))
поговорим о любви
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 31140
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 13987
- Откуда: СССР
Re: поговорим о любви
))
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 31140
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 13987
- Откуда: СССР
Re: поговорим о любви
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 31140
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 13987
- Откуда: СССР
Re: поговорим о любви
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 31140
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 13987
- Откуда: СССР
Re: поговорим о любви
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 31140
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 13987
- Откуда: СССР
Re: поговорим о любви
Стендаль
О любви
© Философия любви. Сборник. Ч. 2. — М., 1990.
Глава I
Я пытаюсь дать себе отчет в этой страсти, всякое искреннее проявление которой носит печать прекрасного.
Есть четыре рода любви:
1. Любовь-страсть: любовь португальской монахини*, любовь Элоизы к Абеляру, любовь капитана Везеля, любовь жандарма в Ченто. [* Стендаль имеет в виду «Письма португальской монахини» — собрание пылких любовных писем монахини Марианны Алькафорадо, изданное в 1669 г.]
2. Любовь-влечение, которое царило в Париже в 1760 г. и которое можно найти в мемуарах и романах этого времени — у Кребильона, Лозена, Дюкло, Мармонтеля, Шамфора, г-жи д'Эпине и т.д. и т.д.
Это картина, где все, вплоть до теней, должно быть розового цвета, куда ничто неприятное не должно вкрасться ни под каким предлогом, потому что это было бы нарушением верности обычаю, хорошему тону, такту и т.д. Человеку хорошего происхождения заранее известны все приемы, которые он употребит и с которыми столкнется в различных фазисах этой любви; в ней нет ничего страстного и непредвиденного, и она часто бывает изящнее настоящей любви, ибо ума в ней много; это холодная и красивая миниатюра по сравнению с картиной одного из Каррачи, и в то время как любовь-страсть заставляет нас жертвовать всеми нашими интересами, любовь-влечение всегда умеет приноравливаться к ним. Правда, если отнять у этой бедной любви тщеславие, от нее почти ничего не останется; лишенная тщеславия, она становится выздоравливающим, который до того ослабел, что едва может ходить.
3. Физическая любовь.
Подстеречь на охоте красивую и свежую крестьянку, убегающую в лес. Всем знакома любовь, основанная на удовольствиях этого рода; какой бы сухой и несчастный характер ни был у человека, в шестнадцать лет он начинает с этого.
4. Любовь-тщеславие.
Огромное большинство мужчин, особенно во Франции, желают обладать и обладают женщинами, которые в моде, как красивыми лошадьми, как необходимым предметом роскоши молодого человека; более или менее польщенное, более или менее возбужденное, тщеславие рождает порывы восторга. Иной раз, но далеко не всегда, тут есть физическая любовь; часто нет даже физического удовольствия. «В глазах буржуа герцогине никогда не бывает больше тридцати лет», — говорила герцогиня де Шон, а люди, близкие ко двору короля Людовика Голландского, этого справедливого человека, до сих пор еще улыбаются, вспоминая об одной хорошенькой женщине из Гааги, не решавшейся не найти очаровательным мужчину, если он был герцог или принц. Но, соблюдая верность монархическому принципу, она, едва лишь при дворе появлялся принц, тотчас давала отставку герцогу...
О любви
© Философия любви. Сборник. Ч. 2. — М., 1990.
Глава I
Я пытаюсь дать себе отчет в этой страсти, всякое искреннее проявление которой носит печать прекрасного.
Есть четыре рода любви:
1. Любовь-страсть: любовь португальской монахини*, любовь Элоизы к Абеляру, любовь капитана Везеля, любовь жандарма в Ченто. [* Стендаль имеет в виду «Письма португальской монахини» — собрание пылких любовных писем монахини Марианны Алькафорадо, изданное в 1669 г.]
2. Любовь-влечение, которое царило в Париже в 1760 г. и которое можно найти в мемуарах и романах этого времени — у Кребильона, Лозена, Дюкло, Мармонтеля, Шамфора, г-жи д'Эпине и т.д. и т.д.
Это картина, где все, вплоть до теней, должно быть розового цвета, куда ничто неприятное не должно вкрасться ни под каким предлогом, потому что это было бы нарушением верности обычаю, хорошему тону, такту и т.д. Человеку хорошего происхождения заранее известны все приемы, которые он употребит и с которыми столкнется в различных фазисах этой любви; в ней нет ничего страстного и непредвиденного, и она часто бывает изящнее настоящей любви, ибо ума в ней много; это холодная и красивая миниатюра по сравнению с картиной одного из Каррачи, и в то время как любовь-страсть заставляет нас жертвовать всеми нашими интересами, любовь-влечение всегда умеет приноравливаться к ним. Правда, если отнять у этой бедной любви тщеславие, от нее почти ничего не останется; лишенная тщеславия, она становится выздоравливающим, который до того ослабел, что едва может ходить.
3. Физическая любовь.
Подстеречь на охоте красивую и свежую крестьянку, убегающую в лес. Всем знакома любовь, основанная на удовольствиях этого рода; какой бы сухой и несчастный характер ни был у человека, в шестнадцать лет он начинает с этого.
4. Любовь-тщеславие.
Огромное большинство мужчин, особенно во Франции, желают обладать и обладают женщинами, которые в моде, как красивыми лошадьми, как необходимым предметом роскоши молодого человека; более или менее польщенное, более или менее возбужденное, тщеславие рождает порывы восторга. Иной раз, но далеко не всегда, тут есть физическая любовь; часто нет даже физического удовольствия. «В глазах буржуа герцогине никогда не бывает больше тридцати лет», — говорила герцогиня де Шон, а люди, близкие ко двору короля Людовика Голландского, этого справедливого человека, до сих пор еще улыбаются, вспоминая об одной хорошенькой женщине из Гааги, не решавшейся не найти очаровательным мужчину, если он был герцог или принц. Но, соблюдая верность монархическому принципу, она, едва лишь при дворе появлялся принц, тотчас давала отставку герцогу...
Вот что происходит в душе:
1. Восхищение.
2. Человек думает: «Какое наслаждение целовать ее, получать от нее поцелуй!» и т.д.
3. Надежда.
Начинается изучение совершенства; чтобы получить возможно большее физическое наслаждение, женщине следовало бы отдаваться именно в этот момент. Даже у самых сдержанных женщин глаза краснеют в миг надежды; страсть так сильна, наслаждение настолько живо, что оно проявляется в разительных признаках.
4. Любовь зародилась.
Любить — значит испытывать наслаждение, когда ты видишь, осязаешь, ощущаешь всеми органами чувств и на как можно более близком расстоянии существо, которое ты любишь и которое любит тебя.
5. Начинается первая кристаллизация.
Нам доставляет удовольствие украшать тысячью совершенств женщину, в любви которой мы уверены; мы с бесконечной радостью перебираем подробности нашего блаженства. Это сводится к тому, что мы преувеличиваем великолепное достояние, которое упало нам с неба, которого мы еще не знаем и в обладании которым мы уверены.
Дайте поработать уму влюбленного в течение двадцати четырех часов, и вот что вы увидите.
В соляных копях Зальцбурга, в заброшенные глубины этих копей кидают ветку дерева, оголившуюся за зиму; два или три месяца спустя ее извлекают оттуда, покрытую блестящими кристаллами; даже самые маленькие веточки, которые не больше лапки синицы, украшены бесчисленным множеством подвижных и ослепительных алмазов; прежнюю ветку невозможно узнать.
То, что я называю кристаллизацией, есть особая деятельность ума, который из всего, с чем он сталкивается, извлекает открытие, что любимый предмет обладает новыми совершенствами.
Путешественник рассказывает о прохладе апельсиновых рощ в Генуе, на берегу моря, в знойные дни; как приятно вкушать эту прохладу вместе с нею!
Один из ваших друзей сломал себе на охоте руку; как сладостно пользоваться уходом женщины, которую любишь! Быть всегда с ней и непрерывно видеть, что она любит тебя; да это заставило бы чуть ли не благословлять страдание! И, взяв за отправную точку сломанную руку друга, вы перестаете сомневаться в ангельской доброте возлюбленной. Одним словом, достаточно подумать о каком-нибудь достоинстве, чтобы найти его в любимом существе.
Это явление, которое я позволяю себе назвать кристаллизацией, исходит от природы, повелевающей нам наслаждаться и заставляющей кровь приливать к мозгу от чувств, что наслаждения усиливаются вместе с увеличением достоинств предмета нашей любви, о котором мы думаем: «Она моя». Дикарь не успевает ступить дальше первого шага. Наслаждение он испытывает; но деятельность его мозга тратится на погоню за ланью, которая убегает в лес, между тем как он должен как можно скорее восстановить свои силы с помощью ее мяса, чтобы не погибнуть от секиры врага.
На вершине цивилизации, я не сомневаюсь, женщины с нежной душой доходят до того, что испытывают физическое удовольствие только с мужчинами, которых они любят. [Если эта особенность не наблюдается у мужчин, то это происходит оттого, что им не приходится жертвовать стыдливостью ради одного мгновения.] Это полная противоположность дикарю. Но у цивилизованных народов женщины пользуются досугом, а дикари так поглощены своими делами, что им приходится обращаться со своими самками, как с вьючными животными. Если самки многих животных более счастливы, то лишь потому, что самцы их более обеспечены всем необходимым.
Но оставим леса и вернемся в Париж. Страстный человек видит в любимом существе все совершенства; однако внимание его еще может рассеяться, ибо душа пресыщается всем, что однообразно, даже полным счастьем. [Это значит, что один и тот же оттенок жизни дает лишь мгновение полного счастья, но поведение страстного человека меняется по десять раз в день.]
Вот что происходит тогда для фиксации внимания:
6. Рождается сомнение.
После десяти-двенадцати взглядов или любого другого ряда действий, которые могут продолжаться либо один миг, либо несколько дней, — действий, сперва вселивших, а потом и укрепивших надежду, влюбленный, опомнившись после первой минуты удивления и привыкнув к своему счастью или следуя теории, всегда основывающейся на наиболее распространенных случаях и потому касающейся лишь доступных женщин, влюбленный, говорю я, требует более реальных доказательств и жаждет ускорить свое счастье.
Если он выказывает чрезмерную самоуверенность, ему противопоставляют равнодушие, холодность или даже гнев; во Франции — легкую иронию, которая как будто говорит: «Вам кажется, что вы достигли большего, чем это есть на самом деле». [То, что романы XVII в. называли внезапной вспышкой, решающей судьбу героя и его возлюбленной, есть движение души, затасканное бесконечным числом бумагомарателей, но от этого не менее существующее в природе; оно происходит от невозможности долго вести оборону. Любящая женщина слишком счастлива чувством, которое она испытывает, чтобы быть в состоянии искусно притвориться; благоразумие ей надоедает, она пренебрегает всякой осторожностью и слепо отдается счастью любви. Недоверие делает внезапную вспышку невозможной.] Женщина ведет себя так либо потому, что она пробуждается от мгновенного опьянения и повинуется стыдливости, либо потому, что боится насилия, либо просто из осторожности или кокетства.
Влюбленный начинает сомневаться в счастье, казавшемся ему близким; он строго пересматривает основания для надежды, которые ему чудились.
Он хочет вознаградить себя другими радостями жизни и обнаруживает их исчезновение. Боязнь ужасного несчастья овладевает им, а вместе с этой боязнью появляется и глубокое внимание.
7. Вторая кристаллизация.
Тогда начинается вторая кристаллизация, образующая в качестве алмазов подтверждение мысли: «Она меня любит».
Каждую четверть часа ночи, наступающей после зарождения сомнений, пережив минуту страшного горя, влюбленный говорит себе: «Да, она меня любит»; и кристаллизация работает над открытием новых очарований; потом сомнение с блуждающим взором овладевает им и резко останавливает его. Грудь его забывает дышать; он спрашивает себя: «Но любит ли она меня?» Во время всех этих мучительных и сладостных колебаний бедный влюбленный живо чувствует: «Она дала бы мне наслаждение, которое может дать только она одна во всем мире».
Именно очевидность этой истины, эта прогулка по самому краю ужасной бездны и в то же время соприкосновение с полным счастьем дают такое преимущество второй кристаллизации над первой.
Влюбленный непрерывно блуждает между тремя мыслями:
1. В ней все совершенства.
2. Она меня любит.
3. Как добиться от нее величайшего доказательства любви, какое только возможно?
Самый мучительный миг еще молодой любви, когда влюбленный замечает, что им сделано неправильное умозаключение и приходится разрушать целую гроздь кристаллов.
Он начинает сомневаться в самой кристаллизации...
Глава IV
В душе совершенно незатронутой, у молодой девушки, живущей в уединенном замке, в деревенской глуши, легкое удивление может перейти в легкий восторг, и, если появится еще хоть самая незначительная надежда, она породит любовь и кристаллизацию.
В этом случае любовь привлекает прежде всего своей занимательностью.
Удивлению и надежде сильнейшим образом способствует потребность в любви и в тоске, свойственная шестнадцатилетнему возрасту. Достаточно известно, что беспокойство в такие годы есть жажда любви и что отличительным признаком этой жажды служит отсутствие чрезмерной взыскательности к происхождению напитка, предложенного случаем.
Перечислим еще раз семь периодов любви; это:
1. Восхищение.
2. Какое наслаждение и т.д.
3. Надежда.
4. Любовь родилась.
5. Первая кристаллизация.
6. Появляются сомнения.
7. Вторая кристаллизация.
Может пройти год между No 1 и No 2.
Месяц — между No 2 и No 3; если надежда не спешит на помощь, человек незаметно для себя отказывается от No 2, как от чего-то приносящего несчастье.
Мгновение ока — между No 3 и No 4.
Промежутка между No 4 и No 5 нет. Их может разделять только наступившая близость.
Между No 5 и No 6 может пройти несколько дней в зависимости от степени настойчивости и от склонности человека к дерзанию; промежутка нет между No 6 и 7...
Глава VI
Кристаллизация в любви почти никогда не прекращается. Вот ее история. Пока еще не наступила близость с любимым существом, налицо кристаллизация воображаемого разрешения: только воображением вы уверены, что данное достоинство существует в женщине, которую вы любите. После наступления близости непрерывно возрождающиеся опасения удается разрешить более действительным образом. Таким образом, счастье бывает однообразно только в своем источнике. У каждого дня свой особый цветок.
Если любимая женщина уступает испытываемой страсти и, совершая огромную ошибку, убивает опасения пылкостью своих порывов [Диана де Пуатье в «Принцессе Клевской».], кристаллизация на время приостанавливается, но, теряя отчасти свою напряженность, то есть свои опасения, она приобретает прелесть полной непринужденности, безграничного доверия; сладостная привычка скрадывает все жизненные горести и придает наслаждениям повышенный интерес.
Если вас покинули, кристаллизация начинается опять, и каждый акт восхищения, вид каждой формы счастья, которое она может дать и о котором вы уже больше не помышляли, приводит к мучительной мысли: «Это столь пленительное счастье никогда уже не вернется ко мне! И я утратила его по собственной вине!» Если вы ищете счастья в ощущениях иного рода, ваше сердце отказывается воспринять их. Правда, фантазия ваша рисует реальные картины; она сажает вас на быстрого коня и мчит на охоту в Девонширские леса [Ибо, если бы вы могли представить себя в этом счастье, кристаллизация дала бы вашей возлюбленной исключительную привилегию доставлять вам это счастье.], но вы видите, вы с очевидностью чувствуете, что это не доставило бы вам ни малейшего удовольствия. Вот оптический обман, который приводит к выстрелу из пистолета.
В игре есть тоже своя кристаллизация, вызванная предполагаемым употреблением денег, которые вы выиграете.
У ненависти есть своя кристаллизация: стоит лишь появиться надежде на месть, как снова вспыхивает ненависть.
Если всякое верование, в котором есть что-то противоразумное или недоказанное, всегда стремится избрать своего главу среди самых неразумных людей, это опять-таки одно из следствий кристаллизации. Кристаллизация есть даже в математике (вспомним ньютонианцев 1740 г.), в умах людей, которые не в состоянии в любой момент представить себе всех звеньев доказательства того, во что они верят.
Чтобы убедиться в этом, проследите судьбу великих немецких философов, бессмертие которых, провозглашавшееся столько раз, никогда не длилось больше тридцати или сорока лет...
Глава X
В доказательство кристаллизации я расскажу лишь следующий случай (Эмполи, июнь 1819 г.).
Молодая девушка слышит разговоры о том, что Эдуард, родственник ее, возвращающийся из армии, — юноша, обладающий величайшими достоинствами; ее уверяют, что он влюбился в нее по рассказам, но что, по всей вероятности, он захочет увидеться с ней перед тем, как объясниться и попросить у родителей ее руки. В церкви она обращает внимание на молодого приезжего, слышит, что его называют Эдуардом, думает только о нем, влюбляется в него. Неделю спустя приезжает настоящий Эдуард — не тот, которого она видела в церкви; она бледнеет и будет несчастна всю жизнь, если ее заставят выйти за него.
Вот что нищие духом называют одним из безрассудств любви.
Великодушный человек осыпает несчастную молодую девушку самыми утонченными благодеяниями; лучше быть нельзя, и любовь вот-вот должна родиться; но у него плохо вылощенная шляпа, и он неуклюже ездит верхом; молодая девушка признается себе, вздыхая, что не может ответить на его чувства.
Человек ухаживает за добродетельнейшей светской женщиной, она узнает, что в прошлом у него были смешные физические неудачи: он становится невыносим ей. Между тем у нее не было ни малейшего намерения когда-либо отдаться ему, и эти тайные неудачи нисколько не умаляют ни ума его, ни его любезности. Просто-напросто кристаллизация стала невозможной.
Для того чтобы человеческое сердце могло с восторгом приняться за обожествление любимого существа, где бы оно ни предстало ему, в Арденском лесу или на балу Кулона [Арденский лес — место действия комедии Шекспира «Как вам это понравится», которую Стендаль очень любил. Кулоны — семья знаменитых танцоров в эпоху Империи и Реставрации. Один из них открыл танцевальный зал.], оно прежде всего должно показаться влюбленному совершенным не во всех возможных отношениях, а в тех отношениях, которые он наблюдает в данный момент; оно покажется ему совершенным во всех отношениях лишь после нескольких дней второй кристаллизации. Весьма понятно: в этом случае достаточно подумать о каком-нибудь совершенстве, чтобы увидеть его в любимом существе.
Ясно, почему красота необходима для рождения любви. Нужно, чтобы безобразие не представляло препятствия. Вскоре любовник начинает находить красивой свою возлюбленную такою, какая она есть, не думая нисколько об истинной красоте.
Черты истинной красоты обещали бы ему, если бы он их увидел, — да позволено мне будет так выразиться — количество счастья, которое я обозначил бы единицей, а черты его возлюбленной — такие, какие они есть, — обещают ему тысячу единиц счастья.
Для рождения любви красота необходима, как вывеска; она предрасполагает к этой страсти похвалами, расточаемыми в нашем присутствии той, которую мы должны полюбить. Очень сильный восторг придает решающее значение малейшей надежде.
В любви-влечении и, может быть, в первые пять минут любви-страсти женщина, которая заводит любовника, больше считается с представлением о нем других женщин, чем со своим собственным.
Отсюда успех принцев и военных.
1. Восхищение.
2. Человек думает: «Какое наслаждение целовать ее, получать от нее поцелуй!» и т.д.
3. Надежда.
Начинается изучение совершенства; чтобы получить возможно большее физическое наслаждение, женщине следовало бы отдаваться именно в этот момент. Даже у самых сдержанных женщин глаза краснеют в миг надежды; страсть так сильна, наслаждение настолько живо, что оно проявляется в разительных признаках.
4. Любовь зародилась.
Любить — значит испытывать наслаждение, когда ты видишь, осязаешь, ощущаешь всеми органами чувств и на как можно более близком расстоянии существо, которое ты любишь и которое любит тебя.
5. Начинается первая кристаллизация.
Нам доставляет удовольствие украшать тысячью совершенств женщину, в любви которой мы уверены; мы с бесконечной радостью перебираем подробности нашего блаженства. Это сводится к тому, что мы преувеличиваем великолепное достояние, которое упало нам с неба, которого мы еще не знаем и в обладании которым мы уверены.
Дайте поработать уму влюбленного в течение двадцати четырех часов, и вот что вы увидите.
В соляных копях Зальцбурга, в заброшенные глубины этих копей кидают ветку дерева, оголившуюся за зиму; два или три месяца спустя ее извлекают оттуда, покрытую блестящими кристаллами; даже самые маленькие веточки, которые не больше лапки синицы, украшены бесчисленным множеством подвижных и ослепительных алмазов; прежнюю ветку невозможно узнать.
То, что я называю кристаллизацией, есть особая деятельность ума, который из всего, с чем он сталкивается, извлекает открытие, что любимый предмет обладает новыми совершенствами.
Путешественник рассказывает о прохладе апельсиновых рощ в Генуе, на берегу моря, в знойные дни; как приятно вкушать эту прохладу вместе с нею!
Один из ваших друзей сломал себе на охоте руку; как сладостно пользоваться уходом женщины, которую любишь! Быть всегда с ней и непрерывно видеть, что она любит тебя; да это заставило бы чуть ли не благословлять страдание! И, взяв за отправную точку сломанную руку друга, вы перестаете сомневаться в ангельской доброте возлюбленной. Одним словом, достаточно подумать о каком-нибудь достоинстве, чтобы найти его в любимом существе.
Это явление, которое я позволяю себе назвать кристаллизацией, исходит от природы, повелевающей нам наслаждаться и заставляющей кровь приливать к мозгу от чувств, что наслаждения усиливаются вместе с увеличением достоинств предмета нашей любви, о котором мы думаем: «Она моя». Дикарь не успевает ступить дальше первого шага. Наслаждение он испытывает; но деятельность его мозга тратится на погоню за ланью, которая убегает в лес, между тем как он должен как можно скорее восстановить свои силы с помощью ее мяса, чтобы не погибнуть от секиры врага.
На вершине цивилизации, я не сомневаюсь, женщины с нежной душой доходят до того, что испытывают физическое удовольствие только с мужчинами, которых они любят. [Если эта особенность не наблюдается у мужчин, то это происходит оттого, что им не приходится жертвовать стыдливостью ради одного мгновения.] Это полная противоположность дикарю. Но у цивилизованных народов женщины пользуются досугом, а дикари так поглощены своими делами, что им приходится обращаться со своими самками, как с вьючными животными. Если самки многих животных более счастливы, то лишь потому, что самцы их более обеспечены всем необходимым.
Но оставим леса и вернемся в Париж. Страстный человек видит в любимом существе все совершенства; однако внимание его еще может рассеяться, ибо душа пресыщается всем, что однообразно, даже полным счастьем. [Это значит, что один и тот же оттенок жизни дает лишь мгновение полного счастья, но поведение страстного человека меняется по десять раз в день.]
Вот что происходит тогда для фиксации внимания:
6. Рождается сомнение.
После десяти-двенадцати взглядов или любого другого ряда действий, которые могут продолжаться либо один миг, либо несколько дней, — действий, сперва вселивших, а потом и укрепивших надежду, влюбленный, опомнившись после первой минуты удивления и привыкнув к своему счастью или следуя теории, всегда основывающейся на наиболее распространенных случаях и потому касающейся лишь доступных женщин, влюбленный, говорю я, требует более реальных доказательств и жаждет ускорить свое счастье.
Если он выказывает чрезмерную самоуверенность, ему противопоставляют равнодушие, холодность или даже гнев; во Франции — легкую иронию, которая как будто говорит: «Вам кажется, что вы достигли большего, чем это есть на самом деле». [То, что романы XVII в. называли внезапной вспышкой, решающей судьбу героя и его возлюбленной, есть движение души, затасканное бесконечным числом бумагомарателей, но от этого не менее существующее в природе; оно происходит от невозможности долго вести оборону. Любящая женщина слишком счастлива чувством, которое она испытывает, чтобы быть в состоянии искусно притвориться; благоразумие ей надоедает, она пренебрегает всякой осторожностью и слепо отдается счастью любви. Недоверие делает внезапную вспышку невозможной.] Женщина ведет себя так либо потому, что она пробуждается от мгновенного опьянения и повинуется стыдливости, либо потому, что боится насилия, либо просто из осторожности или кокетства.
Влюбленный начинает сомневаться в счастье, казавшемся ему близким; он строго пересматривает основания для надежды, которые ему чудились.
Он хочет вознаградить себя другими радостями жизни и обнаруживает их исчезновение. Боязнь ужасного несчастья овладевает им, а вместе с этой боязнью появляется и глубокое внимание.
7. Вторая кристаллизация.
Тогда начинается вторая кристаллизация, образующая в качестве алмазов подтверждение мысли: «Она меня любит».
Каждую четверть часа ночи, наступающей после зарождения сомнений, пережив минуту страшного горя, влюбленный говорит себе: «Да, она меня любит»; и кристаллизация работает над открытием новых очарований; потом сомнение с блуждающим взором овладевает им и резко останавливает его. Грудь его забывает дышать; он спрашивает себя: «Но любит ли она меня?» Во время всех этих мучительных и сладостных колебаний бедный влюбленный живо чувствует: «Она дала бы мне наслаждение, которое может дать только она одна во всем мире».
Именно очевидность этой истины, эта прогулка по самому краю ужасной бездны и в то же время соприкосновение с полным счастьем дают такое преимущество второй кристаллизации над первой.
Влюбленный непрерывно блуждает между тремя мыслями:
1. В ней все совершенства.
2. Она меня любит.
3. Как добиться от нее величайшего доказательства любви, какое только возможно?
Самый мучительный миг еще молодой любви, когда влюбленный замечает, что им сделано неправильное умозаключение и приходится разрушать целую гроздь кристаллов.
Он начинает сомневаться в самой кристаллизации...
Глава IV
В душе совершенно незатронутой, у молодой девушки, живущей в уединенном замке, в деревенской глуши, легкое удивление может перейти в легкий восторг, и, если появится еще хоть самая незначительная надежда, она породит любовь и кристаллизацию.
В этом случае любовь привлекает прежде всего своей занимательностью.
Удивлению и надежде сильнейшим образом способствует потребность в любви и в тоске, свойственная шестнадцатилетнему возрасту. Достаточно известно, что беспокойство в такие годы есть жажда любви и что отличительным признаком этой жажды служит отсутствие чрезмерной взыскательности к происхождению напитка, предложенного случаем.
Перечислим еще раз семь периодов любви; это:
1. Восхищение.
2. Какое наслаждение и т.д.
3. Надежда.
4. Любовь родилась.
5. Первая кристаллизация.
6. Появляются сомнения.
7. Вторая кристаллизация.
Может пройти год между No 1 и No 2.
Месяц — между No 2 и No 3; если надежда не спешит на помощь, человек незаметно для себя отказывается от No 2, как от чего-то приносящего несчастье.
Мгновение ока — между No 3 и No 4.
Промежутка между No 4 и No 5 нет. Их может разделять только наступившая близость.
Между No 5 и No 6 может пройти несколько дней в зависимости от степени настойчивости и от склонности человека к дерзанию; промежутка нет между No 6 и 7...
Глава VI
Кристаллизация в любви почти никогда не прекращается. Вот ее история. Пока еще не наступила близость с любимым существом, налицо кристаллизация воображаемого разрешения: только воображением вы уверены, что данное достоинство существует в женщине, которую вы любите. После наступления близости непрерывно возрождающиеся опасения удается разрешить более действительным образом. Таким образом, счастье бывает однообразно только в своем источнике. У каждого дня свой особый цветок.
Если любимая женщина уступает испытываемой страсти и, совершая огромную ошибку, убивает опасения пылкостью своих порывов [Диана де Пуатье в «Принцессе Клевской».], кристаллизация на время приостанавливается, но, теряя отчасти свою напряженность, то есть свои опасения, она приобретает прелесть полной непринужденности, безграничного доверия; сладостная привычка скрадывает все жизненные горести и придает наслаждениям повышенный интерес.
Если вас покинули, кристаллизация начинается опять, и каждый акт восхищения, вид каждой формы счастья, которое она может дать и о котором вы уже больше не помышляли, приводит к мучительной мысли: «Это столь пленительное счастье никогда уже не вернется ко мне! И я утратила его по собственной вине!» Если вы ищете счастья в ощущениях иного рода, ваше сердце отказывается воспринять их. Правда, фантазия ваша рисует реальные картины; она сажает вас на быстрого коня и мчит на охоту в Девонширские леса [Ибо, если бы вы могли представить себя в этом счастье, кристаллизация дала бы вашей возлюбленной исключительную привилегию доставлять вам это счастье.], но вы видите, вы с очевидностью чувствуете, что это не доставило бы вам ни малейшего удовольствия. Вот оптический обман, который приводит к выстрелу из пистолета.
В игре есть тоже своя кристаллизация, вызванная предполагаемым употреблением денег, которые вы выиграете.
У ненависти есть своя кристаллизация: стоит лишь появиться надежде на месть, как снова вспыхивает ненависть.
Если всякое верование, в котором есть что-то противоразумное или недоказанное, всегда стремится избрать своего главу среди самых неразумных людей, это опять-таки одно из следствий кристаллизации. Кристаллизация есть даже в математике (вспомним ньютонианцев 1740 г.), в умах людей, которые не в состоянии в любой момент представить себе всех звеньев доказательства того, во что они верят.
Чтобы убедиться в этом, проследите судьбу великих немецких философов, бессмертие которых, провозглашавшееся столько раз, никогда не длилось больше тридцати или сорока лет...
Глава X
В доказательство кристаллизации я расскажу лишь следующий случай (Эмполи, июнь 1819 г.).
Молодая девушка слышит разговоры о том, что Эдуард, родственник ее, возвращающийся из армии, — юноша, обладающий величайшими достоинствами; ее уверяют, что он влюбился в нее по рассказам, но что, по всей вероятности, он захочет увидеться с ней перед тем, как объясниться и попросить у родителей ее руки. В церкви она обращает внимание на молодого приезжего, слышит, что его называют Эдуардом, думает только о нем, влюбляется в него. Неделю спустя приезжает настоящий Эдуард — не тот, которого она видела в церкви; она бледнеет и будет несчастна всю жизнь, если ее заставят выйти за него.
Вот что нищие духом называют одним из безрассудств любви.
Великодушный человек осыпает несчастную молодую девушку самыми утонченными благодеяниями; лучше быть нельзя, и любовь вот-вот должна родиться; но у него плохо вылощенная шляпа, и он неуклюже ездит верхом; молодая девушка признается себе, вздыхая, что не может ответить на его чувства.
Человек ухаживает за добродетельнейшей светской женщиной, она узнает, что в прошлом у него были смешные физические неудачи: он становится невыносим ей. Между тем у нее не было ни малейшего намерения когда-либо отдаться ему, и эти тайные неудачи нисколько не умаляют ни ума его, ни его любезности. Просто-напросто кристаллизация стала невозможной.
Для того чтобы человеческое сердце могло с восторгом приняться за обожествление любимого существа, где бы оно ни предстало ему, в Арденском лесу или на балу Кулона [Арденский лес — место действия комедии Шекспира «Как вам это понравится», которую Стендаль очень любил. Кулоны — семья знаменитых танцоров в эпоху Империи и Реставрации. Один из них открыл танцевальный зал.], оно прежде всего должно показаться влюбленному совершенным не во всех возможных отношениях, а в тех отношениях, которые он наблюдает в данный момент; оно покажется ему совершенным во всех отношениях лишь после нескольких дней второй кристаллизации. Весьма понятно: в этом случае достаточно подумать о каком-нибудь совершенстве, чтобы увидеть его в любимом существе.
Ясно, почему красота необходима для рождения любви. Нужно, чтобы безобразие не представляло препятствия. Вскоре любовник начинает находить красивой свою возлюбленную такою, какая она есть, не думая нисколько об истинной красоте.
Черты истинной красоты обещали бы ему, если бы он их увидел, — да позволено мне будет так выразиться — количество счастья, которое я обозначил бы единицей, а черты его возлюбленной — такие, какие они есть, — обещают ему тысячу единиц счастья.
Для рождения любви красота необходима, как вывеска; она предрасполагает к этой страсти похвалами, расточаемыми в нашем присутствии той, которую мы должны полюбить. Очень сильный восторг придает решающее значение малейшей надежде.
В любви-влечении и, может быть, в первые пять минут любви-страсти женщина, которая заводит любовника, больше считается с представлением о нем других женщин, чем со своим собственным.
Отсюда успех принцев и военных.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 31140
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 13987
- Откуда: СССР
Re: поговорим о любви
Понравилось)
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 31140
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 13987
- Откуда: СССР
Re: поговорим о любви
— Мне все чудится река, течение быстрое-быстрое. И двое в воде, ухватились друг за друга, держатся изо всех сил, не хотят отпускать — но в конце концов приходится, такое там течение. Их растаскивает, и все. Так вот и мы с тобой. Жалко, Кэт, ведь мы любили друг друга всю жизнь. Но получается, что до последнего быть вместе не можем. (с) "Не оставляй меня".
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: поговорим о любви
Письмо главного редактора: «О любви»
Хорошо живется рациональным людям! Там, где у других эмоции, у них мысли. Там, где другие впадают в панику, они строят план действий. До первого кошмарного столкновения с самым прекрасным явлением в мире — с любовью.
С таким подходом удобно жить, удобно работать. Рационалисты гордятся своим складом характера и охотно его демонстрируют. До первого кошмарного столкновения с самым прекрасным явлением в мире — с любовью. Все идет хорошо. Рационалист замечает в себе приятный коктейль из гормонов — эндорфина и серотонина, удовлетворенно фиксирует сексуальное возбуждение — в общем, переживает половодье чувств на свой рациональный лад. А потом слышит вопрос: «Ты меня любишь?»
Люди другого склада — иррационального, эмоционального — знают, что этот вопрос подразумевает простой ответ. Желательно «да», в крайнем случае «нет». Но рационалист привык отвечать на вопросы серьезно. Поэтому он, не чувствуя подвоха, уточняет: «Что ты имеешь в виду?» Тут интересный диалог заканчивается, не успев начаться, и один из участников каменеет.
Наш герой любит отвечать на вопросы. Ему только нужно знать, что подразумевается под термином «любовь», каковы критерии любви — желательно в чем-то, что можно измерить количественно. Любовь ставит рационалиста в тупик. О ней поют песни, про нее снимают фильмы, но четкого определения нет нигде, кроме вкладышей от жвачки, которые нельзя считать серьезным источником. Словари дают пару объяснений: «глубокая привязанность», «чувство глубокой симпатии». И, желая продолжить диалог и вообще как-то спасти отношения, рационалист находит рыдающую на карнизе 11-го этажа сторону диалога и начинает рассуждать вслух, не забывая придавать своему голосу утешительные интонации: «Насколько я могу судить, я испытываю к тебе глубокую привязанность. Это раз». Рыдания начинают перемежаться воплями о загубленной молодости. «По моим сведениям, я испытываю к тебе глубокую симпатию. Это два». В ответ безутешный участник дискуссии делает нелогичный вывод: «Все понятно, ты меня не любишь», слезает с карниза, собирает вещи и хлопает дверью.
И так происходит каждый раз, пока рационалист не начинает думать про себя, что он либо тупой, либо у него шизоидная холодность.
Сколько невинных рациональных душ было раздавлено катком «Ты меня любишь?»! Они живут среди нас и скрывают свою растерянность, как неприличную болезнь. Окружающие жонглируют этой непонятной черной дырой — влюбляются, разлюбляют, а они, хорошие спокойные ребята с несколько притупленной эмоциональностью, все силятся понять, о чем вообще речь. Это же ответственное решение — признаться в любви, надо знать точно. А как узнать наверняка, что симпатия глубока? Глубина же измеряется в метрах… При чем здесь вообще глубина? Дурацкий словарь!
Бывают и девочки рационального склада, но в основном на грабли «Ты меня любишь?» наступают мальчики. Друзья! Логики! Все, кто читает инструкции перед тем, как начать пользоваться прибором! Все, кто проводит исследование рынка перед тем, как выбрать пылесос! Эти бестолковые как бы люди с гормональным киселем вместо мозгов сами не знают, чего хотят. Поэтому отныне под любовью мы будем подразумевать: а) привычку, б) секс, в) симпатию, г) наличие общих детей и д) штамп в паспорте о браке. При наличии хотя бы одного из этих критериев нужно смело говорить «Я люблю тебя», глядя при этом в глаза. И все. И от вас отстанут. Вы же научились говорить «Ты не толстая» без реальной фиксации динамики веса? Ну вот, это то же самое!
Александр Маленков
Главный редактор MAXIM
https://www.maximonline.ru/longreads/ed ... mber-2014/
Хорошо живется рациональным людям! Там, где у других эмоции, у них мысли. Там, где другие впадают в панику, они строят план действий. До первого кошмарного столкновения с самым прекрасным явлением в мире — с любовью.
С таким подходом удобно жить, удобно работать. Рационалисты гордятся своим складом характера и охотно его демонстрируют. До первого кошмарного столкновения с самым прекрасным явлением в мире — с любовью. Все идет хорошо. Рационалист замечает в себе приятный коктейль из гормонов — эндорфина и серотонина, удовлетворенно фиксирует сексуальное возбуждение — в общем, переживает половодье чувств на свой рациональный лад. А потом слышит вопрос: «Ты меня любишь?»
Люди другого склада — иррационального, эмоционального — знают, что этот вопрос подразумевает простой ответ. Желательно «да», в крайнем случае «нет». Но рационалист привык отвечать на вопросы серьезно. Поэтому он, не чувствуя подвоха, уточняет: «Что ты имеешь в виду?» Тут интересный диалог заканчивается, не успев начаться, и один из участников каменеет.
Наш герой любит отвечать на вопросы. Ему только нужно знать, что подразумевается под термином «любовь», каковы критерии любви — желательно в чем-то, что можно измерить количественно. Любовь ставит рационалиста в тупик. О ней поют песни, про нее снимают фильмы, но четкого определения нет нигде, кроме вкладышей от жвачки, которые нельзя считать серьезным источником. Словари дают пару объяснений: «глубокая привязанность», «чувство глубокой симпатии». И, желая продолжить диалог и вообще как-то спасти отношения, рационалист находит рыдающую на карнизе 11-го этажа сторону диалога и начинает рассуждать вслух, не забывая придавать своему голосу утешительные интонации: «Насколько я могу судить, я испытываю к тебе глубокую привязанность. Это раз». Рыдания начинают перемежаться воплями о загубленной молодости. «По моим сведениям, я испытываю к тебе глубокую симпатию. Это два». В ответ безутешный участник дискуссии делает нелогичный вывод: «Все понятно, ты меня не любишь», слезает с карниза, собирает вещи и хлопает дверью.
И так происходит каждый раз, пока рационалист не начинает думать про себя, что он либо тупой, либо у него шизоидная холодность.
Сколько невинных рациональных душ было раздавлено катком «Ты меня любишь?»! Они живут среди нас и скрывают свою растерянность, как неприличную болезнь. Окружающие жонглируют этой непонятной черной дырой — влюбляются, разлюбляют, а они, хорошие спокойные ребята с несколько притупленной эмоциональностью, все силятся понять, о чем вообще речь. Это же ответственное решение — признаться в любви, надо знать точно. А как узнать наверняка, что симпатия глубока? Глубина же измеряется в метрах… При чем здесь вообще глубина? Дурацкий словарь!
Бывают и девочки рационального склада, но в основном на грабли «Ты меня любишь?» наступают мальчики. Друзья! Логики! Все, кто читает инструкции перед тем, как начать пользоваться прибором! Все, кто проводит исследование рынка перед тем, как выбрать пылесос! Эти бестолковые как бы люди с гормональным киселем вместо мозгов сами не знают, чего хотят. Поэтому отныне под любовью мы будем подразумевать: а) привычку, б) секс, в) симпатию, г) наличие общих детей и д) штамп в паспорте о браке. При наличии хотя бы одного из этих критериев нужно смело говорить «Я люблю тебя», глядя при этом в глаза. И все. И от вас отстанут. Вы же научились говорить «Ты не толстая» без реальной фиксации динамики веса? Ну вот, это то же самое!
Александр Маленков
Главный редактор MAXIM
https://www.maximonline.ru/longreads/ed ... mber-2014/
Верните каждому своё, пусть все идут своим путём, приобретя утраты. (С)
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 31140
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 13987
- Откуда: СССР
Re: поговорим о любви
Любовь - это когда хочешь с кем-то переживать все четыре времени года. Когда хочешь бежать с кем-то от весенней грозы под усыпанную цветами сирень, а летом собирать с кем-то ягоды и купаться в реке. Осенью вместе варить варенье и заклеивать окна от холода. Зимой - помогать пережить насморк и долгие вечера, а когда станет холодно - вместе топить печь.
Януш Леон Вишневский «Мартина»
Януш Леон Вишневский «Мартина»
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 31140
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 13987
- Откуда: СССР
Re: поговорим о любви
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 31140
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 13987
- Откуда: СССР
Re: поговорим о любви
7 отличий любви от любовной зависимости
Истинная любовь дарит крылья, а любовная зависимость ломает судьбы.
7 основных признаков зависимых отношений, обусловленных невротической потребностью:
1. Навязчивость – любовь нужна как воздух. В обычной жизни для взрослого человека временное отсутствие любви не является катастрофой, он способен выдерживать эту фрустрацию, находить удовольствие в других вещах. При невротической потребности жизнь без «любви» невыносима. Это состояние характерно для совсем маленького ребенка, для которого любовь родителей действительно является необходимым условием выживания. Такой человек будет стремиться заполнить образовавшуюся пустоту кем угодно. Он может выбрать на роль спутника жизни даже совершенно не подходящего партнера, не принимая во внимание ни душевную близость, ни общность интересов. Хотя общие интересы у них все же есть, иначе они никогда не оказались бы рядом, но интересы эти не осознаваемы и деструктивны.
2. Страх одиночества – взрослый человек без особых проблем может переносить временное одиночество. Оно даже необходимо время от времени, чтобы переосмыслить события, происходящие в жизни, привести в порядок свои мысли и чувства, обдумать дальнейшие планы. Полная непереносимость одиночества – это признак наличия сильно выраженных невротических потребностей. У таких людей одиночество вызывает очень сильную тревогу, они готовы терпеть сколько угодно плохое к себе отношение, только бы не остаться одним. Здесь тоже можно провести аналогию с совсем юным возрастом: для маленького ребенка длительное отсутствие ухаживающего взрослого грозит самыми неприятными последствиями.
3. Манипуляции как средство получения любви. Это своего рода разновидность незрелой коммуникации, когда открытый диалог и взаимное доверие между партнерами отсутствуют. Выделяются такие способы манипуляции, как подкуп – «Если будешь меня любить, то я сделаю все, что ты захочешь», демонстрация беспомощности – «Я погибну без тебя», призыв к справедливости – «Я столько для тебя делаю, что ты обязан меня любить», угрозы и шантаж – «Если ты уйдешь, то я убью себя». Самым опасным видом манипуляции является демонстративно-суицидальное поведение, всегда есть риск заиграться.
4. Ненасытность – невротическую потребность в любви невозможно удовлетворить. Обычно взрослый человек может проводить определенное количество времени вдали от объекта любви, заниматься своими делами, встречаться с другими людьми. Для зависимого человека внимания партнера всегда мало, ему нужны постоянные подтверждения собственной значимости. Это обусловлено тем, что сам он не уверен в том, что представляет ценность для избранника.
5. Абсолютная любовь – выражается в требовании любви, ничего не давая взамен, и в необходимости жертв во имя любви. Это состояние воспевается в популярных песнях о несчастной любви и кинодрамах. Оно может ошибочно приниматься за истинную любовь, в которой один готов пожертвовать всем ради другого, остаться рядом, несмотря ни на что. Но настоящая, зрелая любовь не требует жертв, в ней решение быть вместе – результат свободного выбора партнеров.
6. Постоянная ревность – проявляется независимо от обстоятельств, представляющих реальную угрозу для отношений. Ревность может возникать даже тогда, когда партнер просто занимается своими делами или общается с другим человеком. Зависящий от любви испытывает сильную потребность в том, чтобы внимание партнера всегда и всецело принадлежало только ему.
7. Болезненное восприятие отказа и возражений – зависимому всегда не хватает времени и внимания партнера. Ведь он заплатил за них большую цену, отказавшись от своих целей и интересов. Необходимость подождать, перенести встречу, желание партнера посвятить время самому себе вызывает у него крайне болезненную реакцию. Это приводит к накоплению гнева и обиды в адрес партнера в сочетании с невозможностью разорвать с ним отношения. Эти негативные болезненные эмоции могут длительное время скрываться, но рано или поздно они тем или иным образом вырвутся наружу.
Автор: Ирина Никнютьева
Истинная любовь дарит крылья, а любовная зависимость ломает судьбы.
7 основных признаков зависимых отношений, обусловленных невротической потребностью:
1. Навязчивость – любовь нужна как воздух. В обычной жизни для взрослого человека временное отсутствие любви не является катастрофой, он способен выдерживать эту фрустрацию, находить удовольствие в других вещах. При невротической потребности жизнь без «любви» невыносима. Это состояние характерно для совсем маленького ребенка, для которого любовь родителей действительно является необходимым условием выживания. Такой человек будет стремиться заполнить образовавшуюся пустоту кем угодно. Он может выбрать на роль спутника жизни даже совершенно не подходящего партнера, не принимая во внимание ни душевную близость, ни общность интересов. Хотя общие интересы у них все же есть, иначе они никогда не оказались бы рядом, но интересы эти не осознаваемы и деструктивны.
2. Страх одиночества – взрослый человек без особых проблем может переносить временное одиночество. Оно даже необходимо время от времени, чтобы переосмыслить события, происходящие в жизни, привести в порядок свои мысли и чувства, обдумать дальнейшие планы. Полная непереносимость одиночества – это признак наличия сильно выраженных невротических потребностей. У таких людей одиночество вызывает очень сильную тревогу, они готовы терпеть сколько угодно плохое к себе отношение, только бы не остаться одним. Здесь тоже можно провести аналогию с совсем юным возрастом: для маленького ребенка длительное отсутствие ухаживающего взрослого грозит самыми неприятными последствиями.
3. Манипуляции как средство получения любви. Это своего рода разновидность незрелой коммуникации, когда открытый диалог и взаимное доверие между партнерами отсутствуют. Выделяются такие способы манипуляции, как подкуп – «Если будешь меня любить, то я сделаю все, что ты захочешь», демонстрация беспомощности – «Я погибну без тебя», призыв к справедливости – «Я столько для тебя делаю, что ты обязан меня любить», угрозы и шантаж – «Если ты уйдешь, то я убью себя». Самым опасным видом манипуляции является демонстративно-суицидальное поведение, всегда есть риск заиграться.
4. Ненасытность – невротическую потребность в любви невозможно удовлетворить. Обычно взрослый человек может проводить определенное количество времени вдали от объекта любви, заниматься своими делами, встречаться с другими людьми. Для зависимого человека внимания партнера всегда мало, ему нужны постоянные подтверждения собственной значимости. Это обусловлено тем, что сам он не уверен в том, что представляет ценность для избранника.
5. Абсолютная любовь – выражается в требовании любви, ничего не давая взамен, и в необходимости жертв во имя любви. Это состояние воспевается в популярных песнях о несчастной любви и кинодрамах. Оно может ошибочно приниматься за истинную любовь, в которой один готов пожертвовать всем ради другого, остаться рядом, несмотря ни на что. Но настоящая, зрелая любовь не требует жертв, в ней решение быть вместе – результат свободного выбора партнеров.
6. Постоянная ревность – проявляется независимо от обстоятельств, представляющих реальную угрозу для отношений. Ревность может возникать даже тогда, когда партнер просто занимается своими делами или общается с другим человеком. Зависящий от любви испытывает сильную потребность в том, чтобы внимание партнера всегда и всецело принадлежало только ему.
7. Болезненное восприятие отказа и возражений – зависимому всегда не хватает времени и внимания партнера. Ведь он заплатил за них большую цену, отказавшись от своих целей и интересов. Необходимость подождать, перенести встречу, желание партнера посвятить время самому себе вызывает у него крайне болезненную реакцию. Это приводит к накоплению гнева и обиды в адрес партнера в сочетании с невозможностью разорвать с ним отношения. Эти негативные болезненные эмоции могут длительное время скрываться, но рано или поздно они тем или иным образом вырвутся наружу.
Автор: Ирина Никнютьева
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 31140
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 13987
- Откуда: СССР
Re: поговорим о любви
А мне понравилось, хорошо расписано.Vadim писал(а):И главное, 8-е отличие. Любовь это отсутствие нелюбви.
)))))))))
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 31140
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 13987
- Откуда: СССР
Re: поговорим о любви
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 31140
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 13987
- Откуда: СССР
Re: поговорим о любви
Многие женщины делают эту ошибку: не установив отношений с собой, ищут мужчину, с которым можно было бы завязать отношения. Так они мечутся от одного мужчины к другому, пытаясь найти в них то, чего недостает им самим. Этот поиск нужно начать с себя. Не освоив науку любви и доверия к себе, невозможно ни почувствовать любовь и доверие к мужчине, ни завоевать его любовь и доверие.
Никто и никогда не сможет удовлетворить нас своей любовью, если мы сами себя не любим. Когда, терзаясь от внутренней пустоты, мы отправляемся на поиски любви, то не находим ничего, кроме той же пустоты. То, что проявляется в нашей жизни, есть отражение того, что запрятано глубоко внутри: наших представлений о собственной значимости, своем праве на счастье, о том, чего мы достойны в этой жизни. Когда эти представления меняются, вместе с ними меняется и наша жизнь.
Робин Норвуд
Никто и никогда не сможет удовлетворить нас своей любовью, если мы сами себя не любим. Когда, терзаясь от внутренней пустоты, мы отправляемся на поиски любви, то не находим ничего, кроме той же пустоты. То, что проявляется в нашей жизни, есть отражение того, что запрятано глубоко внутри: наших представлений о собственной значимости, своем праве на счастье, о том, чего мы достойны в этой жизни. Когда эти представления меняются, вместе с ними меняется и наша жизнь.
Робин Норвуд
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 31140
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 13987
- Откуда: СССР
Re: поговорим о любви
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 31140
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 13987
- Откуда: СССР
Re: поговорим о любви
Если примитивно и кратко, то примерно верно. Отдельно страсть, отдельно влюблённость и отдельно любовь, которая объединяет и идеалы и биохимию и личностные характеристики. Но понять, что нуждаешься в третьем можно только пережив опыт первых двух.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер