Эксперименты и исследования

Аватар пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщений: 21348
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 6946
Откуда: СССР

Эксперименты и исследования

Сообщение Radugnyi » 14 сен 2016, 10:33

Культурные различия и интеллектуальная деятельность

А.Р.Лурия. Этапы пройденного пути: Научная автобиография. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 47-69.

Мы никоим образом не были первыми, кто понял, что сравнение интеллектуальной деятельности людей разных культур может дать ценную информацию о происхождении и организации интеллектуальной деятельности человека. В течение ряда десятилетий, прежде чем я встретился с Л. С. Выготским, в психологии широко обсуждался вопрос, различны ли основные интеллектуальные способности у взрослых людей, которые выросли в разных культурных условиях. Еще в начале столетия Дюркгейм считал, что процессы мышления не являются результатом естественной эволюции или проявлением внутренней духовной жизни, а формируются обществом. Идеи Дюркгейма вдохновили многих исследователей. Среди них следует выделить французского психолога Пьера Жанэ, считавшего, что сложные формы памяти, а также представления о пространстве, времени и числе являются продуктом конкретной истории общества, а не являются категориями, имманентно присущими мышлению, как полагала идеалистическая психология.

В 20-е гг. эти дебаты сконцентрировались на двух проблемах: изменяется ли в зависимости от культуры содержание мышления, т. е. основные категории, используемые для описания опыта, и различаются ли в зависимости от культуры основные интеллектуальные функции человека. Люсьен Леви-Брюль, имевший большое влияние на психологов того времени, считал, что мышление неграмотных людей подчиняется иным правилам, чем мышление образованных людей. Он охарактеризовал «примитивное» мышление как «дологичное» и «хаотично организованное», не воспринимающее логических противоречий и допускающее, что естественными явлениями управляют мистические силы.

Противники Леви-Брюля, например английский этнограф-психолог В. X. Риверс, напротив, полагали, что интеллект человека «примитивной» культуры в своей основе не отличается от интеллекта современного образованного человека, живущего в технически развитом обществе. По мнению Риверса, люди, живущие в примитивных условиях, мыслят по тем же логическим законам, что и мы. Основное различие мышлений заключается в том, что они обобщают факты внешнего мира в иные категории, отличные от привычных для нас. Различные представители гештальтпсихологии также занимались проблемой «примитивного» мышления. Так, Хейнц Вернер подчеркивал разницу мышления современного взрослого и «примитивного» человека. Он говорил о «структурной общности» мышления «примитивного» человека, ребенка и умственно неполноценного взрослого и рассматривал недифференцированное «синкретическое» мышление как характерную черту их познавательной деятельности. Другие представители гештальтпсихологии также предполагали существование общих свойств мышления у людей всех культур. Они считали, что принципы восприятия и мышления, такие, как «замкнутость» или «хорошая форма», являются универсальными категориями мышления.

Эта дискуссия представляла для нас огромный интерес, хотя обсуждение проводилось при отсутствии каких бы то ни было психологических данных. Материалы, на которые опирался Леви-Брюль, а также его антропологические и социологические критики, были не более чем забавные истории, собранные путешественниками и миссионерами во время своих путешествий в дальние страны, где они контактировали с экзотическими народами. Профессиональный антропологический подход еще только разрабатывался, так что необходимых сведений, являющихся результатом научных наблюдений, фактически не было. Существовало только небольшое число исследований сенсорных процессов у «примитивных» народов, проведенных в начале столетия профессиональными психологами. Однако эти материалы не имели прямого отношения к спорным вопросам, касающимся высшей, а не элементарной познавательной деятельности.

Не лучше обстояло дело и в области психологической теории. Старое разделение психологии на два раздела — естественный (объяснительный) и феноменологический (описательный) — отнимало у психологов единую концепцию, в пределах которой они могли бы изучать влияние культуры на развитие мышления. Теория Л. С. Выготского обеспечивала это необходимое единство, но у нас не было данных для проверки наших идей.

Мы задумали провести широкое исследование интеллектуальной деятельности взрослых людей, принадлежащих к технически отсталому, неграмотному, «традиционному» обществу. В то время в отдаленных районах нашей страны шли быстрые культурные преобразования, и мы надеялись проследить изменения в процессах мышления, являющиеся следствием общественных перемен. Начало 30-х гг. в нашей стране было очень подходящим временем для осуществления этих экспериментов. В то время с введением коллективизации и механизации сельского хозяйства во многих сельских районах шли быстрые изменения. Мы могли бы проводить работу в отдаленных русских деревнях, однако избрали для своих исследований поселки и стоянки кочевников Узбекистана и Киргизии, где огромные различия прошлой и современной культуры обещали дать максимальную возможность для наблюдения за изменениями основных форм и содержания мышления людей. С помощью Л. С. Выготского я составил план научной экспедиции в эти районы.

Узбекистан по праву гордится высокой древней культурой, выдающимися достижениями в области науки и поэзии, связанными с такими личностями, как Улугбек, математик и астроном, оставивший замечательную обсерваторию под Самаркандом, философ Аль-Бируни, врач Авиценна, поэты Саади и Низами и др. Однако в течение многих веков народные массы оставались неграмотными и большей частью изолированными от этой высокой культуры. Они жили главным образом в деревнях, полностью зависели от богатых землевладельцев и всемогущих феодалов. Их основным занятием было хлопководство. В горных районах Киргизии, прилегающих к Узбекистану, превалировало скотоводство. Консервативное учение религии ислама имело огромное влияние на население и изолировало женщин от участия в общественной жизни.

После революции в этих районах произошли глубокие социально-экономические и культурные изменения. Старая классовая структура общества распалась, во многих деревнях были открыты школы, и возникли новые формы производственной, общественной и экономической деятельности. Наблюдаемый нами период был периодом коллективизации сельского хозяйства и других радикальных социально-экономических перемен, а также эмансипации женщин. Так как этот период был переходным, мы смогли сравнивать как малоразвитые, неграмотные группы населения, живущие в деревнях, так и группы, уже вовлеченные в современную жизнь, испытывающие на себе влияние происходящей общественной перестройки.



Я кратко описал только три вида экспериментов из числа тех, которые мы провели в течение двух наших экспедиций в Среднюю Азию. Помимо этих опытов проводились также тщательные исследования процесса решения задач, характера аргументации, используемой испытуемыми, воображения и оценки собеседниками собственной личности. Мы назвали эти последние наблюдения «антидекартовскими экспериментами», так как мы установили, что критическое отношение к себе является конечным продуктом социально детерминированного психологического развития, а не его отправной точкой, как это следует из идей Декарта.Я не буду приводить здесь все детали этих экспериментов, потому что их схема оставалась постоянной. Во всех случаях мы обнаруживали, что изменения практических форм деятельности, в особенности перестройка деятельности, основанная на формальном образовании и социальном опыте, вызывали качественные изменения в процессах мышления испытуемых. Более того, мы смогли установить, что перестройка организации мышления может произойти за относительно короткое время при наличии достаточно резких изменений социально-исторических условий, подобных тем, которые последовали за Октябрьской революцией 1917 г.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер

Аватар пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщений: 21348
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 6946
Откуда: СССР

Re: Эксперименты и исследования

Сообщение Radugnyi » 14 сен 2016, 11:43

Поражения мозга и мозговая локализация высших психических функций

А.Р.Лурия. Этапы пройденного пути: Научная автобиография. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 110-121, 130-138.

В исследовании высших психических функций мы шли двумя путями: прослеживали их развитие и изучали процесс их распада в клинике локальных поражений мозга. В середине 20-х гг. Л. С. Выготский впервые предположил, что исследование локальных поражений мозга может быть очень плодотворным для анализа высших психических процессов. В то время ни структура самих высших психических процессов, ни функциональная организация мозга не были достаточно изучены.

В объяснениях того, как работает мозг, тогда превалировали два диаметрально противоположных подхода. С одной стороны, сторонники узкой локализации пытались непосредственно соотнести каждую психическую функцию с определенной узкоограниченной зоной мозга, а с другой — представители антилокализационного подхода считали, что все области мозга эквипотенциальны и равно ответственны за психические функции, выраженные в поведении. Согласно этой точке зрения характер дефектов определялся не местом повреждения, а объемом поврежденного мозга.

Научные исследования нарушений сложных психических процессов в клинике локальных поражений мозга начались в 1861 г., когда французский анатом Поль Брока дал описание мозга больного, который не мог говорить, хотя и понимал устную речь. После смерти больного Брока смог получить точную информацию о пораженной зоне мозга. Брока первым показал, что моторная речь, т. е. двигательные координации, результатом кото-рых является произнесение слов, связаны с задней третью нижней лобной извилины левого полушария. Брока утверждал, что эта зона является «центром моторных образов слов» и что повреждение в этой зоне ведет к особому виду нарушения экспрессивной речи, которое он первоначально назвал «афемией»; позже это нарушение получило название «афазия», как оно и называется в наше время. Открытие Брока представляло собой первый случай, когда сложная психическая функция, подобная речи, была четко локализована на базе клинических наблюдений. Это наблюдение дало также Брока возможность дать первое описание различия функций левого и правого полушарий мозга.

За открытием Брока последовало открытие Карла Вернике, немецкого психиатра. В 1874 г. Вернике опубликовал описание нескольких случаев, когда повреждения задней трети верхней височной извилины левого полушария вызывали потерю способности понимать слышимую речь. Он назвал эту зону «центром сенсорных образов слов», или центром понимания устной речи.

Открытия Брока и Вернике вызвали огромный энтузиазм в неврологической науке. В течение короткого времени обнаружили много других мозговых «центров»: «центр понятий» в нижней теменной зоне левого полушария и «центр письма» в передней части средней лобной извилины левого полушария и др. К 1880-м годам неврологи и психиатры начали создавать «фуикциональные карты» коры головного мозга. Создавалось впечатление, что проблема отношений между структурой мозга и психической деятельностью уже решена.

С теорией узкого локализационизма с самого начала не соглашались некоторые ученые. Среди них выделялся английский невролог Хьюлингс Джэксон. Он утверждал, что мозговая организация психических процессов бывает различной в зависимости от сложности психического процесса.

Идеи Джэксона возникли на основе наблюдений, которые шли вразрез с локализационной теорией Брока. В своих исследованиях двигательных и речевых нарушений Джэксон установил, что ограниченные повреждения отдельной зоны мозга никогда не вызывают полной потери функции. Возможны, казалось бы, парадоксальные случаи, которые никак не согласовывались с концепцией узкого локализационизма. Например, больной не мог выполнить просьбу "Произнесите слово «нет», хотя и пытался сделать это. Однако несколько позже в состоянии аффекта больной мог сказать: "Нет, доктор, я не могу сказать «нет».

Объяснение таким парадоксам, когда произнесение слова одновременно и возможно, и невозможно, Джэксон находил в том, что все психические функции имеют сложную «вертикальную» организацию. Согласно Джэксону, каждая функция представлена на трех уровнях: на «низком» уровне — в спинном мозге или стволе, на «среднем» — сенсорном или моторном уровне коры головного мозга и, наконец, на «высоком» уровне — в лобных долях мозга.

Он рекомендовал тщательно изучать уровень, на котором осуществляется данная функция, а не искать ее локализацию в одной определенной зоне мозга.

Гипотеза Джэксона, оказавшая огромное влияние на нашу работу, была по-настоящему оценена лишь 50 лет спустя, когда она вновь возникла в трудах таких неврологов, как Антон Пик (1905), фон Монаков (1914), Генри Хэд (1926) и Курт Гольдштейн (1927, 1944, 1948). Не отрицая того, что элементарные психологические «функции», например зрение, слух, кожная чувствительность и движение, представлены в четко определенных зонах мозга, эти неврологи выражали сомнения относительно применимости принципа узкой локализации к сложным формам психической деятель-ности человека. Однако, забывая выводы Джэксона, они подходили к сложной психической деятельности с прямо противоположной точки зрения. Так, отмечая сложный характер психической деятельности человека, Монаков пытался описать ее при помощи туманного термина «семантический характер поведения», Гольдштейн говорил об «абстрактных установках» и «категориальном поведении» и т. д. Они или просто постулировали, что сложные психические процессы, которые они называли «семантикой» или «категориальным поведением», являются результатом деятельности всего мозга, или совершенно отрывали их от работы мозга и выделяли в особую «духовную сущность».

Этот тип восстановления труден и требует упорной работы. Каждая операция, совершаемая здоровым человеком автоматически, без размышления, должна стать сознательной. Как правило, когда найдена артикуляция необходимых звуков, больной легко переходит к артикуляции слогов и целых слов. Однако в течение долгого времени восстановленная речь звучит еще искусственно и сознательный характер каждого движения выдает тяжелую восстановительную работу. Лишь постепенно больной начинает говорить более автоматически и естественно <...>.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер

Аватар пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщений: 21348
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 6946
Откуда: СССР

Re: Эксперименты и исследования

Сообщение Radugnyi » 29 июл 2017, 17:13

Гигантская рука

Строго говоря, человек – существо глючное и окружающую реальность воспринимает с изрядной долей фантазии. Это обстоятельство не однажды подводило его. Но возможно, благодаря этому он умудрился выжить. В природе часто побеждает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто быстр и способен на высокоскоростную адаптацию.

Вы можете найти ответ на самый заковыристый вопрос, свернуть по дороге к вожделенному призу горы и выкорчевать деревья. Но какой в этом толк, если более шустрые собратья оказались там раньше? Именно по этой причине наше многосложное восприятие с течением эволюции максимально упрощалось и штамповалось в практичные шаблоны. Пока одни гоминиды осмысливали ситуацию, другие опознавали ее по паре признаков и смело неслись в бой. Бывало, что ошибались, но чаще побеждали. Со временем окружающий мир изменился, а шаблоны остались все те же. Флаги поменялись, и голые одомашненные приматы судорожно ищут связь с реальностью. Прежнее видение мира работает плохо.

"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер

Аватар пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщений: 21348
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 6946
Откуда: СССР

Re: Эксперименты и исследования

Сообщение Radugnyi » 21 авг 2017, 20:59

Цветовосприятие.

... На основании экспериментальных данных Коффка пришёл к выводу о том, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет.

Он доказывал, что развитие цветового зрения основано на восприятии сочетания фигура - фон, на их контрасте. Позже данный закон , получивший название закона транспозиции, был доказан и Келером. Этот закон гласил, что люди воспринимают не сами цвета, но их отношения. Так, в опыте Коффки детям предлагалось найти конфетку, которая была в одной из двух прикрытых цветной крышкой чашек. Конфетка всегда лежала в чашке, которая была закрыта тёмно - серой картонкой, в то время как под чёрной конфетки никогда не было. В контрольном эксперименте детям надо было выбрать не между черной и темно -серой крышками, как они привыкли, а между темно -серой и светло -серой. В том случае, если бы они воспринимали чистый цвет, они выбрали бы привычную темно -серую крышку, однако дети выбирали светло -серую, так как ориентировались не на чистый цвет, но на соотношение цветов, выбирая более светлый оттенок. Аналогичный опыт был проведен и с животными (курами), которые также воспринимали только сочетание цветов, а не сам цвет.

Обобщающие результаты своего исследования восприятия Коффка изложил в работе "Принципы гештальтпсихологии"(1935). В этой книге анализируется множество феноменов перцепции, которые относятся к 24 различным "законам", описываются свойства и процесс формирования восприятия, на основании которых он сформулировал теорию восприятия, не потерявшую значения и в настоящее время.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер

Аватар пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщений: 21348
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 6946
Откуда: СССР

Re: Эксперименты и исследования

Сообщение Radugnyi » 22 авг 2017, 10:49

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИИ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Н. А. Батурин, Н. А. Курганский

Одним из психологических феноменов, отражающих индивидуальные особенности мотивации достижения и целенаправленного поведения человека, является уровень притязаний. Исследование закономерностей уровня притязаний, как правило, про¬водится с помощью специальных экспериментальных процедур; в целом это дает возможность делать некоторый прогноз реакций, поведения, жизненного пути человека. Такой прогноз, естественно, имеет значение не только для общей и педагогической психологии, но и при изучении особенностей течения различных психических заболеваний.

"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер

Аватар пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщений: 21348
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 6946
Откуда: СССР

Re: Эксперименты и исследования

Сообщение Radugnyi » 21 сен 2017, 10:42

Ури Хассон: Мозг человека во время общения

Учёный-нейробиолог Ури Хассон исследует механизмы человеческого общения. Он экспериментально доказал, что люди откликаются на одни и те же идеи или рассказы одинаковой мозговой активностью, независимо от их родного языка. Этот потрясающий механизм нервной системы позволяет по-новому взглянуть на процессы передачи информации, знаний и воспоминаний от человека к человеку. «Общение возможно благодаря тому, что у нас есть общая система кодировки значений в форме нейронных связей», — утверждает Хассон.

"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер

Аватар пользователя
Vadim
Хранитель
Сообщений: 18694
Зарегистрирован: 01 май 2015, 12:41
Репутация: 7428

Re: Эксперименты и исследования

Сообщение Vadim » 21 сен 2017, 21:57

Не смотреть ни в коем случае!)

Изображение

Аватар пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщений: 21348
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 6946
Откуда: СССР

Re: Эксперименты и исследования

Сообщение Radugnyi » 04 окт 2017, 18:46

"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер

Аватар пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщений: 21348
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 6946
Откуда: СССР

Re: Эксперименты и исследования

Сообщение Radugnyi » 16 дек 2017, 16:46

КАК КУЛЬТУРА СФОРМИРОВАЛА МЫШЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

НОВАЯ ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Новую теорию когнитивной эволюции предлагает Кевин Лаланд, профессор-биолог из Сент-Эндрюсского университета в Шотландии, в своей книге «Незаконченная симфония Дарвина: как культура сформировала мышление человека». Профессор утверждает, что культура – это не побочный продукт эволюции, а фактор, который сформировал этот процесс и является его движущей силой. Ученый изучает вопросы социального обучения и культурной эволюции, опубликовав уже более 230 научных статей и 13 книг.

Люди уникальны, мы заметно отличаемся от других видов. Цель профессора – понять разницу в терминах теории эволюции, изучая интеллект, большой мозг, язык и способность сотрудничать. Эти отличия сформировались не только под воздействием внешних факторов, но в первую очередь в ответ на наши собственные изобретения, практики, умения. Все организмы занимаются обустройством среды их обитания. Например, птица, которая вьет гнездо, изменяет аспект своего физического мира – экологической ниши. И люди не исключение. Наша эволюция – функция естественного отбора. Обустройство экологической ниши изменяет влияние мира на нас, и это непосредственно влияет на эволюцию. Усовершенствование своей ниши способствует воспроизводству и выживанию вида.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАЕТ НАС ЛЮДЬМИ?


Мы не уникальны в нашей способности влиять на окружающую среду. Но мы способны делать это лучше, чем другие виды. Почему? У нас есть культура! Наша способность перенимать знания или умения от других, изобретать решения и постоянно усовершенствовать изобретения – учиться друг у друга – главный фактор успеха нашего вида.

Все животные заняты той или иной формой инновации или социального обучения, но не все делают это с такой скоростью. Это напрямую связано с размером мозга – чем больше мозг, тем сложнее культура. Почему же шимпанзе и гориллы не преуспели так, как люди, – в чем разница? Разница в степени точности передачи информации и сохранении культурных особенностей. Даже небольшое увеличение в степени точности передачи информации соответствует значительному увеличению успеха, так же и с длительностью культурных тенденций.

При достижении определенного порога точности, культура становится более сложной, как в случае с людьми. Как только культура становится более сложной, сразу возникает необходимость передавать знания. Лучший способ – учить при помощи языка. Чем сложнее язык, тем точнее передается информация и тем больше сохраняются полезные особенности.

Наша культурная деятельность определяет отбор генов и запускает адаптационные эволюционные реакции. Мы потомки организмов, которые успешно контролировали и изменяли свой мир через культуру. Сознательно или нет, но мы и сейчас продолжаем эту культурную трансформацию. То, что мы думаем и как взаимодействуем с миром, определяется не внешними факторами, а нашей способностью учиться и общаться. Именно эта способность сделала нас теми, кто мы есть сейчас.

Эти и другие вопросы, связанные с эволюцией человека, обсуждали автор и ведущий Исаак Лидский и профессор Кевин Лаланд в одном из последних эпизодов сериала «Освоение вашей реальности» (Mastering Your Reality). В каждый момент нашей жизни мы создаем нашу реальность – выбираем, как жить и кем быть. Даже в те моменты, когда кажется, что это не в нашей власти. В этом проявляется наша свобода и ответственность. И это определяет нас как людей.

Источник: www.psychologytoday.com/blog/mastering- ... who-we-are
Источник: https://www.psyh.ru/rubric/21/articles/ ... ntent=site © Наша Психология
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер

Аватар пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщений: 21348
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 6946
Откуда: СССР

Re: Эксперименты и исследования

Сообщение Radugnyi » 11 июн 2018, 23:58

П.В. Симонов. Информационная теория эмоций

Наш подход к проблеме эмоций целиком принадлежит павловскому направлению в изучении высшей нервной (психической) деятельности мозга. (...)

Информационная теория эмоций... не является ни только «физиологической», ни только «психологической», ни тем более «кибернетической». Она неразрывно связана с павловским системным по своему характеру подходом к изучению высшей нервной (психической) деятельности. Это означает, что теория, если она верна, должна быть в равной мере продуктивна и для анализа явлений, относимых к психологии эмоций, и при изучении мозговых механизмов эмоциональных реакций человека и животных. (...)

В трудах Павлова мы находим указания на два фактора, неразрывно связанные с вовлечением мозговых механизмов эмоций. Во-первых, это присущие организму потребности, влечения, отождествлявшиеся Павловым с врожденными (безусловными) рефлексами. «Кто отделил бы,— писал Павлов, — в безусловных сложнейших рефлексах (инстинктах) физиологическое соматическое от психического, т. е. от переживаний могучих эмоций голода, полового влечения, гнева и т. д.?» (Павлов, 1951, с. 335). Однако Павлов понимал, что бесконечное многообразие мира человеческих эмоций не может быть сведено к набору врожденных (даже «сложнейших», даже жизненно важных) безусловных рефлексов. Более того, именно Павлов открыл тот ключевой механизм, благодаря которому в процесс условнорефлекторной деятельности (поведения) высших животных и человека вовлекается мозговой аппарат, ответственный за формирование и реализацию эмоций. (...)

На основании ... опытов Павлов пришел к выводу о том, что под влиянием внешнего стереотипа повторяющихся воздействий в коре больших полушарий формируется устойчивая система внутренних нервных процессов, причем «образование, установка динамического стереотипа есть нервный труд чрезвычайно различной напряженности, смотря, конечно, по сложности системы раздражителей, с одной стороны, и по индивидуальности и состоянию животного, с другой» (Павлов, 1973, с. 429). (...)

«Нужно думать, — говорил Павлов с трибуны XIV Международного физиологического конгресса в Риме, — что нервные процессы полушарий при установке и поддержке динамического стереотипа есть то, что обыкновенно называется чувствами в их двух основных категориях — положительной и отрицательной, и в их огромной градации интенсивностей. Процессы установки стереотипа, довершения установки, поддержки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства, что всегда и было видно в двигательных реакциях животного» (Павлов, 1973, с. 423).

Эту павловскую идею несовпадения (рассогласования — скажем мы сегодня) заготовленного мозгом внутреннего стереотипа с изменившимся внешним мы не раз встретим в той или иной модификации у ряда авторов, обращавшихся к изучению эмоций. (...)

ОТРАЖАТЕЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ФУНКЦИЯ ЭМОЦИЙ
(...) Суммируя результаты собственных опытов и данные литературы, мы пришли в 1964 г. к выводу о том, что эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.

В самом общем виде правило возникновения эмоций можно представить в виде структурной формулы:

Э = f {П, (Ин — Ис), ...},
где Э — эмоция, ее степень, качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онто генетического опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис — информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.

Разумеется, эмоция зависит и от ряда других факторов, одни из которых нам хорошо известны, а о существовании других мы, возможно, еще и не подозреваем. К числу известных относятся:

индивидуальные (типологические) особенности субъекта, прежде всего, индивидуальные особенности его эмоциональности, мотивационной сферы, волевых качеств и т. п.;
фактор времени, в зависимости от которого эмоциональная реакция приобретает характер стремительно развивающегося аффекта или настроения, сохраняющегося часами, днями и неделями;
качественные особенности потребности. Так, эмоции, возникающие на базе социальных и духовных потребностей, принято именовать чувствами. Низкая вероятность избегания нежелательного воздействия породит у субъекта тревогу, а низкая вероятность достижения желаемой цели — фрустрацию и т. д., и т. п. „
Но все перечисленные и подобные им факторы обусловливают лишь вариации бесконечного многообразия эмоций, в то время как необходимыми и достаточными являются два, только два, всегда и только два фактора: потребность и вероятность (возможность) ее удовлетворения.

Во избежание недоразумений... остановимся на уточнении употребляемых нами понятий. Термин «информация» мы используем, имея в виду ее прагматическое значение, т. е. изменение вероятности достижения цели (удовлетворения потребности) благодаря получению данного сообщения (Харкевич, 1960). Таким образом, речь идет не об информации, актуализирующей потребность (например, о возникшей опасности), но об информации, необходимой для удовлетворения потребности (например, о том, как эту опасность избежать). Под информацией мы понимаем отражение всей совокупности средств достижения цели: знания, которыми располагает субъект, совершенство его навыков, энергетические ресурсы организма, время, достаточное или недостаточное для организации соответствующих действий, и т. п. (...)

Термин «потребность» мы употребляем в его широком Марксовом понимании, отнюдь не сводимом к одному лишь сохранению (выживанию) особи и вида. (...) По нашему мнению потребность есть избирательная зависимость живых организмов от факторов внешней среды, существенных для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем, побуждение и цель их поведения в окружающем мире. Соответственно поведение мы определим как такую форму жизнедеятельности, которая может изменить вероятность и продолжительность контакта с внешним объектом, способным удовлетворить имеющуюся у организма потребность. (...)

Низкая вероятность удовлетворения потребности (Ин больше, чем Ис) ведет к возникновению отрицательных эмоций. Возрастание вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имевшимся прогнозом (Ис больше, чем Ин) порождает положительные эмоции. (...)

Например, положительная эмоция при еде возникает за счет интеграции голодового возбуждения (потребность) с афферентацией из полости рта, свидетельствующей о растущей вероятности удовлетворения данной потребности. При ином состоянии потребности та же афферентация окажется эмоционально безразличной или генерирует чувство отвращения.

До сих пор мы говорили об отражательной функции эмоций, которая совпадает с их оценочной функцией. Обратите внимание, что цена в самом общем смысле этого понятия всегда есть функция двух факторов: спроса (потребности) и предложения (возможности эту потребность удовлетворить). Но категория ценности и функция оценивания становятся ненужными, если отсутствует необходимость сравнения, обмена, т. е. необходимость сопоставления ценностей. Вот почему функция эмоций не сводится к простому сигнализированию воздействий полезных или вредных для организма, как полагают сторонники «биологической теории эмоций». Воспользуемся примером, который приводит П. К. Анохин (1964, с. 342). При повреждении сустава чувство боли ограничивает двигательную активность конечности, способствуя репаративным процессам. В этом интегральном сигнализировании «вредности» П. К. Анохин видел приспособительное значение боли. Однако аналогичную роль мог бы играть механизм, автоматически, без участия эмоций тормозящий движения, вредные для поврежденного органа. Чувство боли оказывается более пластичным механизмом: когда потребность в движении становится очень велика (например, при угрозе самому существованию субъекта), движение осуществляется, невзирая на боль. Иными словами, эмоции выступают в роли своеобразной «валюты мозга» — универсальной меры ценностей, а не простого эквивалента, функционирующего по принципу: вредно — неприятно, полезно — приятно. (...)

ПЕРЕКЛЮЧАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ЭМОЦИЙ
С физиологической точки зрения эмоция есть активное состояние системы специализированных мозговых структур, побуждающее изменить поведение в направлении минимизации или максимизации этого состояния. Поскольку положительная эмоция свидетельствует о приближении удовлетворения потребности, а отрицательная эмоция — об удалении от него, субъект стремится максимизировать (усилить, продлить, повторить) первое состояние и минимизировать (ослабить, прервать, предотвратить) второе. Этот гедонистический принцип максимизации — минимизации, равно применимый к человеку и животным, позволит преодолеть кажущуюся недоступность эмоций животных для непосредственного экспериментального изучения. (...)

Переключающая функция эмоций обнаруживается как в сфере врожденных форм поведения, так и при осуществлении условно-рефлекторной деятельности, включая е.е наиболее сложные проявления. Надо лишь помнить, что оценка вероятности удовлетворения потребности может происходить у человека не только на осознаваемом, но и на неосознаваемом уровне. Ярким примером неосознаваемого прогнозирования служит интуиция, где оценка приближения к цели или удаления от нее первоначально реализуется в виде эмоционального «предчувствия решения», побуждающего к логическому анализу ситуации, породившей эту эмоцию (Тихомиров, 1969).

Переключающая функция эмоций особенно ярко обнаруживается в процессе конкуренции мотивов, при выделении доминирующей по требности, которая становится вектором целенаправленного поведе ния. Так, в боевой обстановке борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностьк следовать определенной этической норме переживается субъектом в форме борьбы между страхом и чувством долга, между страхом Y стыдом. Зависимость эмоций не только от величины потребности но и от вероятности ее удовлетворения чрезвычайно усложняет конкуренцию сосуществующих мотивов, в результате чего поведение нередко оказывается переориентированным на менее важную, но легкс достижимую цель: «синица в руках» побеждает «журавля в небе». (...)

ПОДКРЕПЛЯЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ЭМОЦИЙ
Феномен подкрепления занимает центральное положение в системе понятий науки о высшей нервной деятельности, поскольку именно от факта подкрепления зависят образование, существование, угаше-ние и особенности любого условного рефлекса. Под подкреплением «Павлов подразумевал действие биологически значимого раздражителя (пищи, вредоносного раздражителя и т. п.), которое придает сигнальное значение другому, сочетанному с ним несущественному в биологическом отношении раздражителю» (Асратян, 1971, с. 5). (...)

Необходимость вовлечения мозговых механизмов эмоций в процесс выработки условного рефлекса становится особенно демонстративной в случае инструментальных условных рефлексов, где подкрепление зависит от реакции субъекта на условный сигнал. Всесторонне проанализировав природу выработки инструментальных рефлексов, В. Вырвицка (Wyrwicka, 1975) пришла к выводу о том, что непосредственным подкреплением а этом случае является не удовлетворение какой-либо.потребности, но получение желательных (приятных, эмоционально положительных) или устранение, нежелательных (неприятных) стимулов. В зависимости от их интенсивности, функционального состояния организма и характеристик внешней среды приятными могут оказаться самые разнообразные «индифферентные» раздражители — световые, звуковые, тактильные, про- приоиептивные, запаховые и т. п. С другой стороны, животные нередко отказываются от жизненно необходимых ингредиентов пищи, если Она невкусная. У крыс не удалось выработать инструментальный условный рефлекс при введении пищи через канюлю в желудок (т. е. минуя вкусовые рецепторы), хотя такой рефлекс вырабатывается при введении в желудок морфина, который очень быстро вызывает у , животного положительное эмоциональное состояние. Тот же морфин благодаря его горькому вкусу перестает быть подкреплением, если его вводить через рот. (...)

Мы полагаем, что результаты этих опытов хорошо согласуются сданными Т. Н. Ониани (1975), который использовал прямое электрическое раздражение лимбических структур мозга в качестве подкрепления для выработки условного рефлекса. При сочетании внешнего стимула с раздражением структур мозга, вызывавшем у сытой кошки еду, питье, агрессию, ярость и страх, после 5—50 сочетаний удалось выработать только условную реакцию избегания, сопровождавшуюся страхом. Условных рефлексов еды и питья получить не удалось. (...)

С нашей точки зрения результаты этих опытов еще раз свидетельствуют о решающей роли эмоций при выработке условных рефлексов. Страх имеет выраженную аверсивность для животного и активно минимизируется им путем реакции избегания. Раздражение пищевых и питьевых систем мозга у накормленных и не испытывающих жажды животных вызывает стереотипные акты еды и питья без вовлечения нервных механизмов эмоций, что исключает выработку условных рефлексов. (...)

КОМПЕНСАТОРНАЯ (ЗАМЕЩАЮЩАЯ) ФУНКЦИЯ ЭМОЦИЯ
Будучи активным состоянием системы специализированных мозговых структур, эмоции оказывают влияние на другие церебральные системы, регулирующие поведение, процессы восприятия внешних сигналов и извлечения энграмм этих сигналов из памяти, вегетативные функции организма. Именно в последнем случае особенно наглядно обнаруживается компенсаторное значение эмоций.

Дело в том, что при возникновении эмоционального напряжения объем вегетативных сдвигов (учащение сердцебиений, подъем кровяного давления, выброс в кровяное русло гормонов и т. д.), как правило, превышает реальные нужды организма. По-видимому, процесс естественного отбора закрепил целесообразность этой избыточной мобилизации ресурсов. В ситуации прагматической неопределенности (а именно она так характерна для возникновения эмоций), когда неизвестно, сколько и чего потребуется в ближайшие минуты, лучше пойти на излишние энергетические траты, чем в разгар напряженной деятельности — борьбы или бегства — остаться без Достаточного обеспечения кислородом и метаболическим «сырьем».

Но компенсаторная функция эмоций отнюдь не ограничиваете, гипермобилизацией вегетатики. Возникновение эмоционального ц; пряжения сопровождается переходом к иным, чем в спокойном с| стоянии, формам поведения, принципам оценки внешних сигналов реагирования на них. Физиологически суть этого перехода м определить как возврат от тонко специализированных условных pe ций к реагированию по принципу доминанты А. А. Ухтомского В. П. Осипов неслучайно назвал «эмоциональной» именно первч стадию выработки условного рефлекса — стадию генерализации. (."., Наиболее важная черта доминанты заключается в способности от вечать одной и той же реакцией на самый широкий круг внешних сти мулов, в том числе на раздражители, впервые встретившиеся в жизнр субъекта. Интересно, что онтогенез как бы повторяет динамику пере хода от доминанты к условному рефлексу. Только что вылупившиеся цыплята начинают клевать любые контрастирующие с фоном пред меты, соизмеримые с величиной их клюва. Постепенно они обучаются клевать только те, которые могут служить кормом. (...)

Если процесс упрочения условного рефлекса сопровождается уменьшением эмоционального напряжения и одновременно переходом от доминантного (генерализованного) реагирования к строго избирательным реакциям на условный сигнал, то возникновение эмоций ведет к вторичной генерализации. «Чем сильнее становится потребность, — пишет Ж. Нюттен (1975, с. 89), — тем менее специфичен объект, вызывающий соответствующую реакцию». (...) Нарастание эмоционального напряжения, с одной стороны, расширяет диапазон извлекаемых из памяти энграмм, а, с другой стороны, снижает критерии «принятия решения» при сопоставлении этих энграмм с наличными стимулами. Так, голодный человек начинает воспринимать неопределенные стимулы в качестве ассоциирующихся с пищей. (...) Совершенно очевидно, что предположительное доминантное реагирование целесообразно только в условиях прагматической неопределенности. При устранении этой неопределенности субъект может превратиться в «пуганую ворону, которая и куста боится». Вот почему эволюция сформировала механизм зависимости эмоционального напряжения и характерного для него.типа реагирования от размеров дефицита прагматической информации, механизм элиминирования отрицательных эмоций по мере ликвидации информационного дефицита. Подчеркнем, что эмоция сама по себе не несет информации об окружающем мире, недостающая информация пополняется путем поискового поведения, совершенствования навыков, мобилизации хранящихся в памяти энграмм. Компенсаторное значение эмоций заключается в их замещающей роли.

Что касается положительных эмоций, то их компенсаторная функция реализуется через влияние на потребность, инициирующую поведение. В трудной ситуации с низкой вероятностью достижения цели даже небольшой успех (возрастание вероятности) порождает положительную эмоцию воодушевления, которая усиливает потребность достижения цели согласно правилу П = Э/(Ин—Ис), вытекающему из формулы эмоций.

В иных ситуациях положительные эмоции побуждают живые существа нарушать достигнутое «уравновешивание с окружающей средой». Стремясь к повторному переживанию положительных эмоций, живые системы вынуждены активно искать неудовлетворенные потребности и ситуацию неопределенности, где полученная информация могла бы превысить ранее имевшийся прогноз. Тем самым положительные эмоции компенсируют недостаток неудовлетворенных потребностей и прагматически неопределенности, способных привести к застою, к деградации, к остановке процесса самодвижения и саморазвития. (...)

ЛИТЕРАТУРА
Анохин П. К. Эмоции. — БМЭ, т. 35. М., 1964.
Асратян Э. А. К физиологии подкрепления условного рефлекса. — Журн. высш. нерв, деят., 1971, т. 21, вып. 1.
Нюттен Ж. Мотивация. — В. кн.: Экспериментальная психология, вып. 5. М., 1975.
Ониани Т. Н. О возможности выработки условных рефлексов на базе эмоциональных реакций, вызванных электрическим раздражением лимбических структур. — Журн. высш. нервн. деят., 1975, т. 25, вып. 2.
Павлов И. П. Поли. собр. соч., т. 3, кн. 1 и 2. М.—Л., 1951.
Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Условные рефлексы. М., 1973.
Тихомиров О. К. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969.
Харкевич А. А. О ценности информации. — Проблемы кибернетики, 1960, № 4.
Wуrwiсka W. The sensory nature of reward in instrumental behavior. — Pavlovian J. Biol. Sci., 1975, v. 10, № 1.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер

Аватар пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщений: 21348
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 6946
Откуда: СССР

Re: Эксперименты и исследования

Сообщение Radugnyi » 09 фев 2019, 22:37

Разные взгляды на поведение шимпанзе в экспериментах



Эксперименты В. Кёлера, бесспорно, составили важный этап в изучении психики антропоидов. Полученные им результаты, неоднократно проверенные другими авторами, широко цитируются в научной литературе. При этом многие исследователи подвергали жесткой критике выводы В. Кёлера о наличии интеллектуальных способностей у шимпанзе, объясняя результаты его экспериментов не способностью обезьян к решению конкретных задач, а тем, что они используют предыдущий опыт, накопленный при жизни в природных условиях или в лаборатории.

Начиная свои работы по изучению поведения антропоидов, И. П. Павлов ставил основной задачей опровержение выводов В. Кёлера и объяснение результатов его опытов с позиции теории условных рефлексов. Именно с этой первоначальной целью в Колтушах появились шимпанзе Роза и Рафаэль. По инициативе И. П. Павлова его сотрудники повторили опыты В. Кёлера. При этом многие задачи, предъявлявшиеся Розе и Рафаэлю, по своей сложности несколько превосходили те, что решали шимпанзе в опытах Кёлера.

"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер

Аватар пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщений: 21348
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 6946
Откуда: СССР

Re: Эксперименты и исследования

Сообщение Radugnyi » 09 фев 2019, 22:41

«Думают ли животные?» — научно-популярный фильм, снятый в 1970 году на студии «Киевнаучфильм» режиссёром Феликсом Соболевым.

В создании фильма принимали участие Институт эволюционной морфологии и экологии животных им. А. Н. Северцова АН СССР, Институт физиологии животных им. И. П. Павлова АН СССР, Институт зоологии АН СССР, Московский государственный университет, Киевский государственный университет им. Т. Г. Шевченко, Берлинский университет имени Гумбольдта, Коргалжынский и Кызылагаджский заповедники, Московский, Берлинский и Дрезденский[en] зоопарки, киностудия Kurzfilme DEFA, ВДНХ СССР.

"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер

vlgrus
Собеседник
Сообщений: 212
Зарегистрирован: 16 июл 2017, 18:34
Репутация: 144
Откуда: Пушкино

Re: Эксперименты и исследования

Сообщение vlgrus » 23 сен 2019, 21:22

Попался фильм -



Левитация. НЛО. Электромагнитные помехи.
Меня фильм удивил - подтверждаются мои предположения, что нло можно поймать измерителем эл. магн поля.

Аватар пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщений: 21348
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 6946
Откуда: СССР

Re: Эксперименты и исследования

Сообщение Radugnyi » 25 сен 2019, 22:39

Кто больше всех любит обниматься?

Завершено самое большое в мире исследование, благодаря которому мы теперь знаем все про «обнимашки». Какие места люди считают комфортными для касания другими людьми? Зависит ли это от пола, близости и культурных различий? Результаты вас удивят.


1300 человек из Великобритании, Франции, Италии, Финляндии и России были детально опрошены на предмет того, как их могут касаться незнакомцы, знакомые, друзья, родители и другие члены семьи и партнеры. Затем ученые из Университета Оксфорда и Аальто, университета в Финляндии, создали тепловую карту.

Это общая карта для мужчин и женщин. Красным выделены касания женщин, синим – касания мужчин.

Как видите, чем ближе вам человек, тем больше частей тела ему позволено касаться. Обратите внимание, что кисти рук остаются «открытыми» для всех. Рукопожатие – самое безопасное и допустимое касание среди незнакомцев. Ученые сделали такие же «карты тел» для обоих полов. И к удивлению, мужчины оказались более чувствительны к касаниям, чем женщины. У них зона табу, кроме области гениталий, затронула и часть головы.

Между странами не было выявлено больших различий в разрешении касаться тела как близким, так и незнакомцам. Страны в целом оказались одинаковы в том, что большого желания касаться незнакомцев нет ни у кого. А вот общее желание касаться других людей показало неожиданные результаты.

Британцы оправдали стереотипичное представление о себе и оказались в самом низу в индексе касания. Они не особо желали касаться и других, более близких людей.


Завершено самое большое в мире исследование, благодаря которому мы теперь знаем все про «обнимашки». Какие места люди считают комфортными для касания другими людьми? Зависит ли это от пола, близости и культурных различий? Результаты вас удивят.

1300 человек из Великобритании, Франции, Италии, Финляндии и России были детально опрошены на предмет того, как их могут касаться незнакомцы, знакомые, друзья, родители и другие члены семьи и партнеры. Затем ученые из Университета Оксфорда и Аальто, университета в Финляндии, создали тепловую карту.


Это общая карта для мужчин и женщин. Красным выделены касания женщин, синим – касания мужчин.

Как видите, чем ближе вам человек, тем больше частей тела ему позволено касаться. Обратите внимание, что кисти рук остаются «открытыми» для всех. Рукопожатие – самое безопасное и допустимое касание среди незнакомцев. Ученые сделали такие же «карты тел» для обоих полов. И к удивлению, мужчины оказались более чувствительны к касаниям, чем женщины. У них зона табу, кроме области гениталий, затронула и часть головы.

Между странами не было выявлено больших различий в разрешении касаться тела как близким, так и незнакомцам. Страны в целом оказались одинаковы в том, что большого желания касаться незнакомцев нет ни у кого. А вот общее желание касаться других людей показало неожиданные результаты.

Британцы оправдали стереотипичное представление о себе и оказались в самом низу в индексе касания. Они не особо желали касаться и других, более близких людей.


Удивительно, но ученые выяснили, что россияне больше касаются других людей, чем итальянцы.

А теперь главный сюрприз – самыми большими любителями обниматься оказались финны. Могли ли вы это предугадать?

_______________________

Источники:

Suvilehto J. T., Glerean E., Dunbar, R. I. M., Hari R., Nummenmaa L. Topography of social touching depends on emotional bonds between humans // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2015. 112 (45). 13811–13816.
Mohdin A. No Touching: The Countries That Dislike Physical Contact the Most // The Atlantic. Oct 29, 2015.
theatlantic.com/international/archive/2015/10/europeans-comfort-touch-social-bonds/412861
_________________________________

Автор: Борис Зубков, психолог-исследователь Mindware Lab, член Британского психологического общества


Полностью здесь - https://zen.yandex.ru/media/psyh.ru/kto ... 00ac008012
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер

Аватар пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщений: 21348
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 6946
Откуда: СССР

Re: Эксперименты и исследования

Сообщение Radugnyi » 14 окт 2019, 17:17

))

ЗИГМУНД ФРЕЙД ОТВЕТИТ НА ВСЕ ВАШИ ВОПРОСЫ КАК ПОЛУЧИТЬ ПОМОЩЬ ОТ МЭТРА ПСИХОАНАЛИЗА?


(СЕАНСЫ СПИРИТИЗМА ТУТ НИ ПРИ ЧЕМ)

Автор: Борис Зубков

Представьте, что у вас непростая личная проблема и вам не помешал бы совет мудрого человека. Как насчет самого известного психотерапевта? Что бы он вам сказал, если бы вы попросили о помощи?
Уже давно было замечено, что мы даем другим людям, оказавшимся в сложной ситуации, неплохие советы, а вот себе, как правило, не очень.

ПАРАДОКС СОЛОМОНА Это явление получило название «парадокс Соломона». По имени библейского царя, который мог справедливо и мудро рассудить кого угодно, но только не себя.

Парадокс получил подтверждение в психологических исследованиях. Это действительно оказалось так. Был получен и практический результат. Для того, чтобы узнать лучшее для себя решение, надо посмотреть на ситуацию со стороны.

ПРОВЕРЯЕМ ТЕХНОЛОГИЮ В ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Но что если это утверждение подкрепить технологиями? Испанские психологи решили проверить, как это будет работать в виртуальной реальности. Они отсканировали каждого участника эксперимента и создали виртуальное тело, максимально на него похожее. Человек, просто надев шлем, мог оказываться в кабинете психолога. Он даже видел себя в отражении зеркала, мог потрогать и убедиться, что это «действительно» он сидит за столом, с другой стороны которого – сам доктор Зигмунд Фрейд! В одном случае люди рассказывали о своей ситуации, отвечали на вопросы от Фрейда, и выслушивали его мудрые замечания, которые были предварительно записаны экспериментаторами.

КАК «ПЕРЕПРЫГНУТЬ» В ТЕЛО ФРЕЙДА?


В другом же случае участникам предстояло после обозначения проблемы «покинуть» свое тело и оказаться в теле Фрейда, видя перед собой самого себя. «Вживление в тело» сегодня – уже вполне отработанная процедура, которая занимает полминуты: вас просят касаться себя, поднимать поочередно руки и делать другие движения, одновременно наблюдая за собой в зеркало. Участникам в этой группе предстояло пять раз «перепрыгнуть» из тела в тело, ведя настоящий диалог с Фрейдом. Как вы понимаете, на самом деле они общались только сами с собой.

Каждый участник мог достаточно долго беседовать с Фрейдом. Сразу после эксперимента и через неделю ученые замерили различные характеристики участников. Выяснилось, что метод диалога самого с собой, хоть и с помощью Фрейда, более эффективен, чем другие способы решения проблем, по многим параметрам.

МЕТОД ДИАЛОГА С ФРЕЙДОМ ПОМОГАЕТ ВЫЙТИ ИЗ СЛОЖНОЙ СИТУАЦИИ

КАК ЭТО РАБОТАЕТ?


Каких результатов достигли участники столь необычного эксперимента? Смогли ли они лучше понять ситуацию, в которой находятся, справиться с проблемами?

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА


Люди стали больше разбираться в своей проблеме. Начали продуктивнее к относиться к сложной ситуации. Стали испытывать меньше стресса. Разобрались, какие изменения происходят. Смогли спрогнозировать, какие изменения должны произойти.

Дистанционирование себя, или взгляд со стороны, помогает в самых разнообразных ситуациях. Испанские ученые полагают, что именно такой метод дает возможность человеку раскрыться и добиться более объективного и рационального анализа проблемы.

Что еще важно?

При этом методе не надо воображать – человек вынужден погружаться в ситуацию, и мозг начинает воспринимать ее как реальную. При этом он получает рекомендации от кого-то, а не от копии себя, и к нему обращаются во втором лице на «ты или на вы». Это оказывается намного эффективнее для восприятия, чем когда обращение идет от первого лица («я» или «мне»).

ВЫБЕРИ СЕБЕ ГУРУ

Вживание в другой образ уже давно показывает удивительные результаты во многочисленных экспериментах. Так, во время исследования Adam & Galinsky в 2019 году участников просили решать задачи на внимание в «научном» лабораторном халате. И что вы думаете? Они гораздо лучше справлялись со сложными задачками, чем в халате маляра. А когда студенты в другом эксперименте облачались в полицейскую униформу, они сразу начинали обращать внимание на прохожих в толстовках с надетым капюшоном. В другом случае униформа была летная, что приводило к временному улучшению зрения. У людей менялось поведение в сторону доминантности, когда они надевали дорогой деловой костюм. У них поднимался уровень тестостерона, улучшались способности в проведении переговоров. Желание понять и помочь другим существенно вырастало, когда студентки надевали форму медсестры. Не удивительно, что человек, «вживаясь» в образ Фрейда, открывал в себе что-то, что стереотипично для хорошего психотерапевта. Возможно, это были наблюдательность, или эмпатия, или успокаивающая уверенность мастера своего дела. Если такой метод получит распространение, психологи смогут предлагать и другие фигуры для общения с клиентом. Не все идеализируют именно Зигмунда Фрейда. За столом напротив вас сможет оказаться и Соломон, и Будда, и любой другой авторитет.

Источник: https://www.psyh.ru/zigmund-frejd-otvet ... ntent=2019
© Наша Психология
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер

Аватар пользователя
Radugnyi
Психолог
Сообщений: 21348
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
Репутация: 6946
Откуда: СССР

Re: Эксперименты и исследования

Сообщение Radugnyi » 16 окт 2019, 19:19

ПСИХОЛОГИ ВНЕДРИЛИ ЧЕЛОВЕКУ НОВОЕ ЧУВСТВО.

МЫ ВСЕ – СВЕРХЛЮДИ?

Но это не новость. 15 лет назад ученые из Университета Оснабрюка в Германии провели потрясающий эксперимент, результаты которого не получили достойного освещения.

Немецкие психологи успешно внедрили человеку новое чувство – в прямом смысле: дали человеку нечеловеческие ощущения.


Участники эксперимента, надевая особый пояс, могли чувствовать магнитное поле Земли, в точности как птицы. На поясе располагались сенсоры, и один из них, направленный в сторону севера, вибрировал. Таким образом, человек в любой момент мог в прямом смысле почувствовать, где находится север.

Казалось бы, что с того? Но мозг за неделю учился понимать эти сигналы и интегрировать их с другими чувствами. Надевая пояс, человек на самом деле обретал еще одно, новое чувство, которое сложно описать (участники пытались).

Это чувство как-то связано с восприятием пространства, единства с окружающим миром и ощущением дома. Когда участники сдали пояс после месячного эксперимента, они обнаружили у себя ностальгию от потери чего-то ценного.

Исследователи продолжают работу и уже сделали устройство еще более интересным. Теперь можно со смартфона установить маршрут и, надев пояс, позволить ему вести вас вибрацией в нужном направлении. Это особенно полезно для слепых: с поясом они получают еще одно измерение восприятия невидимого мира для лучшего ориентирования.

Источник: https://www.psyh.ru/uchenye-otkryli-nov ... ntent=2019
© Наша Психология
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер


Вернуться в «Общая психология»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостей

cron