Общая психология

Аватар пользователя
Vadim
Хранитель
Сообщений: 22968
Зарегистрирован: 01 май 2015, 12:41
Репутация: 10484

Общая психология

Сообщение Vadim » 01 май 2015, 12:42

Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.

А. В. Петровский
Изображение

Smith
Хранитель
Сообщений: 4619
Зарегистрирован: 11 май 2015, 11:26
Репутация: 2272

Re: Общая психология

Сообщение Smith » 11 май 2015, 12:18

Vadim писал(а):Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.

А. В. Петровский

Осталось всего ничего - дать определение вспомогательным терминам - субъекту, миру, личности, ну и так далее...)))
Но в целом надо согласиться с форумчанином Петровским и поддержать его разработки...

Аватар пользователя
Vadim
Хранитель
Сообщений: 22968
Зарегистрирован: 01 май 2015, 12:41
Репутация: 10484

Re: Общая психология

Сообщение Vadim » 11 май 2015, 12:42

Дорогу осилит идущий, Смит. Вам никто не мешает развернуть эти понятия, для того тема и открыта, приветствуется. )
Изображение

Smith
Хранитель
Сообщений: 4619
Зарегистрирован: 11 май 2015, 11:26
Репутация: 2272

Re: Общая психология

Сообщение Smith » 11 май 2015, 13:18

Эх... хотел плюсануть и не получилось...)))

Аватар пользователя
Vadim
Хранитель
Сообщений: 22968
Зарегистрирован: 01 май 2015, 12:41
Репутация: 10484

Re: Общая психология

Сообщение Vadim » 11 май 2015, 15:28

Бывает. ))
Изображение

Aivery
Хранитель
Сообщений: 13815
Зарегистрирован: 02 май 2015, 07:35
Репутация: 2671

Re: Общая психология

Сообщение Aivery » 15 май 2015, 17:03

Коллективное бессознательное - понятие юнгианского психоанализа. Карл Юнг предложил его для обозначения особого класса психических явлений, которые в отличие от индивидуального (личного) бессознательного являются носителями опыта филогенетического развития человечества, передающегося по наследству через мозговые структуры. Содержанием коллективного бессознательного, по Юнгу, выступают архетипы - всеобщие априорные схемы поведения, которые в реальной жизни человека наполняются конкретным содержанием.

По мнению Юнга, существует не только бессознательное субъекта, но и семейное, родовое, национальное, расовое и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества, в то время как индивидуальное — информацию психического мира конкретного человека. В отличие от психоанализа, юнгианство рассматривает бессознательное как совокупность статичных паттернов, образцов поведения, которые являются врожденными и лишь нуждаются в актуализации. Так же бессознательное делится на латентные, временно неосознаваемые и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики.

Психологи научной ориентации этим представлением К. Юнга не пользуются, поскольку оно не проверяемо: экспериментально ни доказать, ни опровергнуть его невозможно. В него можно либо верить, либо нет - как в Бога или Деда Мороза, в связи с чем к области научной психологии это понятие не относится. По мнению психологов научной ориентации, коллективное бессознательное - скорее красивый миф, придумка. И есть опасение, что придумка скорее вредная, нежели полезная, поскольку практика его использования говорит о том, что с его помощью обычно снимают с людей ответственность за их антисоциальное поведение. Серьезные исследователи вместо коллегивного бессознательного говорят о влиянии культуры, внутри которой мы рождаемся и пропиваемся которой каждый день


Вадим, а какого ты мнения о Юнге ?

Smith
Хранитель
Сообщений: 4619
Зарегистрирован: 11 май 2015, 11:26
Репутация: 2272

Re: Общая психология

Сообщение Smith » 15 май 2015, 17:12

Aivery писал(а):... и пропиваемся которой каждый день

Не верю. Ещё не всё пропито!
Да, такова частная психология, но не наша до слёз общая...)))

Аватар пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщений: 26794
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 10553
Откуда: СССР

Re: Общая психология

Сообщение Radugnyi » 03 июн 2015, 20:08

КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Л.С. ВЫГОТСКОГО.

Выготский Лев Семёнович (1896 - 1934) - выдающийся отечественный психолог, создатель культурно - исторической концепции развития ВПФ (высшие психические функции).

Начиная с работы "Исторический смысл психологического кризиса", Выготский приступил к анализу общих методологических проблем в психологии, в результате чего, ориентируясь на методологию марксизма, разработал учение о развитии ПФ в процессе опосредованного общением освоения индивидом ценностей культуры.

Данная концепция появилась на фоне споров о том, с каких позиций подходить к изучению человека. Среди разнообразных подходов доминировали два: биологический и идеальный.
Выготский показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции (ВПФ) составляют высший уровень психики человека, обобщённо названный сознанием. Они формируются в ходе социального взаимодействия. То есть, ВПФ имеют социальную природу, при этом под ВПФ подразумевается: произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление и др.

В концепции Выготского можно выделить три составных части:
1. "Человек и природа":
- при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой, человек действует на природу и изменяет её;
- объяснения механизмов изменения природы со стороны человека. Этот механизм заключается в создании орудий труда, в развитии материального производства.

2. "Человек и его собственная психика".
- овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились ВПФ, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Под ВПФ Выготский понимал способность человека заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-либо предмет, организовать свою умственную деятельность.
- человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но орудий специальных - психологических. Эти орудия он назвал - знаками. Знаками Выготский называл искусственные средства, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психическими процессами.
Знаки были предметны (узелок на память). Подобные знаки выступали в качестве дополнительных символов, содержательно связанных с трудовой операцией. Знаки - символы являлись пусковым механизмом для ВП процессов, то есть выступали в качестве психических орудий.

3. "Генетические аспекты ".
"Откуда берутся знаки?" Выготский исходил из того, что труд создал человека. В процессе труда происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса. Вполне вероятно, что первыми словами были приказы, обращённые к участникам трудового процесса. Но позднее в процессе деятельности человек стал обращать команды не на кого-нибудь, а на себя. В результате его внешнекомандной функции слова родилась его организующая функция. Так человек научился управлять своим поведением. Следовательно, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека.
Можно полагать, что сначала функции человека приказывающего и человека, исполняющего эти приказы, были разделены, и весь процесс был интерпсихологическим (межличностным). Затем эти отношения превратились в отношения с самим собой, т.е. интрапсихологические. Этот процесс Выготский назвал интериоризацией. В ходе интериоризации происходит превращение внешних средств - знаков (узелки, зарубки) во внутренние (образы, элементы внутренней речи).
В онтогенезе происходит то же самое. Сначала взрослый действует словом на ребёнка, побуждая его что-то сделать. Потом ребёнок перенимает способ общения и начинает словом воздействовать на взрослого. И, наконец, ребёнок начинает воздействовать словом на самого себя.
Т.О., в концепции Выготского можно выделить два фундаментальных положения:
1. ВПФ имеют опосредованную структуру.
2. Для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств - знаков.
Главный вывод: человек принципиально отличается от животного тем, что овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику, - он научился овладевать собственными ВПФ. Для этого он тоже использует орудия, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают знаки или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причём универсальный и наиболее типичной системой знаков является речь.
Следовательно, ВПФ человека отличаются от ПФ животных по своим свойствам, строению и происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер

Аватар пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщений: 26794
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 10553
Откуда: СССР

Re: Общая психология

Сообщение Radugnyi » 24 янв 2017, 17:27

ПОТРЕБНОСТИ. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ.

Потребность как нужда:
Д.Н. Узнадзе - потребность касается всего, что является нужным для организма, но чем в данный момент он не обладает.
К.К. Платонов - отношение между потребностью и нуждой - это отношение между отражённым и отражаемым.
В.С. Магуи, Ю.В. Шаров - потребности человека связаны не только с дефицитом, но и с избытком чего-то, вредного для нормального функционирования организма, и появляется потребность в ликвидации этого избытка.
А. Маслоу - называет "дефицитом" те потребности, неудовлетворение которых создаёт в организме "пустоты", они должны быть заполнены для сохранения здоровья организма. Устранения дефицита приводит к снятию напряжения, восстановлению гомеостаза, равновесию и защите, то есть самосохранению.

ПОТРЕБНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ НУЖДЫ:
В.Г. ЛЕЖНЕВ - если потребность не предполагает наличие хотя бы в общих чертах того, что её может удовлетворить, то просто нет и самой потребности как психологической реальности.
И.А. Джидарьян - одна и та же потребность может удовлетворяться разными средствами, которые правильнее рассматривать как цели.

ПОТРЕБНОСТЬ КАК ОТСУТСТВИЕ БЛАГА, КАК ЦЕННОСТЬ.
Магуи - потребность - состояние отсутствия блага.

ПОТРЕБНОСТЬ КАК НЕОБХОДИМОСТЬ.
Б.Ф. Ломов - объективная необходимость.
Додонов - это внутренняя программа жизнедеятельности индивида, отражающая с одной стороны зависимость от условий существования, с другой - необходимость этой программы для того, чтобы существовать.
Д.А. Леонтьев - потребность есть объективное отношение между субъектом и миром. П. определяется формой деятельности, в которой она реализуется.

ПОТРЕБНОСТЬ КАК СОСТОЯНИЕ.
П. - состояние напряжения.
П.- динамическое состояние данного момента конкретной личности, реальный процесс её жизни.
1. потребность тесно связана с нуждой
2. из потребности личности нельзя исключить потребностное состояние, отражающее возникновение нужды и служащие сигналом для человека о необходимости удовле-творения возникшего желания.
3. Возникновение потребности личности является механизмом, запускающим актив-ность человека на поиск и достижение цели, которая может удовлетворить эту по-требность.
4. Различают понятия "потребность организма" и "потребность личности".

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ:
А.Н. Леонтьев: предметные и функциональные.
П.В. Симонов: витальные, социальные и идеальные.
А.В. Петровский: по происхождению (естественные и культурные);

По предмету (материальные и духовные).

Естественные - материальные; Культурные - материальные и духовные.

В.А. Крутецкий: естественные; духовные; социальные.

У. Макдауолл: потребность как инстинкт. Выделял готовые способы реагирования: пищедобывание, отвращение, сексуальность, страх, любознательность, покровительство и родительская опека, общение, самоутверждение, подчинение, гнев, призыв о помощи, создание, приобретательство, смех, комфорт, отдых и сон, бродяжничество (поиск новых впечатлений).

Г. Мюррей: психогенные потребности:
Агрессия, аффилиация, доминирование, достижение, защита, игра, избегание вреда, избегание неудачи, избегание обвинений, независимость, неприятие, осмысление, познание, помощь, покровительство, понимание, порядок, привлечение внимания к себе, признание, приобретение, противодействие, обучение, секс, созидание, бережливость, унижение.

Э. Фромм: потребность в связях с людьми, познания, потребность отождествления себя с классом, нацией, религией и т.д.

А. Маслоу: физиологические потребности, потребность в безопасности, принадлежность и любовь, уважение (почитание), познавательная потребность, эстетические потребности, самоактуализация.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер

Аватар пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщений: 26794
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 10553
Откуда: СССР

Re: Общая психология

Сообщение Radugnyi » 24 янв 2017, 18:22

А.Н.Леонтьев
Воля

Источник


От публикатора.
Публикуемый материал является хронологически одним из последних, если не последним, оригинальным научным текстом, принадлежащим А. Н. Леонтьеву. Он представляет собой «домашнюю лекцию», подготовленную по моей просьбе и прочитанную лично мне, его внуку, в 1978 г. Содержание лекции вряд ли требует специальных комментариев, поскольку она была рассчитана на слушателя, имеющего минимальную психологическую подготовку (я тогда был студентом 1-го курса ф-та психологии МГУ), и отличается предельно доступной формой изложения.
Поскольку А. Н. Леонтьев не посвятил специально проблеме воли ни одной из печатных работ или рукописей, данная лекция является единственным источником, позволяющим уяснить его взгляды на эту проблему.
Речь Алексея Николаевича была записана на магнитофон, незадолго до того подаренный ему на 75-летие. При подготовке стенограммы к печати была сделана лишь стилистическая правка, устранены повторы, а также опущены уточняющие вопросы и ответы на них, не добавляющие чего-либо к основному содержанию.
Д. А. Леонтьев




Рассказывать о психологии воли, особенно если нужно рассказывать очень коротко, затруднительно, как, впрочем, затруднительно коротко рассказывать и о многих других психологических процессах. Раньше приходится два слова сказать об истории самого понятия воли.
Воля издавна трактовалась как одна из первичных способностей (наряду с умом и чувством), т. е. никакой теории, никакого научного анализа воли нельзя было и предпринять. Так же когда-то говорили о теплороде: это некоторая первичная способность, которая находит свое выражение, но сущность ее нераскрываема, потому что она собственно сама себя и порождает; достаточно указать, что теплота порождается теплородом, и никаких дополнительных объяснений можно не привлекать. Применительно именно к воле переодетая теория способностей продолжает существовать до настоящего времени. Достаточно сказать, что даже Джемс, во времена которого уже накапливался большой фактический материал, велись опыты, производились измерения и было немало известно о методах психологического исследования, продолжал стоять на той позиции, что существуют некоторые особые акты. Он их называл актами fiat — «да будет!», используя известное библейское fiat lux — да будет свет и стал свет... Даже когда Джемс писал об идеомоторных движениях, или действиях, т. е. когда он рассматривал то очень важное положение, что возникновение идеи движения обязательно переходит в движение, он не оставлял идеи fiat, потому что для этого перехода нужно было иметь какую-то предпосылку, которую он и видел в далее неразложимой силе, этом самом знаменитом fiat.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер

Аватар пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщений: 26794
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 10553
Откуда: СССР

Re: Общая психология

Сообщение Radugnyi » 25 янв 2018, 00:06

Комплекс (от лат. compensatio - связь, сочетание) - соединение отдельных психических процессов в целое, отличное от суммы своих элементов.

"... Концепцию комплекса, предложенную Юнгом в начале ХХ века, можно считать началом аналитической психологии как направления в глубинной психологии. Юнг проводя эксперименты по вербальным ассоциациям, наблюдал и описывал динамическую зависимость между сознанием и бессознательным. В этих экспериментах он отмечал реакцию пациента на слово -стимул и замерял время реакции. Проанализировав результаты, Юнг обнаружил, что самые медленные реакции группировались вокруг предметов, имеющих для пациента эмоциональную значимость. Например, если у пациента были трудности в общении с отцом, то при упоминании об отце пациент обнаруживал самые медленные реакции. При этом слова - стимулы не обязательно имели прямое отношение к отцу. Они ассоциировались с отцом в сознании пациента. Группы таких эмоционально заряженных понятий Юнг назвал комплексами.
"Комплекс" - это чувства, образы и воспоминания, группирующиеся вокруг какого-то одного понятия, и воспринимаемые разумом как единое целое."

"... Понятие комплекса является одним из самых значимых элементов в психоанализе. Однако Фрейд полагал, что все комплексы вращаются вокруг сексуально значимых событий на ранней стадии человеческой жизни. Если с помощью психоанализа ввести в сознание пациента его личные ассоциации, то цепочка ассоциаций активизирует память в направлении к сексуально заряженному события из детства. По мнению Фрейда, как только пациент осознает первоначальное событие, лежащее в основе комплекса, от комплекса ничего не останется и пациент будет исцелён. Более того, все комплексы Фрейд считал проявлением, или одним из аспектов единственного комплекса - Эдипа. Например - "отцовский комплекс", "материнский комплекс", "нарциссический комплекс". В других же случаях Фрейд избегал употреблять понятие комплекса. Он полагал, что термин "комплекс" ведёт к неоправданной типизации..."

Л .А. Мирская "Карл Густав Юнг"


" Комплекс неполноценности и его истоки.

Концепция индивидуальной теории личности

В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности» (Адлер первым вводит этот термин).

Например, прославленный древнегреческий оратор Демосфен с детства страдал дефектом речи, а многие знаменитые полководцы — люди невысокого роста (Наполеон, А. В. Суворов).

Адлер считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими (компенсаторная теория власти).

Главные ключевые принципы его теории можно разделить на:


чувство неполноценности и компенсация;

стремление к превосходству;

стиль жизни;

социальный интерес;

творческое Я;

порядок рождения;

фикционный финализм."

http://www.psychologos.ru/articles/view/alfred-adler
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер

Аватар пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщений: 26794
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 10553
Откуда: СССР

Re: Общая психология

Сообщение Radugnyi » 06 май 2018, 11:26

ПОДСКАЗКИ ИЛИ МИРАЖИ?

ЗИГМУНД ФРЕЙД О СНОВИДЕНИЯХ


Полвека назад Станислав Ежи Лец пошутил: «Мне снился Фрейд… Что бы это значило?» В те годы тонкий юмор польского афориста мало кто сумел оценить, ведь о Фрейде и его идеях даже дипломированные психологи знали лишь понаслышке и относились к нему по заведенному в соцлагере принципу «Не читал, но осуждаю!» Но времена меняются, и в наши дни маятник общественного мнения резко качнулся в другую сторону: «Не читал, но преклоняюсь!»

"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер

Аватар пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщений: 26794
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 10553
Откуда: СССР

Re: Общая психология

Сообщение Radugnyi » 19 май 2018, 09:18

Привычка поздно ложиться спать может привести к психическим заболеваниям

Ученые из Университета Глазго (Шотландия) выяснили, что поздний отход ко сну приводит к появлению рассеянного склероза и болезни Альцгеймера. Исследование специалистов опубликовано в журнале The Lancet.

Специалисты провели межгрупповой анализ образа жизни 91105 участников исследования в возрасте от 37 до 73 лет.
Активность респондентов регистрировалась наручными браслетами. Данные, полученные от браслетов, позволили рассчитать цикл бодрствования и сна людей.

Выяснилось, что у каждого 25 участника, наблюдалась пониженная активность днем и повышенная — ночью.
Изучив медицинские данные всех респондентов, исследователи установили, что у данной категории риск появления биполярного расстройства был на 11% выше, чем у тех, кто спит по режиму.

Помимо этого, 6% оказались склонны к депрессивным состояниям и чаще испытывали чувство одиночества.

«Эта категория респондентов чаще прибегала к ночным активностям — в частности, просмотру постов в социальных сетях на смартфоне. Таким образом происходят сбои биоритмов бодрствования и сна, что ведет к нарушениям психического здоровья», — приводит The Independent слова одного из авторов исследования Дэниэла Смита.


Ученые подчеркнули, что мозг воспринимает свет от гаджетов как дневной и перестает выделять мелатонин. Бороться с данной проблемой, по словам специалистов, поможет высокая активность днем и покой ночью.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер

Аватар пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщений: 26794
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 10553
Откуда: СССР

Re: Общая психология

Сообщение Radugnyi » 12 апр 2019, 10:06

ПОНЯТИЕ И СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ.

В. - отражение предмета в целом, в совокупности его частей при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.

В отличии от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом.

Особенности восприятия:

Предметность - способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов.

Целостность - восприятие даёт образ предмета. Складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета.

Структурность
- заключается в том, что мы воспринимаем абстрагированную от ощущений обобщённую структуру, которая формируется в течение некоторого времени (мелодия, а не отдельные звуки нот).

Константность - относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия (грузовик - далеко - близко).К. восприятия объясняется опытом, приобретённым в процессе индивидуального развития личности.

Осмысленность - сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его, то есть отнести к определённой группе, классу, обобщить его в слове.

Апперцепция - зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни. Влияние на В. оказывают задачи и мотивы деятельности, интересы и направленность, установки и эмоции.

Иллюзия восприятия - явление ошибочного (ложного) или искажённого восприятия.

Активность (или избирательность) - в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, то есть не отражаются в нашем сознании.

ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ:

Зрительное, слуховое, осязательное и т.д.

Восприятие пространства - отражение объективно существующего пространства - включает:

1) В. величины предмета
2) В. глубины и удалённости предметов
3) Восприятие формы.

Восприятие времени - отражение объективной деятельности, скорости и последовательности явлений действительности. Закон эмоционально детерминированной оценки времени - связывает процесс с эмоциональными переживаниями.

Восприятие движения - отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве (скорость, ускорение, направление). Действительные и кажущиеся движения. Мультипликация (чередующиеся картинки).
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер

Аватар пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщений: 26794
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 10553
Откуда: СССР

Re: Общая психология

Сообщение Radugnyi » 18 апр 2019, 11:07

Сложные эмоции человека одним словом.

"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер

Аватар пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщений: 26794
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 10553
Откуда: СССР

Re: Общая психология

Сообщение Radugnyi » 24 апр 2019, 12:27

В тему восприятия:
2S-wbNajLz0.jpg
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер

Аватар пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщений: 26794
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 10553
Откуда: СССР

Re: Общая психология

Сообщение Radugnyi » 27 май 2020, 01:43

Когнитивная нейробиология

Нейробиолог Нил Берджесс об истоках нейронаук, использовании препаратов в клинической психологии и революции в молекулярной биологии

Нейронауки изучают нейроны — основной элемент нашего мозга, отвечающий за мышление, действия и чувства. Люди в течение последних ста с небольшим лет изучали нейроны и биологию их функционирования, роста и взаимодействия. Для этого зачастую проводили эксперименты на срезах мозга в чашке и исследовали работу нейронов на микроскопическом уровне. Параллельно развивались исследования психологии и поведения — того, как мы ведем себя, воспринимаем и запоминаем информацию и как действуем в повседневной жизни. В определенный момент люди стали понимать, что именно мозг генерирует наше поведение и что нейроны являются ключевыми элементами в этом процессе. Именно в этот момент нейронауки и исследования когнитивной деятельности стали взаимодействовать.

"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер

Аватар пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщений: 26794
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 10553
Откуда: СССР

Re: Общая психология

Сообщение Radugnyi » 06 янв 2021, 21:49

Теория обмена (exchange theory)

Т. о. представляет собой главное направление теоретической работы в социологии и социальной психологии, подчеркивающее важность взаимосвязи между вознаграждениями и затратами членов группы в формировании паттернов их социального взаимодействия и их психологического реагирования друг на друга.

Т. о. предполагают, что основу социальной жизни составляют вознаграждения (rewards) и затраты (costs), которые опосредуют отношения людей друг с другом. Считается, что различия в характере и типах этой взаимосвязи ответственны за такие феномены как социальный статус, социальное влияние, групповая сплоченность, соперничество/сотрудничество и выработка социальных норм.
Наиболее разработанные теории социальных обменов были предложены Тибо и Келли, Хомансом и Блау. Все теории социальных обменов включают аналогию между экономическими отношениями и другими видами социальных отношений. Считается, что обмен может происходить в ситуации, где каждый из участников располагает возможностью осуществлять контроль за благами, представляющими ценность для других, и каждый из участников ценит, по крайней мере, некоторые из тех благ, которые контролируют другие, выше чем, по крайней мере, некоторые из тех благ, которые контролирует он сам. Такими благами могут быть любые продукты, действия или условия, которые ценятся людьми. Следовательно, люди могут обменивать услуги на приязненное расположение, товары на услугу, и т. д.

По сути, в этих теориях утверждается, что сама основа социальной жизни — ее существование и характер — состоит в такого рода обменах. Теория Хоманса оперирует такими терминами, заимствованными из языка поведенческой психологии Скиннера, как частота и ценность вознаграждения, насыщение и угашение. Однако, эта теория фокусируется на принципах достижения равновесия (concepts of equilibration) при обмене в попытке объяснения социального взаимодействия в малых группах.

Например, большая конформность членов группы со средним статусом по сравнению с ее высокостатусными членами объясняется с т. зр. конформности, предоставляемой членами группы со средним статусом в оплату за более ценимую ими компетентность и материальное благополучие членов группы с высоким статусом. В дополнение к этому, сам этот высокий статус присваивается низкостатусными членами группы ее высокостатусным членам как часть обмена за ценные ресурсы, контролируемые обладателями более высокого статуса.

Хоманс также использует понятие ожидания (expectancy), и его специфическую нормативную форму, известную под названием принципа распределительной (дистрибутивной) справедливости, в качестве важного объяснительного понятия. Согласно принципу распределительной справедливости участники обмена должны получать вознаграждения пропорционально их затратам и вложениям.

Теория Блау имеет много общего с теорией Хоманса. Однако, Блау более открыто, чем Хоманс, использует экономические понятия, такие как кривые безразличия. Блау также делает гораздо более выраженный акцент на понятии власти, определяемом им как контроль над негативными санкциями, включающие отказ в вознаграждении. При этом Блау рассматривал социальное влияние как дополнительно воздействующее через нормативное обязательство. Основным предметом интереса Блау являлись истоки появляющейся социальной структуры, которые прослеживаются в паттернах социального обмена в малых группах.

Тибо и Келли в своих теоретических формулировках обращаются к языку группового решения проблем, хотя многие из их предположений являются общими с принципами подкрепления, сформулированными в поведенческой психологии. Наиболее подробному анализу были подвергнуты группы из двух членов или диады. С этой целью они широко использовали матрицы вознаграждений и затрат (reward-cost matrices), которые ведут свое происхождение от теории игр. Было также разработано несколько индексов взаимозависимости сторон. Тибо и Келли определяли власть индивидуума во взаимоотношениях как его способность влиять на результативное соотношение вознаграждений и затрат другой стороны путем изменения своего собственного поведения. Они проводили различие между двумя формами власти. Абсолютный контроль (fate control) определялся как способность индивидуума непосредственно влиять на результаты другого путем одностороннего выбора своего собственного поведения. Индивидуум, который обладает неким ценным предметом или услугой и может выбирать, предоставлять их другому или нет, обладает этим типом власти. Когда каждая из обеих сторон обладает этим типом власти, возникают условия для социального обмена.

Второй тип власти, поведенческий контроль (behavioral control), не обязательно предполагает обмен. Индивидуум контролирует поведение другого индивидуума, когда он может изменять для него сравнительную привлекательность его действий путем изменения своего собственного поведения. Например, если два человека собираются пройти одновременно с разных сторон через узкую дверь, каждый будет влиять на привлекательность выбора другого путем своего собственного выбора. Если первый намеревается пройти по правой стороне, он тем самым повышает для второго привлекательность выбора другой стороны. Многие ситуации, связанные с сотрудничеством, носят такой характер, при котором именно специфическая комбинация выборов (т. е., координации), осуществляемых сторонами, имеет решающее значение в определении полезности результатов для обеих сторон.

В своих последующих работах Тибо и Келли ввели также понятие рефлексивного контроля (reflexive control), который связан с тем, в какой степени индивидуум может односторонне влиять на свои собственные результаты во взаимоотношениях через выбираемое им поведение. Любые социальные взаимодействия в любой данный момент времени могут включать любую или все эти формы контроля. На основе анализа имеющейся комбинации форм власти в конкретной ситуации можно строить прогнозы (и давать рекомендации) в отношении наиболее вероятного направления развития социального взаимодействия. Взаимоотношения, характеризующиеся преимущественно взаимным абсолютным контролем, вероятнее всего приведут к обмену; однако, в случае обоюдного поведенческого контроля мы не можем прогнозировать обмен без дополнительного учета степени соответствия исходов в матрице. Это соответствие указывает на степень, в которой стороны сходятся в упорядочении предпочтений клеток — комбинаций поведения — в данной матрице. В той степени, в которой они сходятся, существует соответствие исходов (общность интересов) — и возможность достижения координации. В той степени, в которой они расходятся, существует несоответствие исходов (конфликт интересов) — и возможность социального конфликта.

Поначалу система анализа Тибо и Келли применялась в ситуациях диадических взаимоотношениях. В дальнейшем, те же самые принципы были использованы и при анализе более крупных групп с целью иллюстрации таких феноменов, как формирование коалиций, статус и ролевая дифференциация в группах. Однако такой анализ не проводился в отношении более крупных общественных структур, являвшихся предметом интереса Блау. Эти теории предполагают сводимость всех ценимых предметов потребления, событий и ситуаций к единой доходно-затратной шкале благоприятности (полезности) исхода. Однако, в некоторых других подходах к обмену утверждается, что конкретный характер исхода также будет влиять на характер обмена. Фоу и Фоу предложили классифицировать вознаграждения в зависимости от их конкретности—абстрактности и ситуационной специфичности, считая, что исходы, значительно различающиеся по этим измерениям, не будут обмениваться. Например, любовь будет обмениваться на любовь, а не на деньги.

Источник: https://gufo.me/dict/psychology_encyclo ... nge_theory)
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер


Вернуться в «Общая психология»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость