поговорим о любви
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 30867
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14021
- Откуда: СССР
Re: поговорим о любви
Кстати, тетки красятся и одеваются в обыденной жизни друг для друга, а не для того, чтобы мужиков привлекать. Они показывают свою статусность и принадлежность к той или иной группе. Мужики на другие параметры обращают внимание, они редко различают красивые лица, сколько ссор из - за того, что "я новое платье купила" или "новую причёску сделала" или "противогаз надела", а он не заметил ничего! Всё. Скандал. Она ведь "для него" старалась))).
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: поговорим о любви
Да понятно это. Самки конкурируют за место в иерархии. Самая статусная будет любимой женой вождя.Radugnyi писал(а):Кстати, тетки красятся и одеваются в обыденной жизни друг для друга, а не для того, чтобы мужиков привлекать. Они показывают свою статусность и принадлежность к той или иной группе. Мужики на другие параметры обращают внимание, они редко различают красивые лица, сколько ссор из - за того, что "я новое платье купила" или "новую причёску сделала" или "противогаз надела", а он не заметил ничего! Всё. Скандал. Она ведь "для него" старалась))).
Но это только одна сторона из триады "размножение, пища, доминирование".
Re: поговорим о любви
Radugnyi писал(а):Кстати, тетки красятся и одеваются в обыденной жизни друг для друга
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 30867
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14021
- Откуда: СССР
Re: поговорим о любви
Язык в извилинах запутался)))
Да, вот так люди и женятся, думая, что дети будут красивыми как она и умными как он, а получается с точностью наоборот. А потому, что генетику надо было в школе учить!))
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: поговорим о любви
генетика уходит в глубь веков и растекается по древу....генеалогическому...
сколько было случаев, когда правнучка как две капли воды с прабабушкой...
и неизвестно какие гены из всего набора когда сработают...
поэтому если охота погадать "что было, что есть и что будет" то лучше использовать карты....Таро....так картинки красивые ))))
сколько было случаев, когда правнучка как две капли воды с прабабушкой...
и неизвестно какие гены из всего набора когда сработают...
поэтому если охота погадать "что было, что есть и что будет" то лучше использовать карты....Таро....так картинки красивые ))))
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 30867
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14021
- Откуда: СССР
Re: поговорим о любви
Набор генов ограничен, вариаций выраженности признаков бесчисленное множество, но и оно конечно, просто наш мозг не в состоянии просчитать все возможные комбинации, но мы к этому идём и сам факт завораживает. Насколько человечество ещё мало о себе знает, мало знает на что оно способно потенциально.
По теории психогенетической эволюции вид хомо жертвует здоровьем и талантами ради сохранения нравственности, а это слишком дорогая плата для популяции. Значит "нравственный закон внутри нас" (с) ценнее для природы, чем развитие талантов. Эволюционные биологи говорят, что у эволюции нет цели, эволюция про другое, про причины, про то, как одно событие становится причиной другого события. На этих принципах строится и социальная эволюция и современная экономика и политика. Мы живём в эпоху глобального кризиса человечности. ИМХО.
По теории психогенетической эволюции вид хомо жертвует здоровьем и талантами ради сохранения нравственности, а это слишком дорогая плата для популяции. Значит "нравственный закон внутри нас" (с) ценнее для природы, чем развитие талантов. Эволюционные биологи говорят, что у эволюции нет цели, эволюция про другое, про причины, про то, как одно событие становится причиной другого события. На этих принципах строится и социальная эволюция и современная экономика и политика. Мы живём в эпоху глобального кризиса человечности. ИМХО.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: поговорим о любви
"смешались в кучу кони, люди...."
природа вообще не знает за нравственность...
а вид хомо жертвует своей связью с природой, что бы иметь возможность привычного комфорта.
интересно, а как женщины достигали статустности, когда косметики еще не было....
читал что-то такое, про хозяйство и кучу детей...
и если включить разум, хоть немного...
то можно понять, что куча детей для природы предпочтительней, чем крашенные губы и гучи с габаной...
и тогда помимо всеми любимой эволюции, вспоминается понятие деградация...
которое очень неплохо коррелируется с понятием кризис.
природа вообще не знает за нравственность...
а вид хомо жертвует своей связью с природой, что бы иметь возможность привычного комфорта.
интересно, а как женщины достигали статустности, когда косметики еще не было....
читал что-то такое, про хозяйство и кучу детей...
и если включить разум, хоть немного...
то можно понять, что куча детей для природы предпочтительней, чем крашенные губы и гучи с габаной...
и тогда помимо всеми любимой эволюции, вспоминается понятие деградация...
которое очень неплохо коррелируется с понятием кризис.
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 30867
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14021
- Откуда: СССР
Re: поговорим о любви
Димыч, ты на своей волне)). Я сегодня на другой, не договоримся).
Нравственность в том смысле, что человечество как вид заботится о больных и стариках, которые тоже плодятся, передавая бракованные гены по наследству, поэтому и человечество в целом регрессирует. Мы сейчас развиваемся по линии кооперации и сотрудничества, жертвуя эффективным для выживания геномом, значит с эволюционной точки зрения, в условиях современной внешней среды, нравственность и социальные связи ценнее, чем здоровье.
Нравственность в том смысле, что человечество как вид заботится о больных и стариках, которые тоже плодятся, передавая бракованные гены по наследству, поэтому и человечество в целом регрессирует. Мы сейчас развиваемся по линии кооперации и сотрудничества, жертвуя эффективным для выживания геномом, значит с эволюционной точки зрения, в условиях современной внешней среды, нравственность и социальные связи ценнее, чем здоровье.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: поговорим о любви
да мы с тобой не сумеем договориться...Radugnyi писал(а):Димыч, ты на своей волне)). Я сегодня на другой, не договоримся).
Нравственность в том смысле, что человечество как вид заботится о больных и стариках, которые тоже плодятся, передавая бракованные гены по наследству, поэтому и человечество в целом регрессирует. Мы сейчас развиваемся по линии кооперации и сотрудничества, жертвуя эффективным для выживания геномом, значит с эволюционной точки зрения, в условиях современной внешней среды, нравственность и социальные связи ценнее, чем здоровье.
у тебя установка, что ВСЕ, абсолютно все происходящее - это все эволюция...
я вот не наблюдаю заботы о больных и стариках....
скорее наоборот....стремление от них избавится поскорее...
если с больных еще можно прибыль поиметь, но для этого их не в коем случаи не стоит делать здоровыми....
то старики ваще одни расходы...
тут бы еще всех здоровых сделать больными, да что бы генетически передавалось - вот тогда фармацевты будут просто счастливы!
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 30867
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14021
- Откуда: СССР
Re: поговорим о любви
Эволюция это закономерность, правило по которому происходит взаимодействие в природе. Я так понимаю, что у тебя под эволюцией понимается развитие в смысле от худшего к лучшему, то есть оценочная категория.Aivery писал(а): да мы с тобой не сумеем договориться...
у тебя установка, что ВСЕ, абсолютно все происходящее - это все эволюция...
я вот не наблюдаю заботы о больных и стариках....
скорее наоборот....стремление от них избавится поскорее...
если с больных еще можно прибыль поиметь, но для этого их не в коем случаи не стоит делать здоровыми....
то старики ваще одни расходы...
тут бы еще всех здоровых сделать больными, да что бы генетически передавалось - вот тогда фармацевты будут просто счастливы!
Чтобы понять о чём я сейчас говорю, надо очень сильно поменять ракурс, выйти за рамки актуальной ситуации шагов на пять, абстрагироваться от личных представлений совсем. Всё, что можно помнить, это то, что мы часть одной большой экосистемы, включая галактики и вселенные, сколько бы там их не было. Сейчас технически стало возможным доказать, что живая материя формируется из неживой даже в вакууме. Жизнь есть везде.
В природе больные и старые особи умирают, не давая потомства, их никто искусственно не поддерживает. А человеческому виду свойственно заботиться о больных и стариках, благодаря этому мы получаем и передаём опыт, что делает жизнь доступной для большего количества особей, популяция множится, нас уже почти 8 млрд! Каждые 10 лет, начиная где-то с середины 20 века население на млрд увеличивается. При этом тупеет и теряет качественный генофонд. Регресс одних признаков за счёт прогресса других - социальных коммуникаций.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: поговорим о любви
это не у меня, Вика!Radugnyi писал(а): Эволюция это закономерность, правило по которому происходит взаимодействие в природе. Я так понимаю, что у тебя под эволюцией понимается развитие в смысле от худшего к лучшему, то есть оценочная категория.
не у меня...
это в словаре!
от простого к сложному...
а ты опять вкладываешь какой-то свой смысл в общие понятия.
давай тогда заведем отдельно, словарь понятий Виктории...
иначе никакого взаимопонимания не будет, как не крути...
когда ему это стало свойственно ?Radugnyi писал(а): В природе больные и старые особи умирают, не давая потомства, их никто искусственно не поддерживает. А человеческому виду свойственно заботиться о больных и стариках....
я вот вспоминаю спартанцев...они бы улыбнулись твоим выводам )
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 30867
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14021
- Откуда: СССР
Re: поговорим о любви
Ну нет, так нет. Я переживу).Aivery писал(а):
это не у меня, Вика!
не у меня...
это в словаре!
от простого к сложному...
а ты опять вкладываешь какой-то свой смысл в общие понятия.
давай тогда заведем отдельно, словарь понятий Виктории...
иначе никакого взаимопонимания не будет, как не крути...
С возникновением и развитием интеллекта. Обезьяна в течении жизни может научиться колоть орех камнем, но она не может передать этот опыт всей популяции, а мы можем, за счёт речи и письменности. Так получилось в том числе и потому, что старики передавали свой опыт новым поколениям, а больные физически могли быть талантливы и полезны для всего племени в каких-то других сферах жизни. Возьми Стивена Хокинга, например.Aivery писал(а):когда ему это стало свойственно ?
я вот вспоминаю спартанцев...они бы улыбнулись твоим выводам )
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: поговорим о любви
тоесть у спартанцев интеллекта не было ?Radugnyi писал(а): С возникновением и развитием интеллекта. Обезьяна в течении жизни может научиться колоть орех камнем, но она не может передать этот опыт всей популяции, а мы можем, за счёт речи и письменности. Так получилось в том числе и потому, что старики передавали свой опыт новым поколениям, а больные физически могли быть талантливы и полезны для всего племени в каких-то других сферах жизни. Возьми Стивена Хокинга, например.
когда они целенаправленно очищали свою популяцию от больных и ущербных, дабы оздоровить ее и сделать сильнее - это к интеллекту не имеет отношения ?
а чего такого Хокинг сделал полезного для человечества ? 0_о
когда бабки на лавке сидят и обсуждают свои болячки - это какую пользу человечеству приносит ?
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 30867
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14021
- Откуда: СССР
Re: поговорим о любви
Я не знаю, что тебе ответить и как, у меня мысли в другой стороне).Aivery писал(а): тоесть у спартанцев интеллекта не было ?
когда они целенаправленно очищали свою популяцию от больных и ущербных, дабы оздоровить ее и сделать сильнее - это к интеллекту не имеет отношения ?
а чего такого Хокинг сделал полезного для человечества ? 0_о
когда бабки на лавке сидят и обсуждают свои болячки - это какую пользу человечеству приносит ?
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: поговорим о любви
принято.Radugnyi писал(а): Я не знаю, что тебе ответить и как, у меня мысли в другой стороне).
растекаться мыслью по древу тоже полезно...
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 30867
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14021
- Откуда: СССР
Re: поговорим о любви
Хотя могу ответить про бабушек, конкретные особи могут и не нести смысловой нагрузки для всей популяции, но само явление может способствовать развитию эмпатии и альтруизма у всего вида, как признаков.Aivery писал(а): принято.
растекаться мыслью по древу тоже полезно...
Я нашла про связь эволюционной генетики и социализма, только надо мозги напрягать конкретно)). В природе есть такое явление как эусоциальность. Сейчас ищу книгу в сети, чтобы почитать. Эдвард Уилсон автор.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 30867
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14021
- Откуда: СССР
Re: поговорим о любви
Красота, симметрия и сверхстимулы
Почему одни вещи кажутся нам красивыми (то есть при взгляде на них нейроны мозга выделяют эндорфины и мы испытываем удовольствие), а другие нет?
Эволюция человека. Обезьяны, кости и гены
Александр Марков
Почему одни вещи кажутся нам красивыми (то есть при взгляде на них нейроны мозга выделяют эндорфины и мы испытываем удовольствие), а другие нет?
сложное явление, складывающееся из нескольких разнородных элементов. С красотой человеческого тела все более или менее понятно: как правило, мы считаем красивыми в людях такие внешние признаки, которые свидетельствуют о высоком "качестве генов" и позволяют предположить, что у этого человека будет здоровое, крепкое потомство. Люди, которым не нравились такие признаки, у которых не выделялись эндорфины при взгляде на них, выбирали себе неудачных брачных партнеров. В результате гены "эстетической тупости", "непонимания красоты" и "безвкусицы" отсеивались отбором. Тема эстетических предпочтений при выборе брачного партнера подробно раскрыта в книге М. Л. Бутовской "Тайны пола" (2004).
Нет ничего удивительного в том, что нам может нравиться отдельный признак в отрыве от целого. Наш мозг не сразу собирает целостный образ из сигналов, приходящих от глаз в затылочные доли мозга. Сначала он выделяет в этих сигналах именно отдельные признаки: вертикальные и горизонтальные контуры, движение, новизну. Лишь потом из всего этого собирается цельная картинка – модель реальности, которая опять-таки может анализироваться и оцениваться по частям (подробнее см. в книге К. Фрита "Мозг и душа").
Одним из надежных "индикаторов приспособленности" человека и других животных является симметричность. Чем симметричнее лицо и тело, тем, как правило, крепче здоровье индивида и меньше вредных мутаций в его генах. Многочисленные эксперименты показали, что симметрия лица и тела – важнейший фактор, влияющий на оценку красоты и сексуальной привлекательности. Чем симметричнее лицо, тем оно кажется нам красивее. Возможно, поэтому нас привлекают и кажутся красивыми симметричные предметы, особенно если эта симметрия достаточно изощренна и чуть-чуть несовершенна, как, например, у снежинок. Стоит ли удивляться, что симметрия стала одним из основополагающих мотивов изобразительного искусства.
Любовь к симметрии, похоже, зародилась очень давно. На эту мысль наводит форма ашельских рубил – бифасов. Зачем наши предки тратили столько лишних усилий, придавая своим каменным ножам такие правильные, симметричные очертания? Это трудно объяснить функциональностью. Ножу не обязательно быть симметричным, чтобы успешно справляться со своими функциями. Нож – он и есть нож, был бы острый кончик да режущий край. Бифасы по своей форме немного напоминают клыки хищников – не они ли и послужили прообразом? Но клыки обычно изогнуты, а бифасы прямые; по-видимому, мастера пытались придать им правильную двустороннюю симметрию. Некоторые эксперты предполагают, что совершенство формы рубила могло служить чем-то вроде "индикатора приспособленности" для эректусов и гейдельбержцев, и даже поддерживаться половым отбором.
Еще одна эволюционная концепция, помогающая понять природу чувства прекрасного, – это идея "сенсорного смещения", или "сенсорного драйва". В ходе эволюции отбор подстраивает сенсорное восприятие животных под нужды выживания. Органы чувств и отделы мозга, занятые анализом поступающих от этих органов сигналов, настраиваются так, чтобы быстрее выделять информацию, значимую для выживания и размножения. Сенсорное восприятие не может быть абсолютно объективным и неизбирательным: это было бы крайне неэффективно и расточительно.
Любое животное реагирует на одни стимулы острее, чем на другие. "Энергичность реакции" основана на мотивации, а мотивация у животных неотделима от эмоций. Если мы хотим манипулировать эмоциями какого-нибудь животного (например, человека), следует предъявлять ему такие стимулы, на которые его мозг в ходе эволюции приспособился реагировать наиболее бурно. Этим "пользуются", например, некоторые рыбы-цихлиды африканских озер: самцы этих видов в ходе эволюции окрашиваются в такие цвета, которые лучше всего воспринимаются фоторецепторами (светочувствительными клетками сетчатки) данного вида рыб, а цветовое восприятие цихлид подстраивается к глубине обитания, прозрачности воды и диете. Другой пример, про бабочек и цветы, упомянут в книге "Рождение сложности": возможно, крылья дневных бабочек окрашены столь ярко, потому что глаза их потенциальных брачных партнеров миллионы лет приспосабливались высматривать яркие цветы – источники нектара.
Часто максимального эффекта удается достичь, предъявив стимул, преувеличенный по сравнению с реальностью, – так называемый сверхстимул.
Вы легко поймете, что такое "сенсорное смещение" и "сверхстимул", если иногда собираете ягоды в лесу. Попробуйте после целого дня, проведенного за сбором брусники, закрыть глаза – какой образ тотчас предстанет перед вашим мысленным взором? Не знаю, как вы, а я в такой ситуации всегда вижу самый обсыпной, самый великолепный ягодный куст с такими крупными и яркими ягодами, каких и в природе-то не бывает. Это идеальный образ моей цели – того, что напряженно выискивали мои глаза целый день. С этим образом мой мозг сравнивал реальные кусты, оценивая степень их соответствия образу, чтобы решить, стоит ли нагибаться. И он кажется таким реальным, таким настоящим, что психологические корни идеализма перестают выглядеть такими уж непонятными. Следующий вопрос: если бы вы хотели произвести на меня в этот момент самое сильное впечатление, какой стимул следовало бы мне предъявить? Я думаю, что "сверхкуст со сверхъягодами", настоящий или нарисованный, подошел бы в самый раз.
Преувеличенные черты женственности у "палеолитических венер" – это, конечно, сверхстимулы. При взгляде на них у палеолитических мужчин выделялись эндорфины, окситоцин и прочие гормоны (см. главу "Генетика души", кн. 2). Самцам было приятно, и социальный статус художника рос как на дрожжах. Эти черты могли играть и какую-то другую роль – символизировать плодородие, например – но быть сверхстимулами они от этого не переставали.
К числу значимых могут относиться самые разные сигналы. В том числе несущие информацию о чем-то новом, необычном. Что ж, и это проявляется в нашем искусстве. Художники из кожи вон лезут, стараясь удивить зрителей, преподнести им что-то неожиданное. Это приводит к выделению эндорфинов в мозге зрителей, и они говорят: "Ах, какой художник!", повышая тем самым репутацию и социальный статус творца.
Эндорфины выделяются и при стрессе, и при легком испуге. Может быть, поэтому палеолитическим художникам казались прекрасными (да и нам кажутся) не только крупные травоядные животные – потенциальная добыча, напоминание о волнительных сценах охоты, – но и силуэты опасных хищников.
Чувство прекрасного: опасная иллюзия или ариаднина нить?
Верно говорят (вслед за С.Я. Надсоном и Ф.Г. Раневской), что красота – это страшная сила. Ведь она воздействует на эмоции, а значит, может непосредственно влиять на мотивацию поведения, формировать потребности. Произведения искусства, любые "эстетически нагруженные" объекты или идеалы могут управлять нашим мышлением, влиять на решения, манипулировать поступками.
Может быть, именно поэтому мы часто пытаемся усмотреть строгий порядок, закономерность, симметрию, гармонию, красоту даже там, где их наверняка нет.
Недостаточно утонченное и слишком прямолинейное "чувство прекрасного" в сочетании с общим невежеством и гипертрофированным ЧСВ непременно заводит мыслителя в тупик. Хрестоматийный пример – неприятие идеи о том, что планеты движутся по эллиптическим орбитам, на том основании, что "круг совершеннее эллипса". В наличие спутников у Юпитера кое-кто тоже долго не хотел верить: считалось, что планет (то есть небесных тел, движущихся на фоне неподвижных звезд), должно быть ровно семь, ибо семерка – самое "гармоничное" число.
Впрочем, далеко не всегда этот путь ведет к заблуждениям. Существует одно очень правильное, на мой взгляд, направление философской мысли, которое называется эволюционная эпистемология. Суть его в следующем. Животные, одолеваемые нелепыми иллюзиями, при прочих равных должны проигрывать в конкуренции животным, строящим более адекватные модели реальности. Совсем уж дурацкие способы мышления должны отсеиваться отбором. Поэтому если в нас сидит что-то настолько сильное и глубокое, как "чувство прекрасного", то оно, скорее всего, не является полным вздором. В принципе, конечно, оно может быть всего-навсего побочным продуктом (не обязательно полезным) каких-то иных, более важных психологических адаптаций (например, связанных с выбором брачного партнера). Но есть и весьма серьезные основания надеяться, что в поисках адекватного миропонимания оно чаще помогает нам, чем мешает. Например, многие математики и физики на полном серьезе считают, что симметрия, красота, гармония – довольно неплохие "критерии истины", и совсем не так уж глупо использовать их в качестве ориентиров при решении самых сложных физических и математических проблем. Этой теме посвящена недавно вышедшая на русском языке книга математика Иэна Стюарта "Истина и красота. Всемирная история симметрии" (2010).
В такой Вселенной, как наша, где возможно формирование (самоорганизация, самосборка) сложных упорядоченных структур, постоянно происходит отбор на устойчивость. Он затрагивает не только материальные объекты, но и законы их развития и поведения. Неустойчивые структуры разрушаются, устойчивые – сохраняются и накапливаются. Если какая-то из этих структур приобретает вдобавок еще и способность к самокопированию (репликации), то при соблюдении нескольких дополнительных условий возникает жизнь и начинается дарвиновская эволюция. Похоже на то, что симметричные, гармоничные, то есть эстетически привлекательные с нашей точки зрения, структуры в среднем (при прочих равных) оказываются более устойчивыми по сравнению с объектами некрасивыми, лишенными симметрии. Если так, то Вселенная действительно должна быть наполнена сложной, утонченной и во многом еще не познанной красотой, и мы правильно делаем, что пытаемся ее найти.
Нет ничего удивительного в том, что нам может нравиться отдельный признак в отрыве от целого. Наш мозг не сразу собирает целостный образ из сигналов, приходящих от глаз в затылочные доли мозга. Сначала он выделяет в этих сигналах именно отдельные признаки: вертикальные и горизонтальные контуры, движение, новизну. Лишь потом из всего этого собирается цельная картинка – модель реальности, которая опять-таки может анализироваться и оцениваться по частям (подробнее см. в книге К. Фрита "Мозг и душа").
Одним из надежных "индикаторов приспособленности" человека и других животных является симметричность. Чем симметричнее лицо и тело, тем, как правило, крепче здоровье индивида и меньше вредных мутаций в его генах. Многочисленные эксперименты показали, что симметрия лица и тела – важнейший фактор, влияющий на оценку красоты и сексуальной привлекательности. Чем симметричнее лицо, тем оно кажется нам красивее. Возможно, поэтому нас привлекают и кажутся красивыми симметричные предметы, особенно если эта симметрия достаточно изощренна и чуть-чуть несовершенна, как, например, у снежинок. Стоит ли удивляться, что симметрия стала одним из основополагающих мотивов изобразительного искусства.
Любовь к симметрии, похоже, зародилась очень давно. На эту мысль наводит форма ашельских рубил – бифасов. Зачем наши предки тратили столько лишних усилий, придавая своим каменным ножам такие правильные, симметричные очертания? Это трудно объяснить функциональностью. Ножу не обязательно быть симметричным, чтобы успешно справляться со своими функциями. Нож – он и есть нож, был бы острый кончик да режущий край. Бифасы по своей форме немного напоминают клыки хищников – не они ли и послужили прообразом? Но клыки обычно изогнуты, а бифасы прямые; по-видимому, мастера пытались придать им правильную двустороннюю симметрию. Некоторые эксперты предполагают, что совершенство формы рубила могло служить чем-то вроде "индикатора приспособленности" для эректусов и гейдельбержцев, и даже поддерживаться половым отбором.
Еще одна эволюционная концепция, помогающая понять природу чувства прекрасного, – это идея "сенсорного смещения", или "сенсорного драйва". В ходе эволюции отбор подстраивает сенсорное восприятие животных под нужды выживания. Органы чувств и отделы мозга, занятые анализом поступающих от этих органов сигналов, настраиваются так, чтобы быстрее выделять информацию, значимую для выживания и размножения. Сенсорное восприятие не может быть абсолютно объективным и неизбирательным: это было бы крайне неэффективно и расточительно.
Любое животное реагирует на одни стимулы острее, чем на другие. "Энергичность реакции" основана на мотивации, а мотивация у животных неотделима от эмоций. Если мы хотим манипулировать эмоциями какого-нибудь животного (например, человека), следует предъявлять ему такие стимулы, на которые его мозг в ходе эволюции приспособился реагировать наиболее бурно. Этим "пользуются", например, некоторые рыбы-цихлиды африканских озер: самцы этих видов в ходе эволюции окрашиваются в такие цвета, которые лучше всего воспринимаются фоторецепторами (светочувствительными клетками сетчатки) данного вида рыб, а цветовое восприятие цихлид подстраивается к глубине обитания, прозрачности воды и диете. Другой пример, про бабочек и цветы, упомянут в книге "Рождение сложности": возможно, крылья дневных бабочек окрашены столь ярко, потому что глаза их потенциальных брачных партнеров миллионы лет приспосабливались высматривать яркие цветы – источники нектара.
Часто максимального эффекта удается достичь, предъявив стимул, преувеличенный по сравнению с реальностью, – так называемый сверхстимул.
Вы легко поймете, что такое "сенсорное смещение" и "сверхстимул", если иногда собираете ягоды в лесу. Попробуйте после целого дня, проведенного за сбором брусники, закрыть глаза – какой образ тотчас предстанет перед вашим мысленным взором? Не знаю, как вы, а я в такой ситуации всегда вижу самый обсыпной, самый великолепный ягодный куст с такими крупными и яркими ягодами, каких и в природе-то не бывает. Это идеальный образ моей цели – того, что напряженно выискивали мои глаза целый день. С этим образом мой мозг сравнивал реальные кусты, оценивая степень их соответствия образу, чтобы решить, стоит ли нагибаться. И он кажется таким реальным, таким настоящим, что психологические корни идеализма перестают выглядеть такими уж непонятными. Следующий вопрос: если бы вы хотели произвести на меня в этот момент самое сильное впечатление, какой стимул следовало бы мне предъявить? Я думаю, что "сверхкуст со сверхъягодами", настоящий или нарисованный, подошел бы в самый раз.
Преувеличенные черты женственности у "палеолитических венер" – это, конечно, сверхстимулы. При взгляде на них у палеолитических мужчин выделялись эндорфины, окситоцин и прочие гормоны (см. главу "Генетика души", кн. 2). Самцам было приятно, и социальный статус художника рос как на дрожжах. Эти черты могли играть и какую-то другую роль – символизировать плодородие, например – но быть сверхстимулами они от этого не переставали.
К числу значимых могут относиться самые разные сигналы. В том числе несущие информацию о чем-то новом, необычном. Что ж, и это проявляется в нашем искусстве. Художники из кожи вон лезут, стараясь удивить зрителей, преподнести им что-то неожиданное. Это приводит к выделению эндорфинов в мозге зрителей, и они говорят: "Ах, какой художник!", повышая тем самым репутацию и социальный статус творца.
Эндорфины выделяются и при стрессе, и при легком испуге. Может быть, поэтому палеолитическим художникам казались прекрасными (да и нам кажутся) не только крупные травоядные животные – потенциальная добыча, напоминание о волнительных сценах охоты, – но и силуэты опасных хищников.
Чувство прекрасного: опасная иллюзия или ариаднина нить?
Верно говорят (вслед за С.Я. Надсоном и Ф.Г. Раневской), что красота – это страшная сила. Ведь она воздействует на эмоции, а значит, может непосредственно влиять на мотивацию поведения, формировать потребности. Произведения искусства, любые "эстетически нагруженные" объекты или идеалы могут управлять нашим мышлением, влиять на решения, манипулировать поступками.
Может быть, именно поэтому мы часто пытаемся усмотреть строгий порядок, закономерность, симметрию, гармонию, красоту даже там, где их наверняка нет.
Недостаточно утонченное и слишком прямолинейное "чувство прекрасного" в сочетании с общим невежеством и гипертрофированным ЧСВ непременно заводит мыслителя в тупик. Хрестоматийный пример – неприятие идеи о том, что планеты движутся по эллиптическим орбитам, на том основании, что "круг совершеннее эллипса". В наличие спутников у Юпитера кое-кто тоже долго не хотел верить: считалось, что планет (то есть небесных тел, движущихся на фоне неподвижных звезд), должно быть ровно семь, ибо семерка – самое "гармоничное" число.
Впрочем, далеко не всегда этот путь ведет к заблуждениям. Существует одно очень правильное, на мой взгляд, направление философской мысли, которое называется эволюционная эпистемология. Суть его в следующем. Животные, одолеваемые нелепыми иллюзиями, при прочих равных должны проигрывать в конкуренции животным, строящим более адекватные модели реальности. Совсем уж дурацкие способы мышления должны отсеиваться отбором. Поэтому если в нас сидит что-то настолько сильное и глубокое, как "чувство прекрасного", то оно, скорее всего, не является полным вздором. В принципе, конечно, оно может быть всего-навсего побочным продуктом (не обязательно полезным) каких-то иных, более важных психологических адаптаций (например, связанных с выбором брачного партнера). Но есть и весьма серьезные основания надеяться, что в поисках адекватного миропонимания оно чаще помогает нам, чем мешает. Например, многие математики и физики на полном серьезе считают, что симметрия, красота, гармония – довольно неплохие "критерии истины", и совсем не так уж глупо использовать их в качестве ориентиров при решении самых сложных физических и математических проблем. Этой теме посвящена недавно вышедшая на русском языке книга математика Иэна Стюарта "Истина и красота. Всемирная история симметрии" (2010).
В такой Вселенной, как наша, где возможно формирование (самоорганизация, самосборка) сложных упорядоченных структур, постоянно происходит отбор на устойчивость. Он затрагивает не только материальные объекты, но и законы их развития и поведения. Неустойчивые структуры разрушаются, устойчивые – сохраняются и накапливаются. Если какая-то из этих структур приобретает вдобавок еще и способность к самокопированию (репликации), то при соблюдении нескольких дополнительных условий возникает жизнь и начинается дарвиновская эволюция. Похоже на то, что симметричные, гармоничные, то есть эстетически привлекательные с нашей точки зрения, структуры в среднем (при прочих равных) оказываются более устойчивыми по сравнению с объектами некрасивыми, лишенными симметрии. Если так, то Вселенная действительно должна быть наполнена сложной, утонченной и во многом еще не познанной красотой, и мы правильно делаем, что пытаемся ее найти.
Александр Марков
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 30867
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14021
- Откуда: СССР
Re: поговорим о любви
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 30867
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14021
- Откуда: СССР
Re: поговорим о любви
Вот -вот))
"Развивайся - иначе пиздец!"(с)
"Развивайся - иначе пиздец!"(с)
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер