рамку, помещаете рядом розы и фиалки. (Смеется.) Чем ближе вы подходите к человеку, тем меньше украшений остается на портрете. Обнаруживается, что мысленный портрет не совсем точен. Розы имеют еще и шипы.

Т. Да, вы знаете об этом заранее, хотя и говорите иначе. Вы не хотите сближаться с человеком, чтобы картина не утратила объективности. Вы хотите всегда быть готовым... к хирургическому ножу. Тогда вы станете...

К. Да.

Т. ...защищать себя. А теперь взглянем на это иначе. Вы говорите, что начинаете с картины, украшенной розами, однако, за этими розами вам видятся шипы. Таким образом, сохраняя дистанцию, вы можете иметь дело с одним лишь розами.

(Это направление разговора представляет особую важность для Кэла, он спонтанно комментирует, что "это ситуация, в которой индивид не соответствует стереотипу" представлений о нем. Кэл ссылается на случай, происшедший в раннем детстве.)

К. Как-то раз в Кентервилле меня столкнули в пруд с золотыми рыбками.

Т. Интересно.

К. Теперь я бы сказал, что представлял себе Тома, который меня толкнул, определенным образом.

Т. М-м.

К. Ну он толкнул меня... это вполне естественная реакция. Я имею в виду, бывают случаи, когда вы делаете что-то просто из вредности. Однако в данном случае все было не так.

Т. Итак, практически...

К. Это и произошло с моей картиной.

Т. Таким образом, в буквальном смысле вы чересчур приблизились к нему, чтобы он столкнул вас в пруд (оба смеются), и внезапно ваши представления о Томе переменились.

К. Я думаю, что гнев, который меня охватил, не был направлен на одного только Тома.

Т. А был связан с утратой картины.

К. Да, с утратой картины. Это был сильный гнев, который распространялся во всех направлениях, сметая все на своем пути... это даже не был гнев...

Т. Оттого, что вас столкнули в пруд, вы страдали из-за разрушения созданного вами прекрасного портрета Тома.

К. Видимо, да.

(Оба, Кэл и Келли, сознают важность этого инцидента из далекого прошлого: Том не только проявил коварство и столкнул Кэла в пруд, он разрушил "розовые" представления Кэла о возможном поведении друга. Особо стоит отметить испытанный клиентом сильный гнев, поскольку гнев, в соответствии с теорией конструктов, может быть представлен как "осознание обесценивания конструктов, ведущее к враждебности" (McCoy, 1977, р. 121). Действительно, Кэл демонстрирует отменную проницательность, признавая, что его ярость является реакцией на "утрату картины", а не просто ответом на реальное поведение Тома. Чтобы более полно судить об этом сценарии, необходимо учитывать предложенное Келли уникальное определение враждебности: "Продолжающиеся усилия по получению доказательных фактов в пользу социального прогноза, нереалистичность которого доказана" (Kelly, 1955, р. 510). Определяя враждебность в терминах феноменологии враждебно настроенного человека, а не его влияния на окружающих, Келли привлекает внимание к психологической функции этого чувства: оно заставляет социальные "факты" укладываться в неудачную гипотезу, поддерживает шаткое представление, которое в противном случае неизбежно рухнуло бы под натиском фактического материала. Исследование сценария в этом свете показывает, что враждебность проявил не столько Том, сколько сам Кэл. Вместо того чтобы пересмотреть свои "приукрашенные" представления о межличностных отношениях с учетом реальных фактов, он продолжает сохранять значительную дистанцию между собой и другими людьми, чтобы точность его прогнозов не подвергалась сомнению. Отголоски этого детского инцидента проявились в терапевтическом диалоге.)

Т. Этот всепоглощающий гнев был направлен не столько на Тома, сколько на всю ситуацию в целом...

К. Да. Я бы сказал, что гнев затронул его лишь потому, что он спровоцировал падения карточного домика.

Т. Так.

К. Но теперь я пытаюсь вспомнить еще что-нибудь в связи с этим случаем. Помню, мать пыталась вывести меня из этого состояния. А я отреагировал на нее все с тем же чувством гнева.

(Келли подозревает появление в этот момент ранних довербальных конструктов Кэла, связанных с чрезмерной вежливостью или снисходительностью, поэтому замечает:)

Т. Итак, вы не желали успокаиваться. Никакого комфорта, утешения, манипуляции...

К. По-видимому, нет.

Т. Была ли ваша мать тогда "чрезмерно вежливой"? Льстивой?

К. Льстивой? Вряд ли кому-нибудь может понравиться такое определение.

Т. Ладно. Давайте остановимся на термине "льстивый"; вероятно, на данный момент это наиболее точное определение. Впоследствии нам, возможно, удастся найти нечто более подходящее.

К. Хм.

Т. Другими словами, вы попали в беду, ваш карточный домик рухнул...

К. Ага.

Т. ...а она стала вас утешать. Возникла двойная проблема, не так ли? Не только отношение к Тому...

К. Я пытаюсь сформулировать это точнее. Возможно, мать подошла к решению проблемы по-взрослому, с точки зрения взрослого человека. Я имею в виду, она наблюдала за тем, как разворачиваются события, и я не знаю....

Т. Поверхностно и отчужденно...

К. Однако в тот момент мне все это представлялось иначе.

Т. Это уже не ваша проблема...

К. Нет. Моя проблема была в том, что я промок до нитки! (Оба смеются.)

(Заслуживает особого внимания замечание Кэла о том, что новые и весьма обоснованные интерпретации детского инцидента не соответствуют его представлениям на данный момент. Это отражает растущее осознание "конструктивного альтернативизма", который старается привить своему клиенту Келли, это чувство, что наиболее очевидные в прошлом смыслы событий могут подвергнуться совершенно иному толкованию в настоящем. Такая философия предполагает, по мнению Келли, что "человек может поработить себя собственными идеями, а затем обрести свободу, переосмыслив собственную жизнь" (Kelly, 1955, р. 21). Это в значительной мере и является целью терапии личных конструктов.

Прежде чем продолжить уточнение, Келли убеждается в правильности своих представлений о переживаниях Кэла.)

Т. Давайте проверим, правильно ли я вас понял. Вы сказали, что рухнул не только карточный домик с картиной взаимоотношений между вами и вашим другом Томом,... но когда кто-то другой в это вмешивался, он представлялся вам сторонним наблюдателем, не понимающим сути проблемы; вас просто пытались утешить, успокоить, не разбираясь в том, что произошло...

К. Да, глядя на все это, вряд ли можно охарактеризовать это как-то иначе; я хочу сказать, вряд ли посторонний человек может вести себя по-другому.

Т. Ладно, пусть будет так. Однако мы ведем речь о том, как вам самому представлялась ситуация в тот момент.

К. Да.

Т. Попытки подойти к вам, погладить по голове, успокоить или что-то вроде того вызывали у вас еще больший гнев.

К. Гм.

Т. Вам не хотелось в тот момент сближаться с матерью. Это нельзя было назвать близостью, это была попытка вас успокоить. Это была ваша проблема.

К. Да.

Т. Вы и мне заявили то же самое. "Не отвлекайте меня от моих проблем, держитесь на расстоянии вытянутой руки..."

К. Да.

Т. ...и давайте разберемся во всем этом, а не просто... станем пускать слюни.

(Кэл спонтанно принимает точку зрения Тома.)

К. Том, конечно, не хотел этого. Я имею в виду разрушение карточного домика, а не сталкивание меня в пруд (смеется)... Том... всегда был окружен друзьями, с которыми мог вдоволь играть, в отличие от меня. Поэтому он иначе представляет, представлял отношения между мальчиками.

Т. Да.

К. В то же время я знал только... взрослые взаимоотношения между мной и моими родителями.

Т. Поэтому вам и в голову не могло прийти,... что другой человек может столкнуть вас в пруд, не мог же, например, отец столкнуть мать или вас в пруд.

К. Да, в тот момент это было трудно себе представить.

Т. В тот момент.

К. Да.

Т. Итак, вы воспринимали Тома в понятиях... представителей взрослого мира.

К. Да.

Т. Том повел себя... как ребенок. Он... для него такое поведение значило совсем не то, что значит, вернее, значило, для вас. Таким образом, это было совершенно несообразное поведение.

К. Гм.

Т. Следовательно, структура вашего социального мира в тот момент была обесценена. Поэтому и рухнул карточный домик.

(Далее Келли переходит к объединению самостоятельных, но связанных между собой тем, проявившихся в диалоге.)

Т. Видите ли, мне хочется знать, действительно ли вы утратили систему, в соответствии с которой судили о людях.

К. Да.

Т. Мне также хотелось бы знать, не потеряли ли вы в то время близкого друга.

К. В то время для меня любой друг был близким.

Т. Это вполне оправданно.

К. Да.

Т. Таким образом, мы имеем три проблемных направления. Вы утратили способность судить о социальных отношениях...

К. Да.

Т. ...из-за его неразумного поведения. Во-вторых, вы потеряли его, поскольку на тот момент томов в вашей жизни было немного.

К. Да.

Т. И наконец, вы подверглись утешению...

К. Да.

Т. Что объясняет многое в вашем поведении.

(Кэл прояснил второе утверждение Келли, настаивая на том, что "утратил Тома не как реального человека, а как карточный домик". Келли соглашается с этим и продолжает:)

Т. Итак, мне думается, что тут все ясно. Вы можете представить себе все это с точки зрения утраты Тома. Однако, как вы отметили, это не ключевой момент. Утрата оказалась гораздо серьезней.

К. Да.

Т. Потерю Тома вы могли бы пережить. Возможно, вы переживали бы на эту тему несколько дней, однако была и другая потеря. Потеря концептуальных рамок, в которых рассматривались межличностные взаимоотношения, - это действительно серьезная потеря. Это отбрасывает вас назад, вынуждает заново осваивать науку общения с людьми.

К. Гм.

Т. И с тех пор вы не уверены, что все понимаете правильно, ведь так?

К. (Вздыхает.) К сожалению, вы правы.

(Кэл делает следующий шаг, связывая первичный инцидент со своей теперешней замкнутостью.)

К. Восстанавливая в памяти события, я пришел к выводу, что вряд ли мое нынешнее поведение обусловлено одним-единственным событием. Чувство, возникшее у меня при виде прекрасного здания, разлетевшегося в щепки, - что это (вздыхает), как не чувство страха? Страха перед тем, что кто-нибудь, проходя мимо, еще раз все это разрушит. Мне кажется, что время от времени так и происходило, хотя это кажется фантастичным, но я ясно вижу, как кто-то вновь и вновь подходит к зданию и разрушает его, топчется по обломкам. В любом случае, это неизбежно.

Т. Это моя точка зрения на людей, однако не подходите ко мне слишком близко, я не хочу, чтобы ее уничтожили.

(К этому моменту Кэлу удалось пересмотреть структуру своих представлений о ролевых взаимоотношениях, ставшую проницаемой, применимой как к старым, так и к новым переживаниям. Келли проверяет диапазон пригодности новой структуры, оценив ее способность интерпретировать конкретную проблемную ситуацию из недавнего прошлого: необъяснимо сильный гнев Кэла по поводу конфликта в студенческом братстве, требовавшем пройти обряд посвящения.)

Т. Теперь, когда этой осенью произошел инцидент со студенческим братством, это выглядело словно... Они приняли решение, что вам следует пройти обряд посвящения... Это напоминало случай с падением в пруд? Вы ожидали взрослых взаимоотношений, а вокруг вас вновь оказались дети?

К. Возможно...

Т. У вас на этот счет был особый карточный домик?

К. Я бы сказал, что все гораздо серьезнее.

Т. Вы имеете в виду, что проблема гораздо шире?

К. Это только мое предположение, но мне кажется, что дело не в карточном домике, связанном со студенческим братством, этот домик затрагивает всю мою жизнь в целом.

Т. Полагаю, мораль такова: следует держаться подальше от прудов с золотыми рыбками и студенческих братств. (Оба смеются.) Я думаю, это важный момент.

(Осознав прошлую и настоящую враждебность Кэла при попытке подвести людей под жесткие, иллюзорные перцептуальные категории, а также тревогу, возникающую у него при разрушении очередного карточного домика, Келли и его клиент подвели итоги своего терапевтического сотрудничества.)

Т. Итак, мы с вами как следует поработали в течение целого часа. Вам удалось... разобраться со своими проблемами, мне кажется, как нельзя лучше. Вы мне очень помогали... мы с вами работали как одна команда.

К. Да, у меня тоже такое чувство, что теперь я гораздо лучше представляю себе свои трудности благодаря этой сессии. Это все равно что начать плавать. Как только вы входите в воду, она кажется ужасно холодной. Однако, пробыв там одну-две минуты, вы привыкаете и уже не хотите выходить.

Т. М-м. У вас возникло чувство, что вы оказались по уши в своих проблемах? Или, во всяком случае, по горло?

К. Не знаю.

Т. Да, на этот вопрос трудно ответить.

К. Однако со всей определенностью можно сказать, что мне было трудно связать свои мысли. Вместе с тем за последние несколько минут мне это неплохо удавалось. Все встало на свои места.

Т. Кроме того, мы все это упаковали.

К. Гм.

Т. К каждому из нас поступает колоссальное количество информации, которую трудно бывает объединить. Это касается и меня. Однако если работать так, как мы это делали, в команде, мне кажется, каждый из нас может извлечь для себя много нового, чего не сделаешь в одиночку.

К. Гм.

Т. При условии, конечно, что вы окажете мне помощь.

К. И наоборот.

Т. Конечно."
Подробнее: http://bookap.info/genpsy/psyteor/gl16.shtm[/spoiler]
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Ответить